Ideas and Values of the "Yellow Vests" Movement in France
Table of contents
Share
QR
Metrics
Ideas and Values of the "Yellow Vests" Movement in France
Annotation
PII
S258770110018021-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Mikhail Stepanov 
Occupation: Junior Research Fellow; Master's Student at the Faculty of Political Science
Affiliation:
Institute of State and Law of RAS
State Academic University for Humanities
Address: 10 Znamenka str. 119019 Moscow, Russian Federation; 26 Maronovsky st., Moscow 119049, Russian Federation
Edition
Abstract

The "yellow vests" movement that stirred up France in November 2018 was a complete surprise not only for its leaders, but also for the whole world. Spontaneously arising in the depths of social networks from a simple petition for refusing to raise taxes on petroleum products, the horizontal, decentralized association of ordinary citizens has become the largest social protest movement since the student unrest of 1968 and the longest in the history of the Fifth Republic. It made it possible to reveal serious problems in the social organism of the country, about which it was not customary to speak publicly before, and to begin to conduct a comprehensive dialogue on them. It also created a new symbol of the struggle of the grassroots of society for social justice - the yellow vest, which has already acquired an international status. This work is devoted to the study of the ideas and values of the "yellow vests" movement in France. Based on the analysis of a wide range of scientific literature, the results of sociological surveys, statistical data and media materials, an attempt is made to identify and describe the ideas and values of the "yellow vests" movement. Achieving this goal allowed us to get an idea of what motivated people who regularly went to protest rallies in 2018 - 2019. The results of the study can be useful both in the study of modern social protest movements and for conducting a general assessment of the French domestic political situation during the current "five-year plan".

Keywords
"yellow vests", social protest, France, globalization, values, ideas, social justice, "moral economy", representative democracy, ontological security
Received
06.03.2022
Date of publication
30.06.2022
Number of purchasers
0
Views
167
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение
2 Потрясшее всю Францию в ноябре 2018 г. движение «желтых жилетов» стало ответной реакцией ее граждан на намерение правительства повысить акцизы на нефтепродукты в рамках политики по защите окружающей среды, что неминуемо сказалось бы на ценах на автомобильное топливо. И это тем интересней, что в общем и целом по проблеме изменения климата во Франции достигнут широкий консенсус. Она не вызывает ожесточенных споров, а, наоборот, поддерживается большинством населения. Но, как показала практика, если выбор стоит между абстрактным будущим и собственным кошельком из которого нужно заплатить за него прямо сейчас, то выбор простых французов оказывается отнюдь не в пользу первого. Такая реакция становится понятнее, если взглянуть на причины появления движения, его идеи и ценности, потому что экологический налог – лишь повод, катализировавший социальный взрыв.
3 Движение «желтых жилетов» явилось чем-то вроде лакмусовой бумажки, выявившей наличие серьезных проблем в социальном организме Пятой республики, о которых до тех пор было не принято говорить во всеуслышание. Эти проблемы появились не вчера и даже не после избрания Э. Макрона президентом весной 2017 г., они формировались на протяжении нескольких последних десятилетий глобализации и то, что они дали о себе знать сейчас, еще и в такой жесткой форме, представляется скорее закономерным, чем неожиданным.
4 В этой связи подчеркнем, что актуальность исследований, посвященных движению «желтых жилетов» заключается в его беспрецедентности для современной Франции не только по форме, но и по содержанию. Его изучение может стать отправной точкой при рассмотрении вектора развития методов, приемов и средств социального протеста не только во Франции, но и за ее пределами. Осенью 2021 г., например, в странах Европы проходили множественные манифестации против санитарных пропусков, участники которых действовали по похожей схеме. Помимо этого, данные исследования могут быть полезны для проведения общей оценки французской внутриполитической конъюнктуры на современном этапе, анализа уже прошедших и предстоящих избирательных кампаний.
5 Целью настоящего исследования является выявление и описание идей и ценностей движения «желтых жилетов» во Франции на основе анализа широкого спектра научных работ, результатов социологических опросов, статистических данных и материалов средств массовой информации. Достижение поставленной цели позволит получить представление о том, что побудило людей выйти на акции протеста – их цели и мотивы.
6 Но прежде чем перейти к рассмотрению поставленной проблемы нам видится необходимым заострить внимание на подходах к определению ключевых для последующего анализа понятий «идеи» и «ценности».
7 О понятиях «идеи» и «ценности»
8 На сегодняшний день вопросу ценностей посвящено множество научных трудов как российских, так и зарубежных авторов. Данная проблема продолжает оставаться актуальной и в современном политическом дискурсе. После окончания «Холодной войны» перед государствами Северной Америки и Европы, которые отныне не находились в ситуации идейно-ценностного противостояния, встал вопрос о переоценке ценностей – переосмыслении своего места в мире. Параллельно идущий процесс глобализации способствовал актуализации этой проблемы не только на национальном, но и на социально-классовом уровне, что вероятно может стать одним из факторов, способствующих дестабилизации социально-политической обстановки в том или ином государстве.
9 Переоценка ценностей как на уровне социальной системы в целом, так и на социально-классовом уровне не происходит одномоментно, напротив, как наглядно показал Р. Инглхарт1 – это растянутый во времени процесс, который не обязательно должен быть однонаправленным и на который оказывают влияние различные эндогенные и экзогенные факторы. Данные обстоятельства поднимают вопрос о необходимости проведения на современном этапе исследований аксиологической направленности, с целью анализа, мониторинга и прогнозирования изменений ценностных характеристик обществ и их отдельных составляющих, чтобы иметь возможность на ранних этапах выявлять потенциально деструктивные ценностные трансформации и своевременно принимать меры, позволяющие избежать социальных конфликтов.
1. См. подробнее: Inglehart R. The Silent Revolution in Europe: Intergenerational Change in Post-Industrial Societies // American Political Science Review. – 1971. – № 65 (4). – P. 991 – 1017.
10 Последствия глобальных геополитических изменений конца XX в. и процесс смены исторических эпох позволяют Н.С. Розову говорить о трансформации мировоззренческой парадигмы2. На место религиозной и идеологической формам мировоззрения должно прийти ценностное сознание, т.е. в основе которого лежат ценности, под которыми автор понимает «предельные нормативные основания актов сознания и поведения людей»3. Иными словами, ценности – это то, что определяет действия и мышление человека.
2. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. – 1998. – С. 12.

3. Там же. С. 52.
11 Весьма любопытную трактовку понятия «ценности» дает В.В. Ильин, по мнению которого, предназначение ценностей заключается во введении новых регламентов конструирования бытия4. Ценности – это не абстрактные трансцендентные сущности, они напрямую затрагивают жизнь человека, регулируя его действия через стимуляцию, мотивацию и целеполагание. Определение цели того или иного действия происходит на аксиологическом основании. Взаимодействуя между собой ценности и цели детерминируют поведение человека, поэтому его действия следует считать «не механистичными, а аксиологичными»5.
4. Ильин В.В. Аксиология. М.: Изд-во МГУ, 2005. – С. 203.

5. Там же. С. 202.
12 Касаясь проблемы ценностей нельзя не обратить внимание на классические работы, посвященные данному вопросу. Так, Т. Парсонс толковал ценности «как представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств»6. В структуре социальных систем на ценности ложится задача по обеспечению исполнения системой функциональной потребности в сохранении и воспроизводстве образца, как господствующей на данный момент совокупности коллективных представлений о долженствующем, а также конструировании и поддержании надлежащих «мотивационных обязательств индивидов перед обществом»7.
6. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С. 18.

7. Там же. С 132.
13 По мнению М. Вебера, человек воспринимает как нечто ценное те части своего «Я», которые определяют его поведение и формируют смысл и значение жизни8. Ценности могут играть главную роль в обозначении того, что следует считать важным, а, что неважным, значимым или незначимым, они способны «определить “восприятие” целой эпохи»9. В этом смысле Вебер относит явление культуры к сфере ценностей: «Понятие культуры – ценностное понятие»10. Культура как множество чего-то значимого существует только ввиду ее отнесения к ценности. Все, что в результате этого отнесения к ценности не было определено как «важное», утрачивает свою значимость. Следовательно, ценности – это некий набор элементов человеческого бытия, воспринимаемый как важный и значимый на определенном отрезке времени и задающий направление жизни человека.
8. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1998. – С. 350.

9. Там же. С. 380.

10. Там же. С. 374.
14 В рамках данной работы мы трактуем понятие «ценности» как доминирующую в данный временной период совокупность представлений индивидов о желаемом состоянии окружающего мира, о том, что должно считаться значимым и важным. Ценности определяют смысл жизни и обусловливают поведение человека, они оказывают решающее влияние на его мотивацию и цели, помогают объяснить социальную реальность.
15 Не все ценности могут осознаваться человеком как таковые. Когда состояние окружающей среды в течение определенного времени отвечает требованиям какой-либо ценности, последняя может постепенно рутинизироваться. То есть предметы и явления, которые выражают данную ценность, начинают рассматриваться как нечто должное и само собой разумеющееся, и, как следствие, перестают восприниматься как ценность, потому что становятся привычными и легко доступными. Это не значит, что сама ценность утрачивает свое значение, она лишь переходит в сферу предсознательного, теряет свою актуальность в моменте времени, но может быть вновь актуализирована, когда воплощаемому ей идеалу угрожает опасность.
16 При определении понятия «идеи» мы, вслед за Д. Юмом11, исходим из того, что их следует относить к сфере восприятия человеческого ума. Идеи – это мыслимые идеальные образы предметов и явлений. Поэтому в контексте движения «желтых жилетов» под идеями мы будем понимать множество предложений и требований, выдвигаемых его участниками, т.е. идеальные образы, которые, по их мнению, должны быть воплощены в жизнь.
11. Юм. Д. Сочинения в 2 т. Т I / Пер. с англ. С.И. Церетели и др.; Вступ. ст. А.Ф. Грязнова; Примеч. И.С. Нарского. – 2-е изд., дополн. и испр. – М.: Мысль, 1996. – С. 62.
17 Идеи занимают подчиненное положение по отношению к ценностям, поскольку формируются под влиянием последних. Данное влияние неоднородно. Некоторые ценности (или ценность) могут оказывать большее или меньшее воздействие на какую-либо идею, чем другие, но они все равно действуют в совокупности. Поэтому трудно однозначно сказать, что такая-то идея была сформулирована благодаря влиянию такой-то ценности, напротив, для нас это станет необходимым допущением, чтобы выявить такую ценность, которая больше других затронула ту или иную идею.
18 Но сразу оговоримся, что из-за идеологической неоднородности внутри движения «желтых жилетов» его приверженцы выдвигают совершенно разнообразные требования, которые порой могут противоречить друг другу, поэтому не существует единого списка требований «желтых жилетов», равно, как и не существует единства по этому вопросу в их среде. По этой причине было бы весьма затруднительно, если вообще возможно, охватить вниманием всю палитру идей «желтых жилетов». Поэтому мы затронем наиболее часто встречающиеся идеи, поскольку данный, пусть и ограниченный, набор предложений и требований разделяется подавляющим большинством участников движения «желтых жилетов».
19 Социальный портрет движения «желтых жилетов»
20 Чтобы проникнуть в сущность идей и ценностей движения «желтых жилетов» сперва необходимо обратить внимание на социальную основу протеста.
21

Базисом движения стал нижний слой среднего класса. Его представители имеют невысокий уровень дохода, который находится в пределах МРОТ (Salaire minimum de croissanceSMIC), что сегодня составляет примерно 1 500 евро12. Совместное исследования Elabe и Института Монтеня, проведенное в декабре 2018 – январе 2019 гг., показало, что 26% участников движения составляли рабочие, 21% – служащие и 17% – пенсионеры13. Среди них можно было встретить рядовых чиновников, офисных работников, сотрудников социальных служб, дальнобойщиков, обслуживающий персонал и даже индивидуальных предпринимателей. Географически наиболее всего «желтые жилеты» были представлены на территории т.н. «пустынной диагонали» – группы районов метрополии Франции с низкой плотностью населения.

12. Smic (Salaire minimum de croissance). [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).

13. Les Gilets jaunes : la partie émergée de la crise sociale française ? [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
22 Также примечателен возрастной портрет «желтых жилетов»: ядро движения составляли люди в возрасте от 50 до 64 лет (30%) и от 35 до 49 лет (28%), следующая по размеру возрастная группа – 64 года и старше (18%)14. Группы молодежи в возрастном диапазоне 18-24 и 25-34 вместе составляли 32% участников движения.
14. Ibid.
23 Помимо схожего уровня доходов, данные социальные категории объединяли сходные жилищно-рабочие условия. Подавляющее большинство участников движения проживали в небольших городах или сельской местности. Часть из них предпочитали работать в крупных районных центрах, заработанная плата в которых обычно выше, чем в «провинции». Вместе с тем, следует также обратить внимание на то, что из-за роста уровня жизни, стоимости аренды и приобретения недвижимости в крупных городских агломерациях – таких как, например, Марсель, Лион или Париж – некоторые французы, оказавшись не в состоянии поддерживать привычный для них уровень жизни, были вынуждены покинуть насиженные места и переселиться в более отдаленные районы, при этом сохраняя порой прежнее место работы с более высокой оплатой труда.
24 Необходимость преодолевать большие расстояния между домом и работой, неразвитость общественного транспорта за пределами больших городов, предопределила зависимость оказавшихся в такой ситуации граждан от личного транспортного средства, как правило, не очень дорогого, а следовательно – не самого экологичного. Поэтому весть об увеличении налогов на горючее не могла не взволновать самые зависимые от его последствий социальные слои населения Франции.
25 Ценность стабильности
26 В самом общем смысле, движение «желтых жилетов» представляло собой движение прекариата – класса неустроенных, живущих одним днем людей, не имеющих постоянной занятости. Данная ситуация стала следствием вхождения Франции в глобальный мир15, конца эпохи «Славного тридцатилетия» и последовавшей за этим политики жесткой экономии, когда традиционная для Франции дирижистская политика вошла в противоречие с экономическими требованиями времени. Глобализацию нельзя воспринимать однозначно. Ее трудно назвать счастливой, но и чем-то исключительно пагубным ее окрестить было бы несправедливо. С одной стороны, можно сказать, что Франция выиграла от глобализации (или, как говорят французы, мондиализации): рынок был наводнен дешевыми, доступными для населения товарами; снижались торговые барьеры; открывались новые рынки сбыта французских товаров; благодаря расширению сферы охвата международного разделения труда удалось встроиться в новые глобальные производственные цепочки; развивалась постиндустриальная экономика; происходило взаимопроникновение и взаимообмен культур.
15. Лапина Н.Ю. Французское общество перед вызовами глобализации: Аналит. обзор. / РАН ИНИОН. Центр-науч. информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отд. глобал. проблем. – М., – 2019. – С. 20.
27 С другой – пришлось столкнуться с обратной стороной медали: с тяжелой конкуренцией со стороны иностранных производителей, с разорением предприятий, делокализацией. Следствием этого стало обнищание некогда промышленно развитых регионов, рост безработицы, социального неравенства и чувства неустроенности, что в свою очередь привело к увеличению социальной напряженности и ожесточению социальной конкуренции. Улучшение в одних сферах сопровождалось ухудшением в других и не всегда это происходило пропорционально; глобализация принесла свою пользу, но она же породила новые социальные разломы, которые рискуют затмить собой по масштабности уже существующие.
28 Тех, кто с самого начала получил выгоду от встраивания в глобальную экономику или тех, кто смог приспособится к этому в процессе, можно описать как людей, обладающих знаниями, компетенцией, производящих, обрабатывающих и эффективно использующих и продающих информацию. Это, как правило, представители менеджмента среднего и высшего звена, IT-индустрии, работники сферы дизайна и моды, инженеры, банкиры, финансисты, звезды шоу-бизнеса, спортсмены, популярные блогеры и др. Все это – «новая буржуазия»,16 представители которой необязательно, как сто лет назад, являются крупными собственниками, но благодаря процессу глобализации они оказались «победителями», смогли приспособится и остаться на плаву, доказали свою конкурентоспособность в неолиберальной борьбе всех против всех за место под солнцем и теперь всячески стараются сохранить сложившийся статус-кво.
16. Там же. С. 45.
29 «Новая буржуазия» обеспечена, хоть и старается это лишний раз не демонстрировать, живет в больших городах и пользуется развитой инфраструктурой. Поэтому во Франции она поддерживает экологическую политику правительства и президента, которого она принимает за «своего»,17 ей кажется, что реформы всем пойдут на пользу, но о возможных последствиях для других слоев населения она мало задумывается. В этом и заключается проблема: в условиях победившего индивидуализма, когда каждый борется сам за себя, утрачивается связь не только между отдельными людьми, но и между социальными классами. Складывается весьма парадоксальная ситуация: представители необуржуазии стараются предстать поборниками всеобщих прав и свобод, справедливости, но в то же время оказывается, что эти ценности доступны лишь тем, кто готов следовать в русле современного политического мейнстрима.
17. Рубинский Ю.И. Франция на новых рубежах // Выборы во Франции 2017: итоги и перспективы / Под ред. В.Я. Швейцера. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук, 2017. – С. 75 – 76.
30 С обратной стороны мы видим т.н. «проигравших глобальное соревнование»,18 людей, на которых сказались негативные последствия глобализации, к ним относятся: рабочие, лишившиеся работы в результате делокализации; ремесленники; рядовые муниципальные и госслужащие, социальная защищенность которых находится в прямой зависимости от готовности государства исполнять свои социальные обязательства; работники частного сектора, которые все чаще сталкиваются с практикой временных трудовых договоров из-за чего они перманентно находятся в поисках работы. Эти люди, несмотря на интенсивный труд, получают небольшую зарплату, находясь в постоянной тревоге за завтрашней день. Когда-то представители среднего класса были уверены, что их дети будут жить не хуже, а то и лучше, родителей; сегодня, когда после всех расходов едва хватает денег заправить машину,19 этой уверенности нет, но есть страх перед нищетой и люмпенизацией. Глобализация привела к размытию среднего класса и подорвала его идентичность, что увеличивает чувство неуверенности и неопределенности для его представителей.
18. Лапина Н.Ю. Французское общество перед вызовами глобализации… С. 45.

19. Que reste-t-il après avoir payé les facture ? Les dépenses contraintes minent le pouvoir d’achat. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
31 Не удивительно, что «желтые жилеты» считали себя брошенными на произвол судьбы. Один из участников движения отмечал, что за последние несколько лет выросли его расходы на страхование, аренду и коммунальные услуги и к «концу месяца становится очень-очень сложно»20. Другой возмущался по поводу того, что не может платить за обучение своей дочери, чтобы та смогла занять достойное положение в обществе и могла самостоятельно обеспечить себя в будущем21.
20. « Gilets jaunes » : « On a l’impression d’être des moins-que-rine ». [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).

21. « Gilets jaunes » : « Pour une première manifestation, on est servis ! ». [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
32 Подобные настроения наглядно демонстрирует исследование Центра политических исследований парижского Института политических исследований22 (Centre de recherches politiques de Sciences PoCEVIPOF), согласно которому в 2018 г. 58% французов считали, что у будущего поколения меньше шансов на успех, чем у их родителей; в среднем, в период с 2009 г. по 2019 г., схожего мнения придерживались 66% опрошенных, а 49% согласились с утверждением, что для лучшего обеспечения своего будущего молодым людям лучше покинуть страну.
22. Sciences-Po CEVIPOF 2009-2019 : la crise de la confiance politique. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
33 Данные уже упоминавшегося выше исследования Elabe и Института Монтеня показывают, что 65% французов регулярно испытывали финансовые трудности в конце месяца; 69% приходилось откладывать или отказываться от обращения за медицинской помощью за последние двенадцать месяцев; 55% считали, что их финансовое положение за последний год ухудшилось. Кроме того, 50% респондентов признали, что ищут самые низкие цены при выборе продуктов питания, 60% – при покупке одежды. Говоря о транспорте, 50% опрошенных участников движения «желтых жилетов» указали на то, что регулярно сталкивались с проблемами при оплате своих транспортных расходов23.
23. Les Gilets jaunes : la partie… [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
34 Последствия глобализации сказались на онтологической безопасности французов. Состояние онтологической безопасности индивида – это социально-психологическая характеристика, отображающая уровень «конфиденциальности или доверия, которые являют собой природный или социальный миры, включая базовые экзистенциальные параметры самости и социальной идентичности»24. Ключевым элементом онтологической безопасности является понятие «рутинизация», которое можно обозначить как наличие привычных, регулярно повторяющихся форм социальных действий и взаимодействий, воспринимаемых индивидом как сама собой разумеющаяся данность. По мнению Д.Н. Баринова, условия для регулярного повторения действий обеспечивают социальные институты, которые задают модель социального взаимодействия,25 в рамках которой человек действует автономно. Непрерывное воспроизводство паттернов социального действия и взаимодействия создает у человека ощущение предсказуемости жизни и, как следствие, доверие к окружающему миру. Напротив, нарушение рутинных циклов приводит к снижению уровня онтологической безопасности, что порождает психологическую напряженность, создает чувство страха перед будущим, за возможность сохранение своего «Я», подрывает доверие к миру.
24. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005. – С. 499.

25. Баринов Д.Н. «Онтологическая безопасность» и её границы в современном обществе // Социодинамика. – 2017. – № 9. – С. 75 – 89. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
35 Глобализация как интеграционный процесс, в первую очередь затрагивает экономическую сферу жизни общества, поэтому, используя марксистскую терминологию, можно сказать, что она оказала воздействие на базис французского общества. В процессе трансформации базис оказывал давление на надстройку, которая начала подстраиваться под новые условия. Таким образом, опосредованно, глобализация вмешалась в повседневную жизнь французов, постепенно изменяя их привычный образ жизни. Негативные последствия глобализации долгое время удавалось сглаживать посредствам системы социального страхования. Государственная помощь позволяла не только материально поддержать уязвимые слои населения, но и создать некоторое подобие чувства защищенности – выстроить новый рутинный цикл. Сложился новый статус-кво, и несмотря на то, что некоторые теперь были вынуждены в большей степени полагаться на государство, чем прежде, состояние онтологической безопасности оставалось на приемлемом уровне.
36 Но с течением времени устоявшаяся практика социального государства начала входить во все большее противоречие с экономической необходимостью. Социальные расходы Франции практически неуклонно росли с 1990 г. и в 2014 г. достигли своего максимума – 32,03% ВВП26. Исправное функционирование разветвленной системы социального страхования требовало высокой налоговой нагрузки не только на рядовых граждан, но и на деловые круги, что снижало инвестиционную привлекательность Франции и ее конкурентоспособность на мировой экономической арене. В настоящее время поток прямых иностранных инвестиций во французскую экономику существенно уступает вкладам французских граждан за рубежом27. В результате получается замкнутый круг: чтобы иметь возможность финансировать пребывающую в состоянии хронического дефицита систему социального страхования на должном уровне необходима положительная экономическая динамика, которой становится все труднее добиться28 в условиях экономической непривлекательности страны.
26. OCDE (2021), Dépenses sociales (indicateur). [Электронный ресурс] – URL: https://data.oecd.org/fr/socialexp/depenses-sociales.htm#indicator-chart (дата обращения 08.12.2021).

27. Flux d’investissement directs entre la France et l’étranger. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).

28. Tableaux de l’économie française. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
37 В данных условиях сменявшие друг друга правительства Пятой Республики предпринимали неоднократные попытки оптимизировать государственные расходы, в том числе на финансирование системы социальной помощи. Постепенный отказ государства от социальных обязательств29 негативно воспринимался населением, а вместе с налоговыми преобразованиями Э. Макрона, о которых пойдет речь ниже, был расценен как нападение на статус-кво,30 создавал психологическое напряжение – угрозу онтологической безопасности. Страх перед потенциальным снижением уровня жизни и утратой возможности удовлетворения своих потребностей побудил французов к поиску источника этой угрозы и дальнейшему сопротивлению ей. Данные изыскания, осложненные непониманием процесса, выходящего далеко за пределы государства и охватывающего всю планету, привели к политизации неудовлетворенности – обвинению руководства страны в преднамеренных действиях против граждан. В этом ключе, утраченная стабильность является ценностью для участников движения «желтых жилетов», поскольку представляется им как должное состояние окружающего мира, образец к которому нужно стремиться, знакомый, предсказуемый, не несущий в себе угрозу существованию.
29. Трофимова О.Е. Эволюция французской модели социального государства // Мировая экономика и международные отношения. – 2015. – № 5. – С. 36 – 38.

30. Франция. В поисках новых путей / Под ред. Ю.И. Рубинского. М: «Весь Мир», 2007. – С. 255.
38 Желание восстановить статус-кво и вернуть утраченную стабильность сказалось на характере идей «желтых жилетов». Уже во время первой акции протеста 17 ноября 2018 г. митингующие призвали к снижению налогов, цен на автомобильное топливо и отмене экологического сбора. Немалое распространение получили требования прекратить ликвидацию нерентабельных отделений почты, школ, организаций здравоохранения и предприятий социального обслуживания, запретить продажу государственных предприятий31, провести ренационализацию аэропортов, железных дорог и автомагистралей и запустить процесс реиндустриализации Франции32.
31. Document – Les gilets jaunes publient une liste de revendications. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).

32. La charte officielle des 25 revendications des Gilets Jaunes. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
39 Ценность социальной справедливости
40 Вступив в должность президента в 2017 г., Э. Макрон начал быстро реализовывать свою предвыборную программу, придерживаясь своих главных целей: восстановить инвестиционную привлекательность страны, снизить государственные расходы и уменьшить дефицит бюджета. Правда, добиваться поставленных задач президент решил за счет среднего класса. Так, в результате реформы налоговой системы был отменен налог на крупные доходы (Impôt de solidarité sur la fortuneISF) и заменен с 2018 г. налогом на крупную недвижимость (Impôt sur la fortune immobilièreIFI), стоимость которой превышает 1,3 млн. евро. В результате, новый налог по итогам первого года принес в казну на 3 млрд. евро меньше, чем предыдущий33.
33. L’IFI a rapporté 3 milliards d’euros de moins que l’ISF. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
41 Помимо обладателей сверхдоходов, реформаторская деятельность Макрона затронула и пенсионеров, для которых должна была повыситься на 1,7% ставка т.н. социального налога (Contribution sociale généraliséeCSG). Справедливости ради, стоит отметить, что данный налог должен был увеличиться на 1,7% в 2018 г. для всех категорий налогоплательщиков, но для наемных работников это повышение компенсировалось отменой отчислений на страхование по безработице и болезни с заработной платы34.
34. Bascule cotisations – CSG : la réforme qui doit augmenter les salaires nets. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
42 Неоднозначную реакцию в обществе вызвала либерализация трудового законодательства, начатая еще при Ф. Олланде и направленная на повышение конкурентоспособности предприятий35. На горизонте уже отчетливо виднелась пенсионная реформа, которая предусматривала увеличение пенсионного возраста и должна была упростить сложную структуру пенсионной системы, состоящую из множества базовых и специальных режимов выплат пенсий. И, конечно, нельзя забывать про планы правительства повысить акцизы на нефтепродукты, что привело бы к росту стоимости автомобильного топлива36.
35. Loi Travail (ordonnances travail) : les principales mesures. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).

36. Prix du carburant : les distributeurs vont répercuter la baisse des cours du pétrole « au jour le jour », selon Le Maire. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
43 Реализация желания «президента богатых», как стали называть Э. Макрона в народе, добиться положительных экономических сдвигов, создавая благоприятные условия для капитала, в ущерб социальным обязательствам государства, бременем ложилось на плечи наиболее уязвимых групп населения, снижая его покупательную способность. К этому еще можно добавить тягу Э. Макрона к управлению посредствам указов37, в условиях отсутствия сильной парламентской оппозиции, что также не добавляло ему народной поддержки. Еженедельное издание «Marianne», нарекшее стиль управления президента «авторитарным центризмом»,38 отмечает, что Макрон буквально навязывает всей стране свою политику, думая, возможно, что раз его выбрали на всенародном голосовании значит ему все дозволено и можно ни с кем не считаться. Вместе с тем, за Э. Макроном закрепилась репутация не только авторитарного правителя, но и высокомерного сноба, оторванного от жизни простого народа и остающегося глухим к его чаяниям. По данным опроса Elabe в январе 2019 г. 78% опрошенных считали президента авторитарным, 76% – высокомерным, а 51% французов называли его оторванным от жизни39.
37. Реформа Трудового кодекса, например, была проведена посредствам указов правительства.

38. Emmanuel Macron : le triomphe du centrisme autoritaire. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).

39. Emmanuel Macron : un Président jugé autoritaire et arrogant mais aussi dynamique et courageux. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
44 Подходящей иллюстрацией такому положению дел является ряд неудачных высказываний Э. Макрона: однажды, во время одной из встреч с избирателями, отвечая на сетования молодого человека о том, что он не может найти работу, президент сказал: «Нужно искать! Отели, кафе, рестораны, стоит только перейти дорогу, и работа тотчас же найдется! Они просто ищут людей, готовых работать, не боящихся трудностей.»40; другим примером опрометчивых изречений президента стал его комментарий в отношении своих соотечественников во время визита в Данию, когда он назвал их «галлами, не терпящими изменений»41.
40. Macron à un jeune chômeur : «Je traverse la rue, je vous trouve» du travail. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).

41. Macron et les «Gaulois réfractaires au changement». [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
45 Трудно сказать, присущи ли Э. Макрону те качества личности, которые ему приписывают и говорит ли он то, что действительно думает, но ясно одно: он не всегда следит за тем, что говорит, не анализирует возможные последствия своих высказываний и не взвешивает каждое слово. Возможно, здесь сказывается отсутствие опыта публичного политика, который знает, что каждое его слово буквально на вес золота, ведь оно может как превознести, так и погубить, что наглядно демонстрирует рейтинг доверия президенту, который с 45% в мае 2017 г. снизился до 37% в сентябре того же года, а накануне первых акций «желтых жилетов» находился на отметке 27%42.
42. L’Observatoire politique – Avril 2021. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
46 Проведенный С. Айатом анализ требований и характера действий участников движения «желтых жилетов» и реакции на них со стороны руководства страны позволил говорить о том, что движение основывается на понятии «моральной экономики» – представлении масс о том, что функционирование экономической системы общества должно опираться на моральные основания43. При этом, «моральная экономика» это еще и результат своего рода негласного договора между элитой и населением: элита обязуется соблюдать определенные правила, не обременять безмерно население высокими налогами и следить за уровнем цен, а граждане, в свою очередь, гарантируют соблюдение социального порядка44.
43. Айат С. «Моральная экономика», власть и «жёлтые жилеты» // Альтернативы – 2019. – № 1. – С. 52.

44. Там же. С 53.
47 Своими действиями правительство Пятой Республики в одностороннем порядке вышло из этого договора и сделало выбор в пользу наиболее преуспевающих слоев населения. В ответ граждане, почувствовавшие себя обделенными, посчитали необходимым выразить свой протест. Они считают большой несправедливостью тот факт, что одни получают все, а другие ничего; для одних создаются все необходимые условия, а другие должны пожертвовать чем-то ради благоденствия первых. Во время акций протеста участники движения отвечая на вопросы журналистов говорили, что отменяя налог на сверхприбыль, правительство издевается над населением,45 «подъем цен на топливо – это последняя капля. Нам все надоело». «Мы больше не хотим быть дойными коровами, государство – величайший из сутенеров»46. Один из протестующих особо подчеркнул: «Я не против платить налоги, чтобы финансировать общественные службы, но нас держат за дураков: мы платим за все, когда самые богатые не платят вовсе. Пора каждому платить свою справедливую долю налогов!».47 Другой восклицал: «Мы не просто “желтые жилеты”, мы граждане, недовольные граждане. Граждане, которым надоело презрение к людям со стороны тех, кто нами правит»48.
45. « Gilets jaunes » : près de 106 000 personnes dans les manifestations et les blocages en France. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).

46. A Fos-sur-Mer, les « gilets jaunes » en terrain conquis. [Электронный ресурс] – URL : >>>> (дата обращения 08.12.2021).

47. « Gilets jaunes » : près de 106 000… [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).

48. Ibid.
48 Ценность социальной справедливости и «моральной экономики» как образец социальной системы, к реализации которого необходимо стремиться, нашла отражение в идеях «желтых жилетов». К числу их ключевых социально-экономических требований и предложений, сформулированных еще в ноябре-декабре 2018 г., следует отнести: повышение покупательной способности (пенсий, МРОТ, прожиточного минимума и пособий для инвалидов), создание новых рабочих мест, понижение налогов для самых незащищенных слоев населения, возврат ISF и увеличение прогрессивной ставки подоходного налога, снижение арендной платы и индексация пенсий и зарплат с учетом инфляции49. А невосприимчивость руководства страны к требованиям движения, попытка дискредитации его представителей в СМИ и нелестные высказывания в их адрес со стороны истеблишмента50 со временем привели к требованиям отставки правительства, президента и роспуска Национального собрания.
49. La charte officielle des 25… [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021); Document – Les gilets jaunes publient… [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).

50. Lefebvre A. Confiscation et récupération de l’agentivité des gilets jaunes dans l’espace médiatique // Les lieux de la précarité: la précarité inscrite dans l’espace social et dans l’espace géographique / sous la dir. de A. Lefebvre et J. Maár. Paris: L’Harmattan, 2020. – pp. 245 – 247.
49 «Желтые жилеты» считали, что правительство и президент отвернулись и забыли про них. Их главная цель заключалась в том, чтобы напомнить властям о своем существовании, что позволило Е.А. Нарочницкой говорить о «возвращении в центр общественных процессов классового противостояния»51. Желание перестать быть «невидимыми» – было основной движущей силой протестов. Отсюда возникло новое восприятие их основного символа – желтого жилета – не только как знака солидарности в борьбе с повышением цен на автомобильное топливо, но и как выполняющего свою главную функцию – делать человека заметным.
51. Нарочницкая Е.А. Франция: движение «жёлтых жилетов» – год спустя // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН – 2019. – № 6 (№ 12). – С. 134.
50 Данным желанием объясняется предпочтение круговых развязок в качестве основных точек проведения демонстраций в первые месяцы протестов, поскольку проезжающие мимо автомобилисты, хотят они того или нет, были вынуждены обратить внимание на людей, возводящих баррикады в центре развязки52. И оно же лежало в основании выбора Елисейских полей главным местом проведения парижских манифестаций, ибо участникам движения они представлялись центром жизни привилегированного класса. «Желтые жилеты» таким образом как бы ворвались в повседневную жизнь элиты, став угрозой уже для ее онтологической безопасности, вынуждая ее тем самым обратить на себя внимание.
52. Gwiazdzinski L. Le rond-point Totem, média et place publique // Multitudes. – 2019. – № 74. – P. 13.
51 В поддержку притязаний «желтых жилетов» на «заметность» заметим, что подавляющее большинство выходящих на акции протеста французов, как уже отмечалось выше, проживают на определенном удалении от крупных мегаполисов, что создает известные логистические трудности; в то время как жители больших городов с развитой инфраструктурой, которые сочувствуют политике президента, не могут в полной мере оценить негативные последствия поддерживаемых ими мер, с которыми придется столкнуться обитателям периферии. В этой связи можно говорить о поляризации французского общества по географическому основанию – центр/периферия53.
53. Лапина Н.Ю. Французское общество перед вызовами глобализации… С. 25.
52 Данную особенность демонстрировала и идеологическая неоднородность «желтых жилетов». В протестных акциях бок о бок участвовали как сторонники левых идей, в том числе ультралевых, так и правых, и ультраправых, но всех их объединяла как раз та самая «периферийность»54. Поэтому, при всей разности взглядов, это горизонтальное движение, сформированное и координируемое рядовыми гражданами в недрах социальных сетей, обнаруживало удивительную способность к совместным действиям в условиях отсутствия единого координационного центра.
54. Christophe Guilluy: «Les “gilets jaunes” attestent la révolte de la France périphérique». [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
53 Ценность личного участия
54 В политическом отношении выступления «желтых жилетов» можно интерпретировать как симптом кризиса системы представительной демократии, первым вестником которого стали президентские выборы 2017 г.
55 Поражение двух ведущих партий – Социалистов (Parti SocialistePS) и Республиканцев (Les RépublicainsLR), кандидаты которых практически попеременно сменяли друг друга в президентском кресле с 1981 г. – в первом туре президентских выборов 2017 г. наглядно продемонстрировало, что широкие слои населения отвернулись от них, больше не доверяют им, предпочитая отдавать свои голоса за кого-то нового.
56 Дело в том, что за время нахождения у власти, в самый разгар процесса глобализации ведущие политические силы сблизились в проводимой ими политике настолько, что практически утратили свою идеологическую идентичность55. Ярким примером чему является неолиберальный курс президента-социалиста Ф. Олланда, который продолжил политику «строгой экономии» своего предшественника, затронувшую среди прочего программы социальной помощи. А либерализацию трудового законодательства, которую затем продолжил Э. Макрон, ему не могут простить до сих пор. Неолиберальная модель глобализации, во многом, способствовала такой трансформации по причине того, что государства были вынуждены постоянно конкурировать друг с другом за рынки сбыта товаров и услуг, если желали сохранить свою субъектность на мировой экономической и политической арене. Проблемы экономики и финансов заняли в этой связи приоритетные позиции для руководителей стран-передовиков глобального соревнования56, предопределив их поведение, а способы решения этих проблем не сильно отличались (если вообще отличались) от идеологической принадлежности той или иной партии57. Поэтому сложилась такая ситуация, что и правая, и левая партии отстаивали по сути одни и те же позиции58.
55. Обичкина Е.О. Франция на рубеже XX-XXI веков: кризис идентичности: монография. М.: МГИМО (Ун-т), 2003 – С. 49.

56. Руткевич А.М. Либеральная демократия vs консервативный популизм // Тетради по консерватизму – 2019. - № 1. – С. 353.

57. Франция. В поисках новых путей… С. 114.

58. Рубинский Ю.И. Франция: мини- или макси-кризис? // Свет и тени «эры Макрона» / Под ред. В.Я. Швейцера. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук, 2019. – С. 30.
57 В связи с этим, массовый избиратель предпочел отдать большинство голосов в первом туре за М. Ле Пен и Э. Макрона, который ранее не был широко известен. Попытка выстроить двухпартийную систему, по принципу американской или британской, работающую подобно маятнику, предпринимавшаяся на протяжении последних нескольких десятилетий, не удалась. Обе системообразующие партии оказались опустошены и долго не могли оправиться от полученного ущерба. Произошел слом системы, нормальную работу которой еще предстояло наладить.
58 По мнению Е.О. Обичкиной, причину поражения социалистов и республиканцев, помимо всего прочего, стоит искать в попытке обеих партий перенять американскую систему определения партийного кандидата на президентских выборах посредствам праймериз, в результате которых эмоционально настроенный избиратель предпочел не самых удачных кандидатов59. Действительно, кандидатом от социалистов стал Б. Амон, представителей левого крыла партии, смелая программа которого не нашла одобрения у избирателей, в результате чего он набрал всего 6,36%60. Шансы победившего на праймериз республиканцев Ф. Фийона, который старался сплоить вокруг себя умеренный консервативный электорат, оценивались как очень хорошие, но из-за череды коррупционных скандалов с участием его и его жены и неоднозначного отношения населения к президентству Н. Саркози, в годы правления которого он был премьер-министром, и его дальнейшего судебного преследования Фийон не смог пройти во второй тур, получив 20,01% голосов избирателей. На этом фоне к власти пришел Э. Макрон и созданное им накануне выборов прогрессистское движение «Вперед!» (En Marche!), переименованное впоследствии в «Вперед, Республика!» (La République en Marche! – LREM).
59. Обичкина Е.О. Социально-политический кризис во Франции: «жёлтые жилеты» и завершение «первой фазы» правления Э. Макрона // Вестник МГИМО Университета – 2019. – № 2 (№ 65). – С. 107.

60. Résultats de l’élection présidentielle 2017. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
59 Но сразу необходимо оговорится, что результаты М. Ле Пен и Э. Макрона в первом туре президентских выборов 2017 г. не сильно отличались друг от друга (21,3% и 24,01% соответственно), вместе с тем итоги второго тура (33,9% и 66,1% соответственно61) отражают скорее не всеобщую поддержку Макрона, а нежелание граждан видеть своим президентом лидера ультраправого «Национального объединения» (Rassemblement nationalRN) (бывший «Национальный фронт» (Front NationalFN)) М. Ле Пен.
61. Ibid.
60 Выборы в Национальное собрание также принесли новому президенту оглушительный успех. Его партия-движение «Вперед, Республика!», в которое «перетекло» немало бывших членов как PS, так и LR, получила 43,06% голосов во втором туре и в коалиции с центристским «Демократическим движением» (Le Mouvement démocrateMoDem) Ф. Байру обеспечило себе большинство в 350 мест в нижней палате парламента (308 и 42 места у LREM и MoDem соответственно)62.
62. Résultats des élections législatives 2017. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
61 Абсолютное парламентское большинство в значительной степени предопределило дальнейшую политику президента, действиям которого отныне не существовало сколь-либо серьезной оппозиции. По мнению А.А. Вершинина, после президентских выборов, в условиях смены конфигурации партийной системы, на левом фланге доминирующую позицию занял Ж.-Л. Меланшон, который стал главным оппонентом Э. Макрона на данном участке политического спектра. Более того, Вершинин замечает, что его партия «Непокоренная Франция» (La France insoumiseLFI) стала в то время главной оппозиционной силой страны63.
63. Вершинин А.А. Французские левые после выборов 2017 г.: развилки политического пути // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – 2018. – № 2 (10). – С. 18.
62 Могли ли «непокоренные» претендовать на титул лидеров оппозиции –вопрос дискуссионный. С другой стороны, на правом фланге, наиболее явным оппонентом правящему большинству тогда виделось RN и его лидер М. Ле-пен. Несмотря на некоторые внутренние конфликты,64 партия уверенно набирала популярность, постепенно избавляясь от образа радикальных националистов, что можно отнести на счет политики «дедемонизации», проводимой руководством партии в последние несколько лет. Не стоит забывать и про LR, которые, в отличии от PS, не так сильно пострадали от поражения на выборах, обладают солидной фракцией в Национальном собрании и большинством в Сенате. Но тем не менее, тягаться на равных с пропрезидентским большинством никто из членов оппозиции, конечно, был не в состоянии. К этому необходимо также добавить, что «желтых жилетов» отказались поддержать ведущие профсоюзные организации,65 например: Всеобщая конфедерация труда (Confédération générale du travailCGT) и Французская демократическая конфедерация труда (Confédération française démocratique du travail - CFDT).
64. Нарочницкая Е.А. Партийно-политический ландшафт Франции после выборов 2017 г. // Свет и тени «эры Макрона» / Под ред. В.Я. Швейцера. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук, 2019. – С. 53.

65. Méfiants, les syndicats se tiennent à l’écart du mouvement du 17 novembre. [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
63 Таким образом, понимая к чему приводит реализация предвыборных обещаний президента и в условиях отсутствия сильной оппозиции, способной повлиять на его политику, граждане, не надеясь транслировать свое недовольство через устоявшиеся институциональные механизмы начали демонстрировать раздражение наиболее доступными им способами.
64 Данные обстоятельства актуализировали ценность личного участия рядовых граждан в политике. Дисфункция социальных институтов, подрывающая онтологическую безопасность, породила в участниках движения чувство недоверия и даже неприязни к существующим политическим институтам, элитам и гражданским организациям; заставила их взять на себя персональную ответственность за свою судьбу. Эти чувства нашли отражение в ключевых характерных чертах движения, среди которых: децентрализация; отсутствие лидеров; нежелание назначать официальных представителей, уполномоченных вести переговоры и непризнание кого-либо в качестве таковых (недоверие к товарищам по баррикаде); неготовность придавать движению какую-любо организационную структуру и взаимодействовать с системными акторами (партиями, профсоюзами, СМИ и т.п.).
65 В этой связи, вернемся немного назад. Сплоченность участников движения, о которой мы писали в конце предыдущего раздела, основой которой является поляризация французского общества по географическому признаку, сохраняется лишь до тех пор, пока не затрагивается вопрос создания общественной организации с целью интеграции в политическую систему ради скорейшей реализации их требований. Создание организации повлекло бы за собой принятие четкой программы, в которой были бы отражены цели, задачи и ряд предложений и требований, но среди «желтых жилетов» не было ярко выраженного согласия по данному вопросу. Более того, они боялись отойти от горизонтальной сущности движения,66 поскольку подозревали тех, кто заявлял претензии на лидерство или на право говорить от имени движения в преследовании корыстных интересов; они долгое время полагались на разного рода представителей, чтобы в этот раз снова довериться им. Своим поведением «желтые жилеты» как бы говорят: «Мы больше никому не верим, даже друг другу, теперь каждый из нас будет самостоятельно отстаивать свои права. Но у нас имеются общие проблемы, поэтому мы выйдем на улицу и поддержим друг друга, усилим голос каждого из нас».
66. Gwiazdzinski L. Le rond-point… P. 14.
66 Самостоятельную защиту интересов не следует понимать как неготовность действовать в составе группы. Напротив, участники локальных сообществ «желтых жилетов» готовы прийти друг другу на помощь. Таким образом, у них проявляется ценность личного участия, когда каждый участник движения вносит свой посильный вклад в дело, которое не просто воспринимается как абстрактно общее, но как личное для каждого. Отражением такого подхода стала организация быта участников движения на занимаемых ими круговых развязках67.
67. Ibid. P. 13
67 Согласно политическому барометру CEVIPOF,68 за десять лет, с 2009 г. по 2019 г., 79% французов стали негативно относиться к политике, при этом, 39% не доверяли ей, а 28% ощущали к ней отвращение. 85% опрошенных посчитали, что политикам нет никакого дела до проблем населения; 74% из них считали, что политическая элита довольно коррумпирована; 61% не испытывали доверия ни к левым, ни к правым. Уровень доверия к партиям и профсоюзам составлял 12% и 30% соответственно (для сравнения, больше всего из политических акторов доверяли мэрам коммун – 60%).
68. Sciences-Po CEVIPOF 2009-2019… [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
68 На этом фоне отчетливо контрастировало отношение граждан Франции к демократии: 89% считали, что демократия является наиболее подходящей системой для управления государством, а 83% назвали ее лучшей формой организации политической системы из всех возможных. Но в то же время 59% респондентов отметили, что именно граждане, а не правительство должны решать, что для них лучше. И лишь 36% назвали французскую демократию хорошо работающей, тогда как 63% высказались о ней в негативном ключе, назвав ее недееспособной69. Из этого выходит, что основа недовольства граждан Пятой Республики заключалась не в демократии как форме организации государства и общества в целом, но конкретно в демократии с французской спецификой и тех, акторах, что ей управляют.
69. Ibid.
69 Ценность личного участия, которую также можно назвать ценностью прямого участия или самостоятельности, воплотилась в идее изменить конституцию и ввести систему т.н. референдумов по инициативе граждан (référendum dinitiative citoyenneRIC). Суть этого предложения заключалась в следующем: создается некая Интернет-платформа, на которой любой гражданин может разместить свой законопроект, и если он наберет определенное количество подписей граждан, то передается в парламент, который обязан, в течение ограниченного периода времени, вынести его на всенародный референдум, где будет решаться вопрос о том, станет этот проект законом или нет70. Помимо принятия новых законов данный механизм планируется использовать для пересмотра действующего законодательства, а также отзыва мандатов всех без исключения избранных лиц и внесения изменений в конституцию. По сути, «желтые жилеты» призвали правительство и парламент разделить право законодательной инициативы с народом, частично перейдя тем самым от представительной демократии к прямой. Это предложение стало краеугольной идеей движения.
70. Qu’est-ce que le référendum d’initiative citoyenne (RIC) demandé par des « gilets jaunes » ? [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения 08.12.2021).
70 Заключение
71 В рамках данной работы мы попытались дать ответ на вопрос о том, что такое идеи и ценности движения «желтых жилетов» во Франции. В результате проведенного исследования удалось выявить три ключевые ценности, характерные для участников движения: 1) стабильность – представление о необходимости восстановления доглобализационного социально-экономического порядка; 2) социальная справедливость – представление о недопустимости эксплуатации государством бедных в пользу богатых; 3) личное участие – представление о необходимости самостоятельной защиты своих прав и свобод в пору, когда институты представительства не работают должным образом.
72 Каждая из указанных ценностей оказала влияние на формирование ряда идей, которые протестующие желали воплотить в жизнь:
73
  1. Отказ от введения новых налогов; прекращение процесса оптимизации нерентабельных государственных учреждений; ренационализация предприятий и запрет на приватизацию; реиндустриализация;
  2. Повышение покупательной способности; снижение налогов для неимущих и их повышение для людей с большим достатком; отставка правительства, президента и роспуск Национального собрания.
  3. Изменение конституции и введение системы референдумов по инициативе граждан.
74 Говоря о ценностях нужно понимать, что ценностное восприятие окружающего мира как социальными группами, так и отдельными индивидами в рамках группы может разниться. Иначе говоря, то, что может быть ценно для одних – необязательно будет в равной степени таковым для других. Более того, содержательное наполнение тех или иных ценностей у каждого человека или социальной группы может отличаться. Ценности представляются чрезвычайно динамичными сущностями, содержание и иерархия которых зависит от условий окружающей среды.
75 В этом кроется главная причина непонимания между слоями населения, представленными движением «желтых жилетов», и французской элитой. К элите в данном контексте следует относить не только представителей истеблишмента, но и всех тех, кто выше был охарактеризован как необуржуазия. Безусловно, ей не чужды те ценности, актуализация которых спровоцировала появление движения «желтых жилетов». Им точно также могут быть важны стабильность, социальная справедливость и личное участие, но в их иерархии ценностей они могут занимать иную позицию – не главенствующую, либо проявляться иным образом. Например, экологический дискурс, проводником которого является необуржуазия, можно интерпретировать как проявление ценности стабильности, поскольку изменения окружающей среды несут угрозу утраты привычного образа жизни. В данном случае мы наблюдаем актуализацию одной и той же ценности, но с отличающимся содержанием, вкладываемом в нее разными социальными группами. Поэтому ценности «желтых жилетов» не воспринимаются элитой как нечто значимое, поскольку они (или их содержание) не актуализированы в настоящий момент, следовательно бороться за их реализацию нет нужды.
76 Жители крупных мегаполисов могут позволить себе поддержать меры правительства по повышению «зеленых» налогов и даже привести множество аргументов в пользу этого решения; могут вести дискуссию о том, что в современном мире нужно обладать способностью быстро адаптироваться к изменениям; могут отказаться от личного транспортного средства и пользоваться развитой системой общественного транспорта или вовсе пересесть на велосипед. А для жителей маленьких городов и деревень – особенно для тех, кто ездит работать в город – такие перспективы немыслимы. К сожалению, необуржуазия, преследуя на самом деле благие цели – будь то стремление добиться положительной экономической динамики или забота об экологии – возможно, невольно упускает из виду некоторые последствия своих проектов, которые оказывают негативное влияние на нижние слои населения.
77 Примечательно также то, что движение «желтых жилетов» в самом начале было по своей сути консервативным. Идеи референдума по инициативе граждан, изменение конституции, отставка правительства и т.п. появились не сразу, а лишь в начале-середине декабря 2018 г. Изначально участники движения хотели лишь напомнить элите о своем существовании, указать на проблемы, с которыми им приходится сталкиваться из-за проводимой ею политики, потребовать восстановления статус-кво. Такое поведение укладывается в рамки традиционной для Франции патерналистской парадигмы. Но реакция властей, открыто заявивших, что они не отступятся от ранее намеченного курса, шокировало участников движения, которые не сразу поняли, почему государство, в котором они видели своего защитника, вдруг отвернулось от них. Данные обстоятельства со временем привели «желтых жилетов» к осознанию необходимости трансформации политической системы – тогда-то движение потеряло свою былую консервативность, хотя по-прежнему в его основе сохранялось стремление восстановить утраченный статус-кво.
78 Движение «желтых жилетов» – это не просто очередной антиналоговый бунт, каких в истории Франции было множество, это горизонтальное антисистемное движение национального масштаба, которое смогли организовать простые граждане без посторонней помощи. Но эта антисистемность не облекалась в возвышенную идеологическую оболочку, как это было бы, если ядром движения являлась какая-нибудь политическая организация. Парадокс заключается в том, что у «желтых жилетов» не было идеологии, если под ней мы понимаем строгую, теоретически оформленную идейно-ценностную систему, они обладали скорее своеобразным, хаотичным набором предложений, мнений, взглядов на конкретные проблемы, чем целостной идеологией. Эти люди знали свои проблемы как никто другой, и они говорили о них, и пытались решить их теми методами, которые считали наилучшими. Движение «желтых жилетов» позволило вскрыть в полной мере весь спектр проблем, которые назрели во французском обществе, и начать вести по ним всесторонний диалог на уровне всего общества.

References

1. Ajat S. «Moral'naya ehkonomika», vlast' i «zhyoltye zhilety» // Al'ternativy – 2019. – № 1. – S. 48 – 56.

2. Barinov D.N. «Ontologicheskaya bezopasnost'» i eyo granitsy v sovremennom obschestve // Sotsiodinamika. – 2017. – № 9. – S. 75 – 89. [Ehlektronnyj resurs] – URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23996 (data obrascheniya 08.12.2021).

3. Veber M. Izbrannye proizvedeniya: Per. s nem./Sost., obsch. red. i poslesl. Yu.N. Davydova; Predisl. P.P. Gajdenko. – M.: Progress, 1998. – 808 s.

4. Vershinin A.A. Frantsuzskie levye posle vyborov 2017 g.: razvilki politicheskogo puti // Istoricheskie issledovaniya. Zhurnal istoricheskogo fakul'teta MGU imeni M.V. Lomonosova – 2018. – № 2 (10). – S. 7 – 19.

5. Giddens Eh. Ustroenie obschestva: Ocherk teorii strukturatsii. – 2-e izd. – M.: Akademicheskij proekt, 2005. – 528 s.

6. Il'in V.V. Aksiologiya. M.: Izd-vo MGU, 2005. – 216 s.

7. Lapina N.Yu. Frantsuzskoe obschestvo pered vyzovami globalizatsii: Analit. obzor. / RAN INION. Tsentr-nauch. inform. issled. global. i region. probl. Otd. global. problem. – M., – 2019. – 51 s.

8. Narochnitskaya E.A. Partijno-politicheskij landshaft Frantsii posle vyborov 2017 g. // Svet i teni «ehry Makrona» / Pod red. V.Ya. Shvejtsera. M.: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie nauki Institut Evropy Rossijskoj akademii nauk, 2019. – S. 44 – 55.

9. Narochnitskaya E.A. Frantsiya: dvizhenie «zhyoltykh zhiletov» – god spustya // Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN – 2019. – № 6 (№ 12). – S. 132 – 138.

10. Obichkina E.O. Sotsial'no-politicheskij krizis vo Frantsii: «zhyoltye zhilety» i zavershenie «pervoj fazy» pravleniya Eh. Makrona // Vestnik MGIMO Universiteta – 2019. – № 2 (№ 65). – S. 101 – 135.

11. Obichkina E.O. Frantsiya na rubezhe XX-XXI vekov: krizis identichnosti: monografiya. M.: MGIMO (Un-t), 2003 – 137 s.

12. Parsons T. Sistema sovremennykh obschestv/Per. s angl. L.A. Sedova i A.D. Kovaleva. Pod red. M.S. Kovalevoj. – M.: Aspekt Press, 1998. – 270 s.

13. Rozov N.S. Tsennosti v problemnom mire: filosofskie osnovaniya i sotsial'nye prilozheniya konstruktivnoj aksiologii. Novosibirsk: Izd-vo Novosibirskogo un-ta. – 1998. – 292 s.

14. Rubinskij Yu.I. Frantsiya: mini- ili maksi-krizis? // Svet i teni «ehry Makrona» / Pod red. V.Ya. Shvejtsera. M.: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie nauki Institut Evropy Rossijskoj akademii nauk, 2019. – S. 8 – 44.

15. Rubinskij Yu.I. Frantsiya na novykh rubezhakh // Vybory vo Frantsii 2017: itogi i perspektivy / Pod red. V.Ya. Shvejtsera. M.: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie nauki Institut Evropy Rossijskoj akademii nauk, 2017. – S. 65 – 85.

16. Rutkevich A.M. Liberal'naya demokratiya vs konservativnyj populizm // Tetradi po konservatizmu – 2019. - № 1. – S. 344 – 380.

17. Trofimova O.E. Ehvolyutsiya frantsuzskoj modeli sotsial'nogo gosudarstva // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. – 2015. – № 5. – S. 29 – 40.

18. Frantsiya. V poiskakh novykh putej / Pod red. Yu.I. Rubinskogo. M: «Ves' Mir», 2007. – 624 s.

19. Yum. D. Sochineniya v 2 t. T I/Per. s angl. S.I. Tsereteli i dr.; Vstup. st. A.F. Gryaznova; Primech. I.S. Narskogo. – 2-e izd., dopoln. i ispr. – M.: Mysl', 1996. – 733 s.

20. A Fos-sur-Mer, les « gilets jaunes » en terrain conquis. [Электронный ресурс] – URL : https://www.lemonde.fr/societe/article/2018/11/19/a-fos-sur-mer-les-gilets-jaunes-en-terrain-conquis_5385674_3224.html (дата обращения 08.12.2021).

21. Bascule cotisations – CSG : la réforme qui doit augmenter les salaires nets. [Электронный ресурс] – URL: https://www.lesechos.fr/economie-france/social/bascule-cotisations-csg-la-reforme-qui-doit-augmenter-les-salaires-nets-140488 (дата обращения 08.12.2021).

22. Christophe Guilluy: «Les “gilets jaunes” attestent la révolte de la France périphérique». [Электронный ресурс] – URL: https://www.lefigaro.fr/vox/societe/2018/11/18/31003-20181118ARTFIG00132-christophe-guilluy-les-8220gilets-jaunes8221-attestent-la-revolte-de-la-france-peripherique.php (дата обращения 08.12.2021).

23. Document – Les gilets jaunes publient une liste de revendications. [Электронный ресурс] – URL: https://www.francebleu.fr/infos/societe/document-la-liste-des-revendications-des-gilets-jaunes-1543486527 (дата обращения 08.12.2021).

24. Emmanuel Macron : le triomphe du centrisme autoritaire. [Электронный ресурс] – URL: https://www.marianne.net/politique/emmanuel-macron-le-triomphe-du-centrisme-autoritaire (дата обращения 08.12.2021).

25. Emmanuel Macron : un Président jugé autoritaire et arrogant mais aussi dynamique et courageux. [Электронный ресурс] – URL: https://elabe.fr/image-emmanuel-macron/ (дата обращения 08.12.2021).

26. Flux d’investissement directs entre la France et l’étranger. – URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/2381422 (дата обращения 08.12.2021).

27. « Gilets jaunes » : « On a l’impression d’être des moins-que-rine ». [Электронный ресурс] – URL: https://www.lemonde.fr/politique/article/2018/11/16/gilets-jaunes-on-a-l-impression-d-etre-des-moins-que-rien_5384343_823448.html (дата обращения 08.12.2021).

28. « Gilets jaunes » : « Pour une première manifestation, on est servis ! ». [Электронный ресурс] – URL: https://www.lemonde.fr/societe/article/2018/11/17/gilets-jaunes-pour-une-premiere-manifestation-on-est-servis_5384999_3224.html (дата обращения 08.12.2021).

29. « Gilets jaunes » : près de 106 000 personnes dans les manifestations et les blocages en France. [Электронный ресурс] – URL: https://www.lemonde.fr/societe/article/2018/11/24/gilets-jaunes-au-moins-81-000-personnes-dans-les-manifestations-et-les-blocages-en-france_5388126_3224.html (дата обращения 08.12.2021).

30. Gwiazdzinski L. Le rond-point Totem, média et place publique // Multitudes. – 2019. – № 74. – pp. 7 – 15.

31. Inglehart R. The Silent Revolution in Europe: Intergenerational Change in Post-Industrial Societies // American Political Science Review. – 1971. – № 65 (4). – P. 991 – 1017.

32. La charte officielle des 25 revendications des Gilets Jaunes. [Электронный ресурс] – URL: https://www.lelibrepenseur.org/la-charte-officielle-des-25-revendications-des-gilets-jaunes/ (дата обращения 08.12.2021).

33. Lefebvre A. Confiscation et récupération de l’agentivité des gilets jaunes dans l’espace médiatique // Les lieux de la précarité: la précarité inscrite dans l’espace social et dans l’espace géographique / sous la dir. de A. Lefebvre et J. Maár. Paris: L’Harmattan, 2020. – pp. 241 – 252.

34. Les Gilets jaunes : la partie émergée de la crise sociale française ? [Электронный ресурс] – URL: https://www.institutmontaigne.org/blog/les-gilets-jaunes-la-partie-emergee-de-la-crise-sociale-francaise (дата обращения 08.12.2021).

35. L’IFI a rapporté 3 milliards d’euros de moins que l’ISF. [Электронный ресурс] – URL: http://leparticulier.lefigaro.fr/article/l-ifi-a-rapporte-pres-de-3-milliards-de-moins-que-l-isf (дата обращения 08.12.2021).

36. L’Observatoire politique – Avril 2021. [Электронный ресурс] – URL: https://elabe.fr/barometre-politique_avril2021/ (дата обращения 08.12.2021).

37. Loi Travail (ordonnances travail) : les principales mesures. – URL: https://www.journaldunet.fr/management/guide-du-management/1165976-loi-travail-ordonnances-travail-les-principales-mesures/ (дата обращения 08.12.2021).

38. Macron à un jeune chômeur : «Je traverse la rue, je vous trouve» du travail. [Электронный ресурс] – URL: https://www.lefigaro.fr/politique/le-scan/2018/09/16/25001-20180916ARTFIG00043-macron-a-un-jeune-chomeur-je-traverse-la-rue-je-vous-trouve-du-travail.php (дата обращения 08.12.2021).

39. Macron et les «Gaulois réfractaires au changement». [Электронный ресурс] – URL: https://www.lexpress.fr/actualite/politique/macron-qualifie-les-francais-de-gaulois-refractaires-au-changement_2033018.html (дата обращения 08.12.2021).

40. Méfiants, les syndicats se tiennent à l’écart du mouvement du 17 novembre. [Электронный ресурс] – URL: https://www.lemonde.fr/politique/article/2018/11/12/mefiants-les-syndicats-se-tiennent-a-l-ecart-du-mouvement-du-17-novembre_5382372_823448.html (дата обращения 08.12.2021).

41. OCDE (2021), Dépenses sociales (indicateur). – URL: https://data.oecd.org/fr/socialexp/depenses-sociales.htm#indicator-chart (дата обращения 08.12.2021).

42. Prix du carburant : les distributeurs vont répercuter la baisse des cours du pétrole « au jour le jour », selon Le Maire. [Электронный ресурс] – URL: https://www.lemonde.fr/politique/article/2018/11/08/les-distributeurs-de-carburant-s-engagent-a-repercuter-la-baisse-des-cours-du-petrole-au-jour-le-jour_5380881_823448.html (дата обращения 08.12.2021).

43. Qu’est-ce que le référendum d’initiative citoyenne (RIC) demandé par des « gilets jaunes » ? [Электронный ресурс] – URL: https://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2018/12/07/qu-est-ce-que-le-referendum-d-initiative-citoyenne-demande-par-des-gilets-jaunes_5394287_4355770.html (дата обращения 08.12.2021).

44. Que reste-t-il après avoir payé les facture ? Les dépenses contraintes minent le pouvoir d’achat. – URL: https://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2018/11/14/que-reste-t-il-apres-avoir-paye-les-factures-le-pouvoir-d-achat-mine-par-les-depenses-contraintes_5383539_4355770.html (дата обращения 08.12.2021).

45. Résultats de l’élection présidentielle 2017. [Электронный ресурс] – URL: https://www.interieur.gouv.fr/Elections/Les-resultats/Presidentielles/elecresult__presidentielle-2017/ (path)/presidentielle-2017/FE.html (дата обращения 08.12.2021).

46. Résultats des élections législatives 2017. [Электронный ресурс] – URL: https://www.interieur.gouv.fr/Elections/Les-resultats/Legislatives/elecresult__legislatives-2017/ (path)/legislatives-2017/FE.html (дата обращения 08.12.2021).

47. Sciences-Po CEVIPOF 2009-2019 : la crise de la confiance politique. [Электронный ресурс] – URL: https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/files/CEVIPOF_confiance_10ans_CHEURFA_CHANVRIL_2019.pdf (дата обращения 08.12.2021).

48. Smic (Salaire minimum de croissance). [Электронный ресурс] – URL: https://www.service-public.fr/particuliers/vosdroits/F2300 (дата обращения 08.12.2021).

49. Tableaux de l’économie française. [Электронный ресурс] – URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/4277765?sommaire=4318291 (дата обращения 08.12.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate