Women's view of the history of the Revolution (events in France at the end of the XVIII century in the works of M. Wollstonecraft, O. de Gouges, J. de Staёl)
Table of contents
Share
Metrics
Women's view of the history of the Revolution (events in France at the end of the XVIII century in the works of M. Wollstonecraft, O. de Gouges, J. de Staёl)
Annotation
PII
S258770110015855-2-1
DOI
10.18254/S258770110015855-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Maria Zvereva 
Occupation: student of the Faculty of Political Science
Affiliation: Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow, 119992, Leninskye Gory, 1
Abstract

The article is devoted to highlighting the features and common characteristics of the English and French views of women on the Great French Revolution, based on the texts of M. Wollstonecraft, O. de Gouges and J. de Stael. The author analyzes the influence of the historical context on the formation of the writers' views on the events in France at the end of the XVIII century, as well as on the interpretation of the revolution itself, its causes and consequences in the works of M. Wollstonecraft, O. de Gouges and J. de Stael. The methodological basis of the research is the historical approach, the method of historical and philosophical reconstruction, comparative analysis, political and textual analysis and analysis of documents. In the future, the results can be used in studies of both the historiography of the French Revolution and its interpretations, as well as the history of the women's issue and the feminist movement.

Keywords
The French Revolution, M. Wollstonecraft, O. de Gouges, J. de Stael, historiography, history of the Women's Question
Received
15.03.2021
Date of publication
10.07.2021
Number of purchasers
1
Views
43
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

Additional services access
Additional services for the article
1 Великая французская революция стала переломным моментом не только в истории Франции, но и всей Европы. Система представительной демократии, которая хотя и не удержалась во Франции надолго, но стала распространяться по всему миру. Благодаря революции были заложены такие важнейшие понятия, как права и свободы человека, равенство всех перед законом. В двух Конституциях (1791 и 1793 годов), ставших документальными результатами революции, впервые на подобном уровне была провозглашена система разделения властей и были закреплены социально-экономические права. Это событие было сколь знаменательным, столь и противоречивым в оценках современников и потомков.
2 Современниками и исследователями написано большое количество работ по истории и историографии Великой французской революции, проанализированы оценки и интерпретации участников и свидетелей событий, а также последующих исследователей. Каждая из работ важна не только за счет содержания описанных в ней событий, но и благодаря взгляду на революцию, которого придерживается автор. Анализ этого взгляда позволяет не только увидеть особенность идейного течения, к которому принадлежал автор, но и проследить настроение страны и даже эпохи.
3 О Великой французской революции начали писать исторические работы еще до ее окончания. К примеру, Антуан Барнав (1761–1793), будучи современником и участником революционных событий, одним из первых описал свое видение и понимание Французской революции в работе «Введение к Французской революции». Свое мнение о причинах и значении революции писали и либералы (Ю. Констан, Дж. Ст. Милль), и консерваторы (Э. Бёрк, Ж. де Местр), порой выдвигая противоположные тезисы.
4

Первой научной работой, посвященной Великой французской революции, считают «Историю Французской революции»1 А. Тьера, которая не только является важным источником информации для исследования как революции, так и социально-политической мысли начала XIX в., но и имела большое политическое значение для своего времени, выразив сочувствующее революции отношение в обществе. Огромный и важнейший, по мнению многих специалистов, труд по истории Великой французской революции оставил французский историк и публицист Ж. Мишле. Его работа «История Французской революции»2 в семи томах опирается на огромный массив источников, часть которых не сохранилась до наших дней. Важной работой в историографии Великой французской революции можно считать «Старый порядок и революция»3 А. де Токвиля. В ней подробно анализируются причины революции и события, которые происходили задолго до нее.

1. Тьер А. История Французской революции. М.: Захаров, 2015. 832 с.

2. Michelet J. History of the French revolution // Tr. by C. Cocks. Oxford, 1847. 311 p.

3. Токвиль А. Старый порядок и революция: [Пер. с фр.] // Алексис де Токвиль. М.: Моск. филос. фонд, 1997. 251 с.
5

О Французской революции и ее значении для мира и истории писали не только французы. К примеру, в 1837 г. было опубликовано трехтомное сочинение британского историка и публициста Т. Карлайла «Французская революция»4. Его работа также опиралась на большое количество источников, в том числе мемуары и прессу, и оказывала влияние как на других исследователей, так и на политических деятелей даже спустя столетие.

4. Карлейль Т. История Французской революции // Пер. с англ. Ю.В. Дубровина и Е.А. Мельниковой (ч. I). М.: Мысль, 1991. 674 с.
6 Спустя годы и столетия интерес к столь масштабному событию не ослабевает и публикуются как многотомные обширные работы, посвященные комплексному изучению Французской революции (Ж. Жорес5, Ф.В. Потёмкин6, М. Биард7), так и отдельные статьи. Анализировались позднее и взгляды современников на Французскую революцию, к примеру, А. Олар8, А.В. Чудинов9.
5. Жорес Ж. Социалистическая история французской революции: В 6 т.: Пер. с фр. / Вступ. статья и ред. д-ра ист. наук А.З. Манфреда. М.: Прогресс, 1976–1983. Т. 1: Учредительное собрание (1789–1791): Кн. 1. 1976. 519 с.

6. Потемкин. Ф.В. Промышленная революция во Франции. Т. I. М.: Наука, 1971. 454 с.

7. Biard M., Bourdin P. Révolution, Consulat, Empire: 1789–1815. Paris: Histoire de France, 2009. 715 p.

8. Олар А. Политическая история французской революции. М.: Издание С. Скирмунта, 1902. 984 с.

9. Чудинов А.В. Размышления англичан о Французской революции: Э. Бёрк, Дж. Макинтош, У. Годвин. М.: Памятники исторической мысли, 1996. 301 с.
7 Однако существует не так много исследований, связанных с анализом именно женского взгляда на это историческое событие. Отдельные работы описывают как отношение женщин к этим событиям, так и их мемуары. В научной среде не так много внимания уделено комплексному сравнительному анализу работ писательниц XVIII века по теме Французской революции.
8 Исследователи отмечают активное участие женщин в событиях Великой французской революции. К примеру, поход на Версаль, убийство Жан-Поля Марата Шарлоттой Корде. Даже символом революции становится Марианна, с которой сегодня французы отождествляют свою страну – собирательный образ женщины-борца за свободу, эмансипацию и равенство.
9

В данной статье приводится сравнительный анализ работ трех писательниц конца XVIII – начала XIX вв., посвященных событиям Великой французской революции: Олимпии де Гуж, Жермены де Сталь-Гольштейн (также известной как мадам де Сталь) и Мэри Уолстонкрафт. Такой выбор фигур для анализа не случаен. Интерес к работам О. де Гуж, Ж. де Сталь, М. Уолстонкрафт объясняется тем фактом, что все три были непосредственными свидетельницами Французской революции, что делает их летописцами описываемых событий. Также все три писательницы боролись за женские права, а свое видение общественной роли и социально-политического статуса женщин выразили в письмах, брошюрах, монографиях и художественных произведениях.

10 Исследованию их социально-политического наследия посвящено немало работ. Уже с начала XX века были опубликованы монографии, статьи как об их биографиях (О. Блан10, М. Фошу11, Э. Флекснер12, А. Сорель13), так и об их взгляде на женский вопрос (Е.В. Головешкина, О.В. Захарова14). Однако творчество выбранных писательниц чаще всего рассматривают под углом развития идей феминизма, намного реже анализируя их социально-политическое наследие.
10. Blanc O. Marie-Olympe de Gouges. Une humaniste à la fin du XVIII-e siècle. Cahors, 2003. 272 p.

11. Faucheux M. Olympe de Gouges. Paris: Gallimard, 2018. 275 p.

12. Flexner E. Mary Wollstonecraft: A Biography. NY: Coward, McCann & Geoghegan, 1972. 307 p.

13. Сорель А., Вайнштейн С. Мадам де Сталь. М.: Книжный Клуб Книговек, 2018. 496 с.

