Ассоциация «Молодая Италия» и «республиканский символ» в концепции нации Дж. Мадзини
Ассоциация «Молодая Италия» и «республиканский символ» в концепции нации Дж. Мадзини
Аннотация
Код статьи
S258770110031745-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Вуколов Александр Алексеевич 
Должность: аспирант, младший научный сотрудник сектора философии российской истории
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается концепция нации итальянского политического мыслителя и революционера Дж. Мадзини (1805–1872) в контексте деятельности созданной им ассоциации «Молодая Италия» (“Giovine Italia”; 1831–1834). Ее главной целью было создание единого национального итальянского государства с республиканской формой правления и унитарным устройством. Несмотря на организационные успехи данной ассоциации на начальном этапе, она так и не сумела добиться скорейшего осуществления общенациональной революции на Апеннинском полуострове. В основных программных текстах «Молодой Италии» Мадзини сформулировал свою концепцию нации, намеченную еще в его ранней статье «О любви Данте к Отечеству» (1826). Исходившая из культурно-исторических особенностей Италии и основанная на принципах единства, независимости, свободы и республиканского правления, она предполагала равенство прав и обязанностей всех граждан, справедливое политическое представительство различных групп и социально ориентированную государственную политику. Благодаря тесной взаимосвязи нации и республики концепция Мадзини сыграла важную роль в развитии итальянской демократической мысли и общеевропейского республиканского движения. 

Ключевые слова
Джузеппе Мадзини, «Молодая Италия», Данте Алигьери, нация, республика, демократия, социальная и политическая философия, интеллектуальная история, итальянская политическая мысль, Рисорджименто
Классификатор
Получено
23.05.2024
Дата публикации
11.08.2024
Всего подписок
1
Всего просмотров
65
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Введение
2 В 1830–40-х гг. итальянские мыслители либерального и демократического направлений в своих политико-философских сочинениях решали довольно непростую задачу – соединить политические идеи эпохи Просвещения с борьбой за обретение единого государства, свободной и независимой итальянской нации1. Особая заслуга здесь, безусловно, принадлежит Джузеппе Мадзини (1805–1872): как отмечал историк В.С. Бондарчук, «никто до него в Италии не развивал концепцию нации столь многогранно и целеустремленно, связывая ее с решением конкретных практических задач»2.
1. Яхимович З.П. Национальный фактор в интерпретации либералов и демократов Италии и его роль в революционных событиях 1848–1849 гг. // Европейские революции 1848 года. «Принцип национальности» в политике и идеологии. М.: Индрик, 2001. С. 94.

2. Бондарчук В.С. Национальная мысль и национальное сознание в Италии // Национальная идея в Западной Европе в Новое время. Очерки истории / Отв. ред. В.С. Бондарчук. М.: ИКД «Зерцало-М»; Издательский дом «Вече», 2005. С. 371.
3 Первый этап оформления этой концепции Мадзини пришелся на начало 1830-х гг. и был связан с деятельностью «Молодой Италии» (“Giovine Italia”) – революционной ассоциации, основанной им в июле 1831 г. в Марселе и просуществовавшей до начала 1834 г. В данной статье в политико-историческом контексте будут рассмотрены основные программные тексты «Молодой Италии», в которых Мадзини сформулировал свою концепцию нации. Особый акцент будет сделан на раскрытии того, как Мадзини видел взаимосвязь нации и республики.
4 Краткая история «Молодой Италии»
5 В конце 1830 – начале 1831 г. на фоне известий о революционных событиях в Европе (июльская революция во Франции, революция в Бельгии, восстание в Польше) в Папской области, герцогствах Модене и Парме вспыхнули восстания. В надежде на то, что начавшееся революционное движение может распространиться на всю территорию Апеннинского полуострова, Мадзини, к тому моменту уже находившийся в изгнании, прибыл на Корсику. Он рассчитывал в компании других итальянских эмигрантов переправиться в Центральную Италию и присоединиться к восставшим3. Однако в силу исторически сложившегося партикуляризма революционеры из разных регионов не стали объединять свои усилия: так, в частности, на соответствующее предложение от повстанцев Модены революционное правительство, образованное в Болонье (Папская область), ответило отказом4. В результате, как и в период восстаний 1820–1821 гг., санкционированное Священным союзом австрийское военное вмешательство позволило свергнутым правительствам в марте 1831 г. восстановить свою власть.
3. Mack Smith D. Mazzini. New Haven and London: Yale University Press, 1994. P. 4.

4. Beales D., Biagini E.F. The Risorgimento and the Unification of Italy. New York: Routledge, 2013. P. 44.
6 Из неудач этих восстаний можно было сделать следующие выводы. Во-первых, могущественная Австрийская империя, воспринимая Апеннинский полуостров в качестве зоны своего исключительного влияния, не потерпит никакого изменения статус-кво. Надежды некоторых итальянцев на возможную военную помощь со стороны Франции были обмануты: ее правительство, во избежание конфликта с Австрией, решило не вмешиваться. Во-вторых, стало очевидным, что успешная национальная революция не может опираться лишь на деятельность узкого круга политиков и интеллектуалов, ее организующих. Чтобы революция приобрела по-настоящему масштабный характер, в нее следует вовлечь широкие слои населения: городских и сельских жителей. В-третьих, хаотичность и несогласованность в действиях революционных правительств показали, что спонтанный захват власти вовсе не гарантирует ее дальнейшего удержания в руках повстанцев. Соответственно, перед революционерами вставала необходимость ведения систематической подготовительной работы: создания политической программы с четкими целями и принципами, пропаганды своих идеалов и ценностей, расширения и укрепления базы сторонников, разработки конкретного плана действий по захвату власти и т.д.
7 Уехав с Корсики, Мадзини решил обосноваться в Марселе. Этот город на юге Франции стал местом сосредоточения многих итальянских политических эмигрантов, бежавших сюда, спасаясь от преследования после подавления недавних восстаний5. Лично для Мадзини этот портовый город был удобен еще и тем, что он имел налаженное морское сообщение с его родной Генуей, что давало возможность обмениваться информацией с родными и единомышленниками в Италии. Практически сразу Мадзини, движимый желанием как можно скорее продолжить политическую борьбу, примкнул к марсельской карбонарской венте с витиеватым названием «Общество апофазименов» (“Apofasimeni”; в переводе с древнегреческого – «принявшие решение» или «осужденные на смерть»), которой руководил Карло Анджело Бьянко6. Бьянко, подружившийся с Мадзини, поручил ему написать устав венты7. Также Мадзини было поручено проинструктировать одного из членов тайного общества перед его поездкой в Ломбардию для создания там местной ячейки, однако этот план стал известен австрийскому агенту и осуществить его не удалось.
5. История Италии: в 3 т. Т. 2 / Под ред. К.Ф. Мизиано (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1970. С. 125.

6. Андронов И.Е. Джузеппе Мадзини: молодые годы. СПб.: Алетейя, 2009. С. 306.

7. См.: Mazzini G. Statuto e norme della Società degli Apofasimeni // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. XCIV. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1943. P. 187–203.
8 Свободолюбивая атмосфера во французском обществе после Июльской революции 1830 г., патриотические умонастроения и соответствующие дискуссии в среде итальянских эмигрантов, новости о восстаниях в разных частях Европы – все это оказывало на Мадзини сильнейшее воздействие. Благодаря личным качествам – харизме, обаянию и безраздельной преданности делу освобождения Италии – ему довольно быстро удалось завоевать большой авторитет и выдвинуться в эмигрантском сообществе на лидирующие позиции, особенно популярен он сделался среди молодежи. Со временем в их разговорах стала обсуждаться перспектива создания революционной организации нового образца, которая своей деятельностью охватила бы всю территорию Италии и сумела бы затмить оставшиеся там ячейки карбонариев8.
8. Mack Smith D. Op. cit. P. 4–5.
9 В апреле 1831 г. в Сардинском королевстве скончался монарх Карл Феликс, и трон перешел к Карлу Альберту9. Многие итальянцы, желавшие перемен, в том числе люди республиканских воззрений, с воодушевлением отнеслись к новому правителю. Между тем в июне-июле 1831 г. в виде брошюры стало распространяться анонимное открытое письмо, обращенное к взошедшему на престол королю. Его автором был Мадзини. В письме утверждалось, что в настоящее время, после Французской революции 1789 г., «гений, молодежь и плебс» нуждаются в кардинальных реформах во имя «свободы, независимости и единства»10. Он призывал Карла Альберта отвернуться от Австрии и Франции и положить конец иностранному владычеству на Апеннинах, став освободителем и объединителем Италии – «Наполеоном итальянской свободы»11. В конце письма перед королем Сардинии ставилась дилемма: войти в историю «первым среди людей или последним из итальянских тиранов»12. Никакой реакции от сардинского монарха на это обращение не последовало. Мадзини, конечно, понимал, что Карл Альберт едва ли прислушается к этому воззванию. Данное письмо преследовало скорее неявные политические цели: с одной стороны, оно позволило Мадзини заявить о готовности итальянских патриотов поддержать любого правителя, который решится осуществить политическое объединение Италии, а с другой – продемонстрировать надеявшимся на скорые реформы пьемонтцам, что ожидать их от Карла Альберта едва ли имеет смысл. Сам же Мадзини намеревался предложить собственную альтернативу.
9. В ходе восстания 1821 г. после отречения короля Виктора Эммануила I Карл Альберт стал регентом и пообещал жителям Пьемонта конституцию, однако вскоре был отстранен под давлением Австрии.

10. Mazzini G. A Carlo Alberto di Savoia, Un Italiano // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. II. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 27–28. Здесь и далее перевод с итал. мой. – А.В.

11. Ibid. P. 36.

12. Ibid. P. 41.
10 Летом 1831 г. он приступил к созданию ассоциации «Молодая Италия», характер деятельности которой должен был существенно отличаться от тайных обществ карбонариев. Во-первых, ее программа предполагала революционную деятельность в общенациональном масштабе, в то время как действия конкретной венты обычно не выходили за границы того итальянского государства, в котором она находилась13. Во-вторых, для пропаганды идей «Молодой Италии» планировалось издавать и распространять подпольный журнал. Основание «Молодой Италии» самим Мадзини мыслилось в религиозно-мистической манере: в «Общей инструкции для братьев по “Молодой Италии”» особо подчеркивалось, что «Молодая Италия» – это не «секта или партия, но вера и апостольство» и ей предстоит заложить «первый камень ее религии» для возрождения Италии14. Тем не менее по своей структуре и принципам организации политической деятельности «Молодая Италия» была очень похожа на партию: она обладала собственной четко сформулированной политической программой и идеологией, фиксированным членством15 с ежемесячными взносами, а также системой коммуникации между ее сторонниками в различных областях Италии, что создавало необходимое чувство причастности к общему делу16. Все это выгодно отличало «Молодую Италию» от карбонарских вент, не имевших общей идейной платформы и единого руководящего центра. Вскоре Мадзини, покинув марсельское «Общество апофазименов», и сам отошел от карбонарского движения.
13. Beales D., Biagini E.F. Op. cit. P. 56.

14. Mazzini G. Istruzione Generale per gli Affratellati nella Giovine Italia // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. II. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 51.

15. Изначально предполагалось, что желающие присоединиться к «Молодой Италии» не должны быть старше 40 лет (см.: Ковальская М.И. Италия в борьбе за национальную независимость и единство (От революции 1831 г. к революции 1848–1849 гг.) / Отв. ред. К.Ф. Мизиано. М.: Наука, 1981. С. 62). Однако на практике членом организации мог стать человек любого возраста, не придерживающийся «устаревших» идеологий и согласный с идеалами «Молодой Италии» (см.: Sarti R. Giuseppe Mazzini and His Opponents // The Short Oxford History of Italy. Italy in the Nineteenth Century: 1796–1900 / Ed. by J.A. Davis. New York: Oxford University Press, 2000. P. 83).

16. Mack Smith D. Op. cit. P. 6.
11 Своей конечной целью «Молодая Италия» провозглашала построение единой Италии с республиканской формой правления и унитарным устройством, предусматривавшим автономию регионов в решении вопросов местного значения. Способы реализации этой цели виделись в образовании народа, включая его политическое просвещение, и в общенародном восстании, которое не должно было сопровождаться иностранной помощью – считалось, что в этом случае победа революционных сил не приведет к образованию независимой нации17. После успеха восстания политическую судьбу Италии должно было определить специально созванное Национальное собрание. Оптимальной тактикой борьбы против австрийской армии Мадзини считал создание партизанских отрядов наподобие тех, что препятствовали продвижению наполеоновских войск в Испании. Предполагалось, что они будут действовать с минимальным применением насилия и с уважением к частной собственности, параллельно с этим знакомя крестьян с идеалами «Молодой Италии» и тем самым вовлекая их в революционный процесс18.
17. Mazzini G. Istruzione Generale per gli Affratellati nella Giovine Italia // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. II. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 52–53.

18. Подробнее см.: Mazzini G. Della guerra d’insurrezione conveniente all’ Italia // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. III. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 197–241.
12 «Рупором», посредством которого Мадзини и его соратники транслировали свои идеи, стал журнал «Молодая Италия», шесть выпусков которого выходили в Марселе с марта 1832 г. по июнь 1834 г. и контрабандными путями переправлялись в Италию19. Власти итальянских государств видели в революционном журнале большую угрозу и всячески стремились не допустить его массового распространения. Их опасения не были напрасны: после восстаний 1831 г. «Молодая Италия» и идеи Мадзини пользовались большой популярностью у множества мелких и средних предпринимателей, студентов, представителей рабочих профессий и даже молодых аристократов и военных. Впрочем, информационно-пропагандистская воздействие «Молодой Италии» было направлено в основном на грамотных и образованных итальянцев, коих все-таки было меньшинство20.
19. Ковальская М.И. Указ. соч. С. 64.

20. Sarti R. Op. cit. P. 83.
13 Между тем ячейки «Молодой Италии» возникали по всему Апеннинскому полуострову. Оценки количества членов этой ассоциации по состоянию на 1833 г. варьируются от 50–60 тыс. до 140 тыс. человек21. В многочисленных полицейских отчетах Мадзини фигурировал как «наиболее активный и опасный революционер» в Европе»22. Правители итальянских государств не раз обращались к Франции с просьбой арестовать и выдать им Мадзини. В августе 1832 г. ему было предписано покинуть Марсель. Мадзини, не желавший уезжать из города, был вынужден тайно переезжать от одних знакомых к другим. В то время он был занят подготовкой революции в Сардинском королевстве при поддержке армии, намеченной на весну следующего года. Однако пьемонтская полиция к тому времени уже установила слежку за предполагаемыми сторонниками «Молодой Италии», и в апреле 1833 г. заговор в военных кругах был раскрыт. Король Карл Альберт лично оказывал давление на следствие и суд, требуя вынести максимально суровые приговоры. В результате 12 человек были казнены, около сотни оказались в тюрьме, множество членов «Молодой Италии» эмигрировали. Сам Мадзини был заочно приговорен к смерти23.
21. Ibid. P. 83–84.

22. Mack Smith D. Op. cit. P. 7.

23. Ibid. P. 8.
14 В июле 1833 г. Мадзини под давлением французской полиции перебрался из Марселя в Швейцарию. С горечью осознавая, что скорейшее начало революции на юге Италии также невозможно, он принялся готовить сверхамбициозную Савойскую экспедицию – вооруженный поход добровольцев из разных стран под командованием бывшего офицера наполеоновской армии Джероламо Раморино на Сардинское королевство. Экспедиция, предпринятая в январе-феврале 1834 г., завершилась полным провалом: власти Женевы и Во не пропустили и разоружили одну из колонн, а Раморино, несмотря на возражения Мадзини, распустил свой отряд ввиду его малочисленности. Изнутри же Сардинского королевства эту операцию никто не поддержал24. Подобный печальный исход стал для Мадзини очень серьезным ударом. Неудача Савойской экспедиции фактически подвела черту под первым периодом активного существования «Молодой Италии». Ее деятельность Мадзини возобновит лишь спустя несколько лет, в апреле 1840 г., находясь в Лондоне25.
24. Ковальская М.И. Указ. соч. С. 113–115.

25. Sarti R. Op. cit. P. 89.
15 Итальянская нация и республиканское правление
16 О необходимости объединения Италии Мадзини начал размышлять уже в своих ранних литературно-критических работах. В этом отношении довольно показательна одна из его самых первых статей «О любви Данте к Отечеству», написанная в 1826 г. Апеллируя к древнегреческим временам, «когда словесность была… частью учреждений, управляющих народной жизнью», Мадзини пишет, что предназначение поэта – посвящать «свой гений пользе Отечества»: поэзия, прививающая юношам любовь к свободе и уважение к законам, предохраняет родину и от тирании, и от «чужеземного ига»26. Для Италии таким образцовым гражданским поэтом был Данте Алигьери. Он жил в эпоху кровавых политических междоусобиц и беззакония, когда у Италии было достаточно энергии, чтобы «заложить основу своей национальной независимости», но не было правителя, способного направить ее на достижение этой цели27. По мнению Мадзини, все произведения Данте, бичевавшего пороки своих современников, исполнены «великой любви» к своему отечеству, основанной на «светлых идеях единства и мира», при этом «отечество итальянца есть не Рим, Флоренция или Милан, но вся Италия»28. Особенно высоко Мадзини оценивает трактат «Монархия»: в нем Данте «ставит целью соединить в едином теле раздробленную Италию и спасти ее от порабощения, которое было тогда главной опасностью», а содержащиеся в этой книге «семена независимости и свободы» впоследствии принесли «обильный плод»29.
26. Маццини Дж. О любви Данте к Отечеству // Маццини Дж. Эстетика и критика. Избранные статьи / Сост., вступит. ст., пер. и коммент. В.В. Бибихина. М.: Искусство, 1975. С. 45.

27. Там же. С. 48.

28. Там же. С. 55.

29. Там же.
17 Как указывает историк И.Е. Андронов, эта ранняя статья интересна тем, что «Данте рассмотрен в ней под углом зрения, в высшей степени характерным и для зрелого творчества Мадзини – в плане служения Родине», и именно этот идеал станет главным истоком и ориентиром для всей последующей деятельности Мадзини, который в своем политико-философском творчестве еще не раз вернется к фигуре Данте30. Кроме того, по мнению филолога Д.А. Шевляковой, Мадзини «первым в Италии стал искать пути соединения литературного творчества и действия»31. Поэтому весьма примечательно, что по прошествии пяти лет цель, которую Данте (в представлении Мадзини) ставил перед собой в «Монархии», будет провозглашена заветной целью «Молодой Италии».
30. Андронов И.Е. Указ. соч. С. 121–122, 132.

31. Шевлякова Д.А. Джузеппе Мадзини о Данте (К вопросу о национально-прецедентных именах) // Филологические науки. 2010. № 4. С. 31.
18 В программных текстах этой революционной ассоциации Мадзини изложил свое видение того, какой должна быть итальянская нация. В первую очередь здесь следует обратиться к «Манифесту “Молодой Италии”» – брошюре, выпущенной в октябре 1831 г. и объявлявшей о скором появлении одноименного журнала32. Необходимость его издания Мадзини объясняет следующим образом: «Великие революции совершаются скорее посредством принципов, нежели штыков»33. Соответственно, журнал, разъясняющий, какие принципы стоят за теми или иными происходящими событиями, сыграет для людей важную образовательную роль34. По Мадзини, существует лишь три принципа, от которых зависит настоящий прогресс Италии, – это «независимость, единство, свобода», причем ни один из них нельзя пытаться осуществить в ущерб остальным (например, объединить страну под властью местного или иностранного тирана)35. Однако ни одна из ныне правящих в Италии элит, которые лишены «веры в нацию», не способна ни возглавить движение к их воплощению, ни даже понять его грандиозную значимость36. Это революционное движение прежде всего подразумевает избавление страны от иностранного (австрийского) владычества: «…судьбы Италии должны решаться на равнинах Ломбардии, а мир должен быть заключен по ту сторону Альп»37. «Молодая Италия» в полной мере осознаёт величие этой миссии: кровь храбрых итальянцев, пролитая за свободу, превратит сегодняшнюю «религию мученичества» в завтрашнюю «религию победы»38. Чтобы приблизить этот момент, «Молодая Италия», исходя из потребностей итальянцев, будет писать и публиковать соответствующие философские и литературные работы; Мадзини – в духе своей ранней статьи о Данте – подчеркивает, что именно посредством литературы, как «морального священства», возможно выразить истинные принципы39.
32. Ковальская М.И. Указ. соч. С. 68.

33. Mazzini G. Manifesto della Giovine Italia // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. II. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 75.

34. Ibid. P. 76.

35. Ibid. P. 77.

36. Ibid. P. 79.

37. Ibid.

38. Ibid. P. 80.

39. Ibid. P. 80–81.
19 В дальнейшем обозначенная Мадзини триада принципов, на которых должна основываться нация, была дополнена. В начале 1832 г. вышла вторая редакция «Общей инструкции для братьев по “Молодой Италии”», где содержались основные положения политической программы этой организации40. В первом параграфе указывалось, что «Молодая Италия» представляет собой «братство итальянцев», намеревающихся совместными усилиями сделать Италию «Единой, Независимой, Суверенной Нацией свободных и равных»41. Во втором пункте давалась и сама дефиниция нации как «совокупности итальянцев, связанных вместе одним договором и живущих по общему закону»42. Третий параграф раскрывал желаемый образ Италии как республиканского и унитарного государства. Выбор в пользу республики обусловливался следующим: по Мадзини, «закон Бога и человечества» предполагает для всех входящих в нацию людей свободные, равные и братские отношения. Это возможно только при республиканском устройстве, когда суверенитет принадлежит нации в целом – «единственному прогрессивному и последовательному интерпретатору высшего морального закона», а не каким-либо отдельным группам, чьи привилегии противоречат свободе и равенству и чья борьба за власть нарушает гармонию – «закон жизни в обществе»43. Именно на республиканский, а не на монархический принцип ориентированы нынешние прогрессивные изменения в Европе. Мадзини пишет, что традиция Италии, где нет уважаемой аристократии и прославленной династии, которую приняли бы во всех итальянских государствах, является «всецело республиканской»: с республикой связаны «великие воспоминания» и национальный прогресс страны44.
40. Ковальская М.И. Указ. соч. С. 63.

41. Mazzini G. Istruzione Generale per gli Affratellati nella Giovine Italia // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. II. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 45.

42. Ibid. P. 46.

43. Ibid. P. 47–48.

44. Ibid. P. 48–49. На представления Мадзини о «республиканской традиции» Италии существенное влияние оказал труд швейцарского историка Ж.Ш.Л. де Сисмонди «История итальянских республик в средние века», где они представлялись как «образец справедливого социального устройства» (см.: Ковальская М.И. Указ. соч. С. 72).
20 Преимущества унитаризма для Италии (с политической централизацией и некоторой административной автономией коммун) Мадзини доказывает через выявление недостатков федерализма. По его мнению, федерализм подорвет полноценное единство и лишит будущую нацию силы. Во-первых, федеративная Италия не станет могущественной державой в международной политике и вновь может попасть под иностранное влияние. Во-вторых, федерализм сыграет на руку интересам региональной «аристократии», что еще сильнее обострит исторические межрегиональные противоречия и тем самым «отбросит Италию в средневековье». В-третьих, отсутствие полного внутреннего единства не позволит Италии исполнить предназначенную ей «миссию» в отношении человечества. В-четвертых, происходящие в Европе перемены ведут к тому, что вскоре европейское общество будет состоять из «огромных единых масс», и Италии не следует отклоняться от общей тенденции45.
45. Ibid. P. 49–50.
21 В заключительном (седьмом) параграфе «Общей инструкции…» приводился текст клятвы, которую обязан был произнести человек, вступающий в «Молодую Италию». В данной клятве к трем национальным принципам, сформулированным Мадзини в «Манифесте “Молодой Италии”», добавлялся четвертый: инициируемый клялся посвятить всего себя делу превращения Италии в «Единую, Независимую, Свободную, Республиканскую Нацию»46.
46. Ibid. P. 56.
22 В феврале 1832 г. во втором выпуске журнала «Молодая Италия» была опубликована статья Мадзини «Сотрудники “Молодой Италии” их согражданам», в которой он более подробно остановился на четвертом принципе – республике как наиболее подходящей форме правления47. Мадзини провозглашает, что «республиканский символ» является целью той революции, которую стремятся осуществить он и его соратники и на которую должны быть направлены все силы48. Мотивируя необходимость установления республики, Мадзини во многом прибегает к тем же аргументам, что и в «Общей инструкции…»: неспособность монархии водворить «истинную свободу» и «догму равенства», а также разрешить местные конфликты; отсутствие человека с должными качествами, который потенциально мог бы стать королем; позитивный республиканский опыт, присутствующий в исторической памяти народа49. Также, отвергая монархию, Мадзини призывает отменить все аристократические привилегии в обществе, дабы сплотить различные группы в «великом национальном единстве»50.
47. Моисеев Д.С. Политическая мысль Джузеппе Мадзини // История философии. 2015. Т. 20. С. 67.

48. Mazzini G. I collaboratori della Giovine Italia ai loro concittadini // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. III. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 42.

49. Ibid.

50. Ibid. P. 45.
23 Особое значение для Мадзини имеет народ (popolo) – он находится в «основании социальной пирамиды» и представляет собой «совокупность людей, составляющих Нацию»51. От простого множества людей (gente) нацию отличает «Единство принципов, цели и прав». Подобные принципы должны быть «неприкосновенными и прогрессивными», чтобы не потерять со временем своей актуальности; цель – «радикально моральной», поскольку материальная цель конечна и потому не способна обеспечить долговечность национального союза; а права – соответствовать человеческой природе как единственному, что «не стирают века»52. В свою очередь, жизнеспособность и успешность нации зависят от того, насколько сильна «ассоциативная связь» между ее компонентами. Подлинная ассоциация, подчеркивает Мадзини, возможна лишь «между равными в правах и обязанностях», поэтому крайне важно исключить возможность господства одной группы людей над другими53.
51. Ibid. P. 61.

52. Ibid. P. 62.

53. Ibid. P. 63.
24 По Мадзини, нация зиждется на свободе, равенстве и ассоциации. Он определяет нацию как «совокупность граждан, говорящих на одном языке, ассоциированных, обладающих равенством гражданских и политических прав, общей целью – прогрессивно развивать и совершенствовать социальные силы и деятельность этих сил»54. Из данной дефиниции следует, что никто не может безраздельно властвовать над этой совокупностью (или ее частью) и никто не может управлять нацией без «прямого мандата» от самой нации. Таким образом, лишь нация как таковая является сувереном и имеет неотъемлемое право формировать и изменять свои институты55.
54. Ibid. P. 64.

55. Ibid.
25 Для оформления «воли Нации» в общеобязательные законы Мадзини предусматривает наличие уполномоченных ею представителей от всех социальных сил; в противном случае обделенные группы будут заинтересованы в борьбе за свое представительство, в том числе революционным путем56. Участвовать в избрании своих представителей должен иметь право каждый гражданин, так как, будучи лишенным права голоса на выборах, человек будет воспринимать принимаемые впоследствии законы как тиранические57. В свою очередь, задача депутатов, «замещающих нацию» и освобожденных на время своего срока от прочих должностей, заключается в «направлении, совершенствовании… социальных сил ради общей пользы»58. В частности, считает Мадзини, депутатам надлежит сосредоточить свое внимание на борьбе с социальным неравенством (посредством социальных выплат, прогрессивного налогообложения и др.), создании суда присяжных, расширении автономии коммун, обеспечении прав и свобод людей (в особенности свободы совести, прессы и ассоциаций), а также на создании системы общедоступного начального образования и государственной поддержке науки и культуры. Реализация всех этих мер и откроет для Италии «дорогу к прогрессу»59.
56. Ibid. P. 64–65.

57. Ibid. P. 66.

58. Ibid.

59. Ibid. P. 67–68.
26 Заключение
27 Ассоциация «Молодая Италия» стала первой итальянской политической организацией, стремившейся действовать в общенациональном масштабе, – это позволяет считать ее прообразом или даже, с некоторыми оговорками, первой итальянской политической партией60. В политико-философском смысле «Молодая Италия» была призвана сделать то, что, по словам Мадзини, не сделал ни один правитель во времена Данте Алигьери61, но что обеспечивало победы Александра Македонского и Наполеона Бонапарта62, – сконцентрировать все возможные усилия на достижении одной цели. У революционной «Молодой Италии» эта цель состояла в создании единой, независимой, свободной и республиканской Италии. Однако, несмотря на начальные успехи, связанные с организацией своей деятельности и пропагандой политической программы среди итальянцев, она так и не смогла ее реализовать.
60. См., напр.: Clark M. The Italian Risorgimento. Harlow: Pearson Education Limited, 2009. P. 39–40.

61. Маццини Дж. О любви Данте к Отечеству // Маццини Дж. Эстетика и критика. Избранные статьи / Сост., вступит. ст., пер. и коммент. В.В. Бибихина. М.: Искусство, 1975. С. 48.

62. Mazzini G. I collaboratori della Giovine Italia ai loro concittadini // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. III. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 40. 
28 Тем не менее оформившаяся в основных программных текстах «Молодой Италии» концепция нации Мадзини имела поистине огромное значение как для итальянской демократической мысли, так и для общеевропейского республиканского движения того времени. Во многом продолжая линию, намеченную в своей ранней статье «О любви Данте к Отечеству», в «Манифесте “Молодой Италии”» Мадзини выявляет триаду неразрывно связанных между собой принципов, вокруг которых должна строиться итальянская нация, – независимость, единство и свобода. В антимонархической «Общей инструкции для братьев по “Молодой Италии”» к ним прибавляется республика, играющая для нации (и для самого Мадзини) совершенно особую роль. В работе «Сотрудники “Молодой Италии” их согражданам» Мадзини показывает, что республика является единственной политической формой, при которой возможно существование единой, независимой и свободной нации-суверена. Процветание нации зависит от состояния «ассоциативной связи» между ее составляющими, и именно республиканское правление – с правильно функционирующим механизмом представительства различных социальных групп – позволяет поддерживать и усиливать эту связь.
29 В последующие годы Мадзини, конечно, будет развивать свою политико-философскую концепцию. Однако уже на основе его концепции нации периода «Молодой Италии» 1831–1834 гг. можно сделать вывод: «величайшее достижение» Джузеппе Мадзини, как замечает историк М. Ридольфи, заключалось в том, что ему удалось «концептуализировать национальное государство таким образом, чтобы его можно было рассматривать в качестве агента прогрессивных изменений»63.
63. Ridolfi M. Visions of republicanism in the writings of Giuseppe Mazzini // Journal of Modern Italian Studies. 2008. 13 (4). P. 468. Перевод с англ. мой. – А.В.

Библиография

1. Андронов И.Е. Джузеппе Мадзини: молодые годы. СПб.: Алетейя, 2009.

2. Бондарчук В.С. Национальная мысль и национальное сознание в Италии // Национальная идея в Западной Европе в Новое время. Очерки истории / Отв. ред. В.С. Бондарчук. М.: ИКД «Зерцало-М»; Изд. дом «Вече», 2005. С. 337–393.

3. История Италии: в 3 т. Т. 2 / Под ред. К.Ф. Мизиано (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1970.

4. Ковальская М.И. Италия в борьбе за национальную независимость и единство (От революции 1831 г. к революции 1848–1849 гг.) / Отв. ред. К.Ф. Мизиано. М.: Наука, 1981.

5. Маццини Дж. О любви Данте к Отечеству // Маццини Дж. Эстетика и критика. Избранные статьи / Сост., вступит. ст., пер. и коммент. В.В. Бибихина. М.: Искусство, 1975. С. 45–58.

6. Моисеев Д.С. Политическая мысль Джузеппе Мадзини // История философии. 2015. Т. 20. С. 63–78.

7. Шевлякова Д.А. Джузеппе Мадзини о Данте (К вопросу о национально-прецедентных именах) // Филологические науки. 2010. № 4. С. 27–36.

8. Яхимович З.П. Национальный фактор в интерпретации либералов и демократов Италии и его роль в революционных событиях 1848–1849 гг. // Европейские революции 1848 года. «Принцип национальности» в политике и идеологии. М.: Индрик, 2001. С. 82–134.

9. Beales D., Biagini E.F. The Risorgimento and the Unification of Italy. New York: Routledge, 2013.

10. Clark M. The Italian Risorgimento. Harlow: Pearson Education Limited, 2009.

11. Mack Smith D. Mazzini. New Haven and London: Yale University Press, 1994.

12. Mazzini G. A Carlo Alberto di Savoia, Un Italiano // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. II. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 17–41.

13. Mazzini G. Istruzione Generale per gli Affratellati nella Giovine Italia // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. II. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 45–56.

14. Mazzini G. Manifesto della Giovine Italia // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. II. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 75–82.

15. Mazzini G. I collaboratori della Giovine Italia ai loro concittadini // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. III. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 27–74.

16. Mazzini G. Della guerra d’insurrezione conveniente all’ Italia // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. III. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1907. P. 197–241.

17. Mazzini G. Statuto e norme della Società degli Apofasimeni // Scritti editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol. XCIV. Imola: Cooperativa tipografico-editrice Paolo Galeati, 1943. P. 187–203.

18. Ridolfi M. Visions of republicanism in the writings of Giuseppe Mazzini // Journal of Modern Italian Studies. 2008. 13 (4). P. 468–479.

19. Sarti R. Giuseppe Mazzini and His Opponents // The Short Oxford History of Italy. Italy in the Nineteenth Century: 1796–1900 / Ed. by J.A. Davis. New York: Oxford University Press, 2000. P. 74–107.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести