Integration processes in the post-Soviet space: achievements and problems
Table of contents
Share
QR
Metrics
Integration processes in the post-Soviet space: achievements and problems
Annotation
PII
S258770110017998-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Artur Avakov 
Occupation: Assistant Professor, Faculty of Political Science
Affiliation: State Academic University for the Humanities (GAUGN)
Address: 26 Maronovsky st., Moscow 119049, Russian Federation
Edition
Abstract

The article is devoted to the most famous integration organizations and programs in the post-Soviet space: CIS, CSTO, EAEU, GUAM, Union State of Belarus and Russia, Eastern Partnership. The work analyzes the stages of their formation, achievements and problems. For this, a systematic approach, a method of critical analysis, comparative historical and other scientific methods of cognition were used.

Despite the collapse of the Soviet Union, political, economic and cultural ties between the new republics were preserved. After the USSR ceased to exist, a demand arose in the states of the post-Soviet space for new legal mechanisms and organizational formalization of these ties. The coexistence and struggle of various interests in the post-Soviet space predetermined a number of features in the emergence and functioning of integration projects.

 
Keywords
CIS, EEU, OCST, GUAM, Eastern Partnership, Union State of Russia and Belarus, post-Soviet space, integration processes
Received
17.09.2021
Date of publication
26.12.2021
Number of purchasers
0
Views
155
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение
2 Предметом исследования данной статьи являются интеграционные процессы на постсоветском пространстве. В частности, проанализированы Содружество независимых государств (СНГ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ). Кроме того, уделено внимание Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), программе «Восточное партнерство» и Союзному государству России и Белоруссии.
3 Автор ставит перед собой цель доказать, что кризис, вызванный распадом Советского Союза, придал актуальности интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что власти новых государств часто переживают за свой суверенитет, когда речь идет о создании тех или иных союзов, они все же понимают их необходимость.
4 В частности, эту закономерность отмечают такие исследователи, как Никита Мендкович1 и Ефим Пивоваров2. При этом сами интеграционные процессы на просоветском пространстве не являются чем-то уникальным. О преимуществах свободной торговли рассуждали экономисты Адам Смит и Давид Рикардо в XVIII-XIX веках, а с 1950-х годов эта идея стала широко распространяться в Европе, что привело к созданию Евросоюза3.
1. Мендкович Н.А. На пути к евразийскому экономическому чуду. Россия и интеграция на постсоветском пространстве. – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2015, с. 30.

2. Пивовар Е.И. Евразийский интеграционный проект: предпосылки, становление, развитие. Глобальные процессы на постсоветском пространстве. - СПб: Алетейя, 2019, с. 5.

3. Тимофеев А.В. Теоретические аспекты и тенденции развития региональной экономической интеграции. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
5 Анализируя изменения, произошедшие на постсоветском пространстве за последние 30 лет, многие политологи, среди которых Георгий Сатаров, Андрей Мельвиль, Кирилл Рогов и другие4, отмечают, что изначально правящие элиты новых независимых государств пытались трансформировать наследие СССР, который они зачастую воспринимали как нечто, что необходимо было разрушить, в просвещенные либеральные демократии Запада. Но получилось это не у всех.
4. Рогов Р.Ю., Крастев И.Й., Мельвиль А.Ю. и др. Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 445 с.
6 Соответственно, эксперты задаются вопросом: почему не удалось провести транзит из советского авторитаризма в западный либерализм? Одни винят в случившемся поколение реформаторов, которое было выращено в СССР и впитало в себя все его пороки.5 Другие считают, что всему виной отток населения, которое решило, что лучше переехать в развитые страны, чем поднимать с колен родину6. Третьи думают, что всему виной высокие темпы реформ, которые надорвали силы новых государств, хотя они же признают, что поэтапное реформирование могло бы закончиться тем же7.
5. Гонтмахер Е.Ш. Поколенческий сдвиг и уроки постсоветского тридцатилетия // Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя. М.: Новое литературное обозрение, 2021, с. 354-365

6. Крастев И.Й. Тернии «нормальности»: конец эпохи имитации // Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя. М.: Новое литературное обозрение, 2021, с. 54-56

7. Мельвиль А.Ю. Пять несбывшихся надежд: политические и теоретические ожидания «эпохи-1989» // Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя. М.: Новое литературное обозрение, 2021, с. 81-82
7 В свою очередь таджикистанский этнограф Рахат Рахимов считает, что природ авторитаризма в его стране в некоторой степени определил семейный уклад местного населения. В частности, еще до Советского Союза главным в семье был самый старший мужчина8. Он считался связующим звеном между поколениями и главным мудрецом в семье. Вместе с тем, по словам Рахимова, посягательство на авторитет отца со стороны ребенка является тяжелейшим грехом. Ребенок не может смотреть в глаза отцу, когда тот поучает его. Голову при этом следует держать опущенной. В противном случае поведение ребенка может быть воспринято как вызов и будет наказано. Кроме того, жена и дети не могут называть отца по имени. Жена может называть его «отец наших детей» или именем первого по времени рождения ребенка.
8. Рахимов Р.Р. Согласен отец – согласен Бог (К проблеме власти и управления в культуре народов Центральной Азии) // Антропология власти. Т. 2. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. С. 184. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
8 Примечательно, что главные действующие лица «Беловежского соглашения» спустя 30 лет не изменили своей позиции относительно Советского Союза, несмотря на последствия его распада. Например, бывший Госсекретарь РСФСР Геннадий Бурбулис, принимавший непосредственное участие в подготовке Беловежского соглашения, считает распад СССР «оптимистичной трагедией», которая была продиктована «псевдорелигией ядерной державы», постоянными репрессиями и так далее9. Один из подписантов Беловежского соглашения, председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич называет критику распада СССР «временными трудностями», связанными с переходом от «развитого социализма» к «истинной свободе»10.
9. Цит. по: Дубнов А.Ю. Почему распался СССР. Вспоминают руководители союзных республик. М.: Индивидуум, 2019. С. 27–28.

10. Шушкевич С.С. Моя жизнь, крушение и воскрешение СССР. М.: РОСПЭН, 2012. С. 6.
9 Первый президент Украины Леонид Кравчук в 1991 году настаивал на том, чтобы на смену СССР пришел не Союз независимых государств, а Содружество. При этом, как тогда, так и сейчас, он воспринимает СССР прежде всего в контексте войн, репрессий, голодомора, убийств и очередей11. Больше того, СНГ он всегда считал институтом, необходимым для «цивилизованного развода» бывших советских республик. Однако в данной статье эта мысль опровергается.
11. Дубнов А.Ю. Почему распался СССР. Вспоминают руководители союзных республик. М.: Индивидуум, 2019. С. 64.
10 Цели СНГ: от развода до интеграции
11 В декабре 1991 года главы всех бывших советских республик, кроме Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии встретились в Алма-Ате. Грузия присоединилась к договору в 1993 году, а балтийские республики не сделали этого вовсе.
12 Алма-Атинская декларация создала союз, в котором сохранялся суверенитет государств и не предполагалось делегирования существенных полномочий надгосударственному органу12. Тем не менее, на базе СНГ была создана зона свободной торговли13, создаются и развиваются объединенные системы ПВО14, системы контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой15, было подписано соглашение о создании объединенной системы связи вооруженных сил стран СНГ16 и так далее.
12. Алма-Атинская Декларация (21 декабря 1991 года). [Электронный ресурс]. URL: >>>>

13. Договор о зоне свободной торговли. [Электронный ресурс]. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183

14. Об объединенной системе противовоздушной обороны стран СНГ. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

15. Соглашение о взаимодействии министерств обороны государств - участников Содружества Независимых Государств в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

16. О подписании Соглашения о Совместной (объединенной) системе связи вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
13 Впрочем, основные функции по обеспечению безопасности на постсоветском пространстве находятся в ведение ОДКБ. Экономическое развитие пространства СНГ преимущественно проходит под эгидой ЕАЭС. В целом из этого можно сделать вывод, что изначально Содружество действительно могло восприниматься как институт «цивилизованного развода», однако практика показала, что большинство его членов не увидели смысла в том, чтобы «разъезжаться».
14 По сути, из СНГ вышла только Грузия, которая пережила войну 2008 года. После вхождения Крыма в состав России и начала войны на Донбассе Украина, на уровне политиков и чиновников, заявляла о своем выходе из СНГ, но, во-первых, она в него так полностью и не вступила, во-вторых, официального заявления о выходе из организации никто не направил. Зато на «обломках» Советского Союза, собранных в СНГ, появились новые организации, которые зажили собственной жизнью. При этом Содружество все еще сохраняет свою актуальность, так как не все бывшие советские республики, состоящие в нем, вступили в ОДКБ и ЕАЭС. Помимо этого, актуальность СНГ подтверждается его неоднократным упоминанием в Стратегии национальной безопасности России от 2021 года. В частности, в документе сказано, что некоторые страны пытаются рассорить РФ с ее давними союзниками в Содружестве17.
17. Указ президента Российской Федерации о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
15 Что касается стран, которые не вошли даже в СНГ, то у Латвии, Литвы и Эстонии с самого начала была ясная альтернатива в лице вступления в Евросоюз. По этой причине спустя 30 лет после развала СССР балтийские республики часто описывают как часть европейского, а не постсоветского пространства. Вместе с тем даже самое «нейтральное» в мире государство Туркмения является ассоциированным членом-наблюдателем в СНГ.
16 Высшим органом СНГ является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены. В его ведение входит обсуждение и решение принципиальных вопросов, связанных с деятельностью содружества. Совет заседает дважды в год. Следом за ним по важности идет Совет глав правительств СНГ, который собирается четыре раза в год и координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Оба совета все свои решения принимают на основе консенсуса. Председатели советов определяются поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов СНГ.
17 В рамках СНГ действуют свыше 70 различных советов, в рамках которых члены содружества координируют свою деятельность в сфере космоса, здравоохранения, безопасности, культуры, образования, спорта и так далее. С 1992 года действует Межпарламентская ассамблея СНГ, ее штаб-квартира размещена в Санкт-Петербурге. Этот институт занимается гармонизацией и сближением законодательств государств-членов СНГ. В пленарных заседаниях участвуют парламентские делегации, возглавляемые, как правило, спикерами, представители уставных и других органов СНГ, наблюдатели, эксперты и партнеры от международных структур.
18 Есть у СНГ и свой экономический суд, который с 2004 по 2011 годы исполнял функцию суда ЕврАзЭс18. В целом же он занимает трактовкой принимаемых в рамках СНГ международных договоров. Решения суда учитываются при формировании национальных законодательств государств-членов СНГ. Деятельность всех органов содружества координирует Исполнительный комитет СНГ19. Он расположен в Минске.
18. Доклад экономического суда содружества независимых государств 2011. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

19. Положение об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
19 Таким образом, в начале своего существования СНГ действительно мог восприниматься как институт «цивилизованного развода». Тем более это могло выглядеть логичным на фоне недавнего распада СССР. Но спустя 30 лет после своего появления, содружество обросло большим количеством инстанций, главная задача которых является не размежевание бывших советских республик, а оказание им помощи в гармонизации отношений.
20 ЕАЭС: новая экономическая интеграция на постсоветском пространстве
21 ЕАЭС появился в 2015 году. Путь к этой организации начался с идеи о создании Зоны свободной торговли СНГ – соответствующий договор был подписан в 1993 году20. Там же упоминался таможенный союз, который в 2010 году сформировали Россия, Белоруссия и Казахстан. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В 2012 году появилось Единое экономическое пространство (ЕЭП), который предлагал уже более глубокую экономическую интеграцию по сравнению с Таможенным союзом. Сначала в него вошли Россия и Белоруссия, в 2013 году к ним присоединился Казахстан, в 2014 – Армения, а в 2015 году – Киргизия. Внутри ЕЭП действуют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении единых правовых норм. ЕЭП предусматривает устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, согласованную валютную политику.
20. Договор о создании Экономического союза. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
22 Как видно из краткой предыстории создания ЕАЭС, одними из главных акторов этого процесса являлись власти Белоруссии и Казахстана, поэтому рассмотрим их мотивы более предметно.
23 В мае 1994 года кандидат в президенты Белоруссии Александр Лукашенко, выступая в Госдуме РФ, призвал восстановить Советский Союз, а в 1995 году он провел референдум по вопросу поддержки своих действий в рамках экономической интеграции республики с Россией. В 1997 году Москве был предложен проект Союзного государства, который окончательно оформился в 1999 году. Правда, первый пресс-секретарь первого президента Белоруссии Александр Федута утверждает, что у пророссийской интеграции Лукашенко была не только экономическая, но и политическая подоплека. В частности, он надеялся возглавить Союзное государство, став таким образом президентом не только Белоруссии, но и России21.
21. Федута А.И. Лукашенко. Политическая биография. М.: Референдум, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=227680&p=114#section_217
24 Когда РФ управлял Борис Ельцин, Лукашенко проявлял большой интерес не только к экономической, но и к политической интеграции в рамках Союзного государства. Все изменилось после того, как президентом России стал Владимир Путин. Несмотря на громкие заявления о дружбе и братстве двух народов, между двумя странами начали нарастать противоречия, а созданные институты Союзного государства из-за своей незавершенности не могли их разрешить. Не могли они и выработать единую внешнюю политику двух государств.
25 Несмотря на это, благодаря Союзному государству России и Белоруссии удалось сформировать достаточно тесные экономические взаимоотношения. Россия является крупнейшим инвестором в белорусскую экономику, в 2019 году ее доля составила 45,1% от общего объема. Политолог Андрей Суздальцев утверждает, что с 1999 по 2019 годы сумма российских дотаций для белорусской экономики в общей сложности достигла 126 миллиардов долларов22. При этом в 2021 году Россия собралась выделить Минску еще 1,5 миллиарда долларов тремя переводами по 500 миллионов. В свою очередь, для Белоруссии Россия является крупнейшим торговым партнером. В 2019 году на РФ приходилось 41,3% общего объема белорусского экспорта и 54,8% импорта23. Кроме того, через территорию России Белоруссия торгует с Китаем, которому она продает, например, калийные удобрения.
22. Суздальцев А.И. Кризис Союзного государства Белоруссии и России // Мировая экономика и международные отношения. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

23. Аватков В.А., Гронский А. Д., Ионова Е. П. Политические процессы на постсоветском пространстве: новые тренды и старые проблемы: коллективная монография. М.: ИМЭМО РАН, 2020. С. 232.
26 Тем не менее в российско-белорусских отношениях обращают на себя внимание скандалы вокруг цены на нефть. В 2019 году Москва и Минск не смогли договориться о стоимости «черного золота», поставляемого в Белоруссию, поэтому Александр Лукашенко решил найти других поставщиков, встретился с главой Госдепа США, обвинил Россию в попытке поглотить Белоруссию и так далее. Однако поиски альтернативных источников нефти не закончились сколько-нибудь значимым успехом. Больше того, в результате массовых акций протестов страны Запада не признали победу Лукашенко на президентских выборах 2020 года, объявили его режим террористическим и так далее. В ответ на это Лукашенко заявил о желании превратить Белоруссию в форпост Евразии и забыл (возможно, временно) о своих экономических проблемах с Москвой. В свою очередь Россия пообещала поддерживать своего союзника.
27 В 1994 году в Казахстане, на территории которого тремя годами ранее окончательно оформилось СНГ, президент Нурсултан Назарбаев, выступил за создание конфедерации под названием Евразийский союз. По словам первого президента республики, это было связано с тем, что постсоветскому пространству была нужна более тесная интеграция. Для Казахстана это было особенно актуально, так как в результате развала СССР в стране прекратили работу 130 предприятий, без работы остались 2 миллиона человек из 16,7 миллионов граждан, годовая инфляция оказалась выше 2 тысяч процентов24.
24. Штрихи к портрету. – 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
28 Непосредственно Евразийский экономический союз заработал только в 2015 году. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали договор о его создании в мае 2014 года, а 1 января 2015 года он вступил в силу. На следующий день после этого к ЕАЭС присоединилась Армения. Пятым членом ЕАЭС 12 августа 2015 года стала Киргизия.
29 На первые годы существования ЕАЭС выпали тяжелые испытания: экономический кризис в России, связанный в том числе с международными санкциями и падением цен на нефть, пандемия коронавируса и так далее. Кроме того, из создателей ЕАЭС у власти до сих пор находятся только президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко. В Армении и Киргизии власть сменилась посредством государственного переворота.
30 Несмотря на все это, с 2015 по 2019 гг. размеры взаимной торговли внутри ЕАЭС увеличились на 34,3%. В то же время внешняя торговля ЕАЭС выросла на 26,5%25. В 2019 году члены ЕАЭС смогли договориться о создании общего электроэнергетического рынка, к 2025 году ожидается появление общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Создан единый рынок медикаментов, унифицируются другие сферы. Кроме того, с 2021 года трудовой стаж мигрантов из стран ЕАЭС засчитывается им независимо от того, в какой из стран Союза они работают. На бытовом уровне введена евразийская система соответствия техническим регламентам ЕАЭС «ЕАС», которая вытеснила другой знак качества «РСТ».
25. Аватков В.А., Гронский А.Д., Ионова Е.П. Политические процессы на постсоветском пространстве: новые тренды и старые проблемы: коллективная монография. М.: ИМЭМО РАН, 2020. С. 218.
31 Вместе с тем серьезной критике подвергается множество различного рода препятствий свободной взаимной торговле в рамках ЕАЭС. В частности, между Белоруссией, Россией, Казахстаном, Киргизией и Арменией не должно быть никаких таможенных постов, но они фактически существуют. В некоторых случаях это приводит к появлению многокилометровых пробок на границе, так как таможенники выявляют поддельные документы, контрабанду и так далее.
32 Помимо этого, власти Казахстана не скрывают своего недовольства тем, что РФ не посоветовалась с другими членами ЕАЭС, когда вводила ответные санкции против стран Запада. Причем Казахстан, как и другие страны Союза, не признал Крым частью России, хотя официальный Нур-Султан избегает называть случившееся в 2014 году аннексией. В этом смысле Казахстан, являясь второй экономикой ЕАЭС, может представлять куда большую угрозу условно «пророссийским» интеграционным процессам на постсоветском пространстве, чем, например, ГУАМ и Восточное партнерство, которые зачастую воспринимают как антироссийские проекты и речь о которых пойдет далее.
33 Несмотря на это, в результате тяжелых социально-экономических и в ряде случаев политических проблем, обрушившихся на членов ЕАЭС в 2020 году, Белоруссия, Армения и Киргизия стали заметно более склонными не только к экономическому, но и к политическому сближению с Россией. В Минске после массовых акций протеста против шестого переизбрания Лукашенко на президентский пост вновь заговорили об углубленной интеграции с Россией. В Армении после поражения во Второй карабахской войне власти и оппозиция выступают за создание Союзного государства с Россией или другой глубокой кооперации. В Киргизии на фоне неспособности государства справиться с пандемией вообще пошли разговоры о том, что страна должна войти в состав России.
34 Другим положительным эпизодом в развитии ЕАЭС является вступление в организацию на правах наблюдателя Узбекистана. С 2016 по 2019 гг. товарооборот этой республики со странами Союза вырос на 60% – до 8,4 миллиарда долларов. Экономический потенциал Узбекистана, на территории которого российская госкорпорация «Росатом» собирается построить АЭС26, и население которого составляет около 34 миллионов человек, намного превосходит потенциал как минимум Киргизии и Армении.
26. Росатом построит в Узбекистане самую современную в мире атомную станцию поколения III+. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
35 ОДКБ: проблемный военно-политический блок
36 Параллельно с экономической интеграцией на пространстве бывшего СССР развивается Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Договор о коллективной безопасности был подписан в 1992 году Россией, Таджикистаном, Казахстаном, Арменией, Киргизией и Узбекистаном. В 1993 году к нему присоединились Белоруссия, Азербайджан и Грузия. К 1999 году все подписанты урегулировали вопрос раздела советского военного наследия, и на этом общая повестка фактически была исчерпана. Тем не менее договор продлили еще на 5 лет, но из него вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан.
37 Все изменилось после того, как США вторглись в Афганистан для борьбы с международным терроризмом. Государства Центральной Азии начали активно втягиваться в американскую орбиту влияния. В ответ на это в 2002 году Россия объявила о создании ОДКБ. Помимо России в нее вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Фактически речь шла о создании «пояса безопасности» России в трех направлениях: западном, закавказском и среднеазиатском. При этом Узбекистан вышел из ОДКБ в 2012 году, так как власти республики посчитали, что организация может ущемить их суверенитет.
38 Как бы там ни было, до 2014 года силы ОДКБ в первую очередь готовились к участию в конфликтах низкой интенсивности на территории стран Центральной Азии. После событий в Украине в 2014 году организация перешла на подготовку к оборонительной войне высокой интенсивности. При этом пока ОДКБ не участвовала ни в одной настоящей боевой операции.
39 Организацию часто критикуют за непоследовательность и неспособность противостоять не только внешним, но и внутренним угрозам. Например, речь идет о территориальном конфликте между Таджикистаном и Киргизией и о противостоянии между Арменией и Азербайджаном, особенно в контексте Второй войны за Карабах и ее последствий. В обоих случаях ряд наблюдателей ожидали от ОДКБ решительных шагов, но их не последовало. Из этого некоторые делают вывод, что организация является несостоятельной.
40 Следует отметить, что в 44-дневной войне за Карабах Азербайджан так и не перешел границу с Арменией. А вот Армения как раз пользовалась щитом со стороны ОДКБ, стреляя по Гяндже. Что касается 41 километра территории Армении, которые, по заявлению армянской стороны, были оккупированы азербайджанской армией с мая 2021 года по конец ноября 2021 года, то здесь, как и в случае киргизо-таджикского конфликта, армия соседнего государства не переходила границу, потому что отсутствует договор о ее демаркации, в результате чего каждая из сторон использует собственную интерпретацию разграничения территорий. В свою очередь ОДКБ не сумел сыграть роль арбитра при урегулировании конфликта.
41 Тем не менее невозможно полностью игнорировать территориальные претензии членов ОДКБ друг к другу и к своим соседям. В частности, Крым все еще не признан частью России, Степанакерт не считается частью Армении, Киргизия и Таджикистан не могут провести границу между собой, потому что опираются на различные документы периода Советского Союза (Душанбе обращается к картам 1920-х и 1940-х годов, а Бишкек хочет использовать документы второй половины 1950-х годов, ситуация усугубляется тем, что советские власти придерживались принципа фактического землепользования колхозов27). Каждый из этих случаев является линией раскола, которой могут воспользоваться противники ОДКБ. Впрочем, эта проблема свойственна не только военно-политическому альянсу, но и вообще всем интеграционным процессам на постсоветском пространстве.
27. Бейшембиев Э.Дж. Вопросы делимитации и демаркации государственной границы между кыргызстаном и таджикистаном (1920-2013 гг.). [Электронный ресурс]. URL: >>>>
42 В этом смысле следует отметить ту роль, которую власти России взяли на себя в армяно-азербайджанском конфликте. Выступая в качестве посредника, Москва стремится не к победе одной из сторон, а к налаживанию добрососедского диалога между ними. Выгоды и издержки России от примирения сторон могут быть темой отдельного исследования.
43 Альтернативные интеграционные процессы на постсоветском пространстве
44 В 1997 году в Страсбурге в статусе «консультативного форума» появился ГУАМ, организация за демократию и экономическое развитие, получившая свое название по первым буквам своих членов: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. В 1999 году к ним присоединился Узбекистан, и организация стала называться ГУУАМ. Это произошло в ходе саммита НАТО в Вашингтоне, там же была принята декларация, в рамках которой представители ГУУАМ заявили, что принимают участие в процессах интеграции в европейские и евро-атлантические структуры28.
28. Заявление Президентов Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова, Украины и Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
45 Из консультативного форума в международную региональную организацию ГУУАМ превратился только в 2001 году в результате подписания Ялтинской хартии29. Примечательно, что в этом документе есть упоминание Вашингтонского заявления, однако непосредственно о европейской и евро-атлантической интеграции не говорится. Среди целей организации остались только социально-экономическое развитие, борьба с международным терроризмом, поддержание региональной безопасности и так далее.
29. Ялтинская Хартия ГУУАМ 2001 [Электронный ресурс]. URL: >>>>
46 Впрочем, уже в 2002 году Узбекистан приостановил свое членство в организации, а в 2005 году вовсе вышел оттуда на фоне критики стран Запада за расстрел людей в Андижане.
47 ГУАМ изначально создавался как альтернатива евразийской интеграции вокруг России. В связи с этим проект получил безусловную моральную и политическую поддержку Запада. В частности, США рассчитывали, что ГУАМ сможет помешать России вновь собрать вокруг себя бывшие советские республики. Предполагалось, что новая организация станет каналом воздействия Вашингтона на постсоветское пространство.
48 В ГУАМ вошли страны, которые не могли решить накопившиеся в 1990-х гг. проблемы в рамках СНГ и искали альтернативу российскому влиянию. С экономической точки зрения ГУАМ привлекал проект транспортных коридоров, которые могут связать Европу с Центральной Азией, минуя Россию. Кроме того, стоял вопрос об энергетической безопасности. В связи с этим значимую роль в ГУАМ играет Азербайджан, который выходит к Каспийскому морю и обладает огромными нефтяными запасами.
49 Следует отметить, что экономический потенциал ГУАМ привлекателен для Китая и его концепции «Один пояс – один путь». Однако его подключению препятствует геополитическая ориентация ГУАМ на Запад, в том числе на США, с которым у Пекина напряженные отношения. При этом собственных сил членам организации для достижения поставленных перед собой целей не хватает. Больше 20 лет они обсуждают создание зоны свободной торговли (ЗСТ) и транспортного коридора, но прогресса как не было, так и нет.
50 Главы МИД Украины, Молдавии и Грузии 17 мая 2021 года подписали меморандум о совместном вступлении в Евросоюз. Украинский министр Дмитрий Кулеба считает, что у ЕС нет другого выхода, кроме как однажды принять их в свой состав30.
30. Грузия, Молдавия и Украина подписали меморандум о работе по интеграции в ЕС. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
51 Между тем этим документом члены Организации за демократию и экономическое развитие сделали шаг в сторону того, чтобы превратить ГУАМ в ГУМ. Деградацию объединения можно объяснить тем, что у ее членов оказались совершенно разные приоритеты и не было того, кто мог бы свести их воедино. Украина, Молдавия и Грузия все-таки нашли общую точку приложения своих сил по направлению европейской интеграции, а вот Азербайджану этот путь, судя по всему, неинтересен. Намного больше Баку привлекает Турция, которая внесла значительный вклад в победу азербайджанцев во Второй войне за Карабах и с которой была подписана Шушинская декларация31.
31. Шушинская декларация о союзнических отношениях между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
52 Еще одним проевропейским интеграционным проектом является программа «Восточное партнерство», созданная по инициативе Польши и Швеции. Изначально она была нацелена на поддержку реформ в странах СНГ и облегчение их сотрудничества со странами Евросоюза. В программу сразу вошли Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения и Азербайджан. Речь шла о развитии демократии, повышении эффективности управления и стабильности в этих государствах, энергетической безопасности, экономическом сближении с Евросоюзом (создании зоны свободной торговли) и контактах на уровне граждан. При этом о включении участников «Восточного партнерства» в Евросоюз речь никогда не шла, но представители правящих элит в этих республиках зачастую пытаются интерпретировать свое членство в программе как первый шаг к вступлению в ЕС. В связи с этим глава ФРГ Ангела Меркель в 2015 году заявила, что не хочет вызвать у восточных партнеров ложные ожидания32.
32. Меркель: «Восточное партнерство» - не инструмент для расширения ЕС. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
53 В рамках программы в 2014 году Молдавия, Грузия и Украина подписали договор об экономической ассоциации с Евросоюзом. Кроме того, в том же году Кишинев вошел в безвизовую зону с ЕС, а Тбилиси и Киев оказались там только в 2017 году. В свою очередь Армения в 2017 году подписала с Евросоюзом расширенное соглашение о партнерстве, в котором не было пункта о свободной торговле, так как Ереван является членом ЕАЭС и это могло бы вызвать конфликт интересов.
54 В конце июня 2021 года Белоруссия приостановила членство в «Восточном партнерстве» в связи с санкциями ЕС, наложенными на режим Лукашенко после его шестого переизбрания на пост президента республики. В отличие от Молдавии, Грузии и Украины официальный Минск никогда не стремился войти в Евросоюз. Для него западный сосед был, скорее, противовесом российскому влиянию. Похожим образом рассматривают «Восточное партнерство» Армения и Азербайджан.
55 Тем временем, на фоне эскалации конфликта с членами НАТО, Россия тоже ищет себе союзников, которые могли бы усилить ее позиции. Члены ЕАЭС и ОДКБ не могут полностью покрыть эту потребность, поэтому Москва ведет поиски за пределами постсоветского пространства. Одним из наиболее очевидных кандидатов на роль союзника является КНР. В частности, летом 2021 года глава МИД России Сергей Лавров «с удовольствием констатировал», что за последнее время Москва и Пекин существенно продвинулись в сопряжении планов развития ЕАЭС и реализации китайской инициативы «Один пояс – один путь». По словам министра, это выражается в продолжении осуществления соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем33.
33. Лавров рассказал о сопряжении ЕАЭС и инициативы «Один пояс — один путь». [Электронный ресурс]. URL: >>>>
56 Между тем в департаменте макроэкономической политики ЕЭК выпустили аналитический доклад, посвященный сопряжению ЕАЭС и «Одного пояса – одного пути». В 54-страничном материале почти никакой конкретики относительного того, какую именно выгоду смогут получить члены ЕАЭС, включая Россию, от такого взаимодействия. Зато там расписаны риски сопряжения, среди которых рост межнациональных конфликтов (из-за увеличения китайской диаспоры), усиление экономической зависимости стран ЕАЭС от Китая, снижение политического веса России в ЕАЭС, деградация промышленности ЕАЭС (из-за наплыва дешевых китайских товаров) и так далее34.
34. Аналитический доклад «Сопряжение стратегии развития ЕАЭС и китайской инициативы “Один пояс, один путь”». [Электронный ресурс]. URL: >>>>
57 Вывод
58

Вопреки ожиданиям первого президента Украины Леонида Кравчука, СНГ не стал институтом «цивилизованного развода» бывших советских республик. Наоборот, интеграционные проекты на постсоветском пространстве сохраняют свою актуальность.

59 Содружество независимых государств превратилось в отправную точку для новых объединений. При этом конкуренция идет не только между новыми альянсами (ГУАМ и ЕАЭС), но и внутри них (Киргизия и Таджикистан в ОДКБ).
60 Последнее обстоятельство может говорить о слабости новых союзов и их внутренней противоречивости. Однако это нормально, если вспомнить ситуацию, в которой они формировались, и срок их существования. Экономические и политические проблемы не только актуализируют интеграционные процессы на постсоветском пространстве, но и усложняют их. От того, насколько эффективными окажутся интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в конечном итоге будет зависеть то, насколько эффективно будут развиваться бывшие советские республики.

References

1. Kirill Rogov, Ivan Krastev, Andrey Melville and others. Dismantling of communism. Thirty years later. Moscow: New Literary Review, 2021. 445 p.

2. Rakhimov R.R. Father agrees – God agrees (On the problem of power and management in the culture of the peoples of Central Asia). Anthropology of power. T.2. Saint Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University, 2007. P. 184. URL: https://www.academia.edu/48864172/ (date of access 10.08.2021)

3. Dubnov A.Yu. Why the USSR collapsed. The leaders of the union republics remember. M.: Individual, 2019. 301 p.

4. Shushkevich S.S. My life, the collapse and resurrection of the USSR. M.: ROSPEN, 2012. 470 p.

5. Decree of the President of the Russian Federation on the National Security Strategy of the Russian Federation. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/QZw6hSk5z9gWq0plD1ZzmR5cER0g5tZC.pdf

6. Feduta A.I. Lukashenko. Political biography. Moscow: Referendum, 2012. URL: https://www.litmir.me/br/?b=227680&p=114#section_217 (date of access 10.08.2021)

7. Suzdaltsev A.I. Crisis of the Union State of Belarus and Russia. World Economy and International Relations. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42602402 (date of access 10.08.2021)

8. Avatkov VA, Gronsky AD, Ionova EP. Political processes in the post-Soviet space: new trends and old problems: a collective monograph. Moscow: IMEMO RAN, 2020. 276 p.

9. Sketches for the portrait. 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=cvs00r9zxGA

10. Georgia, Moldova and Ukraine signed a memorandum on work on EU integration. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11390943 (date of access 12.08.2021)

11. Shusha Declaration on Allied Relations between the Republic of Azerbaijan and the Republic of Turkey. URL: https://azertag.az/ru/xeber/1809019

12. Merkel: The Eastern Partnership is not a tool for EU enlargement. URL: https://ria.ru/20150521/1065697409.html (date of access 12.08.2021)

13. Lavrov spoke about the pairing of the EAEU and the Belt and Road Initiative . URL: https://ria.ru/20150521/1065697409.html

14. Analytical report “Coupling the development strategy of the EAEU and the Chinese initiative ‘One Belt, One Road’ ”. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/822/Doklad_Kitay_short_17.08.pdf (date of access 10.08.2021)

15. Alma-Ata Declaration (December 21, 1991). URL: https://e-cis.info/page/3373/79406/?sphrase_id=29178

16. Statement of the Presidents of the Azerbaijan Republic, Georgia, the Republic of Moldova, Ukraine and the Republic of Uzbekistan [Electronic resource]. URL: https://guam-organization.org/zayavlenie-prezidentov-azerbajdzhanskoj-respubliki-gruzii-respubliki-moldova-ukrainy-i-respubliki-uzbekistan/ (date of access 10.11.2021)

17. Yalta Charter GUUAM 2001 [Electronic resource]. URL: https://guam-organization.org/yaltinskaya-hartiya-guuam-2001/ (date of access 10.10.2021)

18. Beishembiev E.J. Issues of delimitation and demarcation of the state border between Kyrgyzstan and Tajikistan (1920-2013). [Electronic resource]. URL: https://www.ksla.kg/media/vestnik/2013_2/bejshembiev_ye_dzh.pdf (date of access 10.10.2021)

19. Rosatom will build the world's most modern nuclear power plant of generation III + in Uzbekistan. [Electronic resource]. URL: https://gge.ru/press-center/news/rosatom-postroit-v-uzbekistane-samuyu-sovremennuyu-v-mire-atomnuyu-stantsiyu-pokoleniya-iii/ (date of access 10.08.2021)

20. About the united air defense system of the CIS countries. [Electronic resource]. URL: https://cis.minsk.by/news/12024/ob-obedinennoj-sisteme-protivovozdusnoj-oborony-stran-sng (date of access 10.08.2021)

21. Agreement on a free trade zone. [Electronic resource]. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183 (date of access 19.10.2021)

22. Agreement on cooperation between the ministries of defense of the member states of the Commonwealth of Independent States in the field of monitoring the radiation, chemical and biological situation. [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902210967 (date of access 14.10.2021)

23. On signing the Agreement on the Joint (united) communication system of the armed forces of the member states of the Commonwealth of Independent States. [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564712867 (date of access 10.10.2021)

24. Report of the Economic Court of the Commonwealth of Independent States 2011. [Electronic resource]. URL: http://www.sudsng.org/download_files/publication/dokl_2011_2.pdf (date accessed 12/15/2021)

25. Regulations on the Executive Committee of the Commonwealth of Independent States. [Electronic resource]. URL: https://cis.minsk.by/page/show?id=376 (date of access 10.10.2021)

26. Agreement on the establishment of the Economic Union. [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900462 (date of access 10.10.2021)

27. Mendkovich N.A. Towards a Eurasian Economic Miracle. Russia and integration in the post-Soviet space. - M .: OOO "TD Algorithm", 2015. 240 p.

28. Brewer E.I. Eurasian integration project: preconditions, formation, development. Global processes in the post-Soviet space. - SPb: Aleteya, 2019. 340 p.

29. Timofeev A.V. Theoretical aspects and development trends of regional economic integration. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-i-tendentsii-razvitiya-regionalnoy-ekonomicheskoy-integratsii/viewer (date of access 10.10.2021)

Comments

No posts found

Write a review
Translate