14. Головешкина Е.В., Захарова О.В. Политические воззрения Олимпии де Гуж и ее вклад в развитие идей раннего феминизма // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2018. № 2. С. 57–63.
11 Олимпия де Гуж (1748–1793) – французская писательница, драматург, революционерка, общественный деятель эпохи Великой французской революции. С ростом политической напряженности во Франции де Гуж почти сразу стала вовлекаться в политическую жизнь страны, посещать литературные салоны, писать политические брошюры. Она писала обо всех острых социальных проблемах, будь то проблема рабства или вопрос женских прав. Олимпия де Гуж не боялась высказывать свое мнение открыто, даже если оно шло наперекор общественным устоям.
12 Довольно быстро она заводит дружбу с выдающимися умами своего времени – писателем Жан-Франсуа де Лагарпом, политиком Жак-Пьером Бриссо, философом Николя де Кондорсе. Некоторые из ее знакомых в будущем стали активными участниками революции и лидерами жирондистов.
13 Еще до начала событий революции О. де Гуж отмечала в своих работах социально-экономическую и политическую обстановку, которая складывалась во Франции. К примеру, дефицит бюджета, возникший во Франции накануне революции, О. де Гуж связывает с правлением короля Людовика XVI и бездумным расточительством средств15. Она же предлагает ряд нововведений, которые могли бы облегчить положение Франции и не только вывести ее из кризиса, но и помочь развиваться дальше. Одним из таких предложений был так называемый «отечественный налог» – добровольное денежное вложение французов в общий государственный «кошелек». Собранная сумма должна была тратиться исключительно на погашение государственного долга, а любая иная цель для использования этих средств или спекуляции должны были преследоваться законом16.
15. Gouges O. de. Lettre au peuple, ou projet d’une caisse patriotique, par une citoyenne. Paris, 1788. 34 p.

16. Gouges O. de. Lettre au peuple, ou projet d’une caisse patriotique, par une citoyenne. Paris, 1788. Р. 17–18.
14

О. де Гуж отмечала вредность излишней роскоши не только для экономики государства, но и для его развития в общем, особенно для Франции конца XVIII в.: «Все народы и во все времена признавали, что роскошь привела к упадку государств и подорвала мужество и силу людей. Франция предлагает нам сегодня ужасный пример этого»17. При этом, по мнению О. де Гуж, необходимость экономии и рационального использования средств важно прививать и женщинам.

17. Gouges O. de. Remarques patriotiques, par la citoyenne, auteur de la Lettre au Peuple. Paris, 1788. Р. 35.
15 Революцию О. де Гуж сразу встретила восторженно, поддерживая ее идеи. В «Письме его светлости герцогу Орлеанскому» она отмечает значение революции не только для Франции, но и для всей Европы. О. де Гуж утверждает, что эта революция навсегда останется в истории мира и станет примером для многих правителей. Особая значимость революции была также в борьбе за права человека18. Другое подтверждение этому можно найти и в другой ее работе: «Революция по-настоящему началась только в тот момент, когда была объявлена война за права человека, его самое прекрасное наследие»19.
18. Gouges O. de. Lettre a Monseigneur le duc d'Orleans, premier prince du sang. Paris, 1789. Р. 5.

19. Gouges O. de. Grand eclipse du soliel jacobin et de la lune feuillante, pour la fin d’Avril, ou dans le courant du mois de Mai; par la liberté l’an IVe de son nom; Dédiée à la terre. Paris, 1793. P. 31.
16 Важность аспекта прав человека в работах О. де Гуж также объясняется феминистической направленностью ее идей. Она выступает против устоявшихся норм и распределения ролей и отношения к женщинам в обществе. В конце XVIII века во Франции женщины были в подчиненном положении в обществе, не имели ни гражданских, ни экономических, ни тем более политических прав. Однако в результате промышленного переворота и увеличения числа текстильных фабрик женщины низших и средних классов стали работать20. Женщины из высшего общества организовывали литературные салоны, которые становились политическими центрами и формировали общественное мнение21. Таким образом, они все больше вовлекались в политическую жизнь страны, хотя и косвенно. Потребность в участии в управлении обществом заставила женщин активно продвигать идею расширения женских прав. Этому же способствовали и идеи эпохи Просвещения, предшествующей революции, и сама революция.
20. Потемкин. Ф.В. Промышленная революция во Франции. М.: Наука, 1971. Т. I. С. 137.

21. Успенская В.И. Женские салоны в Европе в XVII–XVIII вв. // Женщины. История. Общество. Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 2002. Выпуск 2. С. 171.
17

На Великую французскую революцию возлагали большие надежды в плане продвижения женского вопроса. Уже начиная с 1789 г. в надежде пробиться в политическую сферу жизни общества женщины активно участвовали в революционных событиях. «Женщины, возможно, внесли наибольший вклад в революцию, которая гарантирует нам Конституцию для возрождения Королевства и обеспечения счастья всех»22.

22. Gouges O. de. Sera-t-il roi, ne le sera-t-il pas? Paris, 1791. Р. 15.
18

Однако в важнейшем документе революции, «Декларации прав человека и гражданина», принятом в 1789 г. Национальным Учредительным собранием, не было ни слова о правах женщин. Это обстоятельство сподвигло О. де Гуж написать и опубликовать свою «Декларацию прав женщины и гражданки»23. Эта работа – самая знаменитая из всех, написанных О. де Гуж, и по структуре почти повторяет оригинальный документ, расширяя все его положения на женщин. В исключении женщин из общества Олимпия де Гуж видит основные источники бед, несчастий и коррупции, а также противоречие самой природе, так как, согласно статье 3 «Декларации», «принцип суверенитета лежит, по сути, в Нации, которая представляет собой всего лишь союз женщины и мужчины»24.

23. Примечательно, что термин «гражданка» (фр. citoyenne) ввела в политический лексикон именно Олимпия де Гуж. Понятие быстро прижилось и стало повсеместно использоваться.

24. Декларация прав женщины и гражданки (язык документа – французский). 1971. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 13.11.2019).
19 Разочарование в революции было связано не только с игнорированием женского вопроса, но и уходом от первоначальных идеалов в сторону радикализма. Олимпия де Гуж не приняла террор якобинцев. По ее мнению, из-за террора якобинцы не только отошли от первоначальных целей революции, но и предали республику, что в итоге помешает развитию Франции. Переход к террору означал конец правам человека и свободе: «Худшая участь постигнет вашу свободу, вы попадете под иго деспотов и все провинции Республики разорвут свои союзы с вами»25.
25. Gouges O. de. Réponse à la justification de Maximilien Robespierre, adressée à Jérome Pétion. Paris, 1793. P. 14.
20

Примечательно, что О. де Гуж во многом сравнивает Францию и Англию26. В конце XVIII в. эти страны находились на грани войны. Французская революционерка негативно оценивает английскую революцию середины XVII ве. и осуждает казнь Карла I27. По сути, О. де Гуж под конец революции выступала против казни Людовика XVI28. Во многом поддерживая республиканские идеи, сама де Гуж называет себя роялисткой, так как «всей душой поддерживает французскую монархию»29. При этом она критикует деятельность Робеспьера и Марата как «предателей идей революции»30.

26. Gouges O. de. Lettre a Monseigneur le duc d'Orleans, premier prince du sang. Paris, 1789. Р. 1.

27. Gouges O. de. Les Trois Urnes, ou Le salut de la patrie. Paris, 1793. P. 1.

28. Gouges O. de. Les fantômes de l'opinion publique. Paris, 1792. Р. 5–6.

29. Gouges O. de. L'esprit françois, ou, Problême a résoudre sur le labyrinthe de divers complots. Paris, 1792. P. 3.

30. Gouges O. de. Les fantômes de l'opinion publique. Paris, 1792. P. 6.
21

В 1793 г. ее казнили как контрреволюционерку за публикацию памфлета «Три урны, или Спасение отечества воздушным путешественником». Будучи защитницей идей революции, О. де Гуж не признала террор и выступала против него. По иронии судьбы в своей «Декларации…» в 10 статье она написала пророческие для себя строки, ставшие знаменитыми: «Женщина имеет право взойти на эшафот, она имеет право взойти и на трибуну»31.

31. Декларация прав женщины и гражданки (язык документа – французский). 1971. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 13.11.2019).
22

Творчество и персона другой писательницы, М. Уолстонкрафт (1759–1797), долгое время не изучалась отечественными исследователями. В 1967 г. К.С. Рукшина защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему «Творчество Мэри Уолстонкрафт»32 и публикует ряд статей, посвященных социально-политическому, историческому и творческому наследию британской писательницы. Однако после этого более сорока лет не защищались диссертации и не публиковались научные работы по М. Уолстонкрафт. И только с начала двадцать первого столетия интерес к ней снова возвращается, и в 2012 г. Е.В. Исаева защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Общественно-политические воззрения Мэри Уоллстонкрафт»33.

32. Рукшина К.С. Творчество Мэри Уолстонкрафт: Дис. ... канд. филол. наук. Горький, 1967. 320 с.

33. Исаева Е.В. Общественно-политические воззрения Мэри Уоллстонкрафт: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03. Тюмень, 2012. 196 с.
23 М. Уолстонкрафт заслуженно считается основательницей феминистской теории. Ее трактат «В защиту прав женщины»34 является первой работой феминистской философии, повлиявшей на теории во всем мире. Однако помимо проблемы прав женщин она оставила немало работ, посвященных социально-политическим вопросам устройства общества и важным политическим событиям, в том числе и Французской революции. Сама революция во многом повлияла на формирование взглядов М. Уолстонкрафт, в том числе в отношении прав женщин. Ряд проблем, поднимаемых английской писательницей в ее работах, также отразились в первоначальных идеях революции: право на образование, труд, равное положение супругов в браке и т.д.
34. Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Woman: with Strictures on Political and Moral Subjects. London, 1792. 335 p.
24

В 1791 г. Э. Бёрк пишет трактат «Размышления о Французской революции»35. Работа сразу же нашла отклик у мыслителей разных политических направлений и стран, началась знаменитая полемика в текстах, в которую вошли 38 работ. Однако первой отреагировала на трактат и написала свой ответный памфлет «В защиту прав человека»36 именно М. Уолстонкрафт.

35. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых сообществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.: Рудомино, 1993. 142 с.

36. Wollstonecraft М. A Vindication of the Rights of Men. London, 2016. 56 p.
25 Французская революция спровоцировала споры в Великобритании, возобновила британское реформаторское движение. Бёрк критикует революцию и мыслителей, поддержавших ее ранние этапы. Он утверждает, что граждане не имеют права на восстание против своего же правительства, а следовательно, вся Французская революция рассматривается им как насильственное свержение монархии. В своем трактате М. Уолстонкрафт объясняет предоставление прав человека, потому что они рациональны и справедливы, а не основываясь на традициях, на чем настаивал Э. Бёрк. При этом М. Уолстонкрафт отмечает, что главная и основная проблема всех современных ей Конституций состоит в том, что они формировались, когда Европа находилась в состоянии варварства. И эти традиции в итоге тянулись сквозь столетия и в результате так и закрепились в документах37. При этом стоит отметить, что позднее М. Уолстонкрафт несколько изменила свое видение Французской революции на более приближенное к позиции Э. Бёрка.
37. Wollstonecraft М. A Vindication of the Rights of Men. London, 2016. Р. 48.
26 Также она выступает с критикой аристократии и защищает республиканизм. Главной опасностью свободы и хорошего политического устройства М. Уолстонкрафт называет частную собственность38. При этом именно собственность и ее безопасность стали основой так называемой британской свободы. Идеал же свободы и равенства, который должен стать примером для Европы, М. Уолстонкрафт видела именно во Франции. Идею равенства писательница в своих работах возводит в абсолют, представляя общество без частной собственности и разделения на классы в принципе. М. Уолстонкрафт так же, как и О. де Гуж, сравнивает политическую систему Франции и Англии. Однако, в отличие от французской революционерки, теперь ситуация анализируется со стороны Великобритании. Английская революция, как отмечает М. Уолстонкрафт, привела к расцвету коррупции, которая не только не была искоренена, но и продолжала расти39.
38. Wollstonecraft М. A Vindication of the Rights of Men. London, 2016. Р. 11.

