Неравенство ландшафтов и социальное производство среды: о книге Сеты Лоу «Пространственное воплощение культуры»
Неравенство ландшафтов и социальное производство среды: о книге Сеты Лоу «Пространственное воплощение культуры»
Аннотация
Код статьи
S258770110030534-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шарова Вероника Леонтьевна 
Должность: научный сотрудник сектора философии российской истории
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Выпуск
Аннотация

Статья представляет собой рецензию на книгу социального антрополога Сеты Лоу «Пространственное воплощение культуры. Этнография пространства и места», впервые опубликованную на русском языке. С привлечением методов этнографии и антропологии Сета Лоу исследует, как культурные и политические трансформации, затрагивающие интересы индивидов и групп, отражаются в пространстве современных городов. Книга Лоу представляет собой подробный обзор двух концептуальных подходов ‒ социального производства пространства и социального конструирования пространства. Автор также обращается к проблеме соотношения дискурса, языка и  воплощенного пространства, обладающего, помимо прочего, особыми эмоциональными качествами, влияющими на повседневную жизнь горожанина. В статье раскрывается ряд основных положений книги; делается вывод, что затронутые в ней вопросы и иллюстрирующие их примеры выходят далеко за рамки прикладных этнографических исследований и вписаны в более широкий контекст современной политической науки, социальной теории и междисциплинарного проблемного поля. 

 

Ключевые слова
теория города, городские исследования, пространство и культура, человек и среда, искусственные среды, производство социального пространства, социальная и культурная антропология, социальное неравенство, урбанизм и политика
Классификатор
Получено
09.12.2023
Дата публикации
10.04.2024
Всего подписок
5
Всего просмотров
184
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Имя Сеты Лоу, профессора антропологии в Аспирантском центре Городского университета Нью-Йорка, до сих пор не было широко известно русскоязычному читателю. Ранее на русском языке была опубликована лишь одна ее работа: «Пласа: политика пространства и культуры» (On the Plaza: The Politics of Public Space and Culture), причем спустя полтора десятка лет после выхода в свет оригинального издания1. Новая книга Лоу, Spatializing Culture: The Ethnography of Space and Place2 («Пространственное воплощение культуры. Этнография пространства и места») обрела перевод существенно быстрее, силами Николая Проценко и издательства «Новое литературное обозрение».

1. Low, S. On the Plaza: The Politics of Public Space and Culture. Austin: University of Texas Press, 2000; Лоу С. Пласа: политика общественного пространства и культуры / пер. с англ. Ю. Плискина. М.: Strelka Press, 2016.

2. Low, S. Spatializing Culture: The Ethnography of Space and Place. London & New York: Routledge, 2017.
2 Несмотря на то, что Лоу, как было отмечено, на протяжении многих лет специализируется в области исследований по антропологии и этнографии, мы полагаем, что «Пространственное воплощение культуры» наверняка заинтересует и многих специалистов в сфере философии и политической науки (иными словами, преимущественную читательскую аудиторию журнала «Полилог»). О чем же эта книга?
3 Созданию «Пространственного воплощения культуры» предшествовали годы полевой работы, ограниченной при этом довольно узкими географическими рамками: Сета Лоу в течение 25 лет исследовала две городские площади в столице Коста-Рики Сан-Хосе. Результаты, описанные в предыдущей книге, «Пласе», наметили траекторию и последующих исследований, суть которых, в общем, можно описать так: всякое общественное пространство необходимым образом обладает социальной функцией, не сводимой к досугу и/или потреблению; архитектура и городская среда влияют на повседневную жизнь людей и, параллельно, испытывают обратное влияние; всякий город обладает особыми свойствами, которые следует признать политическими. В свою очередь, эти свойства могут быть исследованы методами этнографии и антропологии. В любом случае, наиболее продуктивными оказывается междисциплинарная исследовательская рамка, на что указывает и Лоу, отмечая, что «Социальное развитие искусственно застроенной среды предполагает исторический и архитектурный подходы к этнографическому изучению пространства и места»3.
3. Лоу С. Пространственное воплощение культуры: этнография пространства и места / пер. с англ. Н. Проценко. М.: Новое литературное обозрение, 2024. С. 75.
4

С учетом этого, теоретические концепции пространства и места Лоу предлагает описывать в терминах «генеалогий», что, естественно, отсылает читателя к Фуко4. Лоу оговаривается, что, следуя за Фуко, она не использует понятие «генеалогии» в смысле истории идей, но сосредотачивается на наборе концепций, находящихся в отношении взаимовлияния и составляющих целостную, системно устроенную историографию. По версии Лоу, таковую составили: философская и математическая генеалогия, генеалогия французской социальной теории (представленная, помимо Фуко, Лефевром, Бурдьё и др.), географическая, архитектурная, генеалогия психологии среды, археологическая генеалогия… В широких границах этой структуры пространство анализируется с точки зрения того потенциала, которое оно предоставляет для возникновения и развития социальных отношений (будь то географический контекст истории о предках у австралийских аборигенов или, например, такое обитаемое пространство, как коттедж в американском пригороде в 1950-е годы с точки зрения обеспеченной домохозяйки).

4. Фуко М. Ницше, генеалогия и история // Философия эпохи постмодерна: Сборник переводов и рефератов. Минск: Красико-принт, 1996. С. 74‒97.
5

Немалое внимание в книге, разумеется, уделено феномену жилья как наиболее близкому примеру искусственной (построенной) среды в контексте повседневности человека. Приведем, со своей стороны, замечание урбаниста Джона Хэнкока, согласно которому жилье (как и все строительные формы прошлого и настоящего) ‒ это прежде всего «социальное высказывание о народе и культуре, в которой оно находится. Это ключ к тому, как люди на исторически единой территории воспринимают и решают свои жилищные вопросы друг с другом». Хотя модернизация влияет на общий характер жилья, культура является основным фактором, определяющим, «что, для кого, как и почему строится»5, полагает Хэнкок. В «Пространственном воплощении культуры» эта связка («построенное – социальное») анализируется на протяжении всего исследования и иллюстрируется многочисленными примерами из этноистории, социологии миграционных процессов, культурной географии и так далее. Лоу отмечает, что в рамках этноистории жилья и дома социальная история раскрывается регулярно и наглядно; так, модели наследования как социальной практики исследованы на примере эволюции деревенских домов в Испании; в числе последствий землетрясения в Гватемале 1976 года стал не только всплеск государственного строительства жилья, но и массовые самозахваты уцелевших домов, и т.д.6

5. Hancock, J. The Apartment House in Urban America. In: Buildings and Society. Essays on the Social Development of the Built Environment. King, Anthony D. (ed). London: Routledge, 1980. P. 83‒105.

6. Лоу С. Пространственное воплощение культуры: этнография пространства и места / пер. с англ. Н. Проценко. М.: Новое литературное обозрение, 2024. С. 77.
6 Существенную часть книги составили сюжеты, так или иначе соотносящиеся с критикой капитализма, но не исключительно идеологизированной, поданной «с левого фланга», а понимаемой более широко, в стратегическом плане – в качестве осмысления продолжающихся процессов трансформации глобализированной экономики XXI века, имеющих масштабные социальные, политические и культурные последствия. Лоу обращается к проблемам неравномерного пространственного развития (uneven development), социального неравенства, отображенного в специфике городских ландшафтов, а порой и насилия. «Исследования городского развития зачастую фокусируются на городской форме (urban form) как на выражении неравномерного распределения в процессе накопления капитала. При этом особенно акцентируется воспроизводство классовых отношений, предопределенное городским планированием»7, пишет Лоу. Здесь, действительно, не обошлось без апелляции если не к Марксу, то к марксистам, в частности, к Дэвиду Харви, основателю «радикальной географии».
7. Там же, с. 79.
7

Сам Харви в работе «Социальная справедливость и город» анализирует механизмы монополизации контроля в пространстве (прежде всего городском) с точки зрения того, как в нем распределяются ресурсы: «Движение людских масс, товаров, услуг и информации происходит в относительном пространстве, потому что оно требует инвестиций денег, времени, энергии и т.д. для преодоления расстояний… Понимание урбанизма и связи “социальный процесс — пространственная форма” требует, чтобы мы разобрались с тем, как человеческая деятельность создает потребность в специфических пространственных концепциях и как повседневная социальная практика с удивительной легкостью разрешает, казалось бы, сложные философские загадки, касающиеся природы пространства и отношений между социальными процессами и пространственной формой»8, отмечает теоретик, которого не случайно считают одним из наиболее известных современных популяризаторов неомарксистского подхода. В разделе «Пространственного воплощения культуры», посвященного политической экономии пространства, Лоу ссылается на конкретный сюжет городской истории, к которому обращался и Харви: это «османизация» Парижа. В результате решительных реформ барона Жоржа Эжена Османа столица Франции обрела узнаваемый вид «столицы XIX столетия»9, но у этих преобразований был и вполне прагматичный политический смысл: стремление разрезать стихийно сложившиеся кварталы рабочей бедноты широкими бульварами, которые сложнее перегородить баррикадами; к тому же стоимость нового жилья, возведенного на этих улицах, изначально была такой, что пролетариат не мог себе позволить ничего подобного и оказался вытеснен на окраины как бы «естественным образом». «Новые пространственные отношения, порожденные реализацией планов Османа в области транспорта и жилья, подчеркивают принципиальную роль в формировании городского пространства политико-экономической власти в сочетании с гегемонией государства», резюмирует Лоу10.

8. Харви Д. Социальная справедливость и город / пер. с англ. Е.Ю. Герасимовой. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 17.

9. Эпитет, данный Парижу Вальтером Беньямином в проекте «Пассажи», см.: Беньямин В. Париж, столица XIX столетия // Беньямин В. Озарения М., 2000, стр. 153‒167.

10. Лоу С. Пространственное воплощение культуры: этнография пространства и места / пер. с англ. Н. Проценко. М.: Новое литературное обозрение, 2024. С. 79.
8

Лоу уточняет, что заметный акцент «левого» толка (по крайней мере, в методологической части книги) не случаен: как этнограф она приходит к выводу, что значительная часть современных этнографических исследований «прямо или косвенно основана на марксистских или неомарксистских теоретических конструкциях». Такие авторы как упомянутый Дэвид Харви, а также Шарон Зукин11, Анри Лефевр12, Мануэль Кастельс13 вписываются в этот ряд, и некоторые из их работ также доступны русскоязычному читателю; другие же, не менее заслуживающие внимания (как, например, географ и социальный теоретик Дон Митчелл), еще ждут своего переводчика14.

11. Зукин Ш. Культуры городов. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

12. Лефевр А. Производство пространства. М: Strelka Press, 2015.

13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ., ред. О.М. Шкаратан. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2000.

14. Mitchell D. Mean Streets: Homelessness, Public Space, and the Limits of Capital. University of Georgia Press, 2020; Mitchell D. The Right to the City: Social Justice and the Fight for Public Space. New York, London: The Guilford Press, 2003.
9 В разделах, посвященных проблеме социального (вос)производства и конструирования пространства, Лоу вполне закономерно обращается к концептам и идеям, ставшим результатом «пространственного поворота» в социальных науках в 1980-х годах. Отчасти это интеллектуальное движение (в обоих смыслах) стало результатом предшествующей масштабной ревизии марксизма, но не только его: Лоу оговаривается, что неомарксисты охотно включили «феминистские, психоаналитические и прочие культурные рамки в отображение политико-экономических процессов в своих исследованиях»15. Но по большей части, по ее мнению, преуспели как раз те, кто не пренебрегал этнографическими и антропологическими методами в своей работе. И это объяснимо: ведь, поясняет Лоу, именно этнографические исследования предоставляют «методологические стратегии для изучения пространственного воспроизводства и сопротивления, основанные на включенных наблюдениях на базе городских районов, интервью с лидерами сообществ и пожилыми людьми и активном участии в организации жителей»16. Влияние, впрочем, было обоюдным: «Начиная с работ Лефевра и Кастельса этнографы рассматривали сложные и взаимоопределяющие отношения между пространством и обществом, исследуя способы производства и воспроизводства пространства не только находящимися в позиции гегемона элитами и департаментами городского планирования, но и сопротивляющимися их замыслам активистами, жителями и местными лидерами мнений»17.
15. Лоу С. Пространственное воплощение культуры: этнография пространства и места / пер. с англ. Н. Проценко. М.: Новое литературное обозрение, 2024. С. 84.

16. Там же. С. 86.

17. Там же.
10

О соотношении архитектурных форм и идеологии в ХХ веке было написано немало как теоретиками (философами, социальными мыслителями), так и практиками – самими архитекторами (не в последнюю очередь, кстати, теми, кто одновременно выступал в качестве идеологов – например, советского проекта «нового города для нового человека»). Лоу также не отрицает того, что «архитектура и планирование служат неосознаваемым идеологическим и экономическим целям в воспроизводстве городского пространства и структур классового неравенства»18. Здесь можно было бы упомянуть Альтюссера с его концепцией «идеологических аппаратов государства»; Лоу привлекает другого неомарксиста, Мануэля Кастельса, который еще в конце 1970-х годов приходил к выводу, что между «идеологическими инстанциями» и «пространственными формами» существует тесная связь, которая в условиях городского ландшафта обретает как практическое, так и символическое выражение19. «Заземлить» подобные предположения способны, опять же, этнографические примеры: Сета Лоу анализирует эту связь, обращаясь, в частности, к опыту жителей Сан-Хосе (Коста-Рика), «перепроизводящих» знаковое городское пространство парк Сентраль. Российский читатель, полагаем, может спроецировать подобную исследовательскую оптику на недавние кейсы, территориально относящиеся к Москве, Екатеринбургу, Санкт-Петербургу и другим городам.

18. Там же. С. 85.

19. Castells M. The Urban Question. A Marxist Approach. London, 1977. P. 240.
11

В книге, действительно, уделено большое внимание проблеме конфликтов вокруг искусственной среды и ее использования, или, как формулирует сама Лоу, проблеме «структурного неравенства капитала и труда в процессе производства пространства». С учетом того, как распространена в современном мире (Россия не исключение) стратегия так называемого business led development20, этот интерес представляется вполне оправданным; к тому же он отнюдь не сводится к антикапиталистической или постколониальной критике.

