Формирование идентичности в образовательном процессе России и Казахстана: сравнительный анализ
Формирование идентичности в образовательном процессе России и Казахстана: сравнительный анализ
Аннотация
Код статьи
S258770110023490-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хлыщева Елена Владиславовна 
Должность: заведующая кафедрой культурологии, профессор
Аффилиация: Астраханский государственный университет имени Н.В. Татищева
Адрес: Российская Федерация, 414056 Астрахань, ул. Татищева, д. 20 а
Выпуск
Аннотация

Многозначность интерпретаций идентичности  зависит от контекста рассмотрения. Примордиалистский подход к объяснению идентичности постепенно уступает место конструктивистскому, в котором идентичность рассматривается как социальный конструкт. «Множественная» идентичность означает выход за пределы своей этнокультуры и диффузию исходных идентичностей. Создать стабильную «карту идентичностей» практически невозможно, однако тем важнее процесс ее осмысления с современных позиций. Трансформация идентичностей хорошо просматривается на постсоветском пространстве, представляющем для России зону жизненно важных интересов. Современное постсоветское пространство является конфликтогенной зоной, где сосредоточены интересы многих мировых держав.

Поиск новой национальной идентичности тесно связан с утверждением символического статуса народа в мировой истории, поэтому столь важна роль образования. В статье проанализированы российские и казахстанские федеральные государственные образовательные стандарты образования (ФГОС) и Стратегии развития воспитания и выявлена их специфика. Приоритетной задачей Государственного общеобязательного стандарта России является формирование именно гражданской идентичности, в то время как в Казахстане отмечается доминирование этнической компоненты идентичности.   

 

Ключевые слова
этнокультурная и гражданская идентичность, образовательные стандарты, воспитание, культурная память, постсоветское пространство, Россия, Казахстан, интеграция
Источник финансирования
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00301 «Процесс конструирования новых идентичностей в Каспийском макрорегионе в контексте социетальной безопасности»
Классификатор
Получено
02.09.2022
Дата публикации
28.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
527
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Введение. Идентичность как теоретический конструкт
2

Многозначность интерпретаций идентичности зависит от контекста рассмотрения. Нарастание «глубины контекста функционирования субъекта приводит к пониманию появления новых измерений идентичности»1 в виде набора социальных ролей, соответствующих различным видам деятельности. Долгое время в понимании идентичности упор делался на примордиалистское объяснение, в основе которого лежит кровное родство, общее происхождение и исконная территория. Сегодня доминирующим в понимании идентичности становится конструктивистский подход, в котором идентичность рассматривается как социальный конструкт.

1. Плющ А.Н. От построения национальной идентичности к конструированию проекта глобализации // Сборник трудов Всероссийской научной конференции. Этологический аспект информационных гражданских войн: история и современность // Под науч. ред. В.Ш. Сабирова. Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2020. С. 287.
3 Современная идентичность является многосоставной. «Множественная» (гражданская, национальная, социальная, культурная, региональная, гендерная, политическая и т.д.) идентичность означает выход за пределы своей этнокультуры и диффузию исходных идентичностей. Формирование гражданской идентичности выводит на уровень наднациональной идентичности и представляет собой «одну из форм конструктивной самоорганизации граждан»2, независимо от их национальной и этнокультурной принадлежности. В многонациональных государствах гражданская и этническая идентичности взаимодополняют друг друга. Доминирование этнической составляющей в социальной структуре подвергает риску устойчивость многонационального государства, потому что принадлежность к этнической группе становится более значимым фактором, нежели статус гражданина.
2. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи. Донецк: Донбасс, 1999. С. 123.
4 Для функционирования социальных институтов нужна сформированная коллективная идентичность, имеющая общие базовые структурные элементы. Подобные коллективные «автопортреты» базируются на «сложившемся нарративе, а также на избранных исторических событиях ключевого характера, на значимых местах, культурных артефактах и практиках, которые формируют у данной группы определенное видение истории, сознание собственной особенности и историческую ориентацию»3. Коллективная культурная идентичность скрепляет социетальное сообщество как единое целое, действующее как самостоятельный актор, интегрированный в определенное физическое и социальное пространство. Особенно это проявляется в кризисные периоды, когда уменьшается «вера в легитимность политической системы страны»4, а идентичность сводится к узкому пониманию исключительно этнической принадлежности. Группы, объединенные такой идентичностью, рассматривают выживание общества как «производную от сохранения этно-национальной идентичности. Выбор смыслов и борьба за признание делают “борьбу за идентичность” политической проблемой»5.
3. Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 235.

4. Фукуяма Ф. Идентичность: Стремление к признанию и политика неприятия. М.: Альпина Паблишер, 2019. С. 161.

5. Миненков Г.Я. Политика идентичности: Взгляд современной социальной теории // Политическая наука. 2011. № 3. С. 24.
5 Проблема идентичности становится одной из основных в пространстве глобализационных процессов. В этом русле особую актуальность приобретает проблема Другого/Чужого. Отношение к «чужому» и основные характеристики его имиджа становятся «важными показателями уровня социальной организации любого общества»6. Новый уровень анализа культурного взаимодействия народов связан с процессами трансформации этнокультурных идентичностей7.
6. Topchiev M., Romanova A., Yakushenkov S. Transformation of the alien image in the post-soviet space // 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM. 2016. Р. 951, 949–954. doi:10.5593/SGEMSOCIAL2016/B32/S11.127

7. См: Хлыщева Е.В. Идентификационные формы современного мира: проблема трансформации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 1 (58). С. 111–117.
6 Трансформация идентичностей хорошо просматривается на постсоветском пространстве. Между тем постсоветские государства представляют для России зону жизненно важных интересов. Поэтому исследование процессов конструирования гражданской идентичности в бывших советских республиках приобретает особую актуальность. Российские исследователи сходятся во мнении, что постсоветское пространство имеет общие черты политико-экономической системы и социокультурной близости, называемые «постсоветской идентичностью», способствующей объединению данного пространства. Однако в настоящее время в постсоветских республиках государственный курс направлен на усиление этнонациональной доминанты, и именно в этом русле поднимается вопрос о выборе пути развития, формировании национальной идеи и национальной самоидентификации.
7 На сегодняшний день позиции России как ядра постсоветского пространства ослабевают, а само постсоветское пространство остается конфликтогенной зоной. В каждом из этих регионов сосредоточены интересы многих мировых держав, в первую очередь США8. Политические элиты бывших советских республик реализуют проект формирования гражданской нации в национальном государстве, где основным субъектом суверенитета становится «часть населения, выделяемая на основании особенностей культурно-исторического происхождения и именуемая “титульным”9. Наглядно это проявилось в Казахстане, где «“казахстанский народ” оказался поделенным риторически на “самоопределившуюся казахскую нацию” и другие народы, населяющие Казахстан»10. Такая же ситуация наблюдается практически во всех постсоветских государствах. Национализирующая политика новых государств начинается с выработки «государственной стратегии формирования новой идентичности, в объявлении языка титульной нации государственным языком, в пересмотре исторического прошлого с целью восстановления исторической справедливости, на что направлена и практика массовых переименований»11. Представители коренного населения наделяются особым статусом, и именно они становятся главным адресатом государственной политики.
8. Ачкасова В.А. Постсоветский ландшафт 2010-х: зоны интересов и «центры силы» // Управленческое консультирование. 2013. № 10 (58). С. 63.

9. Нургалиева Ж.К. Поиски новой этнической идентичности в республике Казахстан как национализирующем Государстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009. Вып. 3. Ч. I. С. 79.

10. Там же. С. 80.

11. Там же.
8 Поиск новой национальной идентичности тесно связан с утверждением символического статуса народа в мировой истории, поэтому столь важна политика культурной памяти и забвения. Обращение к истории позволяет соотнести прошлое, настоящее и будущее и конструировать необходимую идентичность. Национальные и гражданские ценности, являющиеся основой государственной идентичности, формируются с детского возраста, школа же представляет «значительную часть социальной среды, и подготовка будущих граждан – одна из ее функций»12. Для сравнительной характеристики взяты образовательные стандарты Российской Федерации и Республики Казахстан.
12. Эндрюшко А.А. Российская идентичность и школьное образование: современный контекст // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 1. С. 96. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7875
9 Роль государственного образования в формировании национально-гражданской идентичности
10 Образование является одним из основных институтов формирования идентичности национальной общности. Поскольку нация – это не только территориальная, но и культурная общность, такое единство формируется через «общие мифы, воспоминания и символы, сообщаемые на стандартном языке через институты образования, поэтому целью “образовательного предприятия” является культурная однородность»13. Конструирование национальной идентичности начинается с создания «мифа основания», т.е. «определения начального этапа исторического повествования, когда воссозданная таким образом картина исторической реальности должна не только отвечать на вопрос “кто мы?”, но и вызывать чувство гордости, солидарности, выдвигать авторитеты, на которые дети хотели бы равняться»14. Именно поэтому «политика памяти» становится приоритетным направлением образования и «эффективным инструментом формирования национальной идентичности»15.
13. Smith A.D. Myths and memories of the nation. N.Y.: Oxford univ. press, 1999. Р. 136.

14. Нечитайло И.С. Образование в поисках идентичности: Восток и Запад // Евразийство и мир. 2017. № 1. С. 99.

15. Алексеева Т.С., Троицкая Ю.Г. Роль образования XXI века в становлении основ национальной идентичности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. № 1. С. 55.
11 Образование в целом становится одним из важнейших инструментов политики идентичности. Это своеобразный «инструмент идеологического конструирования, утверждения и транслирования ценностей общества»16. И если российская образовательная система нацелена на формирование в первую очередь гражданской идентичности, то в странах постсоветского пространства образовательные программы нацелены главным образом на формирование и укрепление именно национальной идентичности, прежде всего на основе общности исторического наследия.
16. Эндрюшко А.А. Российская идентичность и школьное образование: современный контекст // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 1. С. 99. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7875
12 Сегодня в Казахстане большое распространение получили представления о том, что «у каждого обязательно должна быть этническая национальность и только одна»17. Существование внутриэтнических границ между казахами, а также проблемы с чередующейся идентичностью, которой обладают дети от межэтнических браков, сильно влияют на характер конструирования казахской этнической идентичности. Особую проблему представляют противоречия внутри казахской политической, финансовой, культурной элиты. Поэтому реальная жизнеспособность нации в целом зависит от формирования гражданской нации, а это невозможно без личностного осознания общеразделяемой казахской идентичности. На этом пути существует немало трудностей. До сих пор нет однозначного решения, по какому пути будет развиваться Казахстан: часть народа (в основном казахи) поддерживает национальный путь развития, учитывающий традиции и менталитет народа; есть желание следовать по западному пути развития; определенная часть населения желает сотрудничать с Россией. Исследования показывают разногласия между этносами по вопросу доминирования именно казахской культуры, мифов и символики. Более того, рост этнического самосознания нетитульных народов приводит к конструированию своих мифов, что становится препятствием на пути формирования общегражданской идентичности. Говоря о существовании этнического многообразия, казахские исследователи считают, что «разумное сочетание данных идентичностей — задача сложная и долговременная, но вполне решаемая»18. И на этом пути ведущая роль принадлежит школьному образованию.
17. Нургалиева Ж.К. Поиски новой этнической идентичности в республике Казахстан как национализирующем Государстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009. Вып. 3. Ч. I. С. 81.

18. Уразалиева Г. Казахская идентичность как стратегический ресурс. [Электронный ресурс]. URL: >>>> .
13 Государственные общеобязательные стандарты России и Казахстана: сравнительный анализ
14 Пути конструирования и формирования гражданской и национальной идентичностей прописаны в государственных образовательных стандартах. В России образовательные стандарты появились после принятия закона об образовании в 1992 г. В 1993 г. была создана Концепция государственных образовательных стандартов для общеобразовательных учреждений, содержащая требования к содержанию образования разного уровня подготовки (ГОС)19. Задачами стандартов становятся нормативно-правовое регулирование содержания школьного образования, а также сохранение единой базы образования в школах. Важное значение приобретает формирование идентичности, прежде всего гражданской, толерантности и научение поведению в поликультурном обществе. Особенно важной становится воспитательная функция, одной из основных целей которой является «формирование гражданской идентичности школьников»20.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.).

20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) // Информационно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: >>>> 8902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0.
15 Образовательные стандарты нового поколения расширили задачи формирования идентичности национальной общности. Акцентируется важность семьи, культуры и религии в процессе становления личности. «Портрет выпускника школы» содержит такие параметры, как любовь к своему краю и Родине, уважение к своему народу, культуре и духовным традициям; мотивация на творчество и инновационную деятельность, социальную активность, конструктивный диалог, самообразование в течение всей своей жизни21.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
16 Новые федеральные государственные стандарты общего образования, принятые в 2009–2012 гг., определили в качестве одной из основных целей школьного образования формирование у обучающихся российской гражданской идентичности: единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России22.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: >>>> Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) // Информационно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/7018 8902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0 .
17 31 мая 2021 г. был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ № 287), согласно которому обеспечивается «формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения» ; гарантируется «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации»23.
23. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
18 Стандарты ориентированы на воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России и в то же время на формирование способности толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям24.
24. Там же
19 На формирование идентичностей всех уровней с доминантой на гражданственной идентичности, основой которой являются общечеловеческие ценности, направлены прежде всего Русский язык, Литература (понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека); Родной язык и Родная литература (представление о роли родного языка в жизни человека, общества, государства через усвоение родного языка познание культуры своего народа и других культур, формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность); Общественные науки – История, Обществознание, История России, География, Право, Россия в мире (формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, способность к личностному самоопределению и самореализации)25. В стандарте по обновленному содержанию общего среднего образования (2021, 2022 гг.) усиливаются акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира, предусматривается приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе26.
25. Там же.

26. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования". [Электронный ресурс]. URL: >>>>
20 Таким образом, мы видим, что приоритетной задачей Государственного общеобязательного стандарта России является формирование именно гражданской идентичности. Спецификой же российских стандартов образования становится доминирование культурной компоненты идентичности, а также «значительная выраженность эмоционально-оценочной и нормативно-ценностной составляющих»27.
27. Эндрюшко А.А. Российская идентичность и школьное образование: современный контекст // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 1. С. 107. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7875
21 В Казахстане Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования введен статьей 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»28. Утверждены же государственные общеобязательные стандарты образования всех уровней образования Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 года № 17669). Приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 он утратил свою силу и внесены определенные изменения. Так, в качестве базовых ценностей в содержании образования определены казахстанский патриотизм и гражданская ответственность29. На основе привития ценностей образования у обучающихся должны развиваться:
28. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 года № 17669. Утратил силу приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. [Электронный ресурс]. URL >>>>

29. Закон Республики Казахстан Об образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747&pos=3;-106#pos=3;-106
22 - готовность к служению интересам Казахстана; - уважение к нормам Конституции и законам Республики Казахстан и их соблюдение; - социальная ответственность и умение принимать решения; - мотивация к овладению государственным языком; - уважение по отношению к культуре и традициям народа Казахстана, культурному многообразию мира; - приверженность идеям духовного согласия и толерантности; - позитивное отношение к окружающему миру и сохранению экологического равновесия30.
30. Там же.
23 Вводится трехъязычное образование, когда наряду с казахским и русским практикуется «Родной язык» «для организаций образования с уйгурским/ узбекским/ таджикским языком обучения»31, включенный в инвариантный компонент типового учебного плана. Требования к уровню подготовки обучающихся по обновленному содержанию общего среднего образования предусматривают обязательное изучение, помимо основных, предметов: Истории Казахстана, Самопознания, Начальной военной и технологической подготовки. В направлении профильного обучения к учебным предметам стандартного уровня относятся: Всемирная история, Основы права, Основы предпринимательства и бизнеса32. Содержание предметов образовательной области «Язык и литература»33 предусматривает формирование представлений о единстве и разнообразии национальных культур Казахстана, о государственном языке как основе национального самоосознания. Ведущими требованиями становятся: осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; понимание значение национального художественного наследия в мировой культуре; определение национально обусловленных различий и сходств между произведениями русской, казахской и мировой литературы, представление о нравственном идеале казахского и других народов в художественных произведениях и фольклоре34. Содержание предметов образовательной области «Человек и общество» направлено на «понимание и осмысление прошлого и настоящего и их взаимосвязи, на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, выработки активной гражданской позиции, осознания своего места в семье, местном, региональном, национальном и глобальном сообществе; на понимание ценностей казахстанского общества и общечеловеческих ценностей»35.
31. Там же.

32. Там же

33. К обязательным учебным предметам относятся: «Казахский язык» и «Казахская литература» (для классов с казахским языком обучения), «Русский язык» и «Русская литература» (для классов с русским языком обучения).

34. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669#z413

35. Там же.
24 Важное место в структуре общего среднего образования занимает предмет «История Казахстана» с древнейших времен до сегодняшних дней. Особое внимание обращается на «особенности этносоциальной организации традиционного казахского общества; значение культурного наследия казахов для сохранения национальной идентичности; необходимость уважительного отношения к культуре и традициям этносов Казахстана для сохранения мира и согласия в обществе»36. Предмет «Самопознание» направлен на обучение учеников умению анализировать свое собственное поведение с точки зрения духовно-нравственных ценностей; информацию, поступающую из различных источников, с позиции нравственности; синтезировать духовно-нравственные знания для совершенствования взаимоотношений в семейной, межличностной и общественной сферах, знать пути духовно-нравственного совершенствования.
36. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669#z413
25 В результате обучения по образовательной области «Человек и общество» учащиеся должны определять роль и место Казахстана в мире; ценить государственные символы Казахстана; понимать свою гражданскую идентичность в форме осознания себя как юного гражданина Казахстана и свою принадлежность к определенному этносу; понимать ценность семьи, малой родины и Отечества; разделять ценности многонационального казахстанского общества; соблюдать нормы нравственного поведения человека в обществе. Важно развитие умений определять личностное отношение к системе общечеловеческих, этнокультурных ценностей, к социально-экономической и политической ситуации, наблюдать и оценивать социальные явления и события, необходимые для осуществления нравственного выбора37.
37. Там же.
26 Во всех предметах гуманитарного цикла красной нитью проходит понимание значимости семьи, общества, страны в жизни каждого человека, и базовым компонентом в этом становится изучение традиций и фольклора, а главное – это понимание роли традиций и фольклора в современной жизни. Обучение во многом направлено на выявление сходства и различия в культурно-обрядовых традициях народа Казахстана, и в этом русле обучающийся должен уметь оценивать собственное поведение и поступки окружающих людей с позиции нравственных норм.
27 Обновление содержания образовательного стандарта было вызвано изменениями в приоритетах внешней и внутренней политики Казахстана и его роли на мировой арене. Результатом реализации требований стандартов по обновленному содержанию общего среднего образования должна стать:
28 - реализация принципа единства обучения и воспитания, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей образования и системы ожидаемых результатов обучения, которые определяют содержательную основу образовательного процесса; - реализация политики трехъязычного образования посредством создания необходимых условий для организации образовательного процесса на казахском, русском и иностранном языках; - формирование объективной оценки деятельности организаций образования по обеспечению качества образования38.
38. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669#z413
29 Спецификой стандартов образования республики Казахстан являются:
30 - доминирование этнической компоненты идентичности; - обязательное определение своей принадлежности к определенному этносу; - трехъязычное образование, цель которого заключается в «формировании полиязычной личности – гражданина Казахстана, который владеет не менее чем тремя языками, умеет вести диалог в различных сферах деятельности, ценит культуру своего народа, понимает и уважает культуру других народов»39; - наличие предмета «Самопознание», на котором учащиеся получают нравственно-духовные знания.
39. Государственный общеобязательный стандарт начального образования: Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 327. [Электронный ресурс]. >>>>
31 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации и Казахстане
32 Воспитательные программы являются составляющей частью образовательного процесса и направлены на формирование «патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников»40.
40. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. >>>> Концепция воспитания в системе непрерывного образования республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
33 В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) в качестве одной из наиболее значимых позиций заявлена «российская идентичность», формирование которой предполагается в рамках семейного воспитания и на основе традиционных ценностей. Российская идентичность рассматривается как в гражданско-правовой, так и в этнокультурной плоскости, в контексте развития «многонационального народа РФ». Здесь, как считает Сусакова О.Н., все-таки предпочтительнее использовать не «российский народ», а «народы Российской Федерации», а понятие «российская идентичность» рассматривать исключительно в гражданско-правовой, а не этнокультурной плоскости41 .
41. Сусакова О.Н. Воспитание российской идентичности у школьников: культурологический подход. Сетевой электронный научный журнал «Педагогика искусства». [Электронный ресурс]. URL: >>>>
34 В Казахстане в 2020 г. Министерством информации и общественного развития РК инициирована разработка Стратегии духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Отмечалось, что теперь «пропаганда духовности будет осуществляться не в общем плане, а целенаправленно, с учетом возрастных особенностей граждан»42. Особое внимание обращается на необходимость модернизации нации и приближение традиционных ценностей к современным условиям. Направленность государственной политики на целостность воспитания учащегося как гражданина Республики Казахстан и обеспечение его конституционных прав нашли отражение в Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан43.
42. Концепция воспитания в системе непрерывного образования республики Казахстан. >>>>

43. Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
35 Особыми проблемами этнокультурного образования были названы:
36 - социальное расслоение общества, демонстрация частью населения благосостояния, основанного не на трудовой деятельности, что порождает чувство ущербности, неверия в социальную справедливость; - переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений казахстанцев; - ослабление воспитательной роли социального института семьи; - негативное влияние средств массовой информации на формирование личности; - низкая эффективность воспитывающего потенциала детских общественных организаций и т.д.44.
44. Там же.
37 Исходя из вышеобозначенных проблем, воспитание подрастающего поколения определяется как общенациональный приоритет. В результате реализации Концепции будет сформирована эффективно функционирующая казахстанская модель воспитания с учетом общечеловеческих и национальных ценностей.
38 В России Концепция этнокультурного образования разработана с учетом национальных, региональных и этнокультурных потребностей многонационального населения Российской Федерации. Основной целью данной Концепции является формирование этнокультурного образовательного пространства для развития личности, осознающей себя в первую очередь гражданином РФ, а затем «носителем уникальной культуры своего народа»45. Примечательно, что в Концепции подчеркивается необходимость, особенно в поликультурных регионах, унифицированной системы образования, не допускающей разных трактовок ценностных установок и этнокультурных традиций.
45. Глузман А.В., Редькина Л.И. Концепция этнокультурного образования // Образование XXI века. 2015. № 3. С. 12.
39 Формирование этнического самосознания, как правило, идет в процессе инкультурации и представляет собой стихийный процесс. Тем важнее государственный контроль процесса социализации и консолидация многонационального населения России в едином этнокультурном образовательно-воспитательном пространстве, нацеленном на формирование гражданской идентичности при воспитании интереса и уважения к культурам разных народов. Именно поэтому Этнокультурное образование рассматривается как часть непрерывного образования и вмещает 4 компонента:
40 - этнокультурный (этническая идентичность); - региональный (региональная идентичность); - общероссийский (гражданская идентичность); - мировой (общечеловеческая идентичность)46.
46. Там же. С. 20.
41 Этнокультурная проблематика сложна и многосоставна. Одно из основных противоречий российской образовательной системы состоит в том, что, с одной стороны, создаются условия для развития личности как представителя определенного этноса, любящего и знающего свою культуру, с другой стороны, обязательной составляющей процесса образования является воспитание личности как гражданина России. Поэтому социализация личности объединяет процессы этнической и гражданской идентификации. Если не соблюдается равновесие, то «возникают явления либо этноцентризма и культурного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая лишь свои интересы, противится развитию национальных культур»47. И то, и другое абсолютно неприемлемо.
47. Макеева О.М. Этнокультурное образование в современной российской образовательной ситуации. 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
42 Заключение
43 В Программе–21 саммита, прошедшего в Рио-де-Жанейро в 1992 г., образование признается фундаментом устойчивого развития. Однако универсальной модели образования для устойчивого развития не существует, подходы к образованию в каждой стране различны в силу «местных особенностей и приоритетов»48. ЮНЕСКО, являясь ведущей организацией ООН по вопросам образования, провозгласила Десятилетия образования для устойчивого развития49. Это не новая программа, а «призыв к переориентации политики в области образования, образовательной практики и программ таким образом, чтобы образование сыграло важную роль в предоставлении возможности всем членам общества работать вместе над созданием устойчивого будущего»50.
48. Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005–2014). ЮНЕСКО. Образовательный сектор. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

49. Этот период (2005–2014 гг). был назван ООН «декадой образования для устойчивого развития» (DESD).

50. Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005–2014). ЮНЕСКО. Образовательный сектор. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
44 Педагогическим идеалом этого периода становится воспитание «глобального гражданина», способного действовать как на локальном, так и на глобальном уровне, «внося вклад в построение более мирного, толерантного, инклюзивного и безопасного мира»51. Программа устойчивого развития требует воспитания уважения к различным культурам, признания роли коренных народов, сохранения традиционных знаний в сочетании с «воспитанием взаимного уважения к инакомыслящим, толерантности»52.
51. Образование в духе глобальной гражданственности. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

52. Strategy of EEC of UNO for education in interest of stable development. Vilnius, 2005.
45 Концепция образования глобального гражданина трактуется слишком широко и даже размыто. Например:
46 – признание универсальности концепции прав человека; – осознание принадлежности к единому и взаимосвязанному миру; – ответственность за собственные поступки, которые могут иметь последствия не только в локальном масштабе; – необходимость участия в жизни сообщества на локальном и глобальном уровнях53.
53. Global citizenship education: topics and learning objectives. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
47 Противоречие между национальной идентичностью и глобальным гражданством в конечном итоге привело к пересмотру смыслового наполнения понятия «гражданство». Традиционно гражданство означает обязательную принадлежность национальному государству. В глобальном мире такое понимание уступает место «разнообразию новых форм, основанных на концепции прав человека»54. То есть гражданство в данном контексте понимается не как «юридический статус», а как активная социальная деятельность, участие в общественной жизни. А это вызывает необходимость воспитания множественных идентичностей, позволяющих человеку интегрироваться в «сложнодифференцированную социальную реальность»55.
54. Рысакова П.И. Национальная система образования как агент формирования глобальной идентичности. Экономика образования. 2011. № 1. С. 79.

55. Краснопольская А.П. Становление множественной идентичности и принципы коммуникативной рациональности// Культура культуры. 2017. [Электронный ресурс]. URL: file:///E:/мое/гранты/2022/рнф%20новая/идентичность%20в%20россии

Библиография

1. Алексеева Т.С., Троицкая Ю.Г. Роль образования XXI века в становлении основ национальной идентичности. 2022. №1. С. 51–57. DOI: https://www.doi.org/10.17805/trudy.2022.1.8

2. Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 272 с.

3. Ачкасова В.А. Постсоветский ландшафт 2010-х: зоны интересов и «центры силы» // Управленческое консультирование. 2013. № 10 (58). С. 63–69.

4. Глузман А.В., Редькина Л.И. Концепция этнокультурного образования // Образование XXI века. 2015. №3. С. 11-22.

5. Государственный общеобязательный стандарт начального образования: Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 327. http://nis.edu.kz/ru/edurenew/eduinside/

6. Закон Республики Казахстан Об образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2022 г. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747&pos=3;-106#pos=3;-106

7. Концепция воспитания в системе непрерывного образования республики Казахстан. https://www.kstu.kz/kontseptsiya-vospitaniya-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya-respubliki-kazahstan/

8. Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан https://adilet.zan.kz/rus/docs/N960003058_

9. Краснопольская А.П. Становление множественной идентичности и принципы коммуникативной рациональности // Культура культуры. 2017. URL: file:///E:/мое/гранты/2022/рнф%20новая/идентичность

10. Макеева О.М. Этнокультурное образование в современной Российской образовательной ситуации. 2020. URL: https://college4.ru/2-uncategorised/37-avtorskaya-statya-etnokulturnoe-obrazovanie-v-sovremennoj-rossijskoj-obrazovatelnoj-situatsii-makeeva

11. Миненков Г.Я. Политика идентичности: Взгляд современной социальной теории // Политическая наука. № 3. С. 21-38

12. Нечитайло И.С. Образование в поисках идентичности: Восток и Запад //Евразийство и мир. 2017. № 1. С. 95-102.

13. Нургалиева Ж.К. Поиски новой этнической идентичности в республике Казахстан как национализирующем Государстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009. Вып. 3. Ч. I. С.77-84.

14. Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005 – 2014). ЮНЕСКО. Образовательный сектор. URL: https://www.gcedclearinghouse.org/sites/default/files/resources/180182rus.pdf

15. Образование в духе глобальной гражданственности. URL: https://ru.unesco.org/gced

16. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 года № 17669. Утратил силу приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. URL https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669

17. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669#z413

18. Плющ А.Н. От построения национальной идентичности к конструированию проекта глобализации/ Сборник трудов Всероссийской научной конференции Этологический аспект информационных гражданских войн: история и современность /под научной редакцией В.Ш. Сабирова. Новосибирск: Издательство: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2020. Стр. 287-298

19. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/

20. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования". URL: https://образинта.рф/obrazovatelnye-standarty/obnovlennyy-fgos-s-01-09-2022/

21. Рысакова П.И. Национальная система образования как агент формирования глобальной идентичности // Экономика образования. 2011. № 1. С. 76–86.

22. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html; Концепция воспитания в системе непрерывного образования республики Казахстан https://www.kstu.kz/kontseptsiya-vospitaniya-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya-respubliki-kazahstan/

23. Сусакова О.Н. Воспитание российской идентичности у школьников: культурологический подход. Сетевой электронный научный журнал "Педагогика искусства". http://www.art-education.ru/electronic-journal/vospitanie-rossiyskoy-identichnosti-u-shkolnikov-kulturologicheskiy-podhod

24. Уразалиева Г. Казахская идентичность как стратегический ресурс. URL: http://vtk.interro.ru.

25. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.).

26. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/7018 8902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0.

27. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) // Информационно-правовая система «Гарант».. URL: https://base.garant.ru/7018 8902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0.

29. Фукуяма Ф. Идентичность: Стремление к признанию и политика неприятия. М.: Альпина Паблишер, 2019. 256 с.

30. Хабермас. Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи. Донецк: Донбасс, 1999. 415 с.

31. Хлыщева Е.В. Идентификационные формы современного мира: проблема трансформации // Каспийский регион: полити-ка, экономика, культура.-2019. №1 (58). С. 111-117

32. Эндрюшко А. А. Российская идентичность и школьное образование: современный контекст // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 1. С. 95–110. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7875

33. Global citizenship education: topics and learning objectives. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232993_rus

34. Topchiev M., Romanova A., Yakushenkov S. Transformation of the alien image in the post-soviet space / 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016. – 2016. – Р. 949-954. doi:10.5593/SGEMSOCIAL2016/B32/S11.127

35. Smith A.D. Myths and memories of the nation. NY: Oxford Univ. Press, 1999. Р.136. 288 p.

36. Strategy of EEC of UNO for education in interest of stable development. Vilnius, 2005.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести