Адаптация (интеграция) мигрантов в зеркале современной теоретической литературы
Адаптация (интеграция) мигрантов в зеркале современной теоретической литературы
Аннотация
Код статьи
S258770110028250-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Аглюллина Диана Ринатовна 
Должность: магистрант факультета политологии
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, 119049 Москва, Мароновский пер., д. 26
Выпуск
Аннотация

Статья представляет собой обзор современных российских и европейских исследований, затрагивающих вопросы интеграции иммигрантов в принимающее общество, а также некоторые аспекты миграционной политики. В представленном исследовании проанализированы подходы к интеграционной политике как со стороны российских, так и европейских исследователей. Цель статьи – продемонстрировать широту проблемного поля, связанного с вопросами интеграции мигрантов, а не только определить сходства или различия в определении составляющих или проблемных точек интеграционной политики в России и Европе. Такой подход, по мнению автора, способен помочь будущим исследователям, а также государственным акторам в полной мере оценить сложность вопроса и определить наиболее подходящие моменты для формулировки и принятия конкретных решений. 

Ключевые слова
Россия, Европа, миграция, интеграция, интеграционная политика, гражданское общество, структура интеграции, интеграция иммигрантов, принимающее общество
Классификатор
Получено
17.07.2023
Дата публикации
30.10.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
218
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Теоретическая основа проблемы интеграции мигрантов была заложена исследователями Чикагской школы социологии еще в начале XX в. Вопросы, связанные с интеграцией, как правило изучаются в связке с исследованиями миграционных процессов в политологии, социологии, экономике, культурологии. Однако важным аспектом в исследованиях данной проблематики является отсутствие универсального определения интеграции, к тому же существует ряд проблем с определением составляющих интеграционной политики.1 Далее будет продемонстрировано разнообразие спектра проблем, касающихся вопросов интеграционной политики, ее содержания, конкретных мер, оценки результатов интеграции и др.
1. Гаева А.С. Политика интеграции иммигрантов в российское общество. СПб.: Алетейя, 2018. С. 14-16.
2 Если подходить к определению интеграции как к феномену, связанному, в первую очередь, с внешней миграцией, то ее можно понимать как процесс, при котором происходит «встречное движение культур принимающего социума и мигрантов, смешение культурных норм и ценностей, изначально функционировавших сепаратно и, возможно, противоречащих друг другу».2 Однако данное определение интеграции иммигрантов далеко не единственное. В.С. Малахов же придерживается той позиции, что интеграция иммигрантов может включать в себя три разных составляющих: ассимиляцию, культурную адаптацию, структурную адаптацию.3 При этом важно, что в процессе интеграции существует взаимная ответственность как со стороны государства и принимающего общества в целом, так и со стороны самих иммигрантов. 4
2. Мукомель В.И. Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества // Россия реформирующаяся: Ежегодник. №14. 2016. С. 411-467.

3. Малахов В.С. Интеграция мигрантов: Концепции и практики. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2015. С. 32-33.

