The Deputy of the State Duma in Perception of Russian Citizens: Ideal Representations and Reality
Table of contents
Share
Metrics
The Deputy of the State Duma in Perception of Russian Citizens: Ideal Representations and Reality
Annotation
PII
S258770110017319-2-1
DOI
10.18254/S258770110017319-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikolay Rogach 
Occupation: Postgraduate student of the Department of Sociology and Psychology of Politics, Faculty of Political Science
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: 1 Leninskye Gory, Russian Federation, Moscow, 119992
Edition
Abstract

The article describes the results of a qualitative study of the image of an ideal Deputy of the State Duma of the Russian citizens conducted by the Chair of Sociology and Psychology of Politics, Dept. of Politics Lomonosov Moscow State University in 2020. The main method of the study was method of deep focused interviews. The results of the study allowed us to identify representations of Russian citizens about the desired and unacceptable qualities of the ideal Deputy. The study showed that one of the sources of forming those ideal representations about Deputies is the perception of real Deputies, which has a sharply negative character. The results can be used as a reference material in the preparation and conduct of election campaigns of candidates for Deputies of the State Duma of the VIII Convocation.

Keywords
mass consciousness, deputy of the State Duma, perception of political leaders, image of an ideal politician, factors forming the image of an ideal Deputy
Received
13.07.2021
Date of publication
31.10.2021
Number of purchasers
0
Views
153
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Характерной чертой современной российской политической системы является высокий уровень персонифицированности власти. Именно люди – президент, губернаторы, депутаты и чиновники – являются символами российской власти для ее граждан, от восприятия которых во многом зависит их политическое поведение. В свою очередь, на процесс политической перцепции влияет множество разнообразных факторов, одним из которых, по нашему мнению, являются представления граждан о том, каким должен быть политик, исполняющий ту или иную роль в системе управления государством.
2 Государственная Дума, входящие в ее состав депутаты, стоящие за ними политические партии стали неотъемлемой частью новой демократической системы постсоветской России. Особое значение для политического процесса сегодня имеет прямая избираемость депутатов (для Государственной Думы это ½ от общего количества парламентариев) и, соответственно, возросшая роль их непосредственного взаимодействия с гражданами.
3 Необходимость для депутатов добиваться электоральной привлекательности в глазах избирателей обуславливает актуальность выявления того набора профессиональных и личностных качеств, которыми они обладают или должны обладать, чтобы получить поддержку избирателей в период выборов. Таким образом, целью данного политико-психологического исследования является выявление и анализ нормативных представлений россиян об идеальных депутатах Госдумы, а также определение степени соответствия реальных депутатов этим представлениям.
4 Теоретические основания исследования
5 В поисках теоретических оснований происхождения представлений об идеальных лидерах мы также обратились к социологическим и психологическим работам, посвященным изучению и анализу механизмов формирования социальных представлений1. Образ идеального политического лидера во многом является продуктом российской политической культуры, в которой существуют глубинные, уже закрепившиеся в общественном сознании представления о том, каким он должен быть. Эти представления, по мнению некоторых российских ученых2, могут быть настолько естественными и понятными для российских граждан, что иногда воспринимаются ими даже на бессознательном уровне.
1. См.: Лейенс Ж., Дарден Б. Основные концепции и подходы в социальном познании // Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 140–141; Markova I. Dialogicality and social representations. Cambridge: Cambridge University Press. 2003. 224 p.

2. Иванова М.Г. Роль национальных архетипов для формирования образа будущего России // Вестник РУДН. Серия: политология. 2017. № 3. С. 309–315. DOI: 10.22363/2313-1438-2017-19-3-309-315
6 Исследование опирается на теоретические и эмпирические работы, из которых наибольшее значение для нас имеют научные труды, посвященные политико-психологической теории восприятия. Согласно факторной модели восприятия, разработанной профессором Е.Б. Шестопал и ее коллегами из Московского университета3, процесс политической перцепции подвержен влиянию множества различных факторов. Политический контекст восприятия, по мнению российских политических психологов4, напрямую влияет на восприятие парламента в целом и его представителей в частности. Одна из наших гипотез заключается в том, что оценки гражданами реальных политических лидеров выступают одним из механизмов формирования представлений о том, каким должен быть идеальный лидер.
3. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993–2018). Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М.: Весь Мир, 2019. С. 44.

4. Путин 3.0: общество и власть в новейшей истории России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2015. С. 33.
7 Большой интерес для нас представляли эмпирические исследования отечественных и зарубежных ученых, предметом которых являются представления граждан об идеальном лидере5, факторах формирования его образа у представителей разных социальных групп граждан6 и влияния этих представлений на восприятие реальных политических лидеров7. Сузив круг поиска теоретических работ и эмпирических исследований по теме, мы обнаружили, что изучением восприятия гражданами образа идеального депутата занимались лишь некоторые ученые из ближнего зарубежья8. Среди российских работ особую значимость представляют проекты ВЦИОМ9.
5. См.: Огнёва Ю.И., Калмыков Н.Н. Экспертное мнение: запросы к идеальному политику в России // Полис. Политические исследования. 2017. № 1. С. 116–124; Львов С.В., Трифонова А.В. Качества «идеального» политика: взгляд населения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007. № 3 (83). С. 5–13; Zakrizevska M. The components of an ideal politician's image. The views of politicians: Materials from the 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018, Italy, Florence, 23–26 October, 2018. Sofia: STEF92 Technology Ltd. P. 193–202.

6. См.: Касамара В.А., Сорокина А.А. «Идеальный» президент глазами российских и французских студентов // Общественные науки и современность. 2012. № 1. С. 5–15; Собкин В.С., Мнацаканян М.А. Oтношение к политическим лидерам современных старшеклассников (по материалам психосемантического исследования) // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4. С. 41–59.

7. См.: Чернецкая Н.И. Образы ведущих политиков России в сопоставлении с образом идеального национального лидера // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2016. Т. 15. С. 50–59; Шестопал Е.Б., Рогач Н.Н. Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера // Полис. Политические исследования. 2020. № 4. С. 166–180. DOI: 10.17976/jpps/2020.04.12; Шестопал Е.Б. Образ идеального будущего: нормативные представления российских граждан о власти // Вестн. Том. гос. ун-та. 2021. №464. С. 99-112

8. Ліщук-Торчинська Т., Кузьмук О. Постать ідеального депутата Верховної Ради України як об’єкт аналізу й предмет обговорення // Соціологічні студії. 2019. № 2 (15). С. 74–81. DOI: >>>>

9. См.: «За кулисами Госдумы». Инфографика ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 20.11.2020); Аналитический отчет «Образ идеального кандидата в депутаты Государственной Думы». [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 20.11.2020).
8 Работы российских аналитических центров, занимавшихся данной темой, на наш взгляд, имеют преимущественно количественный характер, тогда как для лучшего понимания процесса политического восприятия парламентариев гражданами необходимо более глубинное, качественное политико-психологическое исследование их представлений об идеальном народном избраннике.
9 Характеристика исследования
10 Для решения исследовательской задачи научным коллективом кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ было проведено исследование образа идеального депутата Государственной Думы в массовом сознании российских граждан. Оно носило качественный характер и не преследовало цель получить данные, репрезентативные для Российской Федерации в целом. Выборка была сбалансирована по параметрам пола, возраста и образования. Общее количество респондентов составило 350 человек. Интервью были собраны летом 2020 г. в Москве, Московской, Свердловской, Владимирской, Костромской, Сахалинской, Брянской, Пензенской областях, а также в Пермском, Ставропольском и Краснодарском краях. Региональные выборки включены только для того, чтобы получить возможность проверить гипотезу о наличии пространственной специфики восприятия образа. В рамках данной статьи эта гипотеза проверке не подвергалась.
11 В исследовании использовались методы глубинного интервью, семантического дифференциала и метод неоконченных предложений. Включение в гайд вопросов открытого типа позволило нам выявить яркую палитру положительных и отрицательных характеристик образа идеального депутата, которые были сгруппированы по следующему принципу: личностные качества, включающие в себя моральные (честность, справедливость, чуткость и т. п.), психологические (ум, коммуникабельность, сила воли и т. п.) и характеристики внешности, а также функционально-ролевые характеристики (профессиональные, деловые и политические качества).
12 Обработка количественных данных проводилась с помощью пакета программного обеспечения для анализа статистических данных IBM SPSS Statistics и MS Excel.
13 Результаты исследования и их обсуждение
14

Используя опыт предыдущих исследований, посвященных изучению образов идеального президента10, мы рассматривали образ идеального депутата Государственной Думы в двух проекциях: положительной и отрицательной. Для выявления желаемых и неприемлемых качеств парламентария респондентам были заданы соответствующие вопросы (см. рис. 1).

10. Рогач Н.Н. Образ идеального президента в современной России: социально-демографическое измерение // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2020. № 4. С. 24–36.
15

Рисунок 1

16

Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать идеальный депутат? Какие качества совершенно неприемлемы для идеального депутата? 

17

Полученные статистические данные указывают на высокий уровень содержательной наполненности этого образа, при этом респонденты намного четче представляют себе то, каким не должен быть идеальный депутат. Образ антипода (противоположности) идеального депутата содержит в себе большее количество различных характеристик, о чем свидетельствует высокая частота упоминаний как профессиональных, так и личностных качеств. При этом качества внешности депутата, как желаемые, так и неприемлемые, практически не имеют никакого значения для опрошенных.

18 Функционально-ролевые характеристики ярко выражены и в образе со знаком «плюс», и в образе со знаком «минус». Примечательна высокая значимость моральных качеств в образе «антипода» (противоположности образа идеала). Это свидетельствует о чрезвычайной важности личностных качеств политиков, которые занимают этот пост. Наше предположение заключалось в том, что подобная аномалия может объясняться особенностями восприятия гражданами реальных депутатов нижней палаты парламента. То, какими россияне видят и представляют себе депутатов Госдумы, напрямую влияет на их представления об идеальном народном избраннике. Для проверки этой гипотезы мы обратились непосредственно к текстам ответов респондентов, рассмотрев каждую из укрупненных категорий желательных и неприемлемых качеств идеального депутата отдельно.
19 Функционально-ролевые характеристики образа
20 Рассуждая о том, каким должен быть идеальный депутат, респонденты в первую очередь говорили о его профессиональных характеристиках, важнейшей из которых является компетентность и высокая образованность. По мнению участников исследования, депутат должен иметь серьезную теоретическую квалификацию, разбираться в юриспруденции, социологии и политологии, в экономических и других науках. Образование депутата – один из важнейших компонентов его образа: 76,3 % опрошенных считают, что идеальный депутат должен иметь как минимум одно высшее образование. Необразованность же, напротив, является недопустимой. Примечательно то, что участники исследования, называя это качество в качестве недопустимого, зачастую ссылались на существующую в России политическую реальность: «есть же у нас депутаты, которые и двух слов связать не могут», «сейчас вон пишут даже с ошибками некоторые товарищи, это же ужас, ну!».
21 Еще одной важной профессиональной характеристикой идеального депутата, по мнению граждан, является его репутация. Так, для парламентария недопустимы связи с криминалом как в прошлом, так и в настоящем. Некоторые респонденты считают неприемлемым не просто темное прошлое самого депутата, но и сомнительные страницы биографии его родственников. Человек, находящийся на этом посту, не может быть коррупционером, иметь какие бы то ни было связи с преступной финансовой деятельностью и использовать свое служебное положение для достижения личных целей. Именно эти характеристики, по мнению участников исследования, относятся к реальным депутатам нижней палаты парламента. Идеальный народный избранник, в свою очередь, по определению не может воровать и жить в роскоши – практически каждый второй респондент (49,4 %), отвечая на вопрос «Чем не должен заниматься идеальный депутат?», упоминал это в беседе с интервьюерами.
22 Описывая круг задач идеального депутата, респонденты чаще всего обращались к одной из его основных функций – коммуникационной. Большинство респондентов (55,1 %) говорили о принципиальной важности его непосредственного контакта с избирателями и работе именно в регионе (тогда как о важности законотворческой деятельности в федеральном центре упомянули лишь 24 % опрошенных). Это может указывать на то, что идеальный депутат в представлении граждан – это в первую очередь человек, работающий со своими гражданами «на земле», а не в самой Думе. Законотворческая деятельность и непосредственное участие в работе парламента, входящих в него комитетов, зачастую скрыты от глаз рядовых граждан, а поэтому могут иметь не столь высокое значение в его образе. Личное участие народных избранников в жизни своего округа, напротив, является чрезвычайно важным для людей. Отдаленность действующих депутатов от существующих реалий оказывает негативное влияние на их восприятие: так, например, одна женщина пенсионного возраста с высшим образованием сравнила нынешних депутатов Госдумы с «инопланетянами», которые не понимают, как устроена жизнь простых людей.
23 Принципиальное значение для респондентов имеет продуктивность парламентариев: идеальный депутат в представлении россиян должен быть энергичным, заинтересованным в выполнении своей работы, а также соблюдать трудовую дисциплину. Недопустимо, чтобы депутаты «просиживали штаны и давили на пультики», «прогуливали заседания», «играли в телефон». Работа в Государственной Думе, по мнению граждан, должна обязательно выполняться самоотверженно, с большой отдачей, для того, чтобы принести как можно больше пользы для общества. Бездействие и профессиональная леность народных избранников – одна из наиболее часто упоминаемых негативных характеристик данного образа (27,7 % респондентов упомянули ее, отвечая на вопрос о неприемлемых действиях идеального депутата).
24 Среди ответов респондентов мы обнаружили интересную особенность: участники исследования выступали категорически против того, чтобы депутатами становились спортсмены и артисты: «депутат не должен быть из спортсменов и артистов, которые лезут во власть, не имея должного образования и подготовки»; «должны быть не Щукинское училище, не физкультурник – какие вопросы он может решать?». Человек из неполитической сферы, по мнению участников исследования, меньше подходит на эту должность. Как отметил один из наших респондентов (мужчина средних лет, с высшим образованием): «Каждый должен заниматься своим делом. Садовник не станет депутатом». Данное мнение подкрепляется также количественными данными – 42,3 % участников исследования высказались за то, что депутатом должен быть исключительно политик-профессионал. Это указывает на четко сформированные представления граждан о ключевой роли депутата как коммуникатора и законотворца. Несоответствие кандидатов на этот пост высоким требованиям к их образованию и роду деятельности усиливает негативное восприятие их образа гражданами.
25 Интересным представляется обнаруженная противоречивая позиция людей относительно вопроса о политической самостоятельности депутата. С одной стороны, респонденты высказываются за то, что идеальный депутат должен «выделяться из фракции мнением», «иметь свою позицию», «прислушиваться к мнению своих избирателей, а не к мнению так называемых покровителей из власти имущих». С другой – выступают за то, что идеальный депутат «должен быть командным игроком» и «из-за него не должно быть проблем у власти». Такой «диссонанс» может указывать на желание людей видеть в депутате защитника их интересов, готового поспорить с другими представителями власти. При этом его активность не должна перерастать в самодурство, которое может навредить как людям, так и власти в целом.
26 Таким образом, в профессиональном плане идеальный депутат должен иметь хорошее образование, большой практический опыт именно в политической сфере. По мнению респондентов, профессионал из другой сферы, например спортсмен или артист, конечно, может стать депутатом, но предпочтительнее, чтобы этот пост занимал именно политик или общественный деятель. При этом народные избранники не должны быть замешаны в каких-либо «темных делах» и иметь криминальное прошлое.
27 Участники исследования сходятся во мнении, что парламентарии обязаны выполнять свою работу качественно – они должны быть эффективными коммуникаторами и тесно взаимодействовать с избирателями именно в округе. Профессиональная деятельность депутата Государственной Думы, в сознании россиян, не ограничивается формальными рамками – он может иногда вступать в открытое противостояние с властью ради благополучия граждан, если это не слишком сильно навредит системе в целом.
28 Морально-нравственные качества
29 Перечень моральных качеств, которыми должен или, наоборот, не должен обладать идеальный депутат, – наиболее эмоционально-окрашенный блок характеристик этого образа. Чаще всего, описывая морально-нравственный облик народного избранника, респонденты говорили о его честности и порядочности, а точнее, о лжи и безнравственности. Ложь по отношению к избирателям – третий по частоте упоминаний ответ на вопрос «Чем не должен заниматься идеальный депутат» (17,7 %). Эти негативные качества, в свою очередь, участники исследования напрямую связывают с исторически сложившейся в стране политической ситуацией: «Из-за вранья мы регулярно теряли свое государство. Страна оставалась, а государство теряли».
30 Примечательно, что некоторые респонденты говорили, что готовы мириться с любыми негативными профессиональными и личностными проявлениями депутата, только бы он был честным. Для избирателей куда более важно, чтобы депутат был человеком, для которого правда важнее любых правил и формальных ограничений (этот вариант ответа выбрало более 74 % респондентов).
31 Честность является составным элементом более общей категории моральных характеристик этого образа – порядочности и высокой нравственности депутата. Практически треть респондентов, описывая идеального народного избранника, говорили о том, что он должен быть примером для других, иметь безупречную репутацию, обладать некой моральной устойчивостью, быть честолюбивым и принципиальным.
32 Обратившись к текстам ответов, мы обнаружили, что идеальный депутат в представлении граждан является своего рода противоположностью реальным парламентариям. Двойное гражданство, деньги в оффшорах, дети, учащиеся за границей, – вот те характеристики действующих депутатов, которые не одобряют респонденты, описывая желаемого народного избранника.
33 В противовес роскошной жизни действующих депутатов респонденты ставят простоту и открытость идеального парламентария. Он, как отметила одна из опрошенных (женщина среднего возраста, с высшим образованием), «должен быть не оторван от земли, а быть поближе к своему народу. Только так он будет понимать, что происходит у нас на земле, а не у них на небесах. Поприземленнее надо быть». Идеальный депутат, по мнению участников исследования, «должен быть рядовым жителем страны», «мыслить, как обычный человек, как простой русский народ». Эти личностные характеристики должны проявляться в его профессиональной деятельности: он должен быть открыт как для общения со СМИ (70,6 %), так и для прямого взаимодействия с рядовыми избирателями (93,7 %).
34 Среди желаемых качеств идеального депутата респонденты выделяют ответственность. Народный избранник, по мнению большинства опрошенных, должен быть верен слову и делу, выполнять все обещания и обязательства перед народом. Один из участников исследования (мужчина пенсионного возраста, с высшим образованием), например, вывел такое качество, как «народность»: «такой человек должен быть парнем с района, то есть тем человеком, который знает район и его знают, ну то есть там округ, район, город, то есть он должен быть выходец оттуда. Это важно, потому что это порождает более высокую степень ответственности, потому что, когда он будет смотреть в глаза этим людям, они обязательно спросят с него». Пустословие и невыполнение депутатом обещаний – одна из наиболее часто упоминаемых негативных характеристик этого образа (27,7 %).
35 По мнению более чем 80% респондентов, главным мотивом обладания властью для идеального депутата должно быть желание работать, тогда как сама власть как таковая, его личные амбиции, деньги, привилегии практически не должны двигать им в его профессиональной деятельности. Напротив, обладание властью ради наживы, продвижения собственных интересов, денег и статуса совершенно неприемлемо. Анализ текстов ответов свидетельствует о том, что парламентарий в сознании граждан – чрезвычайно ответственная должность, занимать которую может человек исключительно нравственный и ответственный, который стремится к улучшению жизни граждан, которые его выбрали, а не к личной наживе.
36 Восприятие людьми действующих депутатов Государственной Думы действительно оказывает влияние на их представления об идеальном парламентарии – эти образы по своему содержанию являются своего рода антитезами. Собирательный образ депутата Госдумы отличается низким уровнем морально-нравственных характеристик, тогда как идеальный политик в представлении российских граждан попросту не может быть лживым и идти против своего народа.
37 Психологические качества
38 Описывая идеального представителя нижней палаты парламента, респонденты говорили о его интеллектуальных способностях. При этом участники исследования делали акцент не просто на компетенциях и знаниях депутата, делающих его умным в профессиональном смысле, а на его интеллектуальных способностях. Так, например, об этом высказался один из наших респондентов (молодой мужчина со средним образованием): «Идеальный депутат должен быть… знаете, даже не умным, а сообразительным. Он должен понимать, что и как в жизни делается, чтобы быть хорошим депутатом».
39 Принципиально важным психологическим качеством идеального депутата, по мнению участников исследования, является его коммуникабельность. Умение общаться с людьми, слушать и слышать их является одним из наиболее востребованных качеств политика, которое нередко упоминалось респондентами вкупе с эмпатией. Идеальный парламентарий должен не просто выполнять свою задачу и быть транслятором информации от народа к власти, он должен именно слышать людей, сопереживать им. Напротив, закрытость и холодность депутата и его неумение выстроить эффективную и доверительную коммуникацию с гражданами являются неприемлемыми чертами его личности.
40 Идеальный парламентарий должен обладать определенной силой духа и твердым характером, которые позволят ему отстаивать свою позицию, «быть храбрым и идти наперекор власти, когда надо». Такие качества, как соглашательство, пассивность, слабоволие, бесхребетность, напротив, являются недопустимыми для народного избранника. Однако здесь необходимо развести понятие слабовольности и понятие гибкости. Депутат, в представлении большинства граждан, по определению обязан обладать этим качеством, так как его работа подразумевает обсуждение и коллегиальное принятие решений.
41 Важным психологическим качеством идеального депутата, по мнению респондентов, является сдержанность. Терпеливость, хладнокровие и выдержка – вот те качества, которые способствуют достижению основной цели деятельности народного избранника. Его эмоционально-психологическая неустойчивость, агрессивность и неадекватность, неумение себя контролировать могут привести к принятию неправильных решений, из-за которых могут пострадать простые люди.
42 Таким образом, на роль депутата Государственной Думы идеально подходит человек умный, сдержанный, обладающий твердым характером и способный выстраивать коммуникации с людьми: будь то избиратели или же представители власти. Психологическая устойчивость и «непрогибаемость», подкрепленные умением находить компромиссы, являются необходимыми атрибутами успешного депутата.
43 Качества внешности
44 Качества внешности в структуре образа идеального депутата практически не имеют никакого значения: лишь 0,9 % из общего числа респондентов озвучили, что идеальный депутат должен быть сильным, здоровым, и 2 % назвали зеркальные, отрицательные черты внешности, которыми не должен обладать парламентарий. Тем не менее мы попытались составить некий портрет идеального депутата, попросив респондентов самостоятельно описать его.
45 Рассуждая на тему того, какого пола и возраста должен быть народный избранник, подавляющее большинство участников исследования (52,6 %) сошлись во мнении, что идеальным депутатом Госдумы может быть как мужчина, так и женщина. Ответы оставшейся части респондентов распределились следующим образом: 40,3 % опрошенных предпочитают видеть на посту парламентария мужчину, и лишь 7,1 % считают, что с ролью идеального депутата лучше справится женщина. По мнению подавляющего большинства респондентов (76,3 %), идеальный депутат не должен быть слишком молодым и слишком возрастным, а оптимальная возрастная категория – от 30 до 60 лет.
46 Для проверки полученных данных мы дополнительно попросили участников исследования описать идеального депутата, предложив им выбрать один из двух вариантов ответа из предложенных пар противоположных качеств (см. табл. 1).
47 Таблица 1 Особенности внешности идеального депутата Государственной Думы, %
Первый вариант ответа Согласен с первым Затрудняюсь ответить Согласен со вторым Второй вариант ответа
Спокойный, опытный человек «в годах» 32,9 24,8 42,3 Молодой, энергичный человек
Лучше, чтобы это был мужчина 43,7 47,7 8,6 Лучше, чтобы это была женщина
Должен обладать приятной внешностью 33,5 9,4 57,1 Внешность не важна
48 Таким образом, позиция большинства участников исследования и при ответе на открытые вопросы, и при выборе предложенных вариантов осталась неизменной: идеальным депутатом одинаково успешно может быть человек любого пола, его внешность не имеет принципиального значения.
49 Идеальный депутат и российские реалии
50 Чтобы понять, насколько действующие представители нижней палаты парламента близки к образу идеального депутата, мы попросили респондентов назвать нам фамилию хотя бы одного народного избранника, который соответствует их идеальным представлениям (см. табл. 2).
51 Таблица 2
52 Кто из действующих депутатов Госдумы наиболее близок к Вашим представлениям об идеальном депутате?
Варианты ответа %
Есть ответ 27,7
Нет ответа / затрудняюсь ответить 15,4
Я не знаю никого из действующих депутатов 24,3
Никто 32,6
53 Наиболее важным для нас наблюдением оказалось то, что практически треть участников исследования считают, что никто из сегодняшних депутатов не достоин даже сравнения с идеалом, четверть – не знает ни одного из них, а 15,4 % не смогли дать определенного ответа. Эта неудовлетворительная оценка нынешних парламентариев указывает на то, что действующие депутаты в представлении граждан очень далеки от идеала. Учитывая тот факт, что как минимум половина представителей Государственной Думы избираются гражданами напрямую, перед нами встает очевидный исследовательский вопрос: влияет ли соответствие парламентариев этим желательным критериям на их электоральную привлекательность?
54 Проанализировав тексты ответов, в которых фигурировали конкретные фамилии, мы обнаружили, что фаворитами граждан оказались Николай Бондаренко – депутат Саратовской областной Думы от КПРФ, который импонирует респондентам за счет своей харизмы, а также открытости (депутат активно ведет собственный YouTube-канал), Василий Власов – молодой и яркий депутат от ЛДПР, а также Олег Шеин – представитель «Справедливой России», которого уважают за наличие твердых убеждений и активную работу. Можно сделать вывод, что соответствие реальных депутатов идеальным представлениям граждан о народном избраннике (открытость, коммуникабельность, активная работа, твердый характер и др.) все же повышает их привлекательность. Мы предполагаем, что наличие подобных характеристик в образе кандидата на этот пост существенно увеличивает шансы его победы на выборах.
55 Заключение
56 Анализ нормативных представлений граждан позволил нам сделать вывод о высокой содержательной наполненности образа идеального депутата Госдумы, который включает в себя множество зеркальных по отношению друг к другу положительных и отрицательных характеристик, что, в свою очередь, свидетельствует о его целостности и непротиворечивости в сознании россиян.
57 Граждане предъявляют высокие требования к идеальному депутату: по мнению респондентов, членом нижней палаты российского парламента должен быть человек, обладающий большим опытом именно на политической арене, имеющий безупречную деловую репутацию и отличающийся трудолюбием. Основной задачей парламентария, согласно полученным данным, является непосредственная работа с избирателями «на земле», тогда как законотворческая деятельность в самой Госдуме не так важна.
58 Примечательно то, что на первое место в этом образе выходят все же личностные характеристики депутата. Результаты исследования показали, что для граждан важнее, чтобы представитель их интересов в Госдуме был в первую очередь искренним и честным человеком, умел сопереживать гражданам, слушал и слышал их. Политик, занимающий этот пост, должен обладать сильным характером, чтобы иметь возможность не просто озвучивать народное мнение, но уметь его отстаивать, даже если для этого потребуется идти на конфликт с существующей властью. Высокая значимость личностных качеств парламентария, в нашем представлении, характерна для российской политической культуры, где человечность политического лидера, его морально-нравственные качества намного важнее любых правил и законов.
59 В ходе исследования нам удалось проверить и подтвердить гипотезу о влиянии процесса восприятия реальных депутатов Госдумы на представления граждан о том, каким он должен быть. Описывая идеального парламентария, респонденты зачастую отталкивались от собственных представлений о действующих политиках. Собирательный образ современного члена нижней палаты парламента обладает большим количеством отрицательных характеристик, и именно это является одним из факторов, влияющих на формирование представлений об идеальном депутате. Эти образы по своему содержанию являются противоположностями: идеальный парламентарий, по мнению большей части опрошенных, должен быть не таким, как нынешние, причем как в профессиональном, так и в личностном отношении. При этом мы обнаружили, что некоторые действующие депутаты обладают большей электоральной привлекательностью, потому что соответствуют критериям, которые россияне предъявляют к идеальному парламентарию.
60 Обнаруженные особенности восприятия гражданами идеального и реальных депутатов нижней палаты парламента могут быть использованы в качестве рекомендаций при подготовке и проведении избирательных кампаний в дальнейшем.

References

1. Vlast' i lidery v vospriyatii rossijskih grazhdan. CHetvert' veka nablyudenij (1993–2018). Otv. red. E.B. SHestopal. M.: Ves' Mir, 2019. 656 s.

2. Ivanova M.G. Rol' nacional'nyh arhetipov dlya formirovaniya obraza budushchego Rossii // Vestnik RUDN. Seriya: politologiya. 2017. № 3. S. 309–315. DOI: 10.22363/2313-1438-2017-19-3-309-315

3. Kasamara V.A., Sorokina A.A. «Ideal'nyj» prezident glazami rossijskih i francuzskih studentov // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2012. № 1. S. 5–15.

4. Lejens ZH., Darden B. Osnovnye koncepcii i podhody v social'nom poznanii // Perspektivy social'noj psihologii. M.: EKSMO-Press, 2001. S. 140–141.

5. Lіshchuk-Torchins'ka T., Kuz'muk O. Postat' іdeal'nogo deputata Verhovnoї Radi Ukraїni yak ob’єkt analіzu j predmet obgovorennya // Socіologіchnі studії. 2019. № 2 (15). S. 74–81. DOI: https://doi.org/10.29038/2306-3971-2019-02-74-81

6. L'vov S.V., Trifonova A.V. Kachestva «ideal'nogo» politika: vzglyad naseleniya // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2007. № 3 (83). S. 5–13.

7. Ognyova YU.I., Kalmykov N.N. Ekspertnoe mnenie: zaprosy k ideal'nomu politiku v Rossii // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2017. № 1. S. 116–124.

8. Putin 3.0: obshchestvo i vlast' v novejshej istorii Rossii / Pod red. E.B. SHestopal. M.: ARGAMAK-MEDIA, 2015. 420 s.

9. Rogach N.N. Obraz ideal'nogo prezidenta v sovremennoj Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskie nauki. 2020. № 4. S. 24–36.

10. Sobkin V.S., Mnacakanyan M.A. Otnoshenie k politicheskim lideram sovremennyh starsheklassnikov (po materialam psihosemanticheskogo issledovaniya) // Social'naya psihologiya i obshchestvo. 2015. T. 6. № 4. S. 41–59.

11. CHerneckaya N.I. Obrazy vedushchih politikov Rossii v sopostavlenii s obrazom ideal'nogo nacional'nogo lidera // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Psihologiya». 2016. T. 15. S. 50–59.

12. SHestopal E.B. Obraz ideal'nogo budushchego: normativnye predstavleniya rossijskih grazhdan o vlasti // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2021. №464. S. 99-112

13. SHestopal E.B., Rogach N.N. Ideal'nye predstavleniya kak faktor vospriyatiya real'nogo politicheskogo lidera // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2020. № 4. S. 166–180. DOI: 10.17976/jpps/2020.04.12.

14. Markova I. Dialogicality and social representations. Cambridge: Cambridge University Press. 2003. 224 p.

15. Zakrizevska M. The components of an ideal politician's image. The views of politicians: Materials from the 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018, Italy, Florence, 23–26 October, 2018. Sofia: STEF92 Technology Ltd. P. 193–202

Comments

No posts found

Write a review
Translate