Концепция идеального общества в творчестве А.А. Богданова
Концепция идеального общества в творчестве А.А. Богданова
Аннотация
Код статьи
S258770110017254-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Локтионов Михаил Вячеславович 
Должность: ведущий научный сотрудник сектора философии российской истории
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Выпуск
Аннотация

В творчестве любого политического философа и мыслителя всегда можно найти не только его идеи социального устройства общества, но и некую цель его развития, то, что мы называем общественным идеалом. Не всегда он бывает четко выписан и точно сформулирован, но, даже в случае отсутствия апелляций к нему он незримо присутствует во всем творчестве автора. В случае А.А. Богданова мы можем сказать, что его общественный идеал сформулирован в романе «Красная звезда». Задача статьи заключается в том, чтобы показать его исторические корни и отличие от других большевистских концепций.

Ключевые слова
А. Богданов, русский социализм, пролетарская культура, «Красная Звезда», «Инженер Мэнни», идеальное общество
Классификатор
Получено
24.07.2021
Дата публикации
31.10.2021
Всего подписок
13
Всего просмотров
1349
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Значительный интерес к одному из знаменитейших русских энциклопедистов, Александру Александровичу Богданову (годы жизни: 1873–1928), обусловлен тем, что этот уникальный специалист сумел объединить в одно целое таланты экспериментатора, философа, а также политика. Как считал сам А. Богданов, следствием осуществляемой им деятельности становится наступление принципиально новой эры в человеческом взаимодействии. Он полагал, что высшей ценностью в новом обществе, создаваемом в том числе и его усилиями, станет ведение коллективного труда, пользу от которого станет получать все общество1. Таким образом, А. Богданов обладал вполне конкретными взглядами по вопросу о том, как необходимо обустроить российское государство.
1. Кульсеева Т.Г. Богданов: мыслитель, ученый, врач-гуманист. Курск: Время, 2007. С. 198.
2 Одним из стремлений А. Богданова стало распространение в русском обществе идей пролетариата. Энциклопедист обращал внимание, что установление власти пролетариата позволит избавиться от важнейших проблем во взаимодействии людей друг с другом, а также сделает общественное обустройство соответствующим запросам большинства людей. Основное назначение науки и искусства, в соответствии с позицией А. Богданова, заключается в том, чтобы организовывать человеческий опыт2. При этом ученый считал, что все общественные трансформации должны происходить исключительно мирным путем: сначала следует сформировать установку на необходимость внедрения пролетарского учения и только затем устанавливать власть рабочих.
2. Любутин К.Н., Змановский Р.Г. Пролегомены к «богдановщине» // Российские версии философии марксизма. Екатеринбург: Издательство Урал. университета, 1996. С. 84.
3 Актуальность темы, на которую проведено исследование, доказывается следующим. В условиях первой четверти XXI в. в обществе усилились трансформационные процессы. Они сказываются в том числе и на культурных, идеологических ориентирах людей, в значительной степени видоизменяя их. Один из великих деятелей общественной мысли России конца XIX и начала ХХ вв. А. Богданов полагал, что из-за существовавшего в то время социального расслоения духовные и ценностные ориентиры значительно разнятся в зависимости от того, к какому общественному классу принадлежит человек. Все представители общественных классов, как обращает внимание А. Богданов, характеризуются различным тяготением к искусству3.
3. Богданов А.А. Новый мир. Вопросы социализма. М.: КомКнига, 2010. С. 91.
4 Александра Богданова, по нашему мнению, необходимо считать одним из основоположников культурного аспекта русского социализма. В 1908 г. этим ученым (совместно с такими деятелями, как А. Луначарский, М. Горький) был выпущен в свет труд «Энциклопедия изучения России». Кроме того, А. Богданов (в сотрудничестве с другими прогрессивными деятелями) уже в первое десятилетие XX в. организовывал школы, предназначенные для рабочего персонала фабрик. Таким образом, А. Луначарский и А. Богданов полагали, что учение марксизма не является догмой и может быть подвергнуто творческому переосмыслению4.
4. Пименов В.Ю. Философия богостроительства как инвариант русского марксизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 6. Ч. 3. С. 151.
5 А. Богданов занимал позицию, в соответствии с которой пролетариат является в достаточной степени способным сформировать свою собственную культуру, а также обеспечить культурную революцию5. Как считал ученый, пролетарская культура должна основываться на налаживании товарищеских отношений между всеми членами общества, на ударном труде на благо общества и Родины, а также на недопущение возникновения фетишей, идолов. К несомненным заслугам А. Богданова стоит относить то, что исследователь сформулировал теоретическое доказательства конструктивной роли, имеющейся у культуры пролетариата6.
5. Богданов А.А. О пролетарской культуре (1904–1924 гг.). Л.–М.: Книга, 1924. С. 67.

6. Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени. СПб.: Дороватовский и Чарушников, 1911. С. 43.
6 Более точно понять, на чем основывается теория Богданова, можно, если детально исследователь биографию ученого. Это можно сделать за счет знакомства с трудами, созданными Г. Гловели7, К. Любутиным8, Т. Протько, А. Грицановым9, а также иными специалистами10.
7. См., например: Гловели Г.Д. «Социализм науки»: мебиусова лента А.А. Богданова. М.: Знание, 1991; Гловели Г.Д. А.А. Богданов: от политической экономии к тектологии // Историко-экономические исследования. №1. 2017. с. 79-100

8. См.: Любутин К.Н. Александр Богданов: от философии к тектологии / К. Н. Любутин, В. Д. Толмачев; РАН [и др.]. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. 244 с.

9. Протько Т.С., Грицанов А.А. Александр Богданов. Минск: Книжный Дом, 2009. 256 с.

10. Локтионов, М.В. Александр Богданов между марксизмом и позитивизмом / М.В. Локтионов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2018. 135 с.; Локтионов М.В. А.А. Богданов как основоположник общей теории систем // Философия науки и техники. 2016. №2. URL: >>>> (дата обращения: 28.06.2021).
7 Проведение революционной деятельности красной нитью проходит через весь жизненный путь А. Богданова. Первым изданием, в котором содержалась информация о предпочитаемом специалистом типе общественного обустройства, стала публикация «Краткий курс экономической жизни». Впоследствии ученый неоднократно публиковал работы о становлении социализма в России, одной из которых стала «Вопросы социализма»11. Здесь ученый подробно остановился на том, какие специфические особенности будут присущи общественному строю, приходящему на смену капитализму. Во-первых, это совершенствование машинной техники, что открывает перед людьми новые возможности в плане роста количества доступной энергии. Наиболее востребованным в новом обществе, как отмечает А. Богданов, станет человек, способный быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, имеющий хороший кругозор. Таким образом, актуальной потребностью для большинства специалистов окажется перманентная сфера мест работы, должностей, предприятий.
11. Богданов А.А. Новый мир. Вопросы социализма. М.: КомКнига, 2010. С. 87.
8 Качество распределения продуктов общественного труда в обществе, которое возникнет после падения капитализма, станет, по мнению А. Богданова, принципиально иным12. Такой результат будет достигнут благодаря использованию статистического аппарата. Новая структура собственности, возникающая при социализме, предполагает, что каждый произведенный продукт будет передаваться во владение либо обществу в целом, либо конкретному человеку. Таким образом, члены нового общества станут характеризоваться исключительной трудовой сплоченностью. Их будет отличать наличие стремления вести трудовую деятельность максимально результативно, чтобы все остальные участники получали как можно лучший результат. Благодаря этому государство сведет к минимуму использование принудительных механизмов, заменив их стимулирующими. Еще одной особенностью нового общества, в соответствии с позицией А. Богданова, станет то, что никакой общественный класс не будет господствовать над всеми остальными. А еще общество укрепит степень своего влияния на природу, что будет достигнуто прежде всего благодаря распространению новой техники. Это обеспечивает, во-первых, увеличение возможностей для реализации творческого потенциала, имеющегося у людей, во-вторых, появление принципиально новых форм и методов организации трудовой деятельности. Что касается взаимодействия, выстраиваемого между природой и человеком, то последний, несмотря на упрочнение собственного влияния, не будет занимать господствующее положение. Но он получит возможность, не нарушая природного баланса, достигать такого результата, который ему необходим13.
12. Там же. С. 121.

13. Там же. С. 123.
9 Описание социалистического общества, сформулированное А. Богдановым, впоследствии стало платформой для разработки «организационной науки». Некоторые ее черты описаны в «Инженере Мэнни» (книге, опубликованной в 1912 г.), а также в появившемся четырьмя годами ранее романе «Красная звезда». Когда А. Богданов создавал данные произведения, он стремился продемонстрировать, как тесно связаны друг с другом социализм и наука. Отметим, что в конце 1900-х и начале 1910-х гг. А. Богданов полагал, что установление пролетариата должно иметь своим следствием полное устранение существующих в обществе моральных принципов. Говорить о возникновении обширного и всепоглощающего чувства социальной радости у членов общества победившего социализма можно, как полагает А. Богданов, только в том случае, если пролетариат избавится от фетиша нравственности14.
14. Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени. СПб.: Дороватовский и Чарушников, 1911. С. 81.
10 Поскольку А. Богданов попытался сформулировать собственную концепцию государства, он не мог уйти от вопроса о том, как нужно рассматривать в новом обществе все этические категории. Чтобы описать совершенное общество (в представлении самого А. Богданова), автор пишет книгу, где главный герой становится участником экспедиции на планету Марс. При этом ему отводится роль связиста между населением Земли и Марса. В романе А. Богданова общество, существующее на Марсе, представлено как идеальное, а его правила – не имеющими каких-либо исключений. Это касается даже такой своеобразной сферы, как язык, на котором общаются между собой жители Марса. Данный язык не предполагает разделения слов на роды, а в некоторых случаях – и на времена. При этом марсианское общество, как описывает его А. Богданов, характеризуется исключительной солидарностью и сплоченностью. Его члены совершают абсолютно все действия добровольно, никогда не оказываясь принужденными к чему-либо.
11 Следует подробно остановиться на вопросе о том, как А. Богданов описывает такую актуальную общественную проблему, как насилие. Если общество еще не достигло высшей степени совершенства, то в нем принуждение и насилие, безусловно, существуют, но при этом оказываются подтвержденными законами15.
15. Богданов А.А. Красная звезда. М.: Терра – Книжный клуб, 2009. С. 94.
12 В «Красной звезде», являющейся одним из известнейших произведений А. Богданова, роль главного героя отдана Леониду. Леонид – это русский революционер, придерживающийся социалистических взглядов на обустройство общества. Когда Леонид попадает на Марс, то он сразу же начинает принимать участие в общественной жизни. Он оказывается в атмосфере, когда абсолютно все действия подчинены интересам дела: совещания быстры и немногословны, а чтобы доказать кому-то, что следует принять то или иное решение, необходимо лишь убедительно его аргументировать. Решение всегда принимается марсианским обществом единогласно и приводится в исполнение в кратчайшие сроки. Важнейшей ролью в функционировании марсианского общества обладает «институт подсчетов». Лица, которые работают в данном институте, занимаются подсчетами количества общественного продукта, который должен быть произведен в течение того или иного временного промежутка, а также определением потребности в ресурсах.
13 Первым местом, где Леонид наглядно видит специфику организации трудовой деятельности на Марсе, становится крупный завод по производству машиностроительной продукции. На территории предприятия имелось несколько цехов, соединенных друг с другом строениями, представляющими собой кубы. В них находились специалисты, занимающиеся статистической деятельностью16.
16. Там же. С. 69.
14 Одним из основополагающих принципов организации трудовой деятельности на Марсе становится свобода ее ведения. Здесь принято, что все личности являются свободными17. Но при этом единственное, в чем, как считает Богданов, заключается личностная свобода, – это свобода выбирать, в чем именно имеет свободу личность. Когда человек хочет, чтобы была достигнута цель, то он добьется и того, чтобы у него имелись средства, необходимые для ее достижения18. Такие средства в высокоразвитом обществе, как обращает внимание А. Богданов, могут являться исключительно нравственными. На Марсе Леонид, герой романа А. Богданова, столкнулся с тем, что здесь отсутствует социальная иерархия (в том понимании данного термина, что имеется у жителей Земли). Отличие между людьми на Марсе заключается не в том, на какой ступени общественной иерархии они находятся, а в том, какова специализация их трудовой деятельности, каков накопленный опыт работы. Планета Марс, где, как описывает ее А. Богданов, победил социализм, характеризуется отсутствием какой-либо социальной конкуренции. Здесь никто не может командовать другим, у всех людей культивируется творческое начало. Этим А. Богданов ясно дает понять, что будущее России он видит в таком общественном обустройстве, где будут доминировать люди, характеризующиеся исключительными знаниями19.
17. Там же. С. 72.

18. Там же. С. 70.

19. Гордей Е.Н. Концепция социализма в творчестве Богданова // Александр Богданов: XII республиканские чтения. Минск: РИВШ, 2006. С. 81.
15 Каждый вид трудовой деятельности на Марсе предъявляет к человеку исключительно высокие требования по уровню образования. Так, Леонид, являющийся по меркам Земли достаточно высокообразованным, с трудом смог начать работать на фабрике, выпускающей одежду. Чтобы приступить к работе, ему потребовалось детально ознакомиться с самой фабрикой, всем процессом производства. Что касается технологического оборудования, с которым герой романа А. Богданова непосредственно работал, то оно должно быть изучено им досконально. А еще к любому рабочему предъявлялись требования по знанию прикладной механики, статистического анализа20. Леонид обратил внимание на то, что подобными знаниями обладают все без исключения жители Марса.
20. Богданов А.А. Наука об общественном сознании: краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах. М.: Кн. изд-во писателей, 1918. С. 169.
16 Одной из характерных черт социализма, в соответствии с мнением А. Богданова, является коллективизм. Когда герой его романа Леонид оказался рабочим на марсианской фабрике, то первое, что бросалось в глаза – открытость других рабочих, их готовность всегда оказать поддержку (причем на бескорыстной основе). Таким образом, Леонид ощущал себя «чужаком» в новом для него марсианском обществе: будучи воспитанным в соответствии с представлениями о том, что «за все нужно платить», он чувствовал неловкость, когда марсиане оказывали значительную поддержку и ничего не требовали за это21.
21. Богданов А.А. Красная звезда. М.: Терра – Книжный клуб, 2009. С. 163.
17 В работах А. Богданова рассматривается и такой животрепещущий с точки зрения социальной этики вопрос, как допустимость эвтаназии. Идеальное общество характеризуется точкой зрения, допускающей возможность эвтаназии. При этом она должна быть доступной для всех, кто решился на данную процедуру.
18 Идиллическая картина существования нового общества, описываемого А. Богдановым, становится возможной только в том случае, если человечество сумеет перейти на новый уровень существования, распространив свою цивилизацию за пределы, отведенные историей. А это, в свою очередь, означает несоблюдение принципа ненасилия (ведь оказывается, что цивилизация, характеризующаяся меньшим уровнем развития, приносится в жертву той, что находится на более высоком уровне). И в результате данный принцип оказывается попранным, поскольку в идеальном обществе, как и в любом другом, фраза «цель оправдывает средства» не теряет своей актуальности.
19 В некоторых своих произведениях А. Богданов рассматривает и такие вопросы, что связаны с наиболее популярным типом общественного обустройства – демократией. Идеальное общество, в соответствии с мнением А. Богданова, характеризуется наличием подлинной декомпозиции. Она предполагает, что решения любых вопросов соответствуют позиции, занимаемой большинством (то есть мнение меньшинства всегда игнорируется). Богданов, несмотря на то, что описывает новое общество как бесконфликтное, не стремится его идеализировать. Более того, он настаивает на том, что в новых условиях перед человечеством могут возникнуть новые проблемы, требующие специального решения22.
22. Протько Т.С., Грицанов А.А. Александр Богданов. Минск: Книжный Дом, 2009. С. 81.
20 Таким образом, в романах Богданова, как и в его концепции пролетарской культуры, заложена созидательная идея, цель которой – «собирание сил во имя светлого будущего общества, не разрушение и не уничтожение, а преемственность культуры поколений»23. Произведения оригинального русского ученого и сегодня читаются с большим интересом. В трудах мыслителя убедительно представлена точка зрения о необходимости формирования новых культурно-психологических основ идеального общества и определены его основные социально-экономические черты. В своей концепции философ пытался создать новый тип человека, воспитанного на иных принципах культуры, живущего в мире и согласии с другими людьми. Богданов был убежден, что пролетариат способен совершить свою культурную революцию, преобразовать себя и затем изменить все человечество. Размышления Богданова о светлом будущем человечества полны надежды, оптимизма и гуманизма, тогда как в среде современных ученых преобладает, скорее, апокалипсическое видение социальных преобразований. Действительно, сегодня исследователи в этой области более склонны к написанию антиутопий, поскольку мало кто верит в возможности социального и технического прогресса с «человеческим лицом». В этом отношении идеи Богданова могут преподнести серьезный урок современному поколению. Таким образом, изучение богдановской концепции культуры существенно расширяет представления о возможных духовно-ценностных ориентирах общества.
23. Гордей Е. Н. Концепция социализма в творчестве Богданова // Александр Богданов: XII республиканские чтения. Минск: РИВШ, 2006. С. 82.

Библиография

1. Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени. СПб.: Дороватовский и Чарушников, 1911. 92 с.

2. Богданов А.А. Красная звезда. М.: Терра – Книжный клуб, 2009. 224 с.

3. Богданов А.А. Наука об общественном сознании: краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах. М.: Кн. изд-во писателей, 1918. 221 с.

4. Богданов А.А. Новый мир. Вопросы социализма. М.: КомКнига, 2010. 136 с.

5. Богданов А.А. О пролетарской культуре (1904–1924 гг.). Л.–М.: Книга, 1924. 344 с.

6. Гордей Е.Н. Концепция социализма в творчестве Богданова // Александр Богданов: XII республиканские чтения. Минск: РИВШ, 2006. с. 81-82 .

7. Любутин К.Н., Змановский Р.Г. Пролегомены к «богдановщине» // Российские версии философии марксизма. Екатеринбург: Издательство Урал. университета, 1996. 117 с.

8. Кульсеева Т.Г. Богданов: мыслитель, ученый, врач-гуманист.Курск: Время, 2007. 234 с.

9. Пименов В.Ю. Философия богостроительства как инвариант русского марксизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 6. Ч. 3. с. 150-153.

10. Протько Т.С., Грицанов А.А. Александр Богданов. Минск: Книжный Дом, 2009. 256 с.

11. Гловели Г.Д. «Социализм науки»: мебиусова лента А.А. Богданова. М.: Знание, 1991

12. Гловели Г.Д. А.А. Богданов: от политической экономии к тектологии // Историко-экономические исследования. №1. 2017. с. 79-100

13. Любутин К.Н. Александр Богданов: от философии к тектологии / К. Н. Любутин, В. Д. Толмачев; РАН [и др.]. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. 244 с.

14. Локтионов, М.В. Александр Богданов между марксизмом и позитивизмом / М.В. Локтионов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2018. 135 с.

15. Локтионов М.В. А.А. Богданов как основоположник общей теории систем // Философия науки и техники. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-a-bogdanov-kak-osnovopolozhnik-obschey-teorii-sistem (дата обращения: 28.06.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести