Просветительско-антропологический образ общества А.В. Луначарского
Просветительско-антропологический образ общества А.В. Луначарского
Аннотация
Код статьи
S258770110017303-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пилюгина Маргарита Алексеевна 
Должность: научный сотрудник сектора методологии междисциплинарных исследований человека
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Выпуск
Аннотация

В статье проанализировано понимание общества А.В. Луначарским. Показано, что для него характерен синтетический, целостный подход. Для его обоснования использован тезис А.В. Луначарского об отношении политики и экономики к культуре. На основании его работ и выступлений прослеживается и раскрывается это необходимое (и взаимозависимое) пересечение, которое обеспечивает гармоничное состояние общества, предлагаемое им в качестве программной идеи. Сделан вывод, что для А.В. Луначарского поступательное развитие общества осуществляется благодаря взаимодействию сфер культуры, экономики и политики, которое может быть определено как просветительско-антропологический проект.

Ключевые слова
А.В. Луначарский, общественный идеал, культура, просвещение, мораль, политика, экономика, партия, общество, индивид
Классификатор
Получено
06.07.2021
Дата публикации
31.10.2021
Всего подписок
12
Всего просмотров
1520
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 При изучении условий и особенностей развития современного общества, продуктивным является обращение к прошлому социально-политическому опыту, поиск и анализ рабочих моделей, установок и ценностей, имеющих вневременную характеристику. Среди отечественных представителей XX в., участвовавших в формировании советского государства заслуживает внимания фигура Анатолия Васильевича Луначарского (1875–1933), который был не только революционером и государственным деятелем, но и выдающимся интеллектуалом своего времени. Его деятельность и активность, образованность, интеллигентность и разносторонне развитую натуру отмечали как современники1, так и исследователи творчества. Так, например, Вячеслав Петрович Муромский отмечает, что «именно восприимчивость Луначарского к различным идейно-эстетическим и художественным концепциям позволяла ему проявлять терпимость там, где другие, более “революционно” настроенные его коллеги по большевистскому правительству склонны были действовать методами жестких ограничений, запрета, ликвидации»2.
1. См.: Троцкий Л.Д. Портреты революционеров. М.:Директ-Медиа, 2015. С. 357–364; Пиксанов Н. Из воспоминаний об А. В. Луначарском // Русская литература. / АН СССР, ИРЛИ; гл. ред. В. Г. Базанов. Л.: АН СССР, 1966. №1. С.112–115.

2. Муромский В.П. Луначарский Анатолий Васильевич // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. словарь: в 3 т. Т. 2. З–О / Под ред. Н.Н. Скатова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. С. 479.
2 Он оставил после себя обширное наследие, посвященное различным проблемам и темам: от литературных, критических и оригинальных работ до социально-философских и идеологических. Их отличительной чертой является диалогический, полемический характер, образность, обращение к читателям и призыв к размышлению.
3 В период с 1917 по 1929 гг., будучи на посту народного комиссара просвещения, он не только следовал линии большевистской партии в этой области, придерживаясь марксистско-ленинской философии, но и предлагал более широкий, антропологический подход, который затрагивает и вовлекает различные сферы жизни и деятельности в дело социального строительства. Один из центральных тезисов на этом пути он формулирует следующим образом: «Экономика и политика относятся к области культуры»3. Так как обе эти сферы включаются в то широкое понимание культуры, которое он предлагает. При рассмотрении их взаимосвязи раскрывается образ пролетарского государства и пролетарского общества; этот подход обнаруживается в работах и речах А.В. Луначарского о значении и достижениях революции и советского государства, о науке и просвещении, искусстве и морали.
3. Луначарский А.В. О роли пролетарского государства в развитии социалистической культуры // Луначарский А.В. Статьи об искусстве. М.; Л.: Искусство, 1941. С. 455.
4 Связь экономики и культуры самым очевидным образом раскрывается через промышленный прогресс, успех в машиностроении и индустриализации, которые становятся возможными благодаря науке. Ввиду этого приоритет А.В. Луначарский отдает естественным, точным и техническим наукам – по вполне традиционной причине: они работают с фактами и не подвержены искажениям. Кроме того, обеспечивают видимые достижения и способствуют развитию страны, повышению ее статуса и признанию на международной арене: «Вопрос о культуре есть неразрывная часть нашего хозяйственного плана. Надо доказать, что тот путь, по которому мы идем, есть путь успехов»4.
4. Луначарский А.В. 11-я годовщина Октябрьской революции. Великий Октябрь год за годом : Сборник выступлений на годовщинах Октября, 1990. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 29.01.2021).
5 Но не менее важно значение общественных наук, которые имеют своей основной темой изучение человека и представляют для А.В. Луначарского вид антропологии5, так как не только и не столько в трудовой деятельности раскрываются способности человека. Их задача состоит в разработке методики самообразования и саморазвития человека. Такие исследования, по его мысли, также можно проводить на основе наблюдения и фактических данных. Общественные науки понимаются как методологические для всестороннего развития человека и гражданина. Для этого необходимо использовать не только научные методы, но и просветительские, привлекая в том числе такие популярные и доступные способы и средства, как кино и литература, творческие организации и клубы, музеи и т. д. Социология предстает не только как теоретическая наука, но и в ее практическом аспекте, направляющем становление новых общественных отношений, прежде всего с помощью педагогики6.
5. Луначарский А.В. О воспитании человека нового общества // Наука и жизнь. 1976. № 3. С. 55.

6. Луначарский А.В. Социология в ее отношении к воспитанию. Социологические предпосылки советской педагогики // Педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Работник просвещения, 1929. Ст. 1.
6 Гуманитарные науки оказываются не только полезны, но и необходимы для изучения имеющегося культурно-исторического опыта и формулирования правильных задач и целей партии: «Для того, чтобы руководить тонкими формами культуры, наиболее далекими от базы идеологическими формами, нужна высокая культура для самого государства»7. Луначарский также замечает, что, «…подходить к культурно-историческим, социальным, философским знаниям необходимо критически, используя лишь те, которые не противоречат марксистско-ленинской философии. Наука выполняет и направляющую, идеологическую функцию, так как не только свидетельствует об уровне развития общества, но и способствует освобождению от различных предрассудков (прежде всего, религиозных)»8.
7. Луначарский А.В. О роли пролетарского государства в развитии социалистической культуры. С. 462.

8. Луначарский А.В. В союзе с наукой // Наука и жизнь. 1974. № 2. С. 4.
7 Взаимосвязь политики и культуры обнаруживается, кроме того, и через понимание А.В. Луначарским духовной культуры, которая определяется им как идеологическая надстройка, направляемая «социальными закономерностями». Культура и общество находятся в постоянном взаимодействии, отвечая на происходящие изменения. При этом он не отрицает и своеобразный плановый характер пролетарской культуры и искусства, который выражается в наличии государственного заказа9. Связывает он это с необходимостью направлять и «формулировать потребности населения»10. Дальнейшее развитие экономики и индустриализации невозможно без культурной революции, которая обеспечит рост культурного уровня населения и квалифицированных работников, более того: «завоевание права на просвещение было главной центральной целью революции. Революция есть борьба за право масс на просвещение»11.
9. О направляющей роли партии в деле построения коллективного пролетарского сознания и его ценностей см.: Луначарский А.В. Героизм и индивидуализм... С. 42–43.

10. Луначарский А.В. О роли пролетарского государства в развитии социалистической культуры. С. 461.

11. Луначарский А.В. О воспитании человека нового общества. С. 54.
8 В этой связи большое значение он уделяет повышению уровня жизни и сознательности человека, развитию системы образования (от единой и начальной школы до высшего образования, системы дополнительных и вечерних курсов, подготавливающих рабочих к учебе). Этот аспект его деятельности безусловно является предметом отдельных исследований, как проект, его воплощение и дискуссии вокруг образовательных стратегий и программ12. Помимо получения необходимых знаний с опорой на деятельностный, в некоторым смысле прагматический подход, учебные организации формируют личность и воспитывают необходимые для социального сотрудничества качества (взаимопомощи, поддержки, честности) и способность к труду.
12. См.: Чернова Е.Л. Просветительская мысль А.В. Луначарского: эклектика содержания // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 3 (5). С. 18–25; Помелов В.Б. Реализация идеи комплексности в методических разработках наркомпроса РСФРС (1918–1929 гг.) // Историко-педагогический журнал. 2019. № 2. С. 110–127; Зубов В.В. Рабочие факультеты: просвещение народных масс и/или идеологизированная химера // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. 10(4). С. 32–37. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-4-32-37.
9 В условиях переломного времени, когда старые общественные и политические устои разрушены, а новые еще вырабатываются, важным оказывается сохранение и поддержание моральных качеств и правильных ценностных установок. В практике совместного переживания опыта и чувств, способности взаимодействия и солидарности видит А.В. Луначарский естественные истоки и причины появления морали13. Поэтому, помимо коллективных ценностей, неизбежно происходит и формирование личностных и индивидуальных качеств, что тем не менее не видится им противоречием: «Вне производства человек индивидуально свободен. Он совершенно индивидуально устраивает свою обстановку, свои философские убеждения, свою семью, свой бытовой уклад. Это великое разнообразие никогда не превратится в хаос, ибо интересы не будут противоположны, ибо в основном-то тогда люди являются братьями и сотрудниками»14. Таким образом, следование моральным ценностям должно осуществляться не только в процессе социального или рабочего взаимодействия, но и сохраняться в семье и повседневной жизни, являться внутренним и сознательным импульсом человека. Обеспечить эту объединяющую, организующую задачу может превращение интересов в общие программу и идеалы, осознание общих классовых интересов.
13. Луначарский А.В. Мораль с марксистской точки зрения. Севастополь: Пролетарий, 1925. С. 20.

14. Луначарский А.В. Мораль и свобода // Красная новь. Литературно-художественный и научно-публицистический журнал. М.–Пг.: Государственное издательство, 1923. № 7 (17). С. 134.
10 Воспитание и всестороннее развитие личности на основе общественности, самоуважения и самовыражения – вот ответ, который предлагает А.В. Луначарский для формирования и установления новой морали и новой гармоничной системы отношений между людьми. Увеличение уровня образования и культуры среди населения, создание крепкой и доступной системы воспитания способствует и изменению быта, повседневной жизни и привычек людей. Укрепление коллективной морали, чувств совести и долга является одним из способов борьбы с основными пороками старого общества – «упадничеством», пессимизмом, хулиганством.
11 Неотъемлемой частью воспитания и культуры является приобщение к достижениям искусства, выработанным человечеством, потому что в содержании искусства и его истории находятся идеи и смыслы общекультурные, психологические, способные облагородить человека, «обогатить душу и общественное чувство» и тем самым вырабатывать, сформировать систему художественных впечатлений. Среди основных задач и функций искусства А.В. Луначарский выделяет15:
15. Луначарский А.В. К вопросу об искусстве // Луначарский А.В. Этюды критические и полемические. М.: Изд. журнала «Правда», 1905. С. 371–377.
12 - воспитательную, в рамках которой через образное и художественное описание действительности посредством чувств и искушенности происходит накопление знаний и развитие, укрепление индивидуальных качеств; - эстетическую, которая через общение с прекрасным, возвышенным посредством даже идеалистического образа реальности позволяет наслаждаться «чистой красотой»; - «концентрация жизни», как ее называет сам мыслитель. Она является самой важной, так как благодаря самой способности восприятия, осуществляемой в необходимом ритме, вырабатываются ощущения и энергия, которые способствуют обогащению психики, наполняют человека чувством жизни, наслаждения, удовольствия. Она же является источником для «чистых» видов и форм искусства, дающих его лучшие образцы.
13 Таким образом, искусство способствует гармоничному развитию личности и общества, а также позволяет познать жизнь во всем ее многообразии. Подобно науке, но посредством эстетических переживаний образов, смыслов, чувств и идей, их последующей рационализации и осмысления человек обогащает свои знания.
14 В связи с тем, что пролетарское искусство и культуру еще необходимо развивать, обращение к классической культуре (как отечественной, так и мировой) не только возможно и допустимо, но и необходимо. Избегать и отрицать это недальновидно и даже порицается А.В. Луначарским16. Так как помимо функции просвещения через расширение знаний, прежде всего в области истории и культуры, такие произведения содержат многочисленные, лозунги, идеи и ценности, которые не противоречат марксистско-ленинской философии – свободы, верности, равенства, мужества, самоотверженности, – кроме того, с ними связывается и становление революционной деятельности и сознания17. Конечно, обращаться с этими произведениями неподготовленной, не имеющей необходимых знаний публике и аудитории необходимо осторожно, критически их оценивая, но при этом не имея изначально враждебного настроя и отрицания в силу чуждости и буржуазного происхождения.
16. Луначарский А.В. Советское государство и искусство // А.В. Луначарский. Статьи об искусстве. М.; Л.: Искусство, 1941. С. 499–508.

17. Например, можно отметить критику романтизма и его героизации, мещанства, представленную в произведениях отечественной классики: Луначарский А.В. Героизм и индивидуализм... С. 31–36.
15 В связи с отсутствием собственной социалистической интеллигенции следует, чтобы чтения, спектакли, концерты сопровождались предварительными лекциями специалистов и последующим обсуждением18. Так, например, А.В. Луначарский отмечает, что за 10 лет после революции, несмотря на значительное развитие и доступность культурной жизни, выражающееся в различных видах искусства, основной недостаток ее состоит в недостаточном соответствии духу эпохи, в содержании, в выработке новых жанров и традиции, в расширении репертуара19. Пролетариат и крестьянство, являющиеся наиболее ценными для партии представителями общества, обладают желанием, энтузиазмом и силами строить новое государство, но им недостает знаний, которые направят на правильный путь, как в политическом, экономическом, так и в моральном и эстетическом аспектах. Особенно это заметно за пределами столиц: «Косные вкусы платящей публики, на которую приходится держать курс хозрасчетному провинциальному театру, вынуждают часто эти театры, наравне с отсталыми вкусами провинциального актерства, на постановки антихудожественных пьес, иногда даже прямо вредных»20.
18. Луначарский А.В. Наши задачи в области художественной жизни // Красная новь. Литературно-художественный и научно-публицистический журнал. М.: Государственное издательство, 1921. С. 150–151.

19. Заключительное слово председателя диспута А.В. Луначарского // Вопросы литературы и драматургии: диспут в Государственном академическом малом театре в Москве 26 мая 1924 года под пред. А.В. Луначарского. Ленинград: Российский институт истории искусств “Academia”, 1924. С. 86–94; Луначарский А.В. Театр и кино за 10 лет // Власть советов за десять лет. 1917–1927. Л.: Издание «Красной газеты», 1927. С. 179–185.

20. Луначарский А.В. Театр и кино за 10 лет // Власть советов за десять лет. 1917–1927. С. 181.
16 С другой стороны, А.В. Луначарский говорит и об осторожном отношении к новым пролетарским авторам и художникам, в том числе к футуристам: «Для меня не подлежит никакому сомнению, что пролетариат и крестьянство получат гораздо больше от полных человеческого содержания произведений глубоко идейного, глубоко содержательного искусства лучших эпох прошлого, чем от искусства, которое заранее заявляет, что оно бессодержательно, что оно чисто формально, и которое доходит, наконец, до пропаганды абсолютной бессюжетности»21. В силу этого смысловое, ценностное и идейное содержание произведений материальной культуры является более ценным, чем соответствие требуемой агитационной, доступной, популярной форме22. Здесь стоить также отметить его активную и плодотворную работу в качестве литературного редактора, критика, участие в издательстве литературной классики. Поэтому можно сказать, что агитационная, идеологическая составляющая, функция культуры является важной, но не первоочередной и смыслообразующей.
21. Луначарский А.В. Наши задачи в области художественной жизни. С. 150.

22. Заключительное слово председателя диспута А.В. Луначарского. С. 86–90.
17 Таким образом, развитие пролетарского сознания происходит не только посредством идеологии и агитации, но «путем художественного и педагогического общественного воздействия»23, через воспитание, эстетическое чувство и обращение к универсальным ценностям. Хотелось бы отметить некоторую согласованность взглядов на общество А.В. Луначарского и А.А. Богданова24 с его концепцией «собирания» человека. Их объединяет целостный, системный подход, в основании которого лежит труд и деятельность. Но если для Богданова главной объединяющей и формирующей силой выступали коллектив и товарищеские отношения, то для А.В. Луначарского таковым было последовательное воспитание человека и как личности, и как члена коллектива25. Его целостный и деятельностный подход к пониманию человека и общества построен на основаниях созидания и ответственности, которые обеспечат процветание в настоящем и будущем: «Железный голос революции сказал: ты умел разрушать, посмотрим, умеешь ли ты строить. Это относится к каждому из нас. Мы пришли к строжайшему экзамену — умели ли мы только завоевать право быть хозяином, или мы способны быть хорошим хозяином»26.
23. Луначарский А.В. Заключительное слово тов. Луначарского // Об упадочничестве среди молодежи. Есенинщина. М.: Издательство коммунистической академии, 1927. С. 158.

24. Которых некоторые исследователи определяют как представителей ницшеанского марксизма. См.: Александров И.Ю. Ницшеанский марксизм в советской культуре и космизм // Вестник СПбГИК. 2019. Сентябрь. № 3 (40). С. 6–10.

25. Луначарский А.В. Культурные задачи рабочего класса. Культура общечеловеческая и классовая. Пг.: Издательство Союза коммун Северной обл., 1919. С. 12.

26. Луначарский А. В. Упадочное настроение среди молодежи // Об упадочничестве среди молодежи. Есенинщина. С. 23.

Библиография

1. Александров И.Ю. Ницшеанский марксизм в советской культуре и космизм // Вестник СПбГИК № 3 (40) сентябрь 2019. С. 6–10.

2. Заключительное слово председателя диспута А.В. Луначарского // Вопросы литературы и драматургии: диспут в Государственном академическом малом театре в Москве 26 мая 1924 года под пред. А.В. Луначарского. Ленинград: Российский институт истории искусств “Academia”, 1924. С. 86–94.

3. Зубов В.В. Рабочие факультеты: просвещение народных масс и/или идеологизированная химера // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. 10(4). С. 32–37. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-4-32-37.

4. Луначарский А.В. 11-я годовщина Октябрьской революции. Великий Октябрь год за годом: Сборник выступлений на годовщинах Октября, 1990. [Электронный ресурс]. URL: http://lunacharsky.newgod.su/articles/11-ya-godovshchina-oktyabrskoj-revolyucii/ (дата обращения: 29.01.2021).

5. Луначарский А.В. В союзе с наукой // Наука и жизнь. 1974. №2. С. 2–5.

6. Луначарский А.В. Героизм и индивидуализм. Лекция, читанная в Ленинграде в 1924 году в пользу беспризорных. М.: Новая Москва, 1925. 50 с.

7. Луначарский А.В. Заключительное слово тов. Луначарского // Об упадочничестве среди молодежи. Есенинщина. М.: Издательство коммунистической академии, 1927. С. 150–160.

8. Луначарский А.В. К вопросу об искусстве // Луначарский А.В. Этюды критические и полемические. М.: Изд. журнала «Правда», 1905. С. 369–391.

9. Луначарский А.В. Культурные задачи рабочего класса. Культура общечеловеческая и классовая. Пг.: Издательство Союза коммун Северной обл., 1919. 24 с.

10. Луначарский А.В. Мораль и свобода // Красная новь. Литературно-художественный и научно-публицистический журнал. М.–Пг.: Государственное издательство, 1923. № 7 (17). С. 130–136.

11. Луначарский А.В. Мораль с марксистской точки зрения. Севастополь: Пролетарий, 1925. 45 с.

12. Луначарский А.В. Наши задачи в области художественной жизни // Красная новь. Литературно-художественный и научно-публицистический журнал. М.: Государственное издательство, 1921. С. 146–157.

13. Луначарский А.В. О воспитании человека нового общества // Наука и жизнь. 1976. № 3. С. 54–57.

14. Луначарский А.В. О роли пролетарского государства в развитии социалистической культуры // Статьи об искусстве. М.; Л.: Искусство, 1941. С. 454–463.

15. Луначарский А.В. Советское государство и искусство // А.В. Луначарский. Статьи об искусстве. М.; Л.: Искусство, 1941. С. 497–517.

16. Луначарский А.В. Социология в ее отношении к воспитанию. Социологические предпосылки советской педагогики // Педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Работник просвещения, 1929. С. 1–8.

17. Луначарский А.В. Театр и кино за 10 лет // Власть советов за десять лет. 1917–1927. Л.: Издание «Красной газеты», 1927. С. 179–185.

18. Луначарский А.В. Упадочное настроение среди молодежи / Об упадочничестве среди молодежи. Есенинщина. М.: Изд-ство коммунистической академии, 1927. С. 6–44.

19. Муромский В.П. Луначарский Анатолий Васильевич // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. словарь: в 3 т. Т. 2. З–О / Под ред. Н.Н. Скатова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. С. 478–483.

20. Пиксанов Н. Из воспоминаний об А.В. Луначарском // Русская литература / АН СССР, ИРЛИ; гл. ред. В.Г. Базанов. Л.: Изд-во АН СССР, 1966. №1. С.112–115.

21. Помелов В.Б. Реализация идеи комплексности в методических разработках наркомпроса РСФРС (1918–1929 гг.) // Историко-педагогический журнал. 2019. № 2. С. 110–127.

22. Троцкий Л.Д. Портреты революционеров. М.: Директ-Медиа, 2015. 737 с.

23. Чернова Е.Л. Просветительская мысль А.В. Луначарского: эклектика содержания // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 3 (5). С. 18–25.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести