Модель этнической демократии: опыт индуизации индийской демократии в 2010-х гг.
Модель этнической демократии: опыт индуизации индийской демократии в 2010-х гг.
Аннотация
Код статьи
S258770110019407-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Васильев Станислав Алексеевич 
Должность: аспирант
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Выпуск
Аннотация

Приход к власти в Индии в 2014 году Бхаратии джаната парти, а затем ее уверенная победа на выборах в 2019 году существенным образом изменили политический ландшафт в стране. В данной статье рассмотрены структура и специфика модели этнической демократии на примере современной Индии. Отмечается, в частности, что в условиях глобализации и гомогенизации населения в отдельных странах проблема межэтнических отношений становится вновь актуальной. В процессе исследования автором были выявлены отличительные особенности текущей конъюнктуры в Индии, а также обозначены основные тенденции в реорганизации государственного управления в стране под влиянием политического национализма.

Ключевые слова
этническая демократия, этнический национализм, хиндутва, исламофобия, Сэмми Смуха, Нарендра Моди, Бхаратия джаната парти, Раштрия сваямсевак сангх, Сангх Паривар
Классификатор
Получено
28.07.2022
Дата публикации
31.10.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
510
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Гетерогенная социальная структура в государстве способствует формированию особой модели принятия политических решений в современных демократиях. В данном случае, субъектность групп и сообществ лежит в основе государственного функционирования и отражает процессы ценностной консолидации по общим вопросам. Так, например, практика плюралистичных систем, таких как Швейцария, Канада или Ливан, подтверждает, что этническая и даже конфессиональная дифференциация формирует современные политии на особых условиях. Следует отметить, что обоюдная легитимация социально-политических акторов через взаимное признание субъектности и ценностных установок возможна только в современных демократиях. Однако специфика таких процессов предполагает диспропорциональное представительство акторов в органах власти в зависимости от их активности и количественного соотношения в структуре населения страны. Демократия, принципы которой базируются на этнической дифференциации, именуется этнической демократией.
2 Этническая демократия, как форма организации принятия решений, представляет собой политическую систему, сочетающую в себе всеобъемлющие гражданские права с одновременным доминированием конкретной этнической группы, как части граждан, в представительных органах власти. Это демократия, которая содержит недемократическую институционализацию доминирования той или иной группы. Основополагающим правилом этой системы является неотъемлемое противоречие между двумя принципами – всеобщие гражданские права и структурное подчинение меньшинства большинству. Организация государства на основе этого структурного противоречия постоянно порождает дезорганизацию, напряженность и конфликты, но не этническую и политическую нестабильность. Государство принадлежит большинству, а не всем его гражданам, и большинство использует государство как средство для продвижения своих интересов и целей. Меньшинство сталкивается с трудной проблемой потенциальной нелояльности к государству, потому что оно не может быть ни полностью равным, ни полностью отождествляться с государством. И все же демократические рамки реальны, а не являются фасадом. Предоставление гражданства меньшинству позволяет ему вести активную борьбу за реализацию своих прав и улучшение своего положения, не опасаясь репрессий со стороны государства и большинства. Государство налагает различные меры контроля и ограничения на меньшинство, чтобы предотвратить подрывную деятельность, беспорядки и нестабильность. Данная модель демократии была предложена израильским исследователем С. Смухой, когда он пришел к выводу, что Израиль в границах, существовавших до 1967 года, хотя в целом и считается демократией, не может быть вписан ни в один ее известный тип. Помимо Израиля, данная модель была применена к Северной Ирландии при правлении юнионистов (1921-1972), Польше в период между двух мировых войн (1918-1935), Словакии, Эстонии, Латвии, Малайзии и Индии.
3 Этническая демократия имеет ряд отличительных особенностей, позволяющих отделить ее от других типов демократии. Они не все одинаково важны, их присутствие может варьироваться от случая к случаю, а некоторые и вовсе могут отсутствовать.
4 Отправной точкой этнической демократии является преобладание этнического национализма, утверждающего абсолютное, исключительное и неделимое право этнической нации на страну. Таким образом, титульное большинство отделяется от неосновных групп. Поскольку этнический национализм утверждает неотъемлемое право этнической нации на отдельное политическое образование, тем самым он узаконивает неравенство между этническими группами в обществе.
5 Во-вторых, государство отделяет принадлежность к основной этнической нации от гражданства. Государство старается ограничить гражданство членами этнического большинства, однако гражданство не является ни необходимым, ни достаточным условием для включения в нацию. Принадлежность к этнической группе дается врожденно. Государству в первую очередь доверена забота о большинстве и лишь во вторую очередь – о других этнонациональных группах.
6 В-третьих, государство поощряет национальную идентичность представителей большинства, чтобы защитить их от апатии и ассимиляции. Помимо данной фундаментальной цели, предоставление преференций членам основной этнической нации направлено на получение их полного согласия, легитимности, поддержки, участия и жертвенности в реализации национальных проектов. Поскольку мобилизация масс государством является характеристикой идеологических обществ, этническая демократия представляет собой идеологическое государство с относительно слабым гражданским обществом.
7 В-четвертых, государство предоставляет меньшинству (меньшинствам) неполные индивидуальные и коллективные права. В данном типе демократии присутствуют четыре вида индивидуальных прав и свобод: права человека, такие как физическая безопасность и равенство; социальные права, включая право на жилье, получение медицинской помощи и образования; гражданские свободы (свобода собраний и ассоциаций, свобода прессы и независимая судебная система); и политические права (право голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах, многопартийная система, смена правительства происходит путем честных выборов). Поскольку меньшинства признаются государством в качестве обособленных групп, они наделены некоторыми коллективными правами. Как правило, им разрешается использовать свой язык и посещать отдельные религиозные учреждения, школы, культурные организации и мероприятия. В этнической демократии не признаются национальные права неосновных групп, у них отсутствует право вето на важнейшие национальные решения. Ограничения также накладываются на выражение национальной идентичности меньшинствами, в частности, может присутствовать запрет на преподавание в школах национальной истории и литературы.
8 В-пятых, государство позволяет меньшинству (меньшинствам) вести борьбу за перемены. Неосновным группам разрешается использовать петиции, суды, забастовки, демонстрации и другие законные средства протеста для повышения своего правового статуса.
9 В-шестых, государство и этническое большинство воспринимают меньшинство (меньшинства) как реальную или предполагаемую угрозу существованию нации. Угрозы могут включать демографический рост, подрывную деятельность, беспорядки, уменьшение «чистоты» этнического состава, недобросовестную экономическую конкуренцию, лояльность к внешней родине и др.
10 Наконец, государство накладывает некоторый контроль на меньшинство (меньшинства). Поскольку члены неосновных групп ограничены в своих правах и подвержены дискриминации, их лояльность оказывается под сомнением. По этой причине их присутствие в государственном аппарате жестко ограничено. Вместе с тем, периодически вводятся ограничения на протест неосновных групп для предотвращения потенциальных беспорядков и насилия1.
1. Smooha S. The Model of Ethnic Democracy // The Fate of Ethnic Democracy in Post-Communist Europe. Budapest: Open Society Foundation, 2005. P. 5-59.
11 Многие критики данной модели отметили противоречивость и напряженность между базовыми принципами этнической демократии. О. Ифтахель утверждает, что сопротивление меньшинств их низшему положению в этнической демократии неизбежно приведет к межэтническому насилию и к трансформации государства в направлении либо консоционализма, либо прямого доминирования большинства – этнократии2. С. Смуха, отвечая на данную критику, выдвинул ряд условий, которые могли бы повысить стабильность этнической демократии. Условия следующие: основная этническая нация составляет солидное численное большинство (более 80%); неосновные этнические группы составляют значительное меньшинство (от 10 до 20%); основная этническая нация привержена демократии; большинство является коренной группой населения страны; неосновные группы представлены иммигрантами; неосновные группы делятся на более чем одну этническую группу; основная этническая нация имеет значительную, поддерживающую ее диаспору; отсутствие вмешательства внешней родины меньшинства; признание политической системы легитимной международным сообществом3.
2. Yiftachel O. The Concept of ‘Ethnic Democracy’ and Its Applicability to the Case of Israel // Ethnic and Racial Studies. 1992. Vol. 15. № 1. P. 125–135.

3. Smooha S. The Model of Ethnic Democracy. P. 5-59.
12 В последние годы модель этнической демократии была распространена на этнически разобщенные страны Юго-Восточной Азии. Многие исследователи, в частности французский политолог К. Жаффрело, отмечают, что Индия с приходом к власти националистически ориентированной Бхаратия джаната парти (БДП) является современным примером данной модели4. Следует также выделить ряд других авторов, уделяющих особое внимание трансформации индийской политической системы с приходом к власти правительства БДП: Т. Б. Хансен, А. Лонгкумер, Э. Андерсон, У. Андерсен, С. Д. Дамле, Б. Чакрабарти, Б. К. Джха. О. Трушке, М. Смирнов, В. П. Кашин и др.
4. Jaffrelot C. Modi’s India: Hindu Nationalism and the Rise of Ethnic Democracy. Princeton: Princeton University Press, 2021. P. 369.
13 Цель данной работы – проследить процессы, происходящие в индийской политической системе, которые свидетельствуют о ее трансформации. Для достижения данной цели рассмотрим правительственные кампании с выраженным антимусульманским подтекстом, а также действия государственных и негосударственных акторов.
14 Приход к власти в Индии в 2014 году БДП, а затем ее уверенная победа на выборах в 2019 году существенным образом изменили политический ландшафт в стране. Это первый случай с 1984 года, когда партия при формировании состава правительства не зависит от партнеров по избирательной коалиции, что позволило инициировать и определять внешнюю и внутреннюю политику страны самостоятельно. Идеологией БДП является «хиндутва» (дословно индусскость). Основными целями данной идеологии являются: установление гегемонии индусов, индуистских ценностей и индуизма в стране, а также трансформация Индии в этнорелигиозную нацию – Хинду Раштру. Хиндутва лежит в основе политического курса правящей партии, который нередко связывают с демонтажем прежних основ государственности Индии. БДП выступает в качестве политического крыла разветвленного семейства националистических организаций «Сангх Паривар». Индийская демократия столкнулась с реальностью, когда три ее главные предусмотренные Конституцией должности – президента, вице-президента и премьер-министра – занимают члены Раштрии сваямсевак сангх (РСС – Союз добровольных служителей нации) с одинаковыми идеологическими установками. Тем самым это знаменует собой значительный шаг в проекте хиндутвы по превращению Индии в индусское государство или, по крайней мере, государство с ярко выраженной индусской идентичностью. Представительство меньшинств в выборных собраниях существенно уменьшилось, а роль индусских отрядов бдительности, поддерживаемых правоохранительными органами, возросла. Из всех меньшинств главными жертвами данной тенденции являются мусульмане – традиционная мишень индусских националистов. Правительство БДП проводит ряд кампаний, осуществляемых им напрямую или через другие организации, относящиеся к Сангх Паривару с выраженным антимусульманским подтекстом.
15 Одной из таких кампаний является противодействие «любовному джихаду». По мнению, приверженцев хиндутвы «любовный джихад» – это стратегия, якобы применяемая фанатичными мусульманскими юношами для привлечения молодых индуистских девушек и женитьба на них с целью их обращения в ислам. Сама идея опирается на характерный для индусского национализма и этнической демократии аспект – угрозу демографического спада и уменьшения «чистоты» этнического состава. К примеру, индийский политик и экономист С. Свами в 2016 году на встрече индуистских религиозных лидеров, призвал общество обратить внимание на растущую угрозу и действовать жестко против мусульманского заговора. При этом он отмечал, что данная проблема носит в первую очередь демографический характер, приводя статистические данные не соответствующие действительности – ежегодные темпы прироста мусульманского населения 22%, хотя реальные темпы прироста находятся в диапазоне 2-3%5.
5. Jaffrelot C. Modi’s India: Hindu Nationalism and the Rise of Ethnic Democracy. P. 196.
16 Через несколько месяцев после избрания Н. Моди на пост премьер-министра страны, два еженедельных издания, выпускаемые РСС – «Органайзер» (на английском языке) и «Панчджанья» (на хинди) посвятили свои обложки «любовному джихаду». В частности, в «Органайзере» отмечалось, что «существуют примеры притворной любви, за которыми следуют разрушительные рассказы о боли, страданиях, шантаже и пытках с целью религиозного обращения»6.
6. As 12 seats in UP prepare to vote, 2 RSS magazines discuss ‘love jihad’ // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2014. URL: >>>> (дата обращения: 19.02.2022)
17 Были сформированы специальные группы, такие как Бехен бети бачао сангарш самити (Комитеты спасения индуистских сестер и дочерей). Активисты предлагали помощь родителям, которые были недовольны браком своей дочери с мусульманином. Через сеть информаторов в полицейских участках и судах они могли обратиться и заявить о пропаже или похищении своего ребенка. Данная сеть указывает на степень взаимопонимания и сотрудничества между государственным аппаратом и организациями Сангх Паривара.
18 Кампания имела успех по причине того, что браки в Индии по-прежнему часто устраиваются родителями. Не желая свадьбы своей дочери с мусульманином, они зачастую обращаются к индусским националистическим организациям7. Однако, организации, входящие в Сангх Паривар стремились предотвратить межконфессиональные браки, даже когда родители не были против8. Подконтрольная полиция не только иногда аннулировала законные браки, но и позволяла активистам движения преследовать молодоженов9. В дополнение была начата кампания по «обратному любовному джихаду», которая заключалась в выдаче замуж мусульманских девушек за индуистских мужчин10.
7. Jaffrelot C. The Militias of Hindutva: Between Communal Violence, Terrorism and Cultural Policing // Armed Militias of South Asia: Fundamentalists, Maoists and Separatists. London: Hurst, 2009. P. 199–235.

8. Hindu-Muslim couple gets married amid high security in Karnataka // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 19.02.2022)

9. Hindu girl marries Muslim boy, Bajrang Dal cries ‘love jihad’, police say marriage not valid // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2014. URL: >>>> (дата обращения: 22.02.2022)

10. ‘Beti bachao, bahu lao’: RSS group to help Muslim women marry Hindu men // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 19.02.2022)
19 За борьбой против «любовного джихада» последовала кампания по возвращению индусов, принявших ислам или христианство, в лоно их родной религии – гхар вапси. Ответственной за реализацию данной кампании стала организация Дхарм джагран самити (Комитет религиозного пробуждения) при непосредственной поддержке Вишвы хинду паришад (Всемирный совет индусов).
20 Ритуальный обряд проходил следующим образом. Мужчины или женщины очищались во время церемонии вокруг священного очага, называемого хаван, и/или посредством омовения водой из святых рек. Они вновь принимали индуистское имя и клялись больше не совершать мусульманских или христианских обрядов, и только затем могли быть возвращены в касту. Данные ритуалы имеют сугубо религиозное значение, ключевую роль в них играют представители Сангх Паривара. Среди них особенно выделялись индийский религиозный и политический деятель, а ныне главный министр штата Уттар-Прадеш Й. Адитьянатх и сарсангчалак РСС М. Бхагват. Второй 20 декабря 2014 года выступил с большой речью в поддержку движения «гхар вапси» в Бихаре, транслируя мысль о том, что индусы, перешедшие в ислам или христианство, «сбились с пути» или были принуждены и/или соблазнены материальными благами11.
11. RSS leader Mohan Bhagwat justifies ‘ghar wapsi’, says will bring back our brothers who have lost their way // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2014. URL: >>>> (дата обращения: 19.02.2022)
21 Другая практика, применяемая с 1990-х годов, заключается в том, чтобы запретить мусульманам арендовать или покупать недвижимость в районе, где преобладают индуисты. В прессе такая практика, впервые отмеченная в Мумбаи после беспорядков 1992-1993 годов, была описана как сопротивление «земельному джихаду»12. Город Мератх в северо-западной части штата Уттар-Прадеш стал свидетелем «вторжения» молодежного крыла БДП, БДП Юва Морча в 2017 году. Генеральный секретарь организации оправдал действия группы в фразах, которые вне всяких сомнений выражали отказ от совместного проживания с мусульманами. «(индусы) постоянно продают недвижимость…мусульмане покупают ее. Их культура, образ мыслей и образ жизни отличаются от наших. Все начинается с одного дома, и постепенно весь район становится мусульманским. Мы не можем допустить этого»13.
12. Jaffrelot C. Modi’s India: Hindu Nationalism and the Rise of Ethnic Democracy. P. 204.

13. Muslim family in Meerut buys house in Hindu area: ‘Being accused of land jihad’ // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 19.02.2022)
22 Несмотря на то, что сопротивление «земельному джихаду» не достигло масштабов кампании по противодействию «любовному джихаду», оно превратилось в более общую практику исключения мусульман из смешанных районов. Например, в Гургаоне активистам Сангх Паривара удалось вытеснить мусульман из общественных мест, где они привыкли собираться на пятничные молитвы14. Данный дискурс сводится к тому, что единственной законной религией в общественной сфере является индуизм, о чем свидетельствует покровительство со стороны индийских государственных лидеров, и в частности Н. Моди. Тот факт, что Гургаон, город с самым высоким средним доходом по всей Индии стал испытательным полигоном для реализации данной кампании и радикального оспаривания индийской традиции культурного сосуществования, свидетельствует о близости среднего класса идеологии хиндутве.
14. Muslims Shouldn’t Read Namaaz In Public Spaces: Haryana CM Khattar // The Quint [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 19.02.2022)
23 В 1950-х годах Джана Сангх, предшественница правящей партии БДП, проводила кампанию по запрету на забой коров. Тогда несколько штатов приняли такие законы, в большинстве случаев по инициативе главного политического конкурента, партии Конгресса. Придя к власти в 2014 году, БДП приступила к их систематическому ужесточению. Корова стала не только аспектом в новых поправках в законодательство страны, она также стала центральным элементом антимусульманской повестки дня. Данный шаг позволил обвинить мусульман в том, что они едят крупный рогатый скот, приносят его в жертву во время празднования Курбан-байрама и занимаются мясной торговлей.
24 Наиболее заметная организация, осуществляющая данную кампанию – Гау ракша дал (ГРД - Ассоциация защиты коров). Она имеет отделения в Пенджабе, Уттар-Прадеше, Раджастане, Химачал-Прадеше, Гуджарате, Мадхья-Прадеше, Махараштре, Гоа, Дели и Харьяне. В Пенджабе, одном из оплотов движения, эмблемой ГРД является не что иное, как голова коровы, окруженная двумя автоматами АК-47. В других местах кинжалы заменяют огнестрельное оружие на гербе движения. На практике члены организации для достижения своих целей используют крикетные биты, хоккейные клюшки, латхи и др.
25 Как показало одно из расследований, данная организация тесно взаимодействует с государственными органами. В частности, президент харьянского отделения ГРД Й. Арья входит в правление Гау сева айог, правительственного учреждения, занимающегося благополучием коров. Он вместе с другими десятью представителями являются давними членами Сангх Паривара. Между ГРД и государством существует сотрудничество, настолько тесное, что данную организацию можно охарактеризовать как квазигосударственный субъект. Сам Й. Арья отмечал, что «у нас (ГРД) огромная сеть волонтеров и информаторов … Как только кто-то видит что-то подозрительное, они звонят нам, и мы затем информируем волонтеров соответствующего округа и местную полицию, которые затем создают совместные наки (контрольно-пропускные пункты) для поимки контрабандистов»15. При этом он добавил, что активисты организации зачастую прибывают на место раньше полиции. Полиция при этом не может действовать так, как члены отрядов бдительности, так как они обязаны следовать закону. В некотором отношении государство передает часть полицейских функций на аутсорсинг негосударственным субъектам, превращая их в полугосударственные силы. Таким образом, ГРД действует как культурная полиция сообщества, его соратники внимательно следят за теми, кто заслуживает не только доноса, но и физического наказания16.
15. Jaffrelot C. A de facto ethnic democracy? Obliterating and targeting the Other, Hindu vigilantes, and the Ethno-state // Majoritarian State. How Hindu Nationalism is Changing India? Oxford: Oxford University Press, 2019. P. 62.

16. Four stomachs to fill // Outlook [Электронный ресурс]. 2016. URL: >>>> (дата обращения: 19.02.2022)
26 Другой индийский штат, Махараштра, законодательно ввел в 2015 году уголовную ответственность за потребление говядины. Правительство штата назначило почетных сотрудников по защите коров из числа активистов ГРД для реализации этого нового закона17. Данная инициатива практически полностью стерла различия между негосударственными субъектами и государственными органами, несмотря на тот факт, что первые зачастую занимаются незаконной деятельностью. Мало того, что роль гау ракшаков (защитников коров) заключается в соблюдении законов против незаконного забоя коров, но эти активисты также преследовали мусульманских заводчиков.
17. Maharashtra govt appoints officers to implement beef ban // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2016. URL: >>>> (дата обращения: 19.02.2022)
27 В августе 2016 года премьер-министр Н. Моди нарушил молчание. Он призвал правительства штатов разобраться с актами самосуда и подготовить досье на самопровозглашенных защитников коров. При этом Н. Моди сумел серьезно разозлить членов РСС, заявив, что порядка 70-80% активистов являются преступниками, которые скрывают свои дурные поступки под мантией защитников коров18. Позднее Н. Моди исправился, заменив озвученные им цифры на «гостку»19. Данный эпизод показывает баланс сил между официальными и неофициальными силами власти, которые, как правило, работают вместе, но олицетворяют два лица государства.
18. Speaking out: Modi condemns cow vigilantism in India // The Diplomat [Электронный ресурс]. 2016. URL: >>>> (дата обращения: 19.02.2022)

19. Dahat P. RSS chief backs gau rakshaks, lauds Army // The Hindu. – 2016. – 11 Oct. [Электронный ресурс] >>>> (Дата обращения: 22.02.2022)
28 До недавнего времени БДП, не имеющая двух третей парламентского большинства, была ограничена в рамках своих законодательных инициатив. После уверенной победы на всеобщих выборах в 2019 году БДП смогла предпринять шаги по изменению законодательства страны, выдвигая на передний план идеологию хиндутву. 31 октября 2019 года была отменена ст. 370 Конституции Индии, которая предоставляла штату Джамму и Кашмир ограниченную автономию, а также статья 35А, служившая сохранению демографического состава штата20. Это было одним из давних требований РСС21. По официальным заявлениям, правительство страны пошло на такой шаг с целью обеспечения развития и привлечения инвестиций в регион. Однако отмену данных статей скорее стоит рассматривать как очередной шаг индусских националистов на пути к созданию Хинду Раштры – индусской нации. БДП пытается полностью интегрировать штат Джамму и Кашмир в состав Индии, размывая его четкую демографическую идентичность. Стоит подчеркнуть, что данный штат является единственным, где превалирует мусульманское большинство.
20. Article 370: What happened with Kashmir and why it matters // BBC News [Электронный ресурс]. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 12.03.2021).

21. Sharma G. D. Mookerjee proposes, Abdullah disposes // Organiser. 2019. Vol. 71. No. 18–19. P. 24–29.
29 Из многочисленных автократических действий БДП, угрожающих правам и безопасности мусульман, далитов и других маргинализированных групп населения и многокультурной структуре Индии, принятие 11 декабря 2019 года поправок в Закон о гражданстве является наиболее животрепещущим. Данная инициатива была осуществлена путем внесения поправок в Закон о гражданстве 1955 года, который не исключал предоставления прав гражданства конкретной религиозной общине и требовал, чтобы заявитель проживал в Индии в общей сложности 11 лет. Новый законопроект направлен на быстрое предоставление индийского гражданства преследуемым общинам меньшинств – индуистам, парсам, буддистам, джайнам и христианам, прибывшим до 31 декабря 2014 года из соседних с Индией стран с преимущественно мусульманским населением (Афганистан, Бангладеш и Пакистан)22. Однако поправки в своей формулировке полностью исключают преследуемое мусульманское население, такое как рохинджа, и мусульманские меньшинства, принадлежащие к шиитскому и ахмадийскому происхождению из данного перечня стран.
22. India’s Supreme Court Ruling Is Another Victory for Hindu Nationalism // Jacobin [Электронный ресурс]. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 14.03.2021)
30 Исламофобский дискурс, изображающий мусульманские государства варварскими в отличие от светской и сострадательной Индии, является существенным аспектом идеологии хиндутвы. Этот дискурс следует за повествованием о дикаре-жертве-спасителе, где Индия предстает спасителем угнетаемых немусульман от дикарей мусульман. БДП демонизирует своих соседей, рисуя их как жестоких и бесчеловечных. Любая оппозиция данной политике, и в более широком смысле идеологии хиндутве, в том числе со стороны студентов, журналистов и ученых, рассматривается как антинациональная и предательская23.
23. Waikar P. Reading Islamophobia in Hindutva: An Analysis of Narendra Modi's Political Discourse // Islamophobia Studies Journal. 2018. Vol. 4. № 2. P. 161-180.
31 Подводя итог, можно утверждать, что процессы, происходящие в Индии с 2014 года, позволяют говорить о трансформации ее политической системы и преобладании на данном этапе режима этнической демократии.
32 Во-первых, ключевой элемент данной модели демократии – этнический национализм, выражен непосредственно в политической идеологии хиндутве (официальной идеологии правящей партии). Согласно данной идеологии, индус – это тот, кто считает Индию своей Родиной – матрбхуми (matrbhumi), землей своих предков – питрбхуми (pitrbhumi) и своей святой землей – пунябхуми (punyabhumi). Тем самым, из состава индусов исключаются мусульмане и христиане, так как их религии зародились не в границах индийского субконтинента. Основная цель, изложенная М. С. Голвалкаром, ключевым идеологом хиндутвы, заключается в установлении гегемонии индусов, индуистских ценностей и индуистского образа жизни, что несомненно противоречит секулярному принципу, заложенному в Конституции Индии.
33 Во-вторых, индусские националистические организации изображают мусульман как реальную угрозу национальной целостности страны, что подтверждают кампании, проводимые Сангх Париваром (противодействие «любовному джихаду», гхар вапси и др.). Несмотря на приверженность правительства демократическим принципам, идут явные нападки на индивидуальные и коллективные права и свободы мусульманского меньшинства (сопротивление «земельному джихаду», «запрет на говядину»).
34 В-третьих, сговор между полицией и индусскими националистическими движениями свидетельствует о начале переходного периода, в результате которого, социальный и культурный порядок начинает навязывается негосударственными акторами. Негосударственные акторы пользуются защитой государственных строителей из-за идеологических симпатий, а также получают поддержку от этнического большинства. Несмотря на то, что действия, осуществляемые группами бдительности зачастую незаконны, они легитимны, так как вдохновлены ценностями и интересами доминирующего сообщества.

Библиография

1. ‘Beti bachao, bahu lao’: RSS group to help Muslim women marry Hindu men // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://indianexpress.com/article/india/beti-bachao-bahu-lao-rss-group-to-help-muslim-women-marry-hindu-men-uttar-pradesh-4962516/ (дата обращения: 19.02.2022)

2. Article 370: What happened with Kashmir and why it matters // BBC News [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-india-49234708 (дата обращения: 12.03.2021)

3. As 12 seats in UP prepare to vote, 2 RSS magazines discuss ‘love jihad’ // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2014. URL: https://indianexpress.com/article/india/india-others/as-12-seats-in-up-prepare-to-vote-2-rss-magazines-discuss-love-jihad/ (дата обращения: 19.02.2022)

4. Four stomachs to fill // Outlook [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.outlookindia.com/magazine/story/four-stomachs-to-fill/297662 (дата обращения: 19.02.2022)

5. Hindu girl marries Muslim boy, Bajrang Dal cries ‘love jihad’, police say marriage not valid // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2014. URL: https://indianexpress.com/article/india/india-others/hindu-girl-marries-muslim-boy-police-say-marriage-not-valid/ (дата обращения: 22.02.2022)

6. Hindu-Muslim couple gets married amid high security in Karnataka // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://indianexpress.com/article/india/india-news-india/hindu-muslim-couple-gets-married-amid-high-security-in-karnataka-2758177/ (дата обращения: 19.02.2022)

7. India’s Supreme Court Ruling Is Another Victory for Hindu Nationalism // Jacobin [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://www.jacobinmag.com/2019/11/india-supreme-court-ruling-babri-mosque-hindu-nationalism (дата обращения: 14.03.2021)

8. Jaffrelot C. A de facto ethnic democracy? Obliterating and targeting the Other, Hindu vigilantes, and the Ethno-state // Majoritarian State. How Hindu Nationalism is Changing India? Oxford: Oxford University Press, 2019. P. 41-67.

9. Jaffrelot C. Modi’s India: Hindu Nationalism and the Rise of Ethnic Democracy. Princeton: Princeton University Press, 2021. P. 639.

10. Jaffrelot C. The Militias of Hindutva: Between Communal Violence, Terrorism and Cultural Policing // Armed Militias of South Asia: Fundamentalists, Maoists and Separatists. London: Hurst, 2009. P. 199–235.

11. Maharashtra govt appoints officers to implement beef ban // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://indianexpress.com/article/cities/mumbai/maharashtra-state-govt-appoints-officers-to-implement-beef-ban-2831536/ (дата обращения: 19.02.2022)

12. Muslim family in Meerut buys house in Hindu area: ‘Being accused of land jihad’ // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://indianexpress.com/article/india/muslim-family-in-meerut-buys-house-in-hindu-area-being-accused-of-land-jihad-4992204/ (дата обращения: 19.02.2022)

13. Muslims Shouldn’t Read Namaaz In Public Spaces: Haryana CM Khattar // The Quint [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://www.thequint.com/news/india/secular-india-friday-namaaz-stopped-by-hindu-groups-in-gurugram (дата обращения: 19.02.2022)

14. RSS chief backs gau rakshaks, lauds Army // The Hindu [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.thehindu.com/news/national/RSS-chief-Mohan-Bhagwat-speaks-on-Dussehra/article55950106.ece (дата обращения: 22.02.2022)

15. RSS leader Mohan Bhagwat justifies ‘ghar wapsi’, says will bring back our brothers who have lost their way // The Indian Express [Электронный ресурс]. 2014. URL: https://indianexpress.com/article/political-pulse/bhagwat-dares-oppn-says-if-dont-like-conversion-bring-law-against-it/ (дата обращения: 19.02.2022)

16. Sharma G. D. Mookerjee proposes, Abdullah disposes // Organiser. 2019. Vol. 71. № 18-19. P. 24-29.

17. Smooha S. The Model of Ethnic Democracy // The Fate of Ethnic Democracy in Post-Communist Europe. Budapest: Open Society Foundation, 2005. P. 5-59.

18. Speaking out: Modi condemns cow vigilantism in India // The Diplomat. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://thediplomat.com/2016/08/speaking-out-modi-condemns-cow-vigilantism-in-india/ (дата обращения: 19.02.2022)

19. Waikar P. Reading Islamophobia in Hindutva: An Analysis of Narendra Modi's Political Discourse // Islamophobia Studies Journal. 2018. Vol. 4. № 2. P. 161-180.

20. Yiftachel O. The Concept of ‘Ethnic Democracy’ and Its Applicability to the Case of Israel // Ethnic and Racial Studies. 1992. Vol. 15. № 1. P. 125–135.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести