The phenomenon of conformism: socio-psychological and socio-philosophical aspects
Table of contents
Share
QR
Metrics
The phenomenon of conformism: socio-psychological and socio-philosophical aspects
Annotation
PII
S258770110023322-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Lev Mysovskikh 
Occupation: PhD student at the Philological Faculty
Affiliation: Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin
Address: 19 Mira Str., Vtuzgorodok, 620002 Ekaterinburg, Russian Federation
Edition
Abstract

The article discusses the features of the phenomenon of conformism from the point of view of social psychology and social philosophy. The definition of conformity is given, its signs are analyzed. Using the dialectical method of research, the author makes an attempt to analyze the phenomenon of conformism and determine its role in the formation of the individual in society. The situation of forced submission and the influence of conformism on the formation of a person's critical thinking are considered. It is concluded that under the influence of conformal behavior a human being ceases to be a person, turning into a reflection of the worldview of the subjects influencing him, their norms and rules. Conformity, thus, becomes a kind of illusion, which makes it possible to have a more comfortable existence in the conditions of merging a person, an individual, with the crowd.

Keywords
conformism, social pressure, ideology, propaganda, personality, totalitarianism, society
Received
25.08.2022
Date of publication
28.12.2022
Number of purchasers
6
Views
478
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 В научных работах феномен конформизма обычно рассматривают с социально-психологических и социально-философских позиций. Представители первого направления, среди которых можно отметить Аша, Джерарда, Дойча, Торндайка, Бэрона, Керра, Шерифа, Майерса и других, исследуют феномен конформизма в качестве явления общественной психологии, показывая обусловленность поведения индивида влиянием на него со стороны группы и объясняя стремление человека следовать за общим мнением, которое поддерживает большинство либо наиболее авторитетные для него люди. Представители второго направления, к коим можно причислить Дюркгейма, Бурдье, Лумана, Хабермаса, Хоркхаймера, Адорно, Маркузе, Фромма и других, изучают феномен конформизма с точки зрения типологии обществ, рассматривают данный феномен через призму различных общественных теорий.
2 С социально-психологической точки зрения понятие конформизма рассматривается, например, в книге М.Ю. Кондратьева и В.А. Ильина «Азбука социального психолога-практика», в которой конформизм определяется в качестве «проявления активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление (точнее на давление большинства членов группы) с целью избежать негативных санкций – порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все»1.
1. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. С. 185.
3 С социально-философских позиций конформизм определяется, например, в энциклопедическом словаре под ред. А.А. Ивина, который предлагает следующее определение рассматриваемого нами понятия: «Конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как конформизм расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ от личной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от государства, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д.»2.
2. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. С. 468.
4 Нередко при употреблении понятия «конформизм» оно приобретает эмоционально-оценочную окраску, причем, как правило, отрицательную, а человек, наделенный ярлыком конформиста, представляется в виде морального изгоя. При этом в конформности, в той или иной степени присущей каждому человеку, социальной группе или обществу в целом, обычно не выявляют каких-либо положительных элементов. В художественной литературе одно из наиболее ярких изображений конформизма мы можем обнаружить в романе Альберто Моравиа «Конформист», главный герой которого – Марчелло – в течение всей своей жизни стремился быть нормальным, то есть таким, как все. Марчелло наделяется автором романа очевидной негативной морально-этической характеристикой. На страницах романа Марчелло постоянно стремится к тому, что, с его точки зрения, можно назвать нормальной жизнью: нормальной работе, семье, внешности и даже к нормальным чувствам. Но Марчелло в собственных исканиях приходит к отождествлению своего понятия нормальности с конформизмом, всеми силами желая соответствовать установкам, исходящим извне, подчиняя этим установкам собственные уже подавленные чувства. Когда Марчелло оказывается перед необходимостью разрешения этических дилемм (предательство профессора Квадри, страсть к другим женщинам, а не только к своей жене), он оказывается не в состоянии осуществлять осознанный этический выбор. Моравиа также намекает на взаимосвязь конформизма с сексуальными пытками и фашизмом.
5 При изучении феномена конформизма с социально-психологических позиций его рассматривают в качестве свойства психики, характерного для человека, обладающего соответствующим психическим типом. При этом акцент делается на влияние группы людей либо отдельных, но при этом достаточно авторитетных личностей на индивида. Например, Бэрон, Керр и Миллер считают, что «люди больше склонны к конформизму, если:
6

1. Сформировать мнение или суждение оказывается трудным: необходимость в социальном сравнении возрастает в условиях неуверенности;

2. Они сталкиваются с единогласным мнением группы: все не могут быть не правы, обособившиеся же члены группы могут быть отвергнуты или наказаны;

3. Они ценят группу или восхищаются ею: отвержение человека друзьями нежелательно и опасно;

4. Их согласие или несогласие легко “вычислить” (что связано с социальными вознаграждениями или наказаниями);

5. Они напуганы: при страхе возрастает потребность в зависимости, поскольку он подрывает уверенность»3.

3. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. СПб.: Питер, 2003. С. 88.
7 Таким образом, можно сделать вывод, что в основании конформного поведения человека чаще всего лежит его неуверенность в себе. Поэтому человеку может представляться полезным обратиться к другим членам группы за подсказками о том, как следует себя вести, так как другие люди могут обладать большими знаниями или опытом, чем неуверенный в себе индивид, а значит, следовать их примеру – это правильная стратегия поведения. Кроме того, неуверенный индивид стремится соответствовать ожиданиям группы, чтобы не выглядеть глупо. Эта тенденция становится особенно сильной, когда ожидания человека неоднозначны.
8 В 1955 году Дойч и Джерард4 определили две ключевые причины, по которым люди приспосабливаются: влияние информации и влияние нормы. Информационное влияние происходит, когда люди меняют свое поведение, чтобы принять правильное решение. В ситуациях, когда человек не уверен в достоверности и полноте обладаемой им информации, он часто обращается к другим, которые более компетентны и осведомлены. В результате их пример используется в качестве руководства для собственного поведения. Например, в учебной аудитории это может выражаться в виде согласия с суждениями другого студента, который является отличником и считается высокоинтеллектуальным, а тем более с мнением авторитетного преподавателя. Влияние нормы проистекает из желания избежать наказаний, например следовать правилам, введенным в учебном заведении, даже если человек с ними не согласен, и получить вознаграждение, например вести себя определенным образом, чтобы понравиться людям, ожидающим именно такого поведения.
4. Deutsch M., Gerard H. A study of normative and informational social influences upon individual judgment // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1955. No. 51 (3). P. 629–636.
9 В сфере искусства конформизм может подвергаться порицанию не только с морально-этических, но и с эстетических позиций, что выражалось в презрении представителей искусства к мещанам и филистерам, которые изображались мелкими, никчемными, посредственными людишками, не способными к созданию чего-то прекрасного, потому что творчество обязательно должно быть свободным по канону автономного поля искусства. Однако такой взгляд на феномен конформизма в художественной сфере опровергается в теориях Эмиля Дюркгейма и Пьера Бурдье, из которых следует, что «феномен конформизма может применяться как действенный способ лавирования художника между теми или иными проблемами, не требующий моральной оценки со стороны исследователя»5.
5. Мысовских Л.О. Феномен конформизма во французской социологии культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3 (101). С. 62.
10 Термин «конформизм» появился в трудах основоположника французской социологии Эмиля Дюркгейма. При этом французский ученый рассматривает конформизм как положительное явление, абсолютно необходимое для гармоничного существования и развития общества. В книге «Элементарные формы религиозной жизни» Эмиль Дюркгейм утверждает, что, «если бы люди не обладали в любой момент времени согласием в отношении этих сущностных идей, если бы у них не было сходных концепций времени, пространства, причины, числа и т.д., стало бы невозможным любое согласие между умами и, следовательно, всякая совместная жизнь. Вот почему общество не может допустить произвола частных лиц в отношении категорий, не отказавшись при этом от самого себя. Чтобы выжить, оно нуждается не только в достаточном нравственном конформизме: имеется также и минимум логического конформизма, без которого оно не может существовать. По этой причине общество использует весь свой авторитет для воздействия на своих членов, чтобы не допустить инакомыслия»6.
6. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М.: Дело, 2018. С. 52.
11 По мнению Дюркгейма, язык также является сферой, через которую может возникнуть идея истины, поскольку с помощью языка люди способны постичь мир фундаментальных идей, общих для различных индивидов. Язык отвечает двум критериям истины, которые выдвигает Дюркгейм: безличности и стабильности. Данные критерии позволяют осуществлять межсубъектную коммуникацию. Следовательно, язык – это результат общественного взаимодействия, который возможен лишь в случае объединения разумов индивидов, причем итог получается совершенно новым и несводимым к составляющим его частям, оставаясь в умах отдельных людей в виде продукта коллективных действий. Как таковой язык не несет на себе отпечатка какого-либо конкретного разума, а вместо этого развивается обществом, тем уникальным разумом, где все остальные встречаются и взаимодействуют, внося свои идеи и чувства в социальную связь. Слова – это просто способ, которым общество в своей совокупности представляет себе объекты опыта. Значит, язык наделяется авторитетом социума. При этом Дюркгейм ссылается на Платона, говоря, что, сталкиваясь с данной структурой, индивидуальное сознание оказывается в аналогичной ситуации, что и разум Платона перед миром идей. Таким образом, индивид вынужден усваивать определенные установки и присваивать их в качестве личных хотя бы для того, чтобы иметь возможность общаться с другими индивидами.
12 По Дюркгейму, в основе морали лежит центральный моральный авторитет, предписывающий своим приверженцам определенные моральные установки. Благодаря этому центральному авторитету индивид чувствует внешнее принуждение соответствовать моральному кодексу социума. Таким образом, обязательство является фундаментальным элементом морали. Этот аспект морали очень близок к кантовскому понятию долга, влияние которого Дюркгейм открыто признает. Тем не менее французский социолог критически относился к кантовскому концепту, поскольку считал, что репрессивному понятию долга не хватает положительного противовеса. Для Дюркгейма этот противовес находится в желательности морали, в равной степени важной и необходимой для существования морали. Дюркгейм имеет в виду, говоря о желательности морали, что индивид рассматривает авторитет, диктующий ему его обязательства, как высшую силу, достойную его уважения и преданности. Когда индивид выполняет свой долг, он чувствует, что работает ради какой-то высшей цели, которую Дюркгейм приравнивает к благу. В результате индивид охотно принимает обязательный характер моральных правил и относится к ним благожелательно.
13 Однако еще до введения в научный лексикон термина «конформизм» Дюркгеймом о конформистах уже высказывались философы, только называли их по-другому – филистерами. Например, Артур Шопенгауэр в «Афоризмах житейской мудрости», приписывая филистерам бездуховность и животную сущность, делает вывод, что «никогда поэтому не придет ему в голову руководствоваться в своей оценке или уважении такого рода интеллектуальными достоинствами: его критерием в этом отношении останутся исключительно ранг и богатство, власть и влияние – это в его глазах единственные истинные преимущества, которыми хотел бы отличаться и он»7.
7. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: РИПОЛ классик, 2016. С. 65.
14 С нескрываемым презрением высказывались о филистерах Карл Маркс и Фридрих Энгельс, сравнивая их и вовсе с трупными червями: «Филистерами, их обществом, кишит мир, подобно тому как труп кишит червями. Поэтому филистерское общество нуждается только в рабах, собственники же этих рабов не нуждаются в свободе. Хотя их, как собственников земли и людей, называют господами, разумея их превосходство над всеми остальными, тем не менее они такие же филистеры, как и их челядь»8.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 372–373.
15

В нашей стране понятие конформизма стало довольно распространенным в советский период, примерно в шестидесятых годах XX века, обретя идеологическую нагрузку и отрицательную оценочность. К конформистам причислялись представители буржуазных обществ, лишенные в рисуемом советской идеологией образе индивидуальности, творческого созидательного начала и поглощенные лишь жаждой наживы, ради которой они готовы на любые подлости и унижения. Советский человек, конечно, представлялся полной противоположностью, так как стремился не к личному благу, а к общественному.

16 По мнению профессора Уральского федерального университета Татьяны Анатольевны Кругловой, «первым обязательным условием для конформистского поведения должна быть ситуация выбора, причем относительно свободного. Когда доминируют репрессивные способы регулирования жизни, раскручивается машина тотального контроля и государственного террора, когда насилие становится единственным способом решения проблем, а страх – постоянным фоном принятия решений. Говорить тогда о власти нормы, влиянии массовых стереотипов, компромиссах и сделках не приходится. В обществе, где все определяется мобилизационными задачами, возможности выбора сильно уменьшаются. Конечно, теоретически можно настаивать на том, что выбор у человека есть всегда, но с исторической точки зрения степени свободы, вариации жизненных выборов существенно различаются в разные эпохи. Вторым обязательным условием является то, что соглашение осуществляется с чем-то, чья ценность видится, по меньшей мере, сомнительной и в плане морали, и в отношении к истине. Конформизм не является продуктом слепой и нерассуждающей веры. В том-то и дело, что надо найти способ примириться, согласиться, принять, оправдать то, что опыт, разум, вкус и совесть не позволяют сделать»9.
9. Конформизм: добровольно или принудительно: Круглый стол // Искусство кино. 2014. № 8.
17 В современных исследованиях советской художественной сферы, основанных на теориях П. Бурдье и воззрениях Т.А. Кругловой, представлены выводы о положительном влиянии конформизма на процесс художественного творчества. Наглядно это прослеживается на примере советского классического хореографического искусства. После Великой Октябрьской социалистической революции имперский балет представлялся для нового социалистического строя не просто пережитком буржуазного прошлого, а идеологически чуждым явлением, которому не должно было найтись место в новом государстве, взявшем курс на строительство коммунизма. Однако конформистская тактика поведения деятелей искусства позволила российскому балету не просто сохраниться, но открыла возможность его трансформации в новое уникальное явление – советский балет, – получивший всемирное признание, несмотря на свою отчетливо выраженную идеологическую составляющую. В статье «Симбиоз конформизма и социалистического реализма как основание творческой деятельности советского художника» проводится анализ конформного поведения советских художников в различных областях творчества, ставится вопрос: «можно ли считать это творчество подлинным?»10. Именно на примере советского балета на него дается положительный ответ. В статье «Роль социалистического реализма в формировании советского балета 20–30-х годов ХХ века» прослеживается процесс формирования идеологических установок со стороны государства, которые деятели искусства с готовностью исполняли, ставя свой талант на службу господствующей идеологии, позволявшей создавать произведения искусства лишь в жестких рамках социалистического реализма. В качестве конкретного примера разбирается ситуация, когда «конформистская тактика поведения художников привела к изменению художественных образов балета “Светлый ручей”»11. Похожая ситуация описывается в статье «Конформизм советского художника как способ существования в искусстве, или Порождение и воскрешение Джульетты советским конформизмом», повествующей о конформистской тактике поведения советских художников, вынужденных неоднократно вносить изменения в свои художественные произведения по указу партийных органов и самого Сталина. Тем не менее результатом творческой деятельности, основанной на конформизме, становится один из величайших балетов ХХ века – «Ромео и Джульетта», – правда, с полностью извращенной идеей, которую изначально закладывал в сюжет Шекспир. Теперь юные возлюбленные в финале балета не умирали, а счастливые, направлялись к светлому будущему, ибо, по мысли Сталина, смерть оказывалась бессильной перед любовью и непокорным человеческим духом. Таким образом, «своеобразный взгляд вождя и конформизм советских деятелей искусства оказались способны изменить художественный образ, созданный самим Шекспиром, превратив его трагедию в комедию фарса»12.
10. Мысовских Л.О. Симбиоз конформизма и социалистического реализма как основание творческой деятельности советского художника // Философия и культура. 2022. № 7. С. 114.

11. Мысовских Л.О. Роль социалистического реализма в формировании советского балета 20–30-х годов ХХ века // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 3 (42). С. 50.

12. Мысовских Л.О. Конформизм советского художника как способ существования в искусстве, или Порождение и воскрешение Джульетты советским конформизмом // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 1. Ч. 2. С. 383.
18

Опыты, проведенные психологами в середине XX века, привели их к идее, что конформизм как стремление индивида следовать за группой под воздействием ее влияния является естественным свойством человеческой психики. Один из представителей Франкфуртской школы, немецкий психоаналитик, социолог и философ Эрих Фромм представляет конформизм способом «бегства от свободы». Человек уже не является самостоятельной личностью, он примеривает на себя общепринятый эталон, навязываемый ему обществом. В результате у всех становится все как у всех и каждый становится как все. То есть человек теряет свою индивидуальность, полностью растворяется в окружающей его толпе, становится совершенно неотличимым от нее. Данное положение в полной мере устраивает идеологический аппарат государства, который получает, таким образом, возможность с легкостью манипулировать обезличенной толпой. Эрих Фромм в «Гуманистическом психоанализе» высказывает следующую мысль: «Нетрудно понять, почему социальные науки никогда не ставили в центр своего внимания вопрос об оптимальных условиях, необходимых для развертывания личности. К сожалению, за редким исключением, обществоведы выступают как апологеты, а не как критики существующей социальной системы. Это связано с тем, что (в отличие от точных наук) результаты социальных исследований почти не имеют значения для функционирования общественной системы. Даже напротив, ошибочные результаты и поверхностные выводы часто бывают гораздо желательнее (для реализации идеологических задач), чем правда, которая всегда является своего рода “динамитом”, угрозой существующему status quo»13.

13. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002. С. 236.
19 С точки зрения Фромма, конформизм является специфической броней, позволяющей индивиду скрыться от постоянного давления общества, подобно черепахе, закрывающейся в своем панцире, или страусу, прячущему голову в песок и оттого чувствующему себя вполне комфортно. В произведении «Бегство от свободы» мыслитель утверждает, что «именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным “я” и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него. Отказавшись от собственного “я” и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой своей личности»14.
14. Фромм Э. Бегство от свободы. Sweden: Philosophical arkiv, 2016. С. 139–140.
20 Эрих Фромм считает, что суждения, высказываемые людьми о том или ином общественно значимом явлении, не являются их собственными суждениями, а черпаются из средств массовой информации, пропагандирующих нужные идеи. В результате чего индивид выдает за собственные мысли, например, содержание статьи, прочитанной им в газете, причем может делать это совершенно искренне. То же самое происходит и под воздействием влияния на индивида группы или отдельных наиболее авторитетных для него людей. И такое поведение индивида может касаться самых разнообразных сфер его жизни: политических взглядов, художественных вкусов, сферы имеющихся у него интересов и прочего.
21 С самого раннего детства общество в лице родителей, воспитателей, учителей начинает подавлять индивидуальность ребенка, пресекать проявление критического мышления. Есть известная байка о том, как маленький ребенок, указав на взрослого дядю, сказал своей маме, что у дяди грязные ботинки. Но мама тут же строго возразила, что это не ботинки у дяди грязные, а просто грязно на улице… Ребенок своим детским умом понимает, что от наличия грязи на улице ботинки у дяди чище не становятся и факт остается фактом – они грязные! То есть мама грешит против истины, хотя формально и говорит правду. Однако ребенку, полностью зависящему от своих родителей, приходится им подчиняться. И раз за разом в подобных ситуациях у маленькой личности способность к критическому мышлению постепенно совершенно стирается. Маленький человек становится невосприимчивым к неискренности и несправедливости, начинает принимать их как норму и, постепенно впитывая в себя модель поведения и мышления окружающих его авторитетных людей, начинает считать ее своей собственной.
22

Таким образом, человек перестает быть личностью. Он, словно в мистическом зеркале, становится отражением чужих представлений об окружающем мире, обществе, его устройстве, нормах и правилах. В подобном ракурсе конформизм может представляться своеобразным способом существования индивида, дающим ему возможность приспособиться к действительности, своего рода иллюзией, позволяющей добиться большей безопасности путем полного слияния с безликой толпой.

References

1. Behron R., Kerr N., Miller N. Sotsial'naya psikhologiya gruppy. – SPb.: Piter, 2003. 272 s.

2. Burd'e P. Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva. M.: In-t ehksperimental'noj sotsiologii; SPb.: Aletejya, 2007. 288 s.

3. Dyurkgejm Eh. Samoubijstvo: sotsiologicheskij ehtyud. M.: Mysl', 1994. 399 s.

4. Dyurkgejm Eh. Ehlementarnye formy religioznoj zhizni. M.: Delo, 2018. 732 s.

5. Kondrat'ev M. Yu., Il'in V. A. Azbuka sotsial'nogo psikhologa-praktika. M.: PER SEh, 2007. 463 s.

6. Konformizm: dobrovol'no ili prinuditel'no: Kruglyj stol// Iskusstvo kino. 2014. № 8.

7. Kruglova T. A., Litovskaya M.A. Covetskij mir: konformizm i konformisty.// Chelovek v mire kul'tury. 2013 № 1. S. 67–73.

8. Marks K., Ehngel's F. Sochineniya. Tom 1. M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1955. 698 s.

9. Mysovskikh L. O. Konformizm sovetskogo khudozhnika kak sposob suschestvovaniya v iskusstve, ili Porozhdenie i voskreshenie Dzhul'etty sovetskim konformizmom // Idei i idealy. 2022. T. 14, № 1, ch. 2. S. 376–391.

10. Mysovskikh L. O. Rol' sotsialisticheskogo realizma v formirovanii sovetskogo baleta 20–30-kh godov KhKh veka // Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informatsionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 2021. №3 (42). S. 45–56.

11. Mysovskikh L. O. Simbioz konformizma i sotsialisticheskogo realizma kak osnovanie tvorcheskoj deyatel'nosti sovetskogo khudozhnika // Filosofiya i kul'tura. 2022. № 7. S. 109–116.

12. Mysovskikh L. O. Fenomen konformizma vo frantsuzskoj sotsiologii kul'tury // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2021. № 3 (101). S. 58–63.

13. Filosofiya: Ehntsiklopedicheskij slovar'. // Pod red. A. A. Ivina. M.: Gardariki, 2004. 1072 s.

14. Fromm Eh. Begstvo ot svobody. Sweden: Philosophical arkiv, 2016. 231 s.

15. Fromm Eh. Gumanisticheskij psikhoanaliz. SPb.: Piter, 2002. 543 s.

16. Fromm Eh. Zdorovoe obschestvo. Dogmat o Khriste. M.: AST: Tranzitkniga, 2005. 571 s.

17. Shopengauehr A. Aforizmy zhitejskoj mudrosti. M.: RIPOL klassik, 2016. 368 s.

18. Deutsch M., Gerard H. A study of normative and informational social influences upon individual judgment. The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1955, no 51 (3). PP 629–636.

Comments

No posts found

Write a review
Translate