4. Мукомель В.И. Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества // Россия реформирующаяся: Ежегодник. №14. 2016. С. 411-467.
3 Проблема определения структурных составляющих интеграционной политики
4 Большинство современных авторов, как российских, так и зарубежных, в своих исследованиях опираются на теоретические основы, которые были заложены еще в XX в. Однако есть и более современные самостоятельные исследования. Так Евгений Варшавер и Анна Рочева в статье «Интеграция мигрантов: что это и какую роль в ее осуществлении может играть государство» предприняли попытку осмыслить и классифицировать аспекты интеграционной политики принимающего государства. Интеграционную политику следует понимать как комплекс мер, которые предпринимаются принимающим государством с целью оказать влияние на ход и результаты интеграции. Выделяется следующая классификация мер интеграции:
5
  • Культурная интеграция
  • Структурная интеграция
  • Социальная интеграция
  • Идентификационная интеграция
6 Меры культурной интеграции призваны содействовать процессу овладения иммигрантами языка и культуры принимающего общества. Подобные меры предполагают шаги по созданию и осуществлению программ, при которых создаются специальные центры адаптации и языковые школы для иммигрантов.
7 Структурная интеграция мигрантов подразумевает меры, связанные с получением гражданства (или какого-либо другого официального статуса пребывания), регулированием рынка труда и обеспечением доступом иммигрантов к нему, регулированием образовательной системы, расселением, а также с политикой, связанной с социальным обеспечением.
8 Социальная интеграция иммигрантов предполагает формирование социальных связей между иммигрантами и населением принимающего государства. Действия в рамках социальной интеграции необходимы для установления желательных отношений между мигрантским и принимающим населением, например, для предотвращения внутренних конфликтов, связанных с разного рода нетерпимостью.
9 Действия в рамках идентификационной интеграции представляют собой по большей степени меры, целью которых является влияние на сознание и восприятие иммигрантов и принимающего населения. Здесь подключается работа с символами, мнениями, что в итоге должно влиять на представления о мире у обеих групп. Это работа с населением, общественным мнением, в рамках которой подключаются средства массовой информации, общественные мероприятия и специальные учебные программы.5
5. Варшавер Е.А., Рочева А.Л. Интеграция мигрантов: что это и какую роль в ее осуществлении может играть государство // Журнал исследований социальной политики. № 3. 2016. С. 315-330.
10 Однако, допуская, что интеграционная политика может включать в себя одинаковые аспекты для многих государств именно с точки зрения классификации, универсализировать практические меры без учета индивидуального опыта невозможно. К тому же процесс интеграции будет разным для групп иммигрантов в зависимости от их этнической (не по стране рождения) и культурной принадлежности, а также от поколения, к которому принадлежит иммигрант. Данная проблема затрагивается в исследовании A.F. Heath и S.L. Schneider «Dimensions of Migrant Integration in Western Europe». Исследователи отмечают, что подобные различия можно отследить по следующим измерениям интеграции: структурная, культурная, социальная, политическая, гражданская. Например, в измерении политической интеграции данные различия проявляются таким образом, что группы населения Ближнего Востока, Северной Африки и Центральной Азии, а также Африки к югу от Сахары политически активны практически настолько же, насколько и коренное население принимающего государства. Наименее же политически активны те группы, которые редко оказываются в неблагоприятном социальном или экономическом положении (восточноазиатские, южно- и восточноевропейские)6.
6. Heath A.F., Schneider S.L. Dimensions of Migrant Integration in Western Europe // Front. Sociol., 2021. doi.org/10.3389/fsoc.2021.510987
11 В отношении поколений иммигрантов важным заключением является то, что второе поколение находится в лучшем положении, чем первое. Однако в рамках какого-то одного измерения (например, политического) прогресс поколения в интеграции происходит быстрее, чем в другом измерении (например, социальном).7
7. Там же.
12 Исследования проблемы интеграции мигрантов в России
13 Как уже говорилось, одним из аспектов интеграции является социальная интеграция иммигрантов в принимающее общество. А. Л. Рочева, Е. А. Варшавер, Н. С. Иванова обратились к этой проблеме в России в статье «Детские площадки как пространства интеграции мигрантов». Показательно, что родители, относящиеся к группе внешних иммигрантов, чувствуют себя на детских площадках наиболее сепарированными. У внутренних иммигрантов таких проблем не возникает, поскольку отсутствуют трудности, связанные с языком и возможными внешними проявлениями культурных отличий. Поэтому можно говорить о том, что неконтролируемые взаимодействия подобного характера между иммигрантами и принимающими сообществами приводят скорее к сегрегации и углублению противоречий, нежели к установлению позитивных связей.8
8. Рочева А.Л., Варшавер Е.А., Иванова Н.С. Детские площадки как пространства интеграции мигрантов // Вопросы образования. №2. 2017. С. 167-184.
14 Если говорить об адаптации и интеграции мигрантов в различных сферах жизни общества в России, то следует обратиться к монографии под авторством В.И. Мукомеля, К.С. Григорьевой и Г.А. Монусовой. Социологические исследования, которые проводились авторами в 2011, 2017 и 2020 годах дают общее представление об интеграции иммигрантов в России.
15 Одной из наиболее сложных сфер политики интеграции является адаптация и интеграция мигрантов на рынке труда. Рынок труда - ключевая сфера интеграции, жизненно важная как для самих мигрантов, так и для принимающего общества.
16 Существует ряд проблем, которые затрудняют изучение процессов трудовой миграции в России. Во-первых, российское теоретическое осмысление трудовой миграции и прикладные исследования по этой теме серьезно отстают от западных исследований. Во-вторых, неудовлетворительное состояние статистики, что значительно ограничивает возможности для анализа. В-третьих, отсутствует базовая информация о процессах миграции, что не позволяет судить о репрезентативности социологических опросов. В-четвёртых, ограниченные финансовые ресурсы привели к локализации исследований и/или относительно небольшим выборкам, которые не позволяют делать достоверных выводов.
17 Еще одним из ключевых индикаторов интеграции мигрантов в принимающей стране является доступ к жилью. Для получения объективной оценки доступа к жилью необходимо оценить имеющиеся у иммигрантов возможности получить жилье, обладающее теми или иными качественными характеристиками.
18 В экспериментальном исследовании в 2020 году авторы попытались измерить влияние гражданской принадлежности потенциальных квартиросъемщиков на доступ к качественному и низкокачественному жилью в Москве.
19 По итогу эксперимента оказалось, что доступ разных групп мигрантов к жилью значимо варьируется. Только граждане Белоруссии и Украины имеют широкие возможности выбора на рынке аренды московского жилья. Возможности других групп мигрантов более или менее ограничены. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема доступа иммигрантов к жилью является весьма актуальной и требует решения.
20 Говоря о результатах интеграции, стоит отметить, что во всех странах, принимающих мигрантов, одним из важнейших показателей успешности интеграции является статистика натурализации.
21 В настоящее время в Росси существует три официально закрепленных статуса иностранцев: временно пребывающие, временно проживающие (имеющие разрешение на временное проживание ‒ РВП), постоянно проживающие (получившие вид на жительство ‒ ВНЖ).
22 Однако данные статусы часто могут не совпадать с фактическим положением дел. Например, мигранты могут сохранять статус временного проживания, но на самом деле годами жить в России.
23 Намерения иммигрантов по натурализации можно считать значимым показателем интеграции по нескольким причинам. Во-первых, подавляющее большинство иностранцев, нацеленных на получение гражданства, связывают свою жизнь с Россией. Во-вторых, в большей степени настроены на натурализацию те иммигранты, которые имеют определенный человеческий капитал и чей социальный капитал сконцентрирован в России.
24 Важную роль в интеграции так же играет доступность образования, что является составляющей как структурной, так и социальной интеграции.
25 Посещение детского сада открывает широкие возможности для адаптации ребёнка к новым условиям, для установления новых социальных связей и вовлечению в культуру принимающего общество посредством овладения русским языком. Несмотря на это, около 42% мигрантов, проживающих в России с несовершеннолетними детьми, полагают, что их детям российский детский сад не нужен. Результаты исследования вскрыли проблему того, что подавляющее большинство детей дошкольного возраста не посещают детский сад.
26 В целом можно сказать, что школьное образование доступно для мигрантов, приехавших в Россию с несовершеннолетними детьми. Однако респондентами-учителями в интервью отмечалась востребованность в школах учителей, преподающих русский язык как иностранный, а также психологов.
27 Все же, несмотря на все трудности, которые возникают при включении детей-иностранцев в российскую систему образования, иммигранты, которые посещали образовательные организации в России, имеют лучший интеграционный потенциал, чем их родители, приехавшие сюда в зрелом возрасте. Однако препятствием в данном случае являются желания и намерения родителей детей-иммигрантов.9
9. Мукомель В.И., Григорьева К.С. Монусова Г.А. Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С. 400.
28 На проблему, связанную со сферой образования, обратили внимание Е. Деминцева, Д. Зеленова, Е. Космидис и Д. Опарин в исследовании «Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья».
29 Дети мигрантов часто обучаются в школах «со сложным социальным контекстом». Подобные школы можно назвать «мигрантскими», сюда «местные» родители не хотят отдавать своих детей. Основная причина этому как раз социальный контекст.
30 В подобных образовательных учреждениях, как правило, еще до появления в них детей мигрантов обучались дети, которых не брали в другие школы (например, дети из неблагополучных российских семей), или же в них переводили детей из «хороших» по разным причинам. На сегодняшний день ситуация «усложнилась» фактом присутствия в таких школах детей мигрантов.
31 Существует ряд проблем, с которым родители-мигранты сталкиваются при «вхождении» в школу:
32
  1. У иммигрантов часто возникают проблемы с регистрацией через сайт госуслуг (для Москвы). Мигранты по разным причинам часто избегают официально регистрироваться на государственных сайтах.
  2. Руководство некоторых школ само отказывается записывать в них детей. Чаще всего отказ мотивируется наполненностью школ, что нередко правда. Поэтому дети мигрантов чаще попадают в те школы, в которых остались места, потому что туда не хотят отдавать детей «местные».
  3. Третьей проблемой является несоответствие возраста ученика тому классу, в который его определяют. Это связано с отличиями между российскими образовательными программами и программами стран отправления. Также ребенок может не говорить по-русски, что затрудняет процесс осваивания им программы. Поэтому детей мигрантов отправляют в класс на год или два младше, чем тот, которому он соответствует по своему возрасту.
33 Кроме того, переезжая в Москву и Московскую область, дети некоторых иммигрантов могут долгое время находиться вне школы, в том числе по инициативе родителей.
34 Также существует определенный набор проблем, с которыми сталкиваются дети мигрантов в процессе адаптации в школах и которые данный процесс затрудняют. Первая проблема связана с незнанием русского языка у некоторых детей. Детям, не знающим русский язык, требуется как минимум год, чтобы не только научиться говорить, но и начать хоть немного коммуницировать с одноклассниками. Вторая проблема, которая является общей для всех детей мигрантов, – это психологические сложности адаптации в новом для себя коллективе.
35 Последняя проблема связана с проявлением ксенофобии со стороны учеников, которая со временем, по признанию многих детей мигрантов, становится менее насущной.10 Таким образом, данное исследование в какой-то степени позволяет сделать вывод о недостаточной вовлеченности государственных и местных властей в процесс интеграции детей мигрантов в социокультурное пространство. Фактический доступ к образованию, безусловно, есть, однако же отсутствие каких-либо практик, которые поспособствовали бы более успешной интеграции детей лишь подчеркивает существующие проблемы.
10. Деминцева Е.Б., Зеленова Д.А., Опарин Д.А., Космидис Е.А. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья // Демографическое обозрение. №4. 2017. С. 80-109.
36 Доступ к здравоохранению также является важной составляющей интеграционного процесса. Обращаясь к этой проблеме, Мукомель, Григорьева и Монусова отмечают, что показатель социальной инклюзии (включающий оценку доступности медицинских услуг) является одним из основных индикаторов в международной практике исследования интеграции мигрантов в принимающее сообщество.
37 Утверждение права иностранных работников из стран ЕАЭС на оформление полиса ОМС фактически открыло полный доступ к медицинской помощи в России для иностранцев указанной категории. Однако возможность бесплатного обращения к врачу не всегда применяется на практике даже в тех случаях, когда у иммигрантов появляется срочная необходимость в получении медицинских услуг.
38 В целом в последние годы в России наблюдается позитивная динамика в области обеспечения иностранцев необходимой медицинской помощью.
39 На данный момент можно выделить три категории иммигрантов в вопросе, касающемся доступа к медицинским услугам:
40
  1. Имеющие полный доступ к бесплатным медицинским услугам в России (мигранты из стран ЕАЭС, оформившие полис OMС);
  2. Имеющие частичный доступ к бесплатным медицинским услугам в России (мигранты с полисом ДМС);
  3. Не имеющие доступа к бесплатным медицинским услугам в России.11
11. Мукомель В.И., Григорьева К.С. Монусова Г.А. Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С. 400.
41 Проблема доступа иммигрантов к медицинским услугам в России, а также причины, по которым они не обращаются в государственные учреждения здравоохранения за медицинской помощью, поднимается в статье Е. Деминцевой и Д. Кашницкого «Лечиться у “своих”, лечить “своих”. Роль “киргизских клиник” в жизни среднеазиатских мигрантов в Москве».
42 Социокультурный фактор для иммигрантов является важным барьером в вопросе получения медицинской помощи. Мигранты боятся не только проявления дискриминации со стороны врачей, но и новых для себя условий лечения, которые могут противоречить особенностям их религии или культуры.
43 В Москве на настоящий момент существует более двух десятков «киргизских клиник». Такими клиниками являются частные медицинские учреждения, официально зарегистрированные в России. Во главе этих учреждений стоят граждане Российской Федерации, большинство из которых — выходцы из Кыргызстана. Докторами также являются выходцы из Кыргызстана вне зависимости от того, есть ли у них российское гражданство.
44 Действующие сегодня в Москве «киргизские клиники» занимают на настоящий момент лидирующую позицию в области медицинского обслуживания мигрантов, прежде всего из стран Средней Азии.
45 Важно понимать, что иммигранты избегают обращаться за медицинской помощью еще и по той причине, что тема здоровья не является для большинства из них одной из основных забот при переезде в другую страну. Столкнувшись с проблемами со здоровьем, многие в принципе не имеют представления о том, на какие бесплатные медицинские услуги они могут рассчитывать и куда могут обращаться в случае появления заболеваний.
46 Помимо прочего, перспектива столкнуться с негативной реакцией или недопониманием в российских государственных учреждениях здравоохранения заставляет иммигрантов воздерживаться от их посещения. В «киргизских клиниках» же врачи видят цель своей работы в том, чтобы не только диагностировать болезнь, назначить лечение и прописать лекарства, но и помочь советом мигранту. Здесь иммигранты могут получить ту поддержку, которой им не хватает в принимающем обществе.
47 Таким образом, «киргизские клиники» стали первыми частными медицинскими учреждениями, созданными в России мигрантами из Киргизии и ориентированными на обслуживание трудовых иммигрантов из стран Средней Азии. Сегодня эти клиники являются важной частью мигрантской инфраструктуры Москвы.12 Существование подобных организаций также в свою очередь демонстрирует недостатки действующей в принимающем государстве интеграционной политики.
12. Деминцева Е.Б., Кашницкий Д.С. Лечиться у "своих", лечить "своих". Роль «киргизских клиник» в жизни среднеазиатских мигрантов в Москве // Жить в двух мирах. Переосмысляя транснационализм и транслокальность / Под общ. ред.: С. Н. Абашин, О. Е. Бредникова. Новое литературное обозрение, 2021. С. 338-373.
48 Спектр проблем интеграции в европейских исследованиях
49 Немалая доля зарубежных исследований, касающихся вопроса интеграции мигрантов, сконцентрирована на проблемах в области интеграционной политики в целом, а не на проблемах конкретного государства (хотя такие, безусловно, тоже присутствуют в большом количестве).
50 В некоторых из них отмечается, что существуют определенные проблемы при формировании всеобъемлющей, единой иммиграционной и интеграционной политики для стран Европейского Союза. Это связано со специфическими требованиями в вопросе приема и интеграции мигрантов на территории отдельных государств-членов ЕС. При этом связанные с вопросами миграции и интеграции проблемы начинают активно воспроизводиться в политическом дискурсе в негативном ключе. Столкновение с ситуацией так называемого миграционного кризиса привело к тому, что расистские, ксенофобские и антииммигрантские высказывания политиков ультраправых или правопопулистских партий, когда-то считавшихся неприемлемыми и отодвигавших эти партии на периферию политического спектра, находят отклик у все большего числа людей в Европе, а сами партии становятся в достаточной мере политически успешными.13
13. Filip B. The Refugee Crisis in Europe: Unfolding Right-wing Politics, Racism and Anti-Immigration Political Parties // Global Research [Электронный ресурс] 2017. URL: >>>> (дата обращения: 09.04.2023).
51 Подобное явление можно обозначить как политизация миграции, что представляет собой процесс, в ходе которого миграционная проблематика начинает активно обсуждаться в обществе с одной стороны, и становится инструментом для политической конкуренции с другой.14
14. De Wilde P. The Politicization of European Integration. Towards Democratic Renationalization? // The Legitimacy of Regional Integration in Europe and the Americas, 2015. P. 19-32.
52 К вопросам, связанным с формированием единой интеграционной политики обращено исследование J. Slootjes и M.B. Zanzuchi «Promoting Evidence-Informed Immigrant Integration Policymaking», в котором поднимается проблема использования политики, основанной на фактических данных, как инструмента, который может способствовать принятию наиболее эффективных решений в области интеграционной политики. Развитие подобного подхода в вопросах разработки иммиграционной и интеграционной политики поспособствовало бы наиболее эффективному принятию решений как в кризисных ситуациях (резкий приток мигрантов в условиях «миграционного кризиса»), так и в долгосрочной перспективе. Фактические данные представляют собой результаты аналитики, качественных и количественных исследований, направленных на получение максимально полной информации. Таким образом, открытая база с фактическими данными, касающимися интеграционной политики, должна помочь национальным правительствам и наднациональным структурам в принятии наиболее эффективных решений.15
15. Slootjes J., Zanzuchi M.B. Promoting Evidence-Informed Immigrant Integration Policymaking // Migration Policy Institute Europe, 2022. P. 1-21.
53 Однако подобный подход выглядит утопичным и не учитывающим экономические, миграционные, культурные и социальные особенности государств. Иная точка зрения присутствует в статье S. Gregurovic и D. Zuparic-Iljic «Comparing the Incomparable? Migrant Integration Policies and Perplexities of Comparison». Здесь поднимается несколько проблем, связанных с интеграционной политикой в странах Европейской экономической зоны. Во-первых, высокий уровень развития интеграционной политики (декларируемой) далеко не всегда означает, что фактические результаты интеграции будут успешными. Так, Швеция, Бельгия, Финляндия, Франция, а также Нидерланды и Норвегия имеют высокие показатели мобильности на рынке труда, но не имеют соответствующих результатов интеграции в отношении трудоустройства граждан третьих стран.
54 Во-вторых, выработать стандартизированные единые основы интеграционной политики представляется невозможным и неэффективным, поскольку страны ЕЭЗ сталкиваются с различными интеграционными проблемами, которые обусловлены миграционными потоками и их характеристиками (такими как характер, масштабы, сроки и масштабы иммиграции).16
16. Gregurovic S., Zuparic-Iljic D. Comparing the Incomparable? Migrant Integration Policies and Perplexities of Comparison // The Authors. International Migration, 2018. P. 105-122.
55 С точки зрения действий со стороны государства необходимо понимать важность стратегических коммуникаций по вопросу интеграции иммигрантов. Данной проблемы касается отчет A. Ahad и N. Banulescu-Bogdan «Communicating Strategically about Immigrant Integration: Policymaker Perspectives». В основе отчета лежит европейский опыт, однако выводы могут быть полезными практически для любого принимающего государства.
56 Интеграция иммигрантов представляет собой долгосрочный процесс, который затрагивает все общество. Развитие информационных технологий сделало информацию более доступной, однако подобное положение дел имеет и негативный оттенок. Примером такового является явная поляризация общественного мнения по проблеме миграции и интеграции иммигрантов. Поэтому политикам необходимо иметь четкое представление о том, как правильно выстраивать коммуникацию как с группами иммигрантов, так и с принимающим населением. Проблема здесь заключается в том, что нарратив по проблеме миграции и интеграции зачастую используется политиками как одна из двух крайностей. Либо доминируют сообщения резко позитивного характера (все внимание концентрируется на важности интеграции и необходимости улучшения положения иммигрантов), либо же коммуникация выстраивается через внушение страха принимающему населению, который может быть связан с различиями в культуре, угрозой безопасности, ростом преступности и т.д.
57 Поэтому для политиков как на национальном, так и на местном уровне в первую очередь необходимо найти баланс в области коммуникаций, при котором ни иммигрантские сообщества, ни принимающее население не чувствовали бы себя ущемленными, но при этом понимали важность процесса интеграции и вовлеченности в него обеих сторон. Необходимо прислушиваться к запросам сообществ, а также быть вовлеченными в процесс коммуникаций как внутри, так и между группами. В противном случае, без достаточного участия государства, а особенно влиятельных политических фигур, все может обернуться критическим ростом напряженности и конфликтности внутри общества.17
17. Ahad A., Banulescu-Bogdan N. Communicating Strategically about Immigrant Integration: Policymaker Perspectives // Migration Policy Institute Europe, 2019. P. 1-27.
58 В государствах Европы, помимо проблем с выработкой единой стратегии в области интеграции, существуют и внутренние сложности. Данный вопрос поднимается в статье «Stuck Between Mainstreaming and Localism: Views on the Practice of Migrant Integration in a Devolved Policy Framework», написанная S. Galandini, G. Mulvey и L. Lessard-Phillips. На примере Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии демонстрируется проблемность проведения интеграционной политики при передаче полномочий по этому вопросу на локальный уровень. Важным выводом, во-первых, является то, что в условиях децентрализации проведение политических мер, касающихся интеграции, тесно связано с экономическими ресурсами. Сокращение расходов в области интеграции, продвигаемое «из центра», негативно сказывается непосредственно на местных сообществах, особенно иммигрантских, которые в немалой степени сильно зависят от мер социальной поддержки. Во-вторых, важно, чтобы за национальным правительством сохранялась стратегическая роль в вопросах интеграции при передаче полномочий на местный уровень, в противном случае может возникнуть ситуация резкого расхождения между национальными и местными структурами управления. И, наконец, интеграционная политика не может проводиться в рамках работы с социальными группами в целом (например, с матерями-одиночками вне зависимости от того, являются ли они иммигрантками) без привязки к иммиграционному статусу. Потребности и приоритеты отдельных людей и сообществ в рамках одной социальной группы могут кардинально разниться, поэтому игнорирование их особенностей скорее будет тормозить процесс интеграции.18
18. Galandini S., Mulvey G., Lessard-Phillips L. Stuck Between Mainstreaming and Localism: Views on the Practice of Migrant Integration in a Devolved Policy Framework // Journal of International Migration and Integration, 2019. P. 685-702.
59 Помимо участия непосредственно государственных структур, важно обратить внимание и на тот факт, что гражданское общество также оказывает серьезное влияние на процесс интеграции. Данной проблеме посвящена статья P. Peltersa, E.C. Lindgrena, C. Kosteniusa, M. Lydella и K. Hertting «Health-related integration interventions for migrants by civil society organizations: an integrative review». Роль гражданского общества может быть двойственной. С одной стороны, оно может функционировать как форма защиты интересов мигрантов. С другой стороны, некоторые организации гражданского общества действуют вопреки интересам основных положений государственной политики в области интеграции.19
19. Peltersa P., Lindgrena E.C., Kosteniusa C., Lydella M., Hertting K. Health-related integration interventions for migrants by civil society organizations: an integrative review // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being, 2021. doi.org/10.1080/17482631.2021.1927488
60 Пандемия COVID-19 также внесла свои коррективы в миграционные процессы и поставила на повестку дня вопрос о реинтеграции мигрантов в общество происхождения. На этой проблеме сконцентрировано исследование C. Le Coz и K. Newland «Rewiring Migrant Returns and Reintegration after the COVID-19 Shock». С начала пандемии миллионы трудовых мигрантов лишились работы и были вынуждены вернуться в страны своего происхождения. Возвращенцы, прибывая в страну происхождения, начинают сталкиваться с проблемами в вопросах здравоохранения и невозможностью трудоустройства. Пандемия продемонстрировала необходимость формирования в отправляющих государствах устойчивой политики реинтеграции, причем подобная политика должна формироваться в плотной коммуникации с государствами назначения. Подтвержденные данные о миграции особенно необходимы в условиях кризисной ситуации, примером которой как раз и служит пандемия коронавируса.
61 Должен быть сформирован общегосударственный подход к возвращению и реинтеграции мигрантов. Так, четко сформулированные и проверенные меры, касающиеся охраны здоровья и имеющие определенную специфику как часть политики реинтеграции, способствовали бы наиболее эффективному мониторингу потребностей мигрантов в области здравоохранения.
62 Кроме того, реинтеграция не должна быть ориентирована только на репатриантов. От того, что мигранты в кризисных условиях теряют работу, страдают не только они сами, но и общины и сообщества, к которым они принадлежат, поскольку теряется большой приток финансов за счет денежных переводов. Это должно работать как для отдельно взятого государства, так и для мирового сообщества, которое должно обратить внимание на необходимость поддержки общин и сообществ стран отправления.20
20. Le Coz C., Newland K. Rewiring Migrant Returns and Reintegration after the COVID-19 Shock // Migration Policy Institute Europe, 2021. P. 1-16.
63 Наконец, необходимо оговориться о том, что формирование эффективной интеграционной политики – это вызов для каждого принимающего государства. Такая политика не может быть принята раз и навсегда, она должна быть гибкой и государство должно регулярно подстраивать ее под новые реалии и условия. В отчете M. Benton и A. Ahad «Breaking New Ground: Ten Ideas to Revamp Integration Policy in Europe» как раз затрагивается данная проблема и предлагается 10 возможных путей для обновления интеграционной политики в Европе. Обновление необходимо в связи с разными факторами. Таковыми, например, являются поляризация общественного мнения и в политической среде (рост поддержки правопопулистских движений и партий), усложнение поиска работы для соискателей низкой и средней квалификации в связи с изменениями структуры рынка труда и др. С учетом подобных трансформаций предлагаются изменения в понимании «успешной» интеграционной политики, в методах социальной поддержки, в образовательной сфере, в инструментах, влияющих на идентификационную интеграцию и др. Все эти инновации будут иметь смысл в том случае, если будет четко налаженная коммуникация и общее понимание процесса между всеми государственными органами и службами, которых так или иначе касается вопрос интеграции.21
21. Benton M., Ahad A. Breaking New Ground: Ten Ideas to Revamp Integration Policy in Europe // Migration Policy Institute Europe, 2019. P. 1-24.
64 Заключение
65 Таким образом, проанализированная в данной статье литература позволяет, во-первых, понять, с какими проблемами сталкиваются отечественные исследователи при анализе интеграционной политики в России, а также немного разграничивает спектр проблем, возникающих у самих иммигрантов; во-вторых, европейские исследования способствуют взглянуть на вопросы интеграции немного под другим углом, не уделяя большого внимания на проблемы конкретных государств, но разграничивая то проблемное поле, которое существует в вопросах исследования интеграционной политики как таковой. Интеграция иммигрантов – сложный процесс, который требует постоянной вовлеченности как государства, так и общества. Основы и подходы к интеграционной политике должны постоянно обновляться и подстраиваться под существующие реалии, иначе доля ее эффективности будет невысока.

Библиография

1. Варшавер Е.А., Рочева А.Л. Интеграция мигрантов: что это и какую роль в ее осуществлении может играть государство // Журнал исследований социальной политики. № 3. 2016. С. 315-330.

2. Гаева А.С. Политика интеграции иммигрантов в российское общество. СПб.: Алетейя, 2018. С. 14-16.

3. Деминцева Е.Б., Зеленова Д.А., Опарин Д.А., Космидис Е.А. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья // Демографическое обозрение. №4. 2017. С. 80-109.

4. Деминцева Е.Б., Кашницкий Д.С. Лечиться у "своих", лечить "своих". Роль «киргизских клиник» в жизни среднеазиатских мигрантов в Москве // Жить в двух мирах. Переосмысляя транснационализм и транслокальность / Под общ. ред.: С. Н. Абашин, О. Е. Бредникова. Новое литературное обозрение, 2021. С. 338-373.

5. Малахов В.С. Интеграция мигрантов: Концепции и практики. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2015. С. 32-33.

6. Мукомель В.И. Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества // Россия реформирующаяся: Ежегодник. №14. 2016. С. 411-467.

7. Мукомель В.И., Григорьева К.С. Монусова Г.А. Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С. 400.

8. Рочева А.Л., Варшавер Е.А., Иванова Н.С. Детские площадки как пространства интеграции мигрантов // Вопросы образования. №2. 2017. С. 167-184.

9. Ahad A., Banulescu-Bogdan N. Communicating Strategically about Immigrant Integration: Policymaker Perspectives // Migration Policy Institute Europe, 2019. P. 1-27.

10. Benton M., Ahad A. Breaking New Ground: Ten Ideas to Revamp Integration Policy in Europe // Migration Policy Institute Europe, 2019. P. 1-24.

11. De Wilde P. The Politicization of European Integration. Towards Democratic Renationalization? // The Legitimacy of Regional Integration in Europe and the Americas, 2015. P. 19-32.

12. Filip B. The Refugee Crisis in Europe: Unfolding Right-wing Politics, Racism and Anti-Immigration Political Parties // Global Research [Электронный ресурс] 2017. URL: https://www.globalresearch.ca/the-refugee-crisis-in-europe-unfolding-right-wing-politics-racism-and-anti-immigration-political-parties/5623846 (дата обращения: 09.04.2023).

13. Galandini S., Mulvey G., Lessard-Phillips L. Stuck Between Mainstreaming and Localism: Views on the Practice of Migrant Integration in a Devolved Policy Framework // Journal of International Migration and Integration, 2019. P. 685-702.

14. Gregurovic S., Zuparic-Iljic D. Comparing the Incomparable? Migrant Integration Policies and Perplexities of Comparison // The Authors. International Migration, 2018. P. 105-122.

15. Heath A.F., Schneider S.L. Dimensions of Migrant Integration in Western Europe // Front. Sociol., 2021. doi.org/10.3389/fsoc.2021.510987

16. Le Coz C., Newland K. Rewiring Migrant Returns and Reintegration after the COVID-19 Shock // Migration Policy Institute Europe, 2021. P. 1-16.

17. Peltersa P., Lindgrena E.C., Kosteniusa C., Lydella M., Hertting K. Health-related integration interventions for migrants by civil society organizations: an integrative review // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being, 2021.

18. Slootjes J., Zanzuchi M.B. Promoting Evidence-Informed Immigrant Integration Policymaking // Migration Policy Institute Europe, 2022. P. 1-21.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести