«Умный город»: политические решения и гражданские инициативы
«Умный город»: политические решения и гражданские инициативы
Аннотация
Код статьи
S258770110029085-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шарова Вероника Леонтьевна 
Должность: доцент кафедры прикладной политологии
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, 119049 Москва, Мароновский пер., д. 26
Выпуск
Аннотация

Концепция «умного города» в последние годы является чрезвычайно востребованной в сфере прикладных городских исследований. Понятие smart city все чаще используется в контексте стратегического городского планирования и управления городами не только в качестве образа будущего, к которому стоит стремиться, но и для описания процессов, происходящих в настоящее время и существенно меняющих привычный характер среды обитания человека – горожанина. В статье делается акцент не столько на технологических и информационных, сколько на социально-политических аспектах «умного города», приводятся примеры как решений, исходящих от государственных структур и властных институций, так и инициатив общественных организаций и граждан, направленных на развитие городской среды и формирование «человекоцентричного» пространства для жизни. Отмечается, что перспективным направлением в современной урбанистике является соучаствующее проектирование, основным принципом которого является вовлечение местных сообществ в разработку проектов благоустройства и активизации потенциала городских локаций. Делается вывод, что вовлечение самих горожан в процесс проектирования и совместное принятие проектных решений, касающихся, в том числе, развития smart city, помогает лучше понимать реальные проблемы и потребности, способствует  урегулированию конфликтных ситуаций при сохранении свойственного городу разнообразия и, таким образом, коррелирует с базовыми принципами демократии.

 

Ключевые слова
городские исследования, умный город, городское планирование, среда обитания, коммуникации, сообщество, практики соучастия
Источник финансирования
Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, проект FZNF-2023-0004 – «Цифровизация и формирование современного информационного общества: когнитивные, экономические, политические и правовые аспекты» (123022000042-0).
Классификатор
Получено
21.08.2023
Дата публикации
28.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
241
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Понятие «умный город», smart city, является относительно новым, но не будет большим преувеличением сказать, что корпус исследований, посвященных данному явлению, уже насчитывает тысячи книг и научных статей (только российская система научного цитирования РИНЦ выдает по соответствующему запросу почти 16,5 тысяч ссылок). Это понятие также прочно вошло в лексикон политических деятелей и чиновников во многих странах мира, включая Россию. В настоящей статье мы планируем преимущественно сосредоточиться на социально-политических аспектах «умного города», на ряде примеров проанализировать существующий на данный момент опыт взаимодействия власти и граждан в пространстве smart city и предположить, какова может быть динамика подобного взаимодействия в дальнейшем.
2 Для того чтобы город мог называться «умным», ему недостаточно быть просто (высоко)технологичным – это мнение Айгора Кальзады, оксфордского исследователя-урбаниста, во многом будет отправной точкой наших дальнейших рассуждений1. Мы также будем исходить из того факта, что на нынешний момент не существует единого общепринятого определения smart city: акцент делается, в частности, на таких аспектах этого явления, как развитость цифровой среды, высокий уровень качества жизни, соответствие критериям устойчивого развития, создание в городе условий для развития наукоемких отраслей экономики, современных образовательных и научно-исследовательских кластеров и т.д.2 Разумеется, ряд аспектов концепции «умного города» стал особенно актуальным во время и после пандемии COVID-19. Кризисная ситуация глобального масштаба ускорила переход к «умным» городам и, по сути, не оставила другого выбора, кроме как стремительно продвигаться в направлении дальнейшей цифровизации повседневной жизни – такое мнение высказывает урбанист Симон Мюллер3. Соответствующая необходимость возникла хотя бы по той очевидной причине, что рынок труда с 2020 года существенно трансформировался в связи с переходом многих сотрудников на удаленный режим работы. Взаимодействие граждан с органами власти активно переводилось онлайн также в этот период (и продолжается в настоящее время); невозможность же пользоваться общественным транспортом в привычном формате привело к увеличению на дорогах числа личных автомобилей и автомобилей каршеринга и повысило спрос городских властей на разработку и внедрение интеллектуальных систем управления дорожным движением4.
1. Технологичный город – это еще не «умный город» – эксперт. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 25.04.2023).

2. См. подробнее: Gracias J.S., Parnell G.S., Specking E., Pohl E.A., Buchanan R. Smart Cities – A Structured Literature Review // Smart Cities. 2023. No. 6. P. 1719–1743. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 14.10.2023).

3. The Covid Effect: how the pandemic is changing smart cities [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 12.10.2023).

4. В настоящей статье мы опустим более подробный анализ такой составляющей «умной» городской среды, как уличное видеонаблюдение. Отметим лишь, что, по статистическим данным на май 2023 года, в городах Китая в среднем насчитывается 626 млн камер наружного наблюдения на 1,43 млрд жителей, то есть около 440 камер на 1000 человек; в индийском Хайдарабаде – 900 тысяч камер на 10,8 млн жителей (83 на 1000 человек), в Сингапуре около 109 тысяч камер на 6 млн жителей (60 на 1000 человек). В десятку наиболее плотно оборудованных камерами городов мира вошли также Москва с 214 тысячами камер на почти 13 млн жителей (15,5 камер на 1000 человек) и Санкт-Петербург – 75 тысяч на 5,5 млн жителей (13,5 на 1000 человек). См.: Bischoff P. Surveillance camera statistics: which cities have the most CCTV cameras? URL: >>>> (date of access: 15.09.2023).
3 Несмотря на то, что пандемия в основном завершилась, правила в области городского планирования по-прежнему переписываются, и необходимы новые привлекательные ориентиры для современных «городов будущего»: это могут быть, например, интеллектуальные сетевые общественные пространства и устойчивая инфраструктура, предполагает Мюллер5.
5. Там же.
4 Как отмечает Уго Валенти, директор международного конгресса Smart City Expo World Congress (в 2023 году он состоялся 7–9 ноября в Барселоне), темпы урбанизации в последнее время были таковы, что облик всей планеты заметно изменился буквально за несколько десятков лет. Процессы, в результате которых миллионы людей сконцентрировались в больших городах, имеют свои последствия в самых различных отраслях экономики и сферах жизнедеятельности человека; влияют они и на характер потребления природных ресурсов, и на социально-политическую динамику в различных регионах мира6. Он привел прогноз, согласно которому к 2050 году 68% населения мира будет жить в городских районах по сравнению с 55% в 2018 году. «Это оказывает огромное давление на города, и если мы не сможем эффективно справиться с этой трансформацией, мы рискуем создать мегаполисы, страдающие от перенаселенности, неэффективной инфраструктуры и деградации окружающей среды, – добавляет эксперт. – Именно здесь “умные города”, городские инновации играют жизненно важную роль. Концепция smart cities вращается вокруг использования возможностей технологий, данных и, прежде всего, мотивации граждан для создания устойчивой, эффективной и инклюзивной городской среды»7.
6. Welcome to the New Urban Era: A Glimpse into the Urban Future of Humankind. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 20.10.2023).

7. Там же.
5 Сейчас, в разгар того, что Организация Объединенных Наций назвала Десятилетием действий, стало более ясно, чем когда-либо, что именно при нашей жизни мы определим, как будет выглядеть этот новый городской мир, а вместе с ним и будущее человечества, констатировал Валенти. «Человекоцентризм» в реализации проектов smart city – не благое пожелание, а неотъемлемая составляющая всей стратегии в современных условиях. «Истинная суть умного города заключается в том, чтобы поставить людей на первый план. Речь идет об использовании технологий для удовлетворения потребностей и чаяний граждан, предоставляя им возможность активно участвовать в процессе принятия решений. Поощряя подходы, ориентированные на граждан, мы можем гарантировать, что выгоды от городских инноваций будут распределяться справедливо и никто не останется позади», – добавил урбанист8.
8. Там же.
6 Таким образом, важно отметить следующее: специфика современных трактовок понятия «умный город» заключается, в частности, в том, что оно более не сводимо к перечню только лишь технологических и информационных параметров. Город, по совокупности мнений многих экспертов9, должен обладать и иными качествами, чтобы называться smart; в частности, это те свойства, которые относятся к способности самих горожан участвовать в развитии городской среды, оказывать влияние на характер решений, принимаемых на уровне политических и административных институтов города.
9. См., например: Вагин В.В., Сафронова В.Д. Умный город и гражданское участие // Городские исследования и практики. 2021. № 3. С. 87–99; Мухаметов Д.Р. Модели платформ вовлечения граждан для создания в России «умных городов» нового поколения // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 3. С. 1605–1622; Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан? // McKinsey Center for Government, июль 2018; Adikari A., Alahakoon D. Understanding citizens’ emotional pulse in a smart city using artificial intelligence // IEEE Transactions on Industrial Informatics. 2021. No. 17 (4). P. 2743–2751; Bastos D., Fernández-Caballero A., Pereira A., Rocha N.P. Smart City applications to promote citizen participation in City management and governance: A systematic review // Informatics. 2022. Vol. 9. No. 4. P. 89; Cardullo P., Kitchin R. Being a citizen in the smart city: Up and down the scaffold of smart citizen participation in Dublin, Ireland // GeoJournal. 2019. No. 84 (1). P. 1–13; Manchester H., Cope G. Learning to be a smart citizen // Oxford Review of Education. 2019. No. 45 (2). P. 224–241; и др.
7 В современном российском контексте за реализацию проектов «умных городов» формально отвечает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации10. Согласно информации, размещенной на официальном портале проекта «Умный город», последний предполагает развитие нескольких направлений, в числе которых – «Городское управление», предполагающее развитие цифровых технологий в сферах ЖКХ, транспорта, энергетики, экологии; «Благосостояние людей» (сюда закономерным образом отнесли «умные» проекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, а также безопасности) и «Инвестиционный» климат» (строительство и предпринимательство). Исходя из целевых показателей, заявленных в проекте, к 2024 году (то есть практически уже сейчас) доля жителей, вовлеченных в процессы управления своими городами (ведь проект имеет федеральный масштаб) должна достичь 60%11.
10. Действующим нормативно-правовым документом, согласно которому реализуются соответствующие проекты, является Приказ Минстроя России от 28.09.2023 № 696/пр «Об организации исполнения ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации цифровизации городского хозяйства «Умный город» и признании утратившими силу некоторых актов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 20.10.2023).

11. Умный город: ключевые целевые показатели. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 22.10.2023).
8 Впрочем, вопрос о реальной вовлеченности граждан в проектирование современной среды и процесс принятия политических и управленческих решений на уровне города остается дискуссионным. Как замечают В. Вагин и В. Сафронова, в предоставлении гражданам общественных благ в обмен на их политическую поддержку заинтересованы демократически избранные политические деятели и институты, которые они представляют; авторитарные же власти, формально не отказываясь от преимуществ, которые предоставляет smart city, традиционно полагаются в вопросах планирования и управления на поддержку элиты, причем эта поддержка обеспечивается за счет предоставления элите частных благ. «Таким образом, органы власти могут рассматривать камеры видеонаблюдения или умное освещение как те самые общественные блага, с помощью которых можно решить серьезные городские проблемы», – приходят к выводу урбанисты12.
12. Вагин В.В., Сафронова В.Д. Умный город и гражданское участие // Городские исследования и практики. 2021. № 3. С. 87–99.
9 В числе современных урбанистических концепций, вызывающих интерес в контексте развития демократических практик и процедур в городской среде, особенно интересной и перспективной (в том числе и в российских реалиях) представляется идея «соучаствующего проектирования», или, в оригинальной версии, democratic design. Как поясняет автор концепции, профессор Университета Северной Каролины Генри Санофф, истоки этого подхода подлинно политические, так как лежат в понятии «партисипаторной демократии» («демократии участия»); она же, в свою очередь, предполагает коллективное и децентрализованное принятие решений во всех областях общественной жизни (Санофф апеллирует как к опыту античного полиса, так и к американской практике «демократии корней травы» (grass roots democracy) времен освоения фронтира, то есть реализации права людей на соучастие). В этой логике, механизмы партисипаторной демократии позволят всем членам общества приобрести навыки участия в общественной жизни и влиять разнообразными и эффективными способами на принятие всех решений, которые их касаются13.
13. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Пер. с англ.; ред. Н. Снигирева, Д. Смирнов. Вологда: Проектная группа 8, 2015. С. 7–8.
10 Основные характеристики соучаствующей демократии предполагают, что индивиды должны иметь полную возможность участвовать настолько активно, насколько они пожелают, в любом коллективном принятии решений, затрагивающих их жизнь, причем это участие не сводится лишь к голосованию: оно должно включать в себя широкий спектр видов деятельности с разной степенью ответственности и вовлеченности, добавляет теоретик. Гармоничное соотношение возможностей при принятии общих решений и ответственности за их последствия, в свою очередь, способствует выработке у людей политических навыков и ценностей, формированию мотивации на вовлечение в политическую деятельность в более широких масштабах14. Сделаем вывод, что именно городское пространство, с его специфическими социокультурными, социоэкономическими, организационными свойствами, наиболее пригодно для внедрения практик соучастия. И, что предполагает сама суть этого подхода, такое внедрение должно происходить не методом насаждения «сверху», а путем произрастания «снизу и по горизонтали», из самой ткани повседневности в городской среде.
14. Там же. С. 10.
11 Это теория; что же касается практики, то в российском контексте интересен опыт работы Проектной группы 8 из Казани (их же силами книга Генри Саноффа опубликована на русском языке). «Междисциплинарная команда специалистов на стыке архитектуры со средовыми исследованиями», как они сами себя определяют, разработала и реализовала уже более двух сотен проектов по развитию среды в шестидесяти городах России (и не только: в списке, например, армянский Дилижан). Помимо проектирования и «перезапуска» общественных, рекреационных, парковых пространств, инфраструктурных решений и т.д., специалисты Проектной группы 8 занимаются и проектами, которые, на наш взгляд, могут быть соотнесены с концепцией человекоцентричного smart city. Так, в 2018 году в Кургане был инициирован Хакатон городских проектов Do_KGN, целью которого было предоставить жителям города площадку для разработки социально ориентированных IT-проектов: в области благотворительности, качества жизни в городе, развития городской среды. В 2016–2018 годах в Татарстане проводилась Программа развития общественных пространств, в рамках которой для муниципалитетов-участников были разработаны методические рекомендации «Как вовлечь жителей в формирование общественных пространств?». Сами жители, по мысли авторов проекта, могли принять участие в разработке и технического задания, и концепции эскизов, и т.д. В перечне тем были предложены: адресное проектирование, выявление идентичности места, решение градостроительных конфликтов, повышение эффективности расходования бюджетных средств – все эти элементы городского планирования и управленческой деятельности должны были оказаться в «зоне видимости» жителей города и сфере их влияния. В результате только в 2016 году в регионе было проведено более 50 общественных обсуждений, из них более 15 обсуждений – в Казани (на данный момент самый масштабный проект такого рода в России). В 2021 году в Уфе была разработана стратегия вовлечения жителей в проектирование межвузовского кампуса в Уфе: к проекту были привлечены студенты и преподаватели УГНТУ… И так далее15.
15. Проекты Группы 8. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 14.10.2023).
12 В заключение отметим, что сама концепция «умного города» постоянно развивается – как в теоретическом измерении, так и в практическом применении: в процессах проектирования городских пространств, внедрения новых технологий, при принятии управленческих и политических решений, последствия которых ощущают на себе жители. И тот демократический потенциал, который изначально и неотъемлемо присущ городу как специфической среде обитания, может (и должен) быть использован в «умных городах» настоящего и будущего.

Библиография

1. Вагин В.В., Сафронова В.Д. Умный город и гражданское участие // Городские исследования и практики. 2021. №3. С. 87–99.

2. Мухаметов Д.Р. Модели платформ вовлечения граждан для создания в России «умных городов» нового поколения // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10, № 3. С. 1605–1622.

3. Приказ Минстроя России от 28.09.2023 № 696/пр «Об организации исполнения ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации цифровизации городского хозяйства «Умный город» и признании утратившими силу некоторых актов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://умныйгород.онлайн/wp-content/uploads/2023/11/СТАНДАРТ_28.09.2023_696_пр.pdf (дата обращения: 20.10.2023).

4. Проектная группа 8: соучаствующее проектирование. URL: https://8architects.com/#rec168918203 (дата обращения 22.10.2023).

5. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов/ пер. с англ.; ред. Н. Снигирева, Д. Смирнов. Вологда: Проектная группа 8, 2015.

6. Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан? // McKinsey Center for Government, июль 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Industries/Public%20and%20Social%20Sector/Our%20Insights/Smart%20city%20solutions%20What%20drives%20citizen%20adoption%20around%20the%20globe/smartcitizenbook-rus.pdf (дата обращения: 14.10.2023).

7. Технологичный город – это еще не «умный город» ‒ эксперт [Электронный ресурс]. URL: https://24.kz/ru/news/item/240843-tekhnologichnyj-gorod-eto-eshche-ne-umnyj-gorod-ekspert (дата обращения: 25 апреля 2023).

8. Adikari A., Alahakoon D. Understanding citizens’ emotional pulse in a smart city using artificial intelligence. IEEE Transactions on Industrial Informatics. 2021. N 17(4). P. 2743–2751.

9. Bastos D., Fernández-Caballero A., Pereira A., Rocha N.P. Smart City applications to promote citizen participation in City management and governance: A systematic review. Informatics. 2022. Vol. 9, N 4. P. 89.

10. Calzada I. Smart City Citizenship. Journal of Contemporary Urban Affairs. 2021. Vol. 5, N 1. P. 145–150.

11. Cardullo P., Kitchin R. Being a citizen in the smart city: Up and down the scaffold of smart citizen participation in Dublin, Ireland. GeoJournal. 2019. N 84 (1). P. 1–13.

12. Gracias J.S., Parnell G.S., Specking E., Pohl E.A., Buchanan R. Smart Cities—A Structured Literature Review. Smart Cities. 2023. N 6. P. 1719-1743. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.3390/smartcities6040080 (дата обращения: 14.10.2023).

13. Lombardi P. L., & Vanolo A. Smart City as a Mobile Technology: Critical Perspectives on Urban Development Policies. Transforming City Governments for Successful Smart Cities. Rodríguez-Bolívar, Manuel Pedro (ed.). Springer International Publishing Switzerland, 2015. P. 147–161.

14. Manchester H., Cope G. Learning to be a smart citizen. Oxford Review of Education. 2019. N 45(2). P. 224–241.

15. The Covid Effect: how the pandemic is changing smart cities [Электронный ресурс]. URL: https://www.umlaut.com/en/stories/the-covid-effect-how-the-pandemic-is-changing-smart-cities (дата обращения: 12.10.2023).

16. Welcome to the New Urban Era: A Glimpse into the Urban Future of Humankind. URL: https://www.thesmartcityjournal.com/en/articles/welcome-to-the-new-urban-era-a-glimpse-into-the-urban-future-of-humankind (дата обращения: 20.10.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести