History of the development of the environmental movement in Russia: political aspects
Table of contents
Share
QR
Metrics
History of the development of the environmental movement in Russia: political aspects
Annotation
PII
S258770110026422-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikolai Skipin 
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAS)
Address: 51/21, Nakhimovsky Ave., 117418 Moscow, Russian Federation
Alexander Morgun
Occupation: Specialist of the 2nd category in information analysis of the Federal State Unitary Enterprise "GRChTs", Master Student of the Political Sciences of the Department of Political Science and Sociology
Affiliation: Ural Federal University (UrFU)
Address: 19, Mira Str., 620083 Ekaterinburg, Russian Federation
Edition
Abstract

This article provides a retrospective analysis of the formation of environmental policy and the formation of the "green" political movement in Russia from the 1960s until today. The study is based on the classification of the stages of development of the domestic "green" movement, proposed by O.N. Yanitsky. The authors describe four stages in the development of the domestic environmental movement: from its inception to the crisis. The purpose of the work is to supplement the proposed by Yanitsky’s classification of a new stage in the development of “green” Russia: the article shows that this stage is associated with the creation of patriotic environmental youth non-profit organizations, as well as with the subsequent actions of the authorities, who see their own promising directions in this. In conclusion, a forecast is given that the way out of the crisis of the "green" movement in Russia is associated with the need to institutionalize the movement, in particular, to create a "green" faction in the State Duma in the future.

Keywords
social movements, ecological movements, "green", patriotism, ecology, environmentalism
Received
20.03.2023
Date of publication
30.06.2023
Number of purchasers
12
Views
564
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Несмотря на то, что в общественно-политическом языке термин «инвайронментализм» появляется в 70-е годы XX века1, природоохранные инициативы встречаются в исторических документах многих стран. Первые для отечественной истории письменные документы, регулирующие отношение к природе можно отнести к XI в. Например, в своде законов «Русская правда» есть отдельные пункты, регулирующие пчеловодство, охоту на бобров и пр., а в XV-XVI веках во времена Московской Руси указами регулировалась охрана засечных лесов и водоемов вдоль южной границы государства2.
1. Назлуханов Д.В. Становление и развитие экологических идеологий: социально-философский анализ // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 9(148). – С. 476-478.

2. Островская И.М. История становления и развития природоохранной деятельности государства в дореволюционной России // Бизнес в законе. – 2012. – № 1. – С. 197-201.
2 Существенное развитие природоохранная деятельность получила во время правления Петра I. Им были изданы первые в истории развития России указы по обеспечению чистоты водоемов. Нарушивших эти указы лишали чина и подвергали их физическим наказаниям. В это же время появились первые в российской истории развития научные работы, которые содержали мысли о необходимости природоохранной деятельности.
3 После правления Петра I внимание к вопросам по улучшению экологической обстановки значительно ослабло, большая часть указов второй половины XVIII века регламентировала охрану промысловых видов животных, в том числе охоту и рыбную ловлю. В конце XIX века было принято «Положение о сбережении лесов», в соответствии с которым запрещались сплошные вырубки леса, устанавливались категории лесов, но на практике Положение не выполнялось, наблюдались бесконтрольные массовые вырубки лесов3.
3. Тяпкин М.О., Тяпкина О.А. Развитие законодательства об охране частных лесов Российской Империи во второй половине XIX в. // Известия Алтайского государственного университета. – 2016. – №4. – С. 144-149.
4 Довоенный этап развития природоохранной политики СССР связан в большей степени с преобразованием природы, чем с ее сохранением. Это обусловлено задачами, которые перед собой ставил Советский Союз в тот исторический момент – электрификация страны (План ГОЭЛРО) и проведение индустриализации4. Эти тенденции сохранялись некоторое время и после окончания Великой Отечественной войны. Например, рассматривался так называемый «Сталинский план преобразования природы», суть которого – изменение климата комплекса территорий СССР для повышения урожайности и предотвращения негативного влияния засухи и суховеев на плодородные территории5. Этот план был рассчитан до 1965 года, что в некоторой степени остановило развитие природоохранной политики в привычном ее понимании. После смерти И.В. Сталина несмотря на некоторое изменение политического курса «Кукурузная кампания» Н.С. Хрущева по существу оставалась глобальным планом преобразования природы огромных участков Советской территории.
4. Ведута Е.Н., Жиряков В.А. Государственная комиссия по электрификации России как первый опыт стратегического планирования экономики // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 85. – С. 277-295.

5. Чернов А.В. Сталинский план преобразования природы и его историческая судьба // Позиция. Философские проблемы науки и техники. – 2023. – № 19. – С. 267-274.
5 В то же время, уже в 1960-е в СССР возникают первые попытки создания природоохранных организаций. Так, важную веху в истории отечественного инвайронментализма является возникновение 13 декабря 1960 года дружины по охране природы на базе биологического факультета Московского Государственного Университета. В 1972 ведущие дружины по охране природы объединились и положили начало существованию природоохранному движению СССР – Движению Дружин по охране природы (ДДОП)6.
6. Матвеева Е.В. Экологическое движение в России: этапы становления и развития // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2010. – №3. – С. 31-39.
6 Социолог О.Н. Яницкий, исследовавший историю отечественных природоохранных организаций, связывал первый этап развития экологического движения (1960-е – начало 1980-х годов) главным образом с ДДОП. Основной деятельностью Движения Дружин была охрана окружающей среды, но помимо этого, дружинники занимались экологическим образованием, вели туристические кружки, вели экологическую пропаганду. К этому времени уже сформировалось ядро «зеленых» организаций и движений, состоявшее из представителей университетской среды7.
7. Яницкий О.Н. Фазы развития российского экологического движения // История и современность. – 2007. – №2. – С. 146.
7 Характерной чертой этого этапа является аполитичность природоохранной деятельности экологических движений. Само движение состояло из студентов, преподавателей и ученых естественных наук, в том числе и профессиональных экологов. Советское государство не занималось поддержкой ДДОП напрямую, но оно вкладывало большие средства в развитие научной инфраструктуры, которая, в свою очередь, аккумулировала большое количество творческих инициативных групп. Также развивалась система обмена международным опытом. Несмотря на то, что поездки экологических организаций за рубеж с данной целью были запрещены, однако, руководители и активисты ячеек из академической среды имели возможность участвовать в международных конференциях, что способствовало постепенной интеграции зарубежного опыта природоохранной деятельности в наши реалии.
8 Второй этап развития отечественного экологического движения связан как политическими трансформациями внутри страны, так и с политическими успехами зарубежных экологических движений. Этот этап характеризуется массовостью, новыми формами деятельности, и главным образом политизацией экологических движений и объединений. Экологические политические движения, выросшие из бывших дружинников выдвинули свой политический лозунг «У природы должны быть везде собственные люди»8. Это привело к созданию крупнейшего в стране объединения неправительственных экологических организаций – Социально-Экологического Союза. Его появление отвечало потребностям времени, послабление контроля за неправительственными общественными организациями позволило эко-активистам применялись методы публичного протеста, которые агрегировали большое количество людей. Политическая активность экологических движений стала достаточно популярной, чтобы достигать определенных результатов, так, например, активистам-экологам удалось остановить строительство Катунской ГЭС, которое по оценкам специалистов подрывает рекреационный потенциал территории и «создает предпосылки его разрушительного индустриального освоения и превращения в зону экологического бедствия»9.
8. Там же. С. 148.

9. Против Катунской ГЭС [Электронный ресурс] – URL: >>>> (Дата обращения: 07.12.2022).
9 К началу 1990-х стало оформляться «Движение за создание партии зеленых» (ДСПЗ)10. Эффективность общественно-политической активности «зеленого» движения вынудила государственные органы власти создать подконтрольное природоохранное ведомство – Государственный комитет СССР по охране природы. К этому моменту политическая структура страны еще сохраняла свою целостность, но экологические интересы уже стали пересекаться с государственными, что в условиях массовой поддержки «зеленых» организаций и движений стало вызывать некоторые опасения у государства. В странах Западной Европы участники экологических движений стали получать места в департаменты государственных учреждений и служб. Это способствовало процессам институционализации и профессионализации экологических некоммерческих организаций.
10. Коптев-Дворников В.Е., Орлов С.В., Петров В.О. История экологического движения в России: прошлое и современность // Аграрное и земельное право. – 2020. – № 2(182). – С. 43-48.
10 Начало третьего этапа развития отечественного «зеленого» движения О.Н. Яницкий связывал с распадом Советского Союза и следующими за ним реформами. В этот период складывается на первый взгляд парадоксальная ситуация: все сдерживающие юридические и политические рамки для развития «зеленого» движения перестали существовать, у экологических некоммерческих организаций появилась возможность получать финансирование из зарубежных фондов и инвесторов, но при этом сами «зеленые» теряют популярность, а движение становится не таким массовым, как на предыдущем этапе. Было несколько причин у такого развития событий: во-первых, распад СССР обнажил многие более значимые социальные проблемы, чем защита окружающей среды; во-вторых, добровольческий характер участия во многих «зеленых» организациях, который был преимуществом на предыдущих этапах – стал минусом из-за отсутствия каких-либо обязательств у участников перед «зеленым» движением; в-третьих, экологическое движение стало политическим, что отразилось на его целях и задачах; в-четвертых, увеличение доли иностранных средств в экологических организациях не способствовало увеличению доли патриотично настроенных участников (во многом поэтому объясняется высокая вовлеченность «зеленых» в протестные акции, направленные против советской увядающей власти).
11 Четвертый этап развития «зеленого» движения в нашей стране (после 1993 г.) знаменуется тем, что после распада СССР, российские экологические некоммерческие организации были предоставлены сами себе из-за обострения более важных для общества проблем. Практики фандрайзинга уже применявшиеся ранее ограниченным кругом экологических организаций, нашли повсеместное применение на данном этапе. Многие организации переориентировались на взаимодействие с местным населением. Более крупные – рассредоточились по конкретным направлениям экологической деятельности: движение против ввоза радиоактивных отходов, строительства ГЭС и т.д. В это время значительную поддержку отечественным природоохранным организациям оказали международные организации. В условиях новой политической обстановки в России они открывали свои международные представительства. Так, в 1992 г. появился Гринпис России11 (в мае 2023 года Гринпис признан нежелательной организацией на территории РФ), а уже спустя два года своим представительством в России обзавелся Всемирный фонд дикой природы12 (в марте 2023 года организация признана иностранным агентом на территории РФ).
11. Экологическая организация «Гринпис». Справка // Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс] – URL: >>>> (Дата обращения: 15.12.2022).

12. Всемирный фонд дикой природы (WWF). Справка. // Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс] – URL: >>>> (Дата обращения: 15.12.2022). (организация признана иностранным агентом на территории РФ)
12 Регионализация страны поставила экологические некоммерческие организации в условия взаимодействия с региональными властями. Для продолжения своей деятельности экологические организации адаптировались к новым реалиям за счет профессионализации и бюрократизации своей деятельности. Это значительно повышало их шансы на получение доступа к экономическим и политическим ресурсам. Перенимая стратегии других политических организаций и движений, экологическое движение становятся рыночно-ориентированными. Отношения же между властными структурами и экологическими общественниками отличались крайней нестабильностью, так как зачастую они не рассматривались официальными структурами как равноценные партнеры в осуществлении экологической политики.
13 Профессионализация природоохранных организаций давала одну из немногих возможностей воздействовать на политику государства. Овладение официальным инструментарием позволило осуществить попытку проведения Всероссийского экологического референдума в 2000 г. Инициативы были за восстановление Госкомэкологии и отказ от ввоза ядерных отходов. Экологическому движению удалось собрать 2,5 млн. подписей вместо требуемых 2, но ЦИК России обнаружил фальсификацию 600 тысяч из них. Таким образом, в силу недостаточного количества подписей в проведении референдума было отказано. Верховный Суд РФ оставил данное решение в силе, хотя многие посчитали его крайне сомнительным13.
13. Яницкий О.Н. Фазы развития российского экологического движения // История и современность. – 2007. – №2. – С. 151.
14 Экологическому движению удалось стать профессиональным, но не массовым. Это подтверждают данные исследования World Values Survey14. Если в 1990-е гг. членство в экологических организациях равнялось 5,2 % в исследуемых 56 странах, в России сопоставимое число составляло 1,7 % в 1990 г. и 0,7 % в 1999 г. Из этой статистики следует сделать вывод, что в период советской государственности, вовлеченность граждан была в два раза больше, чем в России. Однако в 1990-е гг. социальный капитал экологических организаций представлял собой преимущественно выходцев из ДДОП. Всего спустя десятилетие экологические организации радикально изменились как по структуре, так и по реализуемым задачам, став значительно автономнее в своей деятельности.
14. Dalton R.J. The Greening of the Globe? Cross-national Levels of Environmental Group Membership // Environmental Politics. – 2005. – №14 (4). – Р. 441-459.
15 Продолжались также попытки сформировать полноценную российскую партию «зеленых» по аналогии с европейскими. Так, в ноябре 1994 года на съезде в Екатеринбурге движение КЕДР было преобразовано в партию. Оппозиционной по своей сущности она никогда не являлась, предпочитая выражать лояльность власти. В таком формате ей удалось просуществовать недолго, потому что уже в 2002 г. партия осуществила перерегистрацию под названием «Зеленые». Сама необходимость такой организационно-правовой формы как политическая партия была необходима для того, чтобы обеспечить напрямую свое представительство в парламенте. Предыдущие формы участия стали неэффективны в силу изменения избирательной системы в пользу применения пропорциональной системы представительства. Тем самым, была ликвидирована возможность выдвигать кандидатов в депутаты в одномандатных округах. Однако как показал дальнейший опыт, «зеленые» политические партии не рассматривались электоратом всерьез, поэтому они были вынуждены чаще всего вступать в другие крупные политические партии. Примеры «озеленения» таких партий, как «ЛДПР» и «Яблоко» наглядно демонстрируют это.
16 Так, одним из «лиц» партии «Яблоко» на выборах в Государственную Думу I и II созывов была оренбургский эколог-активист, кандидат юридических наук в области экологического права Злотникова Тамара Владимировна, деятельность которой в области экологии нашла признание на федеральном уровне (была назначена председателем Комитета Государственной Думы по экологии в Думе II созыва). Кроме того, уже в предвыборной платформе 1993 года блока «Явлинский-Болдырев-Лукин» присутствует глава, посвященная экологической политике15, получившая развитие в программе 2001 года в главе «Охрана окружающей среды»16.
15. Предвыборная платформа [Электронный ресурс] – URL: >>>> (Дата обращения: 26.04.2023).

16. Предвыборная программа партии «Яблоко» [Электронный ресурс] – URL: >>>> (Дата обращения: 26.06.2023).
17 Еще нагляднее выглядит пример «озеленения» партии «ЛДПР». В программе партии в 1993 экологическая повестка не поднималась в каком-либо значимом виде, тогда как программа 2001 года уже содержит абстрактные тезисы, связанные с экологической повесткой17, а в программе партии 2021 года есть вполне конкретные пункты, посвященные вопросам экологии18. При этом, контент-анализ предвыборных программ партий на выборах в Государственную Думу 2011 года показывает, что программа партии «Яблоко» содержит 6 упоминаний темы охраны окружающей среды, тогда как программа партии «ЛДПР» содержит 9 упоминаний этой темы19.
17. Программа Либерально-демократической партии России [Электронный ресурс] – URL: >>>> (Дата обращения: 26.04.2023).

18. Программа ЛДПР [Электронный ресурс] – URL: >>>> (Дата обращения: 26.04.2023).

19. Ганжа Н.С., Юрьев К.П. Вовлеченность молодежных крыльев парламентских политических партий Российской Федерации в современную экологическую повестку // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2023. Т. 44. С. 21–29. >>>>
18 Необходимо отметить, что экологические организации постоянно расширяли направления своей деятельности, спровоцировав значительную дифференциацию своей деятельности. Поэтому для поддержания качественной коммуникации между собой они распространили практику создания экологических сообществ. К настоящему времени мы можем наблюдать два явных проявления такого типа сообществ: «Зеленое содружество» и Конструктивно-экологическое движение «Кедр».
19 Сегодня можно увидеть некоторые изменения в развитии экологических организаций. Исторически сложилось, что экологическое движение еще со времен СССР – это общественное движение молодежи. Но если на первом и втором этапе развития экологических движений такая особенность не имела никакого политического значения (в силу аполитичности движения), то на третьем этапе это было скорее минусом, чем плюсом для самого движения. Молодежь как сообщество не имела политического веса, а само экологическое движение превратилось в общественно-политическое. Сегодня же молодежь – важный общественно-политический ресурс, «руководство страны уделяет особое внимание молодежи и созданию условий для ее саморазвития и самореализации»20. Кроме того, экологическое движение в большинстве своем – это патриотическое движение21, акцентируя внимание на проблемах бережного отношения к природе экологические мероприятия опираются на региональный патриотизм, улучшают условия для развития регионального туризма, а урбанистическое движение, берущее свое начало из экологического – борется за преображение конкретных городских пространств. Экологическое движение, не меняя своей «молодежной» и патриотической природы, оказалось в благоприятных условиях.
20. Селезнева А.В., Зиненко В.Е. Молодежная политика как фактор формирования гражданского самосознания российской молодежи: политико-психологический анализ // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 87. – С. 96-104.

21. Алихаджиева А.С. Экология и патриотизм: современный взгляд, вызовы, пути решения // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 62–68.
20 На эти особенности не могло не обратить руководство страны. Так, в конце 2022 года президент Российской Федерации поручил подготовить администрации президента совместно с Росмолодежью предложения по созданию всероссийского молодежного экологического движения22. На наш взгляд, развитие отечественного экологического движения начинает новый этап, связанный с интеграцией экологических организаций и государства. Развитие этого процесса может привести к появлению «зеленой» политической партии, которая в силу своей связи с государством сможет стать одной из фракций Государственной Думы. Кроме того, как уже указывалось выше, крупным международным «зеленым» движениям усложняются условия для развития в виде объявления их нежелательными организациями или иностранными агентами. Для «проправительственных» и патриотических «зеленых» молодежных организаций такие условия являются наиболее благоприятными.
22. Перечень поручений по итогам встречи Президента с участниками молодежного экологического форума «Экосистема. Заповедный край» // Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс] – URL: >>>> (Дата обращения: 15.12.2022).
21 Подводя итоги, стоит отметить, что активное развитие отечественное экологическое движение получило существенный импульс во второй половине XX века, выйдя из академической среды. Этот первый этап был длительным (1960-е – 1980-е гг.) и характеризовался аполитичностью самого движения. Второй этап пришелся на правление М.С. Горбачева и связан с политизацией движения. Третий – кризисный – этап пришелся на распад СССР и его особенностью стало снижение популярности экологического движения и протестность против советской власти. Четвертый этап начался вместе с историей современной России и характеризуется тем, что само движение профессионализировалось, обрело юридические формы, от некоммерческих организаций до партий, сформировало сообщества, но так и не смогло стать значимой политической силой. Последнее время экологическому движению стало уделяться внимание руководства страны, поэтому на наш взгляд, после создания всероссийского молодежного экологического движения можно говорить о начале пятого этапа развития экологических движений России. Характерной особенностью данного этапа должно стать объединение «зеленых» России в политическую партию, которая сможет стать одной из фракций Государственной Думы.
22 Для такого развития событий сейчас формируются предпосылки. На рост популярности экологических партий влияют несколько факторов: тревога о состоянии окружающей среды, рост числа новых общественных движений, увеличение численности «среднего класса», появление поколения с постматериалистическими ценностями, «подходящая» электоральная и институциональная системы​​23.
23. Carter N. The politics of the environment : Ideas, activism, policy // Cambridge etc. : Cambridge univ. press, 2001.
23 Так, если говорить об уровне экологической тревожности, то согласно данным «Фонда общественного мнения» к концу 2021 года 37% россиян испытывают тревогу за состояние окружающей среды24, тогда как информационное агентство Bloomberg в октябре того же года опубликовало результаты исследования российской молодежи: по их данным, уровень экологической тревожности выше среди молодого населения страны еще выше (65%)25. Также рост озабоченностью об окружающей среде отмечают и отечественные исследователи: «Экологические проблемы общества начинают в значимой мере восприниматься российскими гражданами как осознаваемая угроза благополучию, возникают предпосылки для активного участия людей в решении экологических проблем настоящего и будущего»26.
24. Экология: общая ситуация и острые проблемы [Электронный ресурс] – URL: >>>> (Дата обращения: 26.04.2023).

25. Young Russians, Saudis Less Worried About Climate Than Adults [Электронный ресурс] – URL: >>>> (Дата обращения: 26.04.2023).

26. Великая Н.М., Новоженина О.П. Экологические угрозы как фактор экологизации общественного сознания // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2022. – Т. 15, № 4. – С. 224.
24 Отечественные исследователи отмечают и другой важный аспект, что «в отношении ценностей материализма и постматериализма за последнее десятилетие наблюдается выраженное движение предпочтений молодежи в сторону последних»27. Это говорит о том, что российское общество приближается (или, по крайней мере, мы можем констатировать, что есть такая тенденция) к появлению поколения с постматериалистическими ценностями.
27. Селезнева А.В., Антонов Д.Е. Ценностные основания гражданского самосознания российской молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2020. – № 58. – С. 233.
25 Эти два фактора могут быть ключевыми при формировании новой «зеленой» политической силы в России, учитывая вышеупомянутые интенции действующей власти к организации молодежных экологических движений в единую структуру.

References

1. Alihadzhieva A.S. Ekologiya i patriotizm: sovremennyj vzglyad, vyzovy, puti resheniya // Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta. 2023. № 1 (94). S. 62–68.

2. Veduta E.N., ZHiryakov V.A. Gosudarstvennaya komissiya po elektrifikacii Rossii kak pervyj opyt strategicheskogo planirovaniya ekonomiki // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. – 2021. – № 85. – S. 277-295.

3. Velikaya N.M., Novozhenina O.P. Ekologicheskie ugrozy kak faktor ekologizacii obshchestvennogo soznaniya // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. – 2022. – T. 15, № 4. – S. 209-227. – DOI 10.15838/esc.2022.4.82.13.

4. Vsemirnyj fond dikoj prirody (WWF). Spravka. // Setevoe izdanie «RIA Novosti» [Elektronnyj resurs] – URL: https://ria.ru/20081115/155224818.html (Data obrashcheniya: 15.12.2022). (organizaciya priznana inostrannym agentom na territorii RF)

5. Ganzha N.S., YUr'ev K.P. Vovlechennost' molodezhnyh kryl'ev parlamentskih politicheskih partij Rossijskoj Federacii v sovremennuyu ekologicheskuyu povestku // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Politologiya. Religiovedenie. 2023. T. 44. S. 21–29. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.44.21

6. Koptev-Dvornikov V.E., Orlov S.V., Petrov V.O. Istoriya ekologicheskogo dvizheniya v Rossii: proshloe i sovremennost' // Agrarnoe i zemel'noe pravo. – 2020. – № 2(182). – S. 43-48.

7. Matveeva E.V. Ekologicheskoe dvizhenie v Rossii: etapy stanovleniya i razvitiya // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Politologiya. – 2010. – №3. – S. 31-39.

8. Nazluhanov D.V. Stanovlenie i razvitie ekologicheskih ideologij: social'no-filosofskij analiz // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. – 2020. – № 9(148). – S. 476-478.

9. Ostrovskaya I.M. Istoriya stanovleniya i razvitiya prirodoohrannoj deyatel'nosti gosudarstva v dorevolyucionnoj Rossii // Biznes v zakone. – 2012. – № 1. – S. 197-201.

10. Perechen' poruchenij po itogam vstrechi Prezidenta s uchastnikami molodezhnogo ekologicheskogo foruma «Ekosistema. Zapovednyj kraj» // Oficial'nye setevye resursy Prezidenta Rossii [Elektronnyj resurs] – URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/69791 (Data obrashcheniya: 15.12.2022).

11. Predvybornaya platforma [Elektronnyj resurs] – URL: https://www.yabloko.ru/Union/Program/prog-93.html (Data obrashcheniya: 26.06.2023).

12. Programma Liberal'no-demokraticheskoj partii Rossii [Elektronnyj resurs] – URL: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/programmaldpr.doc (Data obrashcheniya: 26.06.2023).

13. Programma LDPR [Elektronnyj resurs] – URL: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/programma-ldpr-prinyataya-hhhiii-sezdom-ldpr-25-06-2021.pdf (Data obrashcheniya: 26.06.2023).

14. Protiv Katunskoj GES [Elektronnyj resurs] – URL: https://altapress.ru/zhizn/story/protiv-katunskoy-ges-6774 (Data obrashcheniya: 07.12.2022).

15. Selezneva A.V., Antonov D.E. Cennostnye osnovaniya grazhdanskogo samosoznaniya rossijskoj molodezhi // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. – 2020. – № 58. – S. 227-241. – DOI 10.17223/1998863X/58/21.

16. Selezneva A.V., Zinenko V.E. Molodezhnaya politika kak faktor formirovaniya grazhdanskogo samosoznaniya rossijskoj molodezhi: politiko-psihologicheskij analiz // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. – 2021. – № 87. – S. 96-104.

17. Tyapkin M.O., Tyapkina O.A. Razvitie zakonodatel'stva ob ohrane chastnyh lesov Rossijskoj Imperii vo vtoroj polovine XIX v. // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2016. – №4. – S. 144-149.

18. CHernov A.V. Stalinskij plan preobrazovaniya prirody i ego istoricheskaya sud'ba // Poziciya. Filosofskie problemy nauki i tekhniki. – 2023. – № 19. – S. 267-274.

19. Ekologicheskaya organizaciya «Grinpis». Spravka // Setevoe izdanie «RIA Novosti» [Elektronnyj resurs] – URL: https://ria.ru/20110915/436672615.html (Data obrashcheniya: 15.12.2022).

20. Ekologiya: obshchaya situaciya i ostrye problemy [Elektronnyj resurs] – URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14659 (Data obrashcheniya: 26.06.2023).

21. YAbloko, predvybornaya programma [Elektronnyj resurs] – URL: http://www.panorama.ru/works/vybory/party/p-yab.html (Data obrashcheniya: 26.06.2023).

22. YAnickij O.N. Fazy razvitiya rossijskogo ekologicheskogo dvizheniya // Istoriya i sovremennost'. – 2007. – №2. – S. 145-152.

23. Carter N. The politics of the environment : Ideas, activism, policy // Cambridge etc. : Cambridge univ. press. – 2001.

24. Dalton R.J. The Greening of the Globe? Cross-national Levels of Environmental Group Membership // Environmental Politics. – 2005. – №14 (4). – R. 441-459.

25. Young Russians, Saudis Less Worried About Climate Than Adults [Elektronnyj resurs] – URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-10-25/young-russians-saudis-less-worried-about-climate-than-adults?srnd=premium-europe (Data obrashcheniya: 26.06.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate