Skepticism about elections, reflections on the history of mutual (mis)understanding of Russia and the USA, the "Suffering Middle Ages" without memes: an overview of book novelties
Table of contents
Share
QR
Metrics
Skepticism about elections, reflections on the history of mutual (mis)understanding of Russia and the USA, the "Suffering Middle Ages" without memes: an overview of book novelties
Annotation
PII
S258770110000029-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Veronika Sharova 
Affiliation: Researcher, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Department of Philosophy of Russian History
Address: 109240, Russian Federation, Moscow, Goncharnaya Str. 12/1
Edition
Abstract
Reviews of new books on history, political philosophy and political theory. In this issue of «Полилог/Polylogos» we publish reviews about the books of the modern Belgian historian and writer David Van Reybruk; the Russian historian and publicist Ivan Kurylla, and also about the book that has already become a best-seller of this year: "The Suffering Middle Ages: The Paradoxes of Christian Iconography" by Mikhail Mayzulz, Sergei Zotov and Dilshat Harman.
Keywords
books, reviews, history, philosophy, politics, Middle Ages, elections, Russia, USA
Received
28.05.2018
Date of publication
05.06.2018
Number of purchasers
14
Views
4314
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Дэвид Ван Рейбрук. Против выборов. М.: Ad Marginem, Гараж. 2018
2 Сам факт наличия института выборов в современных политических системах – скорее правило, нежели исключение. Разнообразие практических вариантов заставляет теоретиков размышлять о качестве исследуемого материала, преимущественно в сравнительном ключе: всё упирается, таким образом, в установление критериев, позволяющих отличить «хорошие» выборы от «плохих», «честные» от «нечестных», ну и так далее – эмпирических данных более  чем достаточно. Бельгийский историк и писатель Дэвид Ван Рейбрук пошел по иному пути – пути своеобразной интеллектуальной деконструкции самого предмета. Прежде всего, такого его аспекта, как соотношение наличия выборов с наличием демократии. Если привычный анализ структур и функций не даёт внятного ответа на вопрос – что же происходит с современным миром политики? – то к чему еще мы можем обратиться?
3 «С демократией происходит нечто странное: кажется, что все к ней стремятся, но никто в нее уже не верит», констатирует Ван Рейбрук. Без убедительного подкрепления фактами это могло бы быть лишь очередной броской фразой публициста; однако с данными и цифрами в «Против выборов» всё в порядке. Демократия за последние десятилетия завоевала прочное место в сердцах большинства населения планеты (почти 92% голосов в её пользу по итогам опроса 73 тысяч человек из 57 стран, представлявших около 85% мирового населения в середине 2010-х годов), но при этом она, очевидно, обладает слабым мотивирующим потенциалом. Ван Рейбрук обращает внимание на рост настроений, которые политологи более-менее солидарным образом окрестили «популистскими». Не то, чтобы популизм не нуждался в институциональном подкреплении своей легитимности – но могут ли выборы, сочетающиеся с подобным типом политической культуры, считаться подлинно демократическими? Эти вопросы, как нам представляются, интересуют российского читателя. Книга вышла в нужное время.
4 «Складывается впечатление, что людям нравится лишь сама идея демократии, а не ее практическая реализация, во всяком случае не в ее современном виде», размышляет бельгийский историк, вспоминающий формулу общественного мнения, которая могла бы быть девизом шестидесятых: «апатия и доверие». «Сегодня он звучит иначе: воодушевление и недоверие. Неспокойные нынче времена»…
5 Иван Курилла. Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США. М.: Новое литературное обозрение, 2018
6 Книга историка и публициста Ивана Куриллы – по умыслу ли издателя или по совпадению – вышла в свет ровно во времени: мало какой сюжет в политической повестке сейчас собирает такое количество самых разнообразных мнений, как обострение (можно без преувеличения добавить, очередное) российско-американских отношений. Написана она, впрочем, не по горячим следам изменчивой политической конъюнктуры: по словам автора, книга «выросла из моих научных интересов, но не является монографией, ее содержание – не только результат моих научных изысканий, но и пересказ историй, найденных коллегами, российскими и американскими… Исходным пунктом этой работы стало осознание того факта, что мы – русские и американцы – плохо представляем себе, насколько сильно переплелись наши пути, насколько близки Россия и Америка даже в том, что нас разделяет».
7 Первые ассоциации, которые приходят в голову при упоминании российско-американских отношений, скорее, всего, будут крутиться вокруг холодной войны, гонки вооружений, «оттепели», «империи зла» и подобных крупных геополитических и военно-политических моментов истории. Заслуга Куриллы состоит, в первую очередь, в том, что он смещает этот привычный фокус, делая акцент не на том, что разделяет две страны, а на то, что заставляет нас подспудно ощущать сходство – пусть не государств, но народов. Экономические, технические и культурные связи России и США насчитывают уже не первый век, и «донные наслоения», пользуясь метафорой автора, тут формируют пласт общей исторической памяти. «Взаимодействие России и США интереснее всего исследовать с помощью конструктивистского подхода; ведь две страны долго привлекали внимание друг друга, каждая играла для партнера роль «значимого Другого», то есть такого общества, сравнение с которым помогало понять себя», отмечает автор в предисловии к книге. Текст представляет собою, скорее, набор историй, чем связное повествование, но историй презанимательных: русский царевич, ставший королем Марди-Гра в Новом Орлеане; дипломат, прославившийся в Америке как драматург и литератор; появление на выставке в США точной копии станции метро «Маяковская» и прочее – читатель легко перемещается от сюжета к сюжету, и из этих отдельных мазков складывается общая красочная картина истории с эпохи Просвещения до наших дней.
8 Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. М.: АСТ, 2018
9 Нечасто на полках книжных магазинов появляются издания, которые сочетали бы в себе признаки серьезного научного исследования и настоящего бестселлера. Первый тираж «Страдающего средневековья» полностью разошелся в считанные недели. Неудивительно: книга приобрела популярность задолго до того как была опубликована и даже – до того, как, собственно, была написана: её «прародитель», одноименный паблик, по-прежнему жив и здравствует. Книга, конечно, не стала сборником интернет-мемов – читатель, взяв в руки солидный том, обретет полноценное научно-популярное (с акцентом на «научно») издание, посвященное средневековой христианской иконографии. Авторы книги – историки-медиевисты Михаил Майзульс, Сергей Зотов и Дильшат Харман – постарались (и, на наш взгляд, преуспели) не просто объяснить современному читателю многочисленные парадоксы средневекового видения мира и веры, но и позволить ему вжиться в контекст, без минимального знания о котором совершенно невозможно понять – почему Моисей часто изображался рогатым, откуда на полях священных текстов бытовые, а то и откровенно фривольные сюжеты, как появилась трехголовая Троица и как менялся канон христианских изображений в целом, и так далее.
10 По прочтении иной читатель придет к выводу о том, что человек (во всяком случае, европеец, а значит, и наш соотечественник) ничуть не эволюционировал за последнюю добрую тысячу лет. В сущности, источником «Страдающего средневековья» и стала подобная идея. При этом книга счастливо избегает того, что авторы обозначают как «средневековый презентизм»: наивное осовременивание сюжетов и явлений, о которых у авторов миниатюр и маргиналий попросту не было достаточного объема информации: её нехватка компенсировалась эмоциональным состоянием, чувством вовлеченности в события далёкие или вовсе никогда не происходившие в действительности. Сегодня, когда и фактических сведений, и интерпретаций исследователей порой в избытке, сопереживать человеку Средневековья, смеяться и, разумеется, страдать вместе с ним – дело ничуть не более сложное. И чрезвычайно увлекательное.

References



Additional sources and materials

1. Djevid Van Rejbruk. Protiv vyborov.  M.: Ad Marginem, Garazh. 2018 - 200 s.

2. Ivan Kurilla. Zakljatye druz'ja. Istorija mnenij, fantazij, kontaktov, vzaimo(ne)ponimanija Rossii i SShA. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2018 - 424 s.

3. Sergej Zotov, Mihail Majzul's, Dil'shat Harman. Stradajushhee Srednevekov'e. Paradoksy hristianskoj ikonografii. M.: AST, 2018 - 416 s.

Comments

No posts found

Write a review
Translate