20. Современный российский социолог, урбанист Олег Паченков убедительно аргументирует, почему такой род «девелопмента» невозможно признать собственно «развитием» городов: скорее, такая градостроительная политика ведет к деградации городской среды, в которой она практикуется, вытесняя альтернативные формы. См.: «”Фактически мы проектируем гетто”: социолог о современном урбанизме. Олег Паченков рассказывает о хаосе новостроек, слабости власти и молчаливых соседях». >>>> (дата обращения: 10.02.2024).
12 Несколько меньший по объему, но ничуть не менее заслуживающий внимания читателя заключительный тематический блок книги посвящен дискурсивным практикам, языку и эмоциональному измерению городских ландшафтов. Город как текст, как особый тип медиа, обладающий признаками естественного и искусственного языка, исследован силами семиологов, социолингвистов, теоретиков культуры; немало в это направление также может быть привнесено со стороны этнографического подхода. А такие аспекты подобных исследований, как проблема ксенофобных стереотипов (и развенчания оных), ощущения среды обитания как пространства опасности/безопасности (например, для женщин) и т.д., конечно, имеют непосредственное отношение к социальной и политической проблематике.
13

Резюмируя: «Пространственное воплощение культуры» преодолевает (мнимую) границу между социальной теорией и прикладными этнографическими методами их изучения, в особенности с учетом сложности окружающего нас мира постоянно возрастающей даже на самой короткой дистанции повседневности. В этих условиях, действительно, не только профессиональным исследователям, но и всякому человеку могут пригодиться четкие и надежные концепции, методы и инструменты, позволяющие не только интерпретировать реальность, но и по возможности менять ее во имя блага, как личного, так и общественного. Книга Сеты Лоу демонстрирует ценность этнографической теории и методов в понимании пространства и места (а она это действительно делает), и, кроме того, дает читателю повод задуматься о вещах, на первый взгляд, вполне повседневного свойства: где мы живем? Где работаем, отдыхаем и делаем покупки? Где общаемся? Этот вопрос «где», отсылающий к категории локальности, в логике автора книги неизбежно соотносится с «как», с качественным измерением социальных процессов. Такого рода пространственный анализ также способен дать представление (или хотя бы навести на мысли) о предрассудках, о социальной изоляции, о практиках власти и способах обращения с ней, о проблеме агентности индивидов и групп. И ‒ если эти вопросы по крайней мере поставлены – в ходе дальнейшего развития городов «создание мест, которые способствуют раскрытию человеческого потенциала, а не потворствуют неравенству»21, возможно, не будет казаться сущей утопией.

21. Лоу С. Пространственное воплощение культуры: этнография пространства и места / пер. с англ. Н. Проценко. М.: Новое литературное обозрение, 2024. С. 9.

Библиография

1. «Фактически мы проектируем гетто»: социолог о современном урбанизме. Олег Паченков рассказывает о хаосе новостроек, слабости власти и молчаливых соседях. https://indicator.ru/humanitarian-science/fakticheski-my-proektiruem-getto.htm (дата обращения: 10.02.2024).

2. Беньямин В. Париж, столица XIX столетия // Беньямин В. Озарения М.: Мартис, 2000. Стр. 153‒167.

3. Зукин Ш. Культуры городов. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ., ред. О.М. Шкаратан. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2000.

5. Лефевр А. Производство пространства. М: Strelka Press, 2015.

6. Лоу С. Пласа: политика общественного пространства и культуры / пер. с англ. Ю. Плискина. М.: Strelka Press, 2016.

7. Лоу С. Пространственное воплощение культуры: этнография пространства и места / пер. с англ. Н. Проценко. М.: Новое литературное обозрение, 2024.

8. Фуко М. Ницше, генеалогия и история // Философия эпохи постмодерна: Сборник переводов и рефератов. Минск: Красико-принт, 1996. С. 74‒97.

9. Харви Д. Социальная справедливость и город / пер. с англ. Е.Ю. Герасимовой. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

10. Castells M. The Urban Question. A Marxist Approach. London, 1977.

11. Hancock, J. The Apartment House in Urban America. In: Buildings and Society. Essays on the Social Development of the Built Environment. King, Anthony D. (ed). London: Routledge, 1980. P. 83‒105.

12. Low, S. On the Plaza: The Politics of Public Space and Culture. Austin: University of Texas Press, 2000.

13. Low, S. Spatializing Culture: The Ethnography of Space and Place. London & New York: Routledge, 2017.

14. Mitchell, D. Mean Streets: Homelessness, Public Space, and the Limits of Capital. University of Georgia Press, 2020.

15. Mitchell, D. The Right to the City: Social Justice and the Fight for Public Space. New York, London: The Guilford Press, 2003.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести