The "traditional" as a function: possibilities of application to the empirical study of values and meanings
Table of contents
Share
QR
Metrics
The "traditional" as a function: possibilities of application to the empirical study of values and meanings
Annotation
PII
S258770110030576-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Antonina Selezneva 
Occupation: Doctor of Political Science, Associate Professor of the Department of Sociology and Psychology of Politics, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University; Head of the Laboratory of Experimental Political and Psychological Research, Chely
Affiliation:
Lomonosov Moscow State University
Chelyabinsk State University
Address: 1, Leninskie Gory, 119234 Moscow, Russian Federation; 129, Bratiev Kashirinykh str., 454001 Chelyabinsk, Russian Federation
Nikolai Skipin
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAS)
Address: 51/21, Nakhimovsky Ave., 117418 Moscow, Russian Federation
Edition
Abstract

In this article the authors attempt to conceptualize "traditional" and "traditional values" as scientific categories. The main research focus is on the content of the categories under consideration, and attention is also paid to different approaches to the empirical study of traditional and traditional values. The authors come to the conclusion that "traditional" should be considered within the framework of the functional approach. This helps to get rid of the ideological load on the "traditional", which removes the problem of the lack of specific non-speculative criteria for including something in the "traditional". In addition, the functional approach allows us to see the socially unifying function in the category under study, which allows us to understand "traditional" as something that fulfills the function of continuity, unification and preservation of culture and reproduction of identity in the temporal plane.

Keywords
tradition, traditionalism, modernization, functional approach, values, identity
Received
11.05.2024
Date of publication
11.08.2024
Number of purchasers
1
Views
112
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение
2 Определение ценностных оснований развития нашей страны в рамках культурно-цивилизационной парадигмы с научной точки зрения предполагает, прежде всего, выбор соответствующего термина. Ценности определенного общества и государства часто обозначаются категорией «национальные», которые могут быть репрезентированы в виде национальной идеи или государственной идеологии, предметно воплощены в нормативных актах (Конституциях, стратегиях, доктринах) и публично представлены в выступлениях национальных лидеров или иных политических деятелей. Такая категоризация вполне оправдана и позволяет решать определенные научные и практические политические задачи. Однако при таком подходе зачастую происходит смещение акцента в понимании нации на ее этническую составляющую. При этом наше общество, даже при численном и духовно-политическом преобладании русского народа, по своему этническому составу очень разнообразно1, а формирование скрепляющих его ценностей и смыслов происходило в процессе исторического становления и развития государственности. Наиболее релевантным с этой точки зрения представляется обозначение ценностных оснований цивилизационного развития страны, российского мировоззрения и менталитета, отечественной политической культуры термином «традиционные».
1. Напомним, что по переписи населения 2020 г. русские составляли 80,85% от всего населения Российской Федерации, всего же, по данным этой же переписи, в России сегодня проживает более 190 народов. См.: Итоги ВПН‑2020. Том 5 Национальный состав и владение языками. [Электронный ресурс] URL: >>>> yazykami (дата обращения: 16.03.2024).
3 В условиях современных глобальных вызовов апелляция к понятию «традиционные ценности» с призывом их «укрепления» происходит на самом высоком общественно-политическом уровне нашей страны2. Кроме того, востребованность тематики традиционных ценностей в научных исследованиях можно обнаружить беглым научно-библиографическим анализом: в системе eLibrary на середину ноября 2023 года научных публикаций, опубликованных и размещенных на сайте в 2022-2023 гг. со словосочетанием «традиционные ценности» в названии или ключевых словах оказалось более 800, при том, что всего таких публикаций (самые ранние из которых датированы 1994 годом) – 21553. Т.е. за неполные 2 года отечественные ученые опубликовали около 60% научных работ, посвященных проблеме традиционных ценностей, от числа исследований по той же теме до 2022 года. При этом, работ, очерчивающих понятийные границы «традиционных ценностей», несоразмерно меньше, чем публикаций, где традиционные ценности выступают в качестве предмета эмпирического изучения.
2. Путин призвал укреплять традиционные ценности в России // РИА Новости [Электронный ресурс] URL: >>>> html (дата обращения: 16.03.2024).

3. Научная электронная библиотека eLibrary.ru [Электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения: 16.03.2024).
4 Актуальность концептуального осмысления «традиционного» и «традиционных ценностей» определяется еще и практическими политическими вопросами, поскольку от выбранного подхода к их пониманию зависит идеологическая нейтральность исследования. Придание дополнительных значений и определенный коннотаций «традиционным ценностям» может приводит к идеологизации исследования, которое по формальным признакам может быть описано как научное, но при этом являться политическим высказыванием, мешающим изучению «традиционного» как такового (см. напр. исследование российской политики по сохранению «традиционных ценностей» как «политической гомофобии»4). Это особенно актуально сегодня, когда категория «традиций» активно используется разными акторами в политических целях5.
4. Edenborg, E. (2018). Homophobia as Geopolitics: ‘Traditional Values’ and the Negotiation of Russia’s Place in the World. In: Mulholland, J., Montagna, N., Sanders-McDonagh, E. (eds) Gendering Nationalism. Palgrave Macmillan, Cham. >>>>

5. Каспэ С. И. В этом шкафу много скелетов: политическое использование традиции в современной России // Социологическое обозрение. 2022. Т. 21. № 1. С. 9–37.
5 Все это заставляет обратиться к осмыслению «традиционных ценностей» как научной категории, ее содержательного наполнения и подходов к эмпирическому исследованию.
6 Традиционное – как производное от традиции
7 Определение сущности традиционных ценностей в современной науке происходит со смысловой опорой на понятия «традиции» и «традиционализм», которые обозначают связь настоящего и будущего с прошлым, актуализируют значимость культурного наследия и необходимость его сохранения и передачи из поколения в поколение6.
6. Традиции и инновации в современной России: Социологический анализ взаимодействия и динамики / Под ред. А. Б. Гофмана. М., 2008.
8 «Традиция» – богатая на дефиниции категория, присутствующая во всем спектре гуманитарных и общественных наук. Традиция является первым явлением, к которому необходимо обратиться, при определении «традиционного». Множественные трактовки «традиции» в научной литературе можно объединить в три большие группы7.
7. Трегулова Н.П. Становление дефиниции "традиция": интегративный подход // Достижения науки и образования. – 2021. – № 3(75). – С. 112-116.
9 Первую группу составляют функциональные дефиниции «традиции», которые фокусируются на межпоколенческой трансляции идей и ценностей. В этом смысле традиция – воспроизводящийся элемент культуры, несущий функцию преемственности, объединения и сохранения идентичности во временной плоскости. В связи с этим необходимо разделять понятия «традиция» и «обычай», поскольку последнее проявляется в формировании простых стереотипных привычек, а первое «формирует сложные привычки – определенную направленность поведения, лишенную автоматизма и борьбы мотивов»8.
8. Суханов И.В. Обычаи, традиции и обряды как социальные явления / И.В. Суханов. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. С.18.
10 Вторую группу определений «традиции» Н.П. Трегулова называет «объектной», т.к. в них акцент смещается на «сущность передаваемых ценностей»9. Здесь «традиция» выступает определенной рамкой, или, в некотором смысле, оптикой, используя которую можно отделить «традиционное общество» от другого – «не-традиционного» («техногенного»10, «открытого»11 и пр.). Традиция в таком понимании содержит в себе определенную ценность (или набор ценностей), чье воспроизводство и делает общество «традиционным» или «не-традиционным».
9. Трегулова Н.П. Становление дефиниции "традиция": интегративный подход // Достижения науки и образования. – 2021. – № 3(75). – С. 115.

10. Степин В.С. Стратегии цивилизационного развития и проблема ценностей // Россия и современный мир. – 2003. – № 1(38). – С. 5-18.

11. Popper K.R. The Open Society and its Enemies. Princeton and Oxford: Princeton University Press; 2013.
11 К третьей группе Н.П. Трегулова относит определения, в центре которых находится отношение к «ценностям того поколения, которому они передаются»12.
12. Трегулова Н. П. Становление дефиниции «традиция»: интегративный подход // Достижения науки и образования. 2021. № 3(75). С. 115.
12 Последние две группы определений «традиции» сложно назвать идеологически нейтральными. Если определения первой группы, фокусируясь на функциях, описывают ценности как механизм, способ воспроизводства и сохранения идентичности социальной группы (и здесь возникает возможность говорить о национальных, народных, цивилизационных, корпоративных и пр. ценностях), то дефиниции второй и третьей группы в некотором смысле «искажены» контекстом или определенным отношением к содержанию «традиции» и не направлены на процесс «интеграции» (в народ, нацию, цивилизацию), а скорее наоборот – разделяют (на архаичное и современное, традиционное и техногенное, закрытое и открытое и т.п.) или являются политическим инструментом: «отношение к традиции со времен Просвещения коррелирует с устремлениями политических элит. Если до этого легитимность традиционной власти (монархии) “черпалась” из прошлого, то теперь власть, пришедшая революционным путем, предавала ее забвению»13.
13. Бочаров В.В. Традиционализм в востоковедческом измерении // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. – 2023. – Т. 15, № 1. – С. 9. – DOI 10.21638/spbu13.2023.101.
13 Все три представленных выше подхода к пониманию сущности традиции имеют право на существование и обладают определенным методологическим потенциалом – они вполне оправданно могут быть использованы для решения разных исследовательских задач в рамках разных предметных областей. Так, для проведения сравнительного анализа политических сообществ или социальных групп вполне адекватно могут быть использованы второй и третий подходы. Тогда как для изучения исторически обусловленных процессов развития определенного государства и общества наиболее удачным и перспективным видится функциональное определение категории «традиция». В таком случае, определение традиционных ценностей от ценностей вообще логичнее производить по функциональному признаку.
14 Традиционные ценности как социально-объединяющая основа
15 В истории философской мысли можно найти попытки функционального понимания «традиции». Наиболее значимыми на наш взгляд можно назвать определения философов Г. Гегеля и Х.-Г. Гадамера. Не смотря на то, что оба мыслителя – представители немецкой философии, они давали едва ли не диаметрально противоположные объяснения функции «традиции». Г. Гегель диалектически смотрел на это явление, замечая противоречивый характер его сущности и, соответственно, функции, а также показывая, что традиция – это то, что имеет развитие, хоть это развитие и детерминировано основаниями: «традиция не есть лишь домоправительница, которая верно оберегает полученное ею и, таким образом, сохраняет его для потомков… Традиция не есть неподвижная статуя: она живая и растет подобно могучему потоку, который тем больше расширяется, чем дальше он отходит от своего истока»14. Х.-Г. Гадамер в свою очередь делал основной акцент на охранительной функции этого сложного явления: «традиция – это сохранение того, что есть, сохранение, осуществляющееся при любых исторических переменах»15.
14. Гегель Г. Собр. соч. в 14 т. Т. 9. / Г. Гегель. – М.: Партийное изд-во, 1932. – С. 10.

15. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – С. 334.
16 Таким образом, можно отметить две функции, которые увидели немецкие мыслители: преемственность, позволяющую сохранять и воспроизводить конкретный социокультурный объект (Х.-Г. Гадамер) и изменчивость, позволяющую говорить об эволюционном характере традиции и развитии конкретного социокультурного объекта в ее рамках (Г. Гегель).
17 Обе эти функции в своем диалектическом взаимодействии позволяют обозначить наличие третьей категории-функции, являющейся результатом их единства и борьбы. Такой функцией традиции является «адаптация». Адаптация в широком смысле является способом приспособления к изменениям условий существования объекта. В процессе адаптации у объекта естественным образом происходит изменение некоторых элементов его структуры, но остальная (и, можно сказать, сущностная) часть структуры остается неизменной. То есть, определенным образом видоизменяясь, объект сохраняет свою «природу» и не становится другим объектом.
18 В этом смысле можно заключить, что если традиции несут в себе функции преемственности, развития и адаптации, то традиционное – это то, в рамках чего возможна реализация этих функций. Для того, чтобы это происходило, необходимо интегрирующее основание, то есть по данной логике «традиционное» – это интегрирующее, или, проще говоря объединяющее основание.
19 Интерпретация «традиционного» как «объединяющего» происходит через «идентичность». Понимание «идентичности напрямую связано с ценностями, идеалами, традициями того или иного общества. Так, например, политическая идентичность формируется через общественное осознание ответов на следующие вопросы: “Кто мы?”..; “Чем мы отличаемся от других?”..; “Что нас объединяет?”»16. Т.е. поиск традиционного – это концептуализация общего и особенного для социальной структуры, что в конечном итоге определяет сообщество (народ, нацию, цивилизацию), дает возможность говорить о ней как о целостности. Поэтому «традиционные ценности» нередко называют «базовыми ценностями»17, «базисными ценностями»18, «ценностными константами»19, «культурным кодом»20 и пр., что демонстрирует объединяющий характер явления, но, на наш взгляд, приводит к терминологической путанице, отвлекая от его сути.
16. Перевезенцев С.В., Пучнина О.Е., Страхов А.Б., Шакирова А.А. К вопросу о методологических принципах изучения российских базисных традиционных ценностей. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021;27(4). С. 116. >>>> .

17. Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) // Журнал политических исследований. – 2022. – Т. 6, № 3. – С. 9-19. – DOI 10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19.

18. Перевезенцев С.В., Пучнина О.Е., Страхов А.Б., Шакирова А.А "Государствуем от великаго Рюрика...": К вопросу о формировании единого духовно-политического аксиологического комплекса "Русская земля - Российское государство - Российское царство" // Тетради по консерватизму. – 2021. – № 3. – С. 245-262. – DOI 10.24030/24092517-2021-0-3-245-262.

19. Полосин А.В. Больше, чем консерватизм: историко-политические основания российской государственности // Журнал политических исследований. – 2023. – Т. 7, № 1. – С. 27-37. – DOI 10.12737/2587-6295-2023-7-1-27-37.

20. Москвина И.К. Ценностные смыслы многоуровневости культурного наследия в современной России // Культура и цивилизация. – 2022. – Т. 12, № 2-1. – С. 160-165. – DOI 10.34670/AR.2022.35.11.020.
20 Традиционные ценности – это ценности, позволяющие идентифицировать тот или иной социокультурный объект; ценности, выступающие объединяющей основой для общества; ценности, позволяющие реализоваться преемственности, развитию и адаптации. В таком смысле традиционные ценности выступают социально-объединяющей основой для любого сообщества.
21 Такое определение традиционных ценностей в рамках функционального подхода снимает одно из «узких» мест изучения «традиционного» – недоверие к обозначаемому как традиционному, отсутствие четких (не спекулятивных) критериев включения в него тех или иных объекто. Действительно, вопрос «доверия принципам и ценностям, рассматриваемым в качестве основополагающих»21 – первый, который возникает при объявлении ценности традиционной. Функциональный подход к «традиционному» позволяет исследователям смотреть на проблему традиционных ценностей системно, не в отрыве от общества и его истории, а также обращать внимание на динамику – связь изменения состояния общества с модернизацией его ценностной структуры.
21. Рахматуллин Р.Ю. Об истоках и пределах традиционализма и либерализма: философский анализ // Вестник ВЭГУ. – 2014. – № 5(73). – С. 118.
22 В таком понимании «традиционные ценности» не являются идеологическим конструктом, который можно связать с консервативным поворотом в политике государства. В таком понимании они не являются и «архаичными структурами» культуры, «культурным кодом» или «национальным менталитетом», апелляция к которым вызывает дискуссию о «традиционности традиционного». Только если ценности «являются устойчивым основанием социальной идентичности»22, выполняют функцию преемственности и объединения общественной структуры, то их возможно назвать традиционными для этой структуры.
22. Шаожева Н.А. Традиционные ценности: к проблеме определения понятия с точки зрения синергетического подхода // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2017. – № 3(77). – С. 104.
23 Модернизация «традиционного» и традиционализация «модернистского»
24 Разумеется, очерчивая горизонты «традиционных ценностей», стоит уделить внимание той области, которую пока мы охарактеризовали как «не-традиционное». Если под «традиционным» понимать то, что выполняет функцию преемственности, стабильной изменчивости (развития) и адаптации, объединения и сохранения культуры и воспроизводства идентичности в темпоральном измерении, то, соответственно, «не-традиционное» выполняет функцию обновления, радикального изменения, распада культуры и утраты идентичности во временной плоскости. Так, например, модернистские ценности как вариант «не-традиционных» ценностей ориентированы на «обеспечение самоопределения и самореализации в рамках этого самоопределения отдельных индивидов»23.
23. Кузнецов И. М. Основания ценностной консолидации россиян: традиционализм и обновление // Социологические исследования. 2021. № 8. С. 94.
25 В эмпирических исследованиях смысложизненных ориентаций и ценностей граждан, в первую очередь молодежи как поколения, выросшего под влиянием разных социокультурных факторов, исследователи оперируют дихотомией «традиционные – новые/современные» и отмечают следующее: «Субъективная реальность формируется на основе многообразия смыслов и их сложных сочетаний – традиционных и современных. Традиционные смыслы передают опыт предшествующих поколений, который содержится в архетипических и ментальных структурах коллективного бессознательного и отрефлексирован в групповом и индивидуальном сознании молодых людей. В современных смыслах отражается рациональный опыт, полученный в результате взаимодействий с современными источниками информации и переосмысления привычных понятий, придания им новых значений»24.
24. Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование : монография / Ю. А. Зубок, О. А. Александрова, М. Б. Буланова [и др.] ; под общ. ред. Ю. А. Зубок ; ФНИСЦ РАН. – Белгород : «Эпицентр», 2022. С. 30.
26 Общественные структуры, объединенные традиционными ценностями – не метафизические безжизненные исполины, стоящие в международном бюро мер и весов. Народы, нации, цивилизации – это динамические структуры, движущиеся в пространстве и времени, оттого и изменяющиеся в условиях, которые так же постоянно эволюционируют. И в этой связи утверждение о том, что традиционные ценности (в нашем функциональном понимании) незыблемы и непоколебимы, не трансформируются и не обновляются – являлось бы методологической ошибкой по ряду причин. Во-первых, изменяющиеся условия, которые являются новыми для объединенной традиционными ценностями социальной общности – формируют совершенно новые потребности, которые затем лягут в основу новых, никогда не существовавших элементов ценностной структуры этого общества: «системы ценностей исторически и культурно обусловлены, укоренены в порождающей их экономической основе. Раз возникнув, они сохраняются в массовом сознании общества до того момента, пока новые условия жизни не вытеснят их на периферию»25. Во-вторых, объединение общественных структур (и здесь не важно, военное присоединение или союзное) может приводить к противоречиям «традиционного»: «глобализация интенсифицировала процессы смешения и обмена ценностями, выработанными в различных типах общества»26. В-третьих, проявление политической воли может стать причиной трансформации «традиционного»: «изменения экономической основы общества меняют ценности»27. Все это говорит о том, что ценностные основания, объединяющие общество, позволяющие ему идентифицировать себя как себя – могут быть изменены.
25. Воронцова Т.Н. Системы ценностей в историческом развитии // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. – 2022. – № 1. – С. 44.

26. Там же. С. 41.

27. Там же. С. 42.
27 Изменение «традиционного» (в рамках функционального подхода) включает в себя процессы двух типов по их характеру и результатам: традиционализацию инноваций (интеграцию инноваций в традиционную систему) и модернизацию традиций (обновление и осовременивание традиций)28. Главный вывод здесь заключен в том, что «традиционное» – это не константа и может быть не только уничтожено, но и модернизировано.
28. Кузнецов И. М. Основания ценностной консолидации россиян: традиционализм и обновление // Социологические исследования. 2021. № 8. С. 93-102.
28 И эти теоретические положения имеют практическое подтверждение. На протяжении многовековой отечественной истории традиционные ценности, безусловно, эволюционировали: в разные эпохи в соответствии с общественно-политическими и социально-экономическими условиями они дополнялись новым содержанием, изменяли формы своего выражения. Но в сущности своей они оставались неизменны29.
29. Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи / Под ред. С.В. Перевезенцева, А.В. Селезневой. – М.: Квадрига, 2024. – 720 с.
29 Вместо заключения
30 Определение «традиционного» при помощи функционального подхода позволяет обозначить ряд возможных направлений дальнейшей исследовательской работы. Во-первых, это уточнение функций «традиции» через усложнение теоретической базы исследования. Перспективным видится междисциплинарный подход, позволяющий использовать методы и терминологический аппарат различных научных областей для выработки комплексного понимания «традиционных ценностей» с учетом исторического контекста их происхождения, философских оснований интерпретации и социально-психологических особенностей как элементов сознания и мировоззрения людей. Во-вторых, возможно более глубокое изучение процессов «модернизации традиции» и «традиционализации инноваций», проведение границы (если это возможно) между ними и выявление их сущностных черт. В-третьих, важным видится решение методологических проблем самого функционального подхода, преодоление его практических ограничений.
31 Особым измерением научного анализа традиционных ценностей является их эмпирическое изучение. В настоящее время выполняются глубокие и оригинальные текстологические исследования «традиционного» с использованием Национального корпуса русского языка30 или Тезауруса Роже31 и создаются авторские базы данных, «содержащие сведения о культурном коде»32. Кроме того, проводятся эмпирические социологические и политико-психологические исследования степени «традиционности (или наоборот модернизации) содержания той или иной ценности или совокупности ценностей»33 – причем не только в России34, но и в рамках «больших» кросс-культурных проектов35. Несмотря на то, что функциональный подход к изучению «традиционных ценностей» позволяет избежать многих острых углов, все же для ретроспективного анализа «традиционного» есть определенные ограничения, которые связаны со сложностью интерпретации исторического контекста прошлого и практической невозможностью достоверно воспроизвести рефлексию над «традиционным» мышлением рядового представителя изучаемого времени. Разумеется, текстологические исследования позволяют дать определенные представления о «традиционном»36, но и здесь есть проблемы, связанные с количеством письменных памятников, их оригинальностью и авторством, которые тем сложнее установить, чем больше в глубину веков пытается заглянуть исследователь.
30. Перевезенцев С.В., Ананьев Д.А. Аксиологические основы российской государственности: «правда» и «справедливость» в отечественном идейно-политическом дискурсе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25. № 1. С. 21–37. >>>>

31. Андреюк Д.С., Фадеева Е.А., Кузнецова Е.А. Как измерить культурный код? Количественный анализ семантики в сказках А.С. Пушкина и в ценностях российской молодежи // Государственное управление. Электронный вестник. – 2023. – № 98. – С. 151-161. – DOI 10.24412/2070-1381-2023-98-151-161.

32. Мосунова Л.А., Митягина Е.В., Ананин П.В. Автоматическое извлечение ценностно-смысловых компонентов культурного кода из корпуса читательских отзывов // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. – 2022. – № 5. – С. 17-24. – DOI 10.36535/0548-0027-2022-05-3.

33. Кузнецов И.М.Консолидирующий потенциал ценностных ориентиров россиян // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. 2021. № 1. С. 32–36.

34. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. М., 2011; Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / Под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова. М., 2017; Двадцать пять лет социальных реформ в оценках и суждениях россиян: опыт социологического анализа / Отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М., 2018; Российское общество и вызовы времени. Кн. 6 / Под ред. М. К. Горшкова, Н.Е.Тихоновой. М., 2022; Селезнева А.В.Российская молодежь: политико-психологический портрет на фоне эпохи. М., 2022; Евгеньева Т. В., Евгеньев В. А. Политические представления и ценности российской молодежи в контексте их историко-культурных оснований // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. № 3. С. 94–100; Евгеньева Т. В., Селезнева А. В., Скипин Н. С., Тулегенова Д. Д. Запрос на патернализм: идея и ценность государства в сознании российской молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25. № 1. С. 233–251.

35. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-related Values. Beverly Hills, 1980; Taras V., Steel P., Kirkman B. L. Does Country Equal Culture? Beyond Geography in the Search for Cultural Boundaries // Management International Review. 2016. Vol. 56. No. 4. P. 455–487; Inglehart R., Welzel C. Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence. Cambridge, 2005.

36. Сорокопудова О.Е., Миронов Д.В. Исследование аксиологических оснований российской государственности: перспективы использования метода политико-текстологического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т.25. № 2. С.455–470. >>>>

References

1. Andreyuk D.S., Fadeeva E.A., Kuznecova E.A. Kak izmerit' kul'turnyj kod? Kolichestvennyj analiz semantiki v skazkah A.S. Pushkina i v cennostyah rossijskoj molodezhi // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. – 2023. – № 98. – S. 151-161. – DOI 10.24412/2070-1381-2023-98-151-161.

2. Bocharov V.V. Tradicionalizm v vostokovedcheskom izmerenii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Vostokovedenie i afrikanistika. – 2023. – T. 15, № 1. – S. 4-21. – DOI 10.21638/spbu13.2023.101.

3. Voroncova T.N. Sistemy cennostej v istoricheskom razvitii // Gumanitarnyj vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2022. – № 1. – S. 41-45.

4. Gadamer H.-G. Istina i metod: Osnovy filosofskoj germenevtiki / H.-G. Gadamer. – M.: Progress, 1988. – 704 s.

5. Gegel' G. Sobr. soch. v 14 t. T. 9 / G. Gegel'. – M.: Partijnoe izd-vo, 1932. – 490 s.

6. Dvadcat' let reform glazami rossiyan: opyt mnogoletnih sociologicheskih zamerov / M. K. Gorshkov [i dr.]; pod red. M. K. Gorshkova, R. Krumma, V. V. Petuhova. M.: «Ves' Mir», 2011. 328 s.

7. Dvadcat' pyat' let social'nyh reform v ocenkah i suzhdeniyah rossiyan: opyt sociologicheskogo analiza / Otv. red. M. K. Gorshkov, V. V. Petuhov. M., 2018. 384 s.

8. Evgen'eva T. V., Evgen'ev V. A. Politicheskie predstavleniya i cennosti rossijskoj molodezhi v kontekste ih istoriko-kul'turnyh osnovanij // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2023. № 3. S. 94–100.

9. Evgen'eva T. V., Selezneva A. V., Skipin N. S., Tulegenova D. D. Zapros na paternalizm: ideya i cennost' gosudarstva v soznanii rossijskoj molodezhi // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2023. T. 25. № 1. S. 233–251

10. Itogi VPN‑2020. Tom 5 Nacional'nyj sostav i vladenie yazykami. [Elektronnyj resurs] URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom5_Nacionalnyj_sostav_i_vladenie_ yazykami (data obrashcheniya: 16.03.2024).

11. Kaspe S. I. V etom shkafu mnogo skeletov: politicheskoe ispol'zovanie tradicii v sovremennoj Rossii // Sociologicheskoe obozrenie. 2022. T. 21. № 1. S. 9–37.

12. Kuznecov I.M. Konsolidiruyushchij potencial cennostnyh orientirov rossiyan // Informacionno-analiticheskij byulleten' Instituta sociologii FNISC RAN. – 2021. – № 1. – S. 32-36. – DOI 10.19181/INAB.2021.1.4.

13. Kuznecov I. M. Osnovaniya cennostnoj konsolidacii rossiyan: tradicionalizm i obnovlenie // Sociologicheskie issledovaniya. 2021. № 8. S. 93-102.

14. Moskvina I.K. Cennostnye smysly mnogourovnevosti kul'turnogo naslediya v sovremennoj Rossii // Kul'tura i civilizaciya. – 2022. – T. 12, № 2-1. – S. 160-165. – DOI 10.34670/AR.2022.35.11.020.

15. Mosunova L.A., Mityagina E.V., Ananin P.V. Avtomaticheskoe izvlechenie cennostno-smyslovyh komponentov kul'turnogo koda iz korpusa chitatel'skih otzyvov // Nauchno-tekhnicheskaya informaciya. Seriya 2: Informacionnye processy i sistemy. – 2022. – № 5. – S. 17-24. – DOI 10.36535/0548-0027-2022-05-3

16. Nauchnaya elektronnaya biblioteka eLibrary.ru [Elektronnyj resurs] URL: https://www.elibrary.ru (data obrashcheniya: 16.03.2024).

17. Perevezencev S.V., Anan'ev D.A. Aksiologicheskie osnovy rossijskoj gosudarstvennosti: «pravda» i «spravedlivost'» v otechestvennom idejno-politicheskom diskurse // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2023. T. 25. № 1. S. 21–37. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-1-21-37

18. Perevezencev S.V., Puchnina O.E., Strahov A.B., SHakirova A.A "Gosudarstvuem ot velikago Ryurika...": K voprosu o formirovanii edinogo duhovno-politicheskogo aksiologicheskogo kompleksa "Russkaya zemlya - Rossijskoe gosudarstvo - Rossijskoe carstvo" // Tetradi po konservatizmu. – 2021. – № 3. – S. 245-262. – DOI 10.24030/24092517-2021-0-3-245-262.

19. Perevezencev S.V., Puchnina O.E., Strahov A.B., SHakirova A.A. K voprosu o metodologicheskih principah izucheniya rossijskih bazisnyh tradicionnyh cennostej. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2021;27(4):113-133. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-4-113-133

20. Polosin A.V. Bol'she, chem konservatizm: istoriko-politicheskie osnovaniya rossijskoj gosudarstvennosti // ZHurnal politicheskih issledovanij. – 2023. – T. 7, № 1. – S. 27-37. – DOI 10.12737/2587-6295-2023-7-1-27-37.

21. Putin prizval ukreplyat' tradicionnye cennosti v Rossii // RIA Novosti [Elektronnyj resurs] URL: https://ria.ru/20230912/tsennosti‑1895771716. html (data obrashcheniya: 16.03.2024).

22. Rahmatullin R.YU. Ob istokah i predelah tradicionalizma i liberalizma: filosofskij analiz // Vestnik VEGU. – 2014. – № 5(73). – S. 116-125.

23. Rossijskoe obshchestvo i vyzovy vremeni / M. K. Gorshkov, A. L. Andreev, R. E. Barash [i dr.]. Tom Kniga 5. – Moskva : OOO "Izdatel'stvo "Ves' Mir", 2017. – 427 s.

24. Rossijskoe obshchestvo i vyzovy vremeni / M. K. Gorshkov, N. E. Tihonova, A. L. Andreev [i dr.]. Tom Kniga 6. – Moskva : OOO "Izdatel'stvo "Ves' Mir", 2022. – 284 s. – DOI 10.55604/9785777708984.

25. Russkie cennosti: Tradicionnye smysly i ih otrazhenie v soznanii sovremennoj molodezhi / Pod red. S.V. Perevezenceva, A.V. Seleznevoj. – M.: Kvadriga, 2024. – 720 s.

26. Samoregulyaciya v molodezhnoj srede: tipologizaciya i modelirovanie : monografiya / YU. A. Zubok, O. A. Aleksandrova, M. B. Bulanova [i dr.] ; pod obshch. red. YU. A. Zubok ; FNISC RAN. – Belgorod : «Epicentr», 2022. – 360 s.

27. Selezneva A.V. Rossijskaya molodezh': politiko-psihologicheskij portret na fone epohi. M.: Akvilon; 2022. 288 s.

28. Sorokopudova O.E., Mironov D.V. Issledovanie aksiologicheskih osnovanij rossijskoj gosudarstvennosti: perspektivy ispol'zovaniya metoda politiko-tekstologicheskogo analiza // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2023. T.25. № 2. S.455–470. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-2-455-470

29. Stepin V.S. Strategii civilizacionnogo razvitiya i problema cennostej // Rossiya i sovremennyj mir. – 2003. – № 1(38). – S. 5-18.

30. Suhanov I.V. Obychai, tradicii i obryady kak social'nye yavleniya. Gor'kij: Volgo-Vyat. kn. izd-vo, 1973. 256 s.

31. Tradicii i innovacii v sovremennoj Rossii: Sociologicheskij analiz vzaimodejstviya i dinamiki / Pod red. A. B. Gofmana. M., 2008.

32. Tregulova N.P. Stanovlenie definicii «tradiciya»: integrativnyj podhod // Dostizheniya nauki i obrazovaniya. – 2021. – № 3(75). – S. 112-116.

33. Harichev A.D., SHutov A.YU., Polosin A.V., Sokolova E.N. Vospriyatie bazovyh cennostej, faktorov i struktur social'no-istoricheskogo razvitiya Rossii (po materialam issledovanij i aprobacii) // ZHurnal politicheskih issledovanij. – 2022. – T. 6, № 3. – S. 9-19. – DOI 10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19.

34. SHaozheva N.A. Tradicionnye cennosti: k probleme opredeleniya ponyatiya s tochki zreniya sinergeticheskogo podhoda // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN. – 2017. – № 3(77). – S. 101-106.

35. Edenborg, E. (2018). Homophobia as Geopolitics: ‘Traditional Values’ and the Negotiation of Russia’s Place in the World. In: Mulholland, J., Montagna, N., Sanders-McDonagh, E. (eds) Gendering Nationalism. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-76699-7_4

36. Hofstede, G. (1980). Culture’s consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills: Sage Publications.

37. Inglehart R. & Welzel C. (2005). Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence. Cambridge: Cambridge University Press.

38. Popper K.R. (2013) The Open Society and its Enemies. Princeton and Oxford: Princeton University Press.

39. Taras, V., Steel, P., & Kirkman, B. L. (2016). Does country equal culture? Beyond geography in the search for cultural boundaries. Management International Review, 56(4): 455–487.

Comments

No posts found

Write a review
Translate