39. Wollstonecraft M. An Historical and Moral View of the Origin and Progress of the French Revolution and the Effect it Has Produced in Europe. London: Printed for J. Johnson, 1794. Р. 8.
27 М. Уолстонкрафт приветствовала начало революции, так как она должна была распространить по Европе идею прав и свобод человека. Права человека, следуя за Ж.-Ж. Руссо40, М. Уолстонкрафт считала естественными и неотъемлемыми41. Однако, поддерживая ранние идеи революции, английская писательница не приняла террор. М. Уолстонкрафт считала, что причина перехода революции в русло террора была связана с испорченной политической традицией во Франции – деспотизмом42. В «Письмах, написанных во время недолгого пребывания в Швеции, Норвегии и Дании» она полностью разочаровывается во Французской революции, признавая, что изменение общества посредством реформ намного эффективнее43.
40. Рукшина К.С. Мэри Уолстонкрафт о Великой французской революции // Французский ежегодник. 1968. М.: Наука. 1970. С. 302.

41. Wollstonecraft М. A Vindication of the Rights of Men. London, 2016. Р. 14.

42. Wollstonecraft M. An Historical and Moral View of the Origin and Progress of the French Revolution and the Effect it Has Produced in Europe. London: Printed for J. Johnson, 1794. Р. 181.

43. Wollstonecraft M. A short residence in Sweden, Norway, and Denmark. N.Y.: Penguin Books, 1984. P. 200.
28

Менее известное произведение, но не менее интересное и важное для анализа творческого наследия М. Уолстонкрафт и ее отношения к Великой французской революции – «Историко-нравственный взгляд на происхождение и ход Французской революции». Сама М. Уолстонкрафт посетила Францию в 1792 г., за месяц до казни короля Людовика XVI. По ее воспоминаниям, ее поразила разница между богатыми и бедными. Кроме того, М, Уолстонкрафт почти сразу отмечает темперамент французов, и во многом благодаря ему, по мнению писательницы, революция смогла начаться и развиваться столь стремительно, а затем перейти к более радикальным методам – террору44.

44. Wollstonecraft М. Letter on the Present Character of the French Nation // Posthumous Works of the Author of A Vindication of the Rights of Woman / Ed. William Godwin. Vol. III. London: J. Johnson, 1798. P. 40–41.
29

Произведение представляет собой подробный анализ событий во Франции до 1789 г. – вплоть до переезда Людовика XVI из Версаля в Париж. В «Историко-нравственном взгляде…» М. Уолстонкрафт приходит к выводу, что революция во Франции была не неожиданностью, а результатом развития нации, к тому же естественного45. Важнейшую роль сыграли философы эпохи Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др., чьи идеи были развиты и интерпретированы во время революции.

45. Wollstonecraft M. An Historical and Moral View of the Origin and Progress of the French Revolution and the Effect it Has Produced in Europe. London: Printed for J. Johnson, 1794. Р. 6.
30 Особое место, как и в других работах М. Уолстонкрафт, уделено вопросу положения женщин в обществе. В книге «В защиту прав женщин», написанной на фоне бурных событий Французской революции, английская писательница развивает идеи «Защиты прав человека», но уже в феминистическом русле. В ней М. Уолстонкрафт призывает предоставить женщинам доступ как к высшему образованию наравне с мужчинами, так и участвовать в жизни общества. Такую же мысль она продолжает и в «Историко-нравственном взгляде…», описывая решительные действия женщин во время марша на Версаль46.
46. Wollstonecraft M. An Historical and Moral View of the Origin and Progress of the French Revolution and the Effect it Has Produced in Europe. London: Printed for J. Johnson, 1794. Р. 166.
31 Работа должна была стать многотомным трудом, в котором были бы описаны все события Великой французской революции. Ценность и интерес этого произведения заключались бы не только в оригинальном и прогрессивном для своего времени взгляде М. Уолстонкрафт на политическое устройство общества. В этом произведении были бы описаны события, свидетелем которых был сам автор, что повысило бы их историческую ценность. Однако, к сожалению, М. Уолстонкрафт умерла из-за тяжелых родов в 1797 году, так и не написав продолжение.
32 Третья фигура данного исследования – баронесса Анна-Луиза Жермена де Сталь-Гольштейн, или мадам де Сталь (1766–1817). Мадам де Сталь была выдающейся женщиной своего времени. Салоны, которые она устраивала, были не только чрезвычайно популярны в Париже, но и становились центрами политической оппозиции. Значимость фигуры мадам де Сталь и ее влияние на общественно-политическую обстановку во Франции еще подтверждает тот факт, что Наполеон, выславший ее из Парижа на несколько лет и запретивший ее книги, воспринимал баронессу как опасного противника.
33 Мадам де Сталь была дочерью министра финансов Жака Неккера. Уже с детства она увлекалась политической философией и была хорошо эрудирована. К примеру, в пятнадцать лет она написала замечания к финансовому «отчету» своего отца, а также проанализировала «Дух законов» Ш.-Л. Монтескьё. Монтескьё и Руссо сильно повлияли на творчество Ж. де Сталь как в стилистическом, так и в содержательном плане. Она также считала, что современные ей нравы в обществе испорчены. В «Письмах о характере и сочинениях Жан-Жака Руссо»47 мадам де Сталь критикует гражданское и политическое устройство общества. Идеи Руссо, а конкретно – концепции свободы и равенства, должны были стать основой для Генеральных Штатов. При этом «новым Руссо» должен был стать именно Ж. Неккер.
47. Staёl G. Lettres sur les ouvrages et le caractère de J.-J. Rousseau. 1788. 137 p.
34

Мадам де Сталь посвятила немало страниц своих работ отцу. Ее работа «Рассуждения об основных событиях Французской революции» изначально планировалась как апология Ж. Неккера. Он сыграл ключевую роль в истории Франции за год до начала революции и в первые ее годы. В 1781 г. он совершил беспрецедентный и крайне смелый для того времени шаг – обнародовал бюджет страны. Его выступление и предлагаемые реформы были даже радикальными, но недальновидными в политическом плане. В результате Неккер был отправлен в отставку с приказом немедленно покинуть Францию. Его отставка в 1789 году послужила поводом к началу революции.

35

Довольно скоро «Рассуждения…» превратились из апологии Неккера в обширный труд, посвященный политической истории Франции с 1789 по 1814 гг. В ней мадам де Сталь приходит к выводу, что во Франции не было настоящего верховенства закона во время Старого режима, что и стало одной из причин революции: «Франция управлялась обычаями, часто капризами, но никогда – законом»48. Долгое время во Франции была некая борьба между нацией и знатью, которые пытались расширить свои права, и властью, что, наоборот, старалась укрепить свое господство. Сама же революция должна была придать правильную форму тем ограничениям, которые всегда существовали во Франции49. То же самое верховенство закона должно было умерить пыл народа и немного ослабить его фанатизм к идее свободы50.

48. Staёl G. Considerations on the principal events of the French Revolution Indianapolis: Liberty Fund, 2008. Р. 105.

49. Staёl G. Considerations on the principal events of the French Revolution Indianapolis: Liberty Fund, 2008. Р. 106.

50. Staёl G. Considerations on the principal events of the French Revolution Indianapolis: Liberty Fund, 2008. Р. 354.
36 Другой важной причиной революции стало финансовое положение во Франции и кризис51. Знания мадам де Сталь в данном вопросе объясняются деятельностью ее отца. Революция не была неожиданным событием для Французской нации, а частью европейского исторического развития. В какой-то мере благодаря этому умозаключению работу можно частично рассматривать как ответ на идеи Э. Бёрка, наряду с работой М. Уолстонкрафт.
51. Staёl G. Considerations on the principal events of the French Revolution Indianapolis: Liberty Fund, 2008. Р. 109.
37 Мадам де Сталь, наравне с другими мыслителями того времени, считает Французскую революцию эпохальным событием, которое повлияло не только на Францию, но и на всю Европу52. Успех начала революции она объясняет истинным патриотизмом народа и преданностью идеям, что стало опорой как для самой революции, так и для ее союзников53.
52. Staёl G. Considerations on the principal events of the French Revolution Indianapolis: Liberty Fund, 2008. Р. 18.

53. Staёl G. Considerations on the principal events of the French Revolution Indianapolis: Liberty Fund, 2008. Р. 335.
38 В опубликованной посмертно работе «Десять лет в изгнании»54 мадам де Сталь прямо критикует террор, который, по ее мнению, «опорочил революцию»55. В большей степени она винила народ, что слишком увлекся тиранией и забыл первоначальные идеи, и людей, непосредственно руководивших революцией: «Один из них (якобинцев.Примеч. авт.) сказал мне через несколько дней после 18 брюмера: “Следует отказаться от принципов Революции, но сохранить у власти тех людей, которые ее совершили”. — Что до меня, я предпочла бы поступить ровно наоборот, — отвечала я, возмущенная до глубины души этим предательским эгоизмом, который Бонапарт стремился разжечь любой ценой»56.
54. Сталь Ж. Десять лет в изгнании / Жермена де Сталь. Пер. с фр., ст., коммент. В.А. Мильчиной. СПб.: Крига; Издательство Сергея Ходова, 2017. 472 с.

55. Сталь Ж. Десять лет в изгнании / Жермена де Сталь. Пер. с фр., ст., коммент. В.А. Мильчиной. СПб.: Крига; Издательство Сергея Ходова, 2017. С. 7.

56. Сталь Ж. Десять лет в изгнании / Жермена де Сталь. Пер. с фр., ст., коммент. В.А. Мильчиной. СПб.: Крига; Издательство Сергея Ходова, 2017. С. 50.
39 Вопросу роли женщин в революции и в жизни общества в целом мадам де Сталь посвятила многие свои работы. В том числе в «Рассуждениях…» на протяжении всей книги Ж. де Сталь поднимает эту проблему, отмечая активное участие женщин в революции, в особенности их воинственный настрой57. Особый акцент сделан на том, что женщины во Франции, в отличие от английских женщин, привыкли вести политические разговоры наравне с мужчинами, идя вопреки общественным устоям58.
57. Staёl G. Considerations on the principal events of the French Revolution Indianapolis: Liberty Fund, 2008. Р. 231.

58. Staёl G. Considerations on the principal events of the French Revolution Indianapolis: Liberty Fund, 2008. Р. 253–254.
40 Из приведенного анализа видно, что Великая французская революция стала предметом обсуждений и анализа работ не только мыслителей-мужчин, но и писательниц. Активное участие женщин в событиях революции, вовлеченность в политическую жизнь страны и заинтересованность происходящим стали причиной формирования особого взгляда на революцию. Несомненно, нельзя полностью объединить женщин, писавших о событиях во Франции конца XVIII века в одну группу и наделить ее определенными характеристиками, которые были бы присущи абсолютно всем авторам. Однако стоит отметить некоторые особенности, которые выделяют именно женский взгляд, и они являются существенными.
41 Во-первых, сам факт написания работ о Великой французской революции с глубоким анализом не только самих событий и их последствий, но и возможных причин революции, говорит о заинтересованности в происходящих политических событиях и понимании их сущности, несмотря на юридическое исключение женщин из процесса управлением обществом.
42 Во-вторых, есть много совпадений в содержательной части работ. Например, поддержка первоначальных идей революции, ее либерального настроя и полное непринятие якобинского террора. Все три писательницы считали, что так Франция не только отступила от целей революции, но во многом навредила самой себе. Приветствие идей свободы слова, прав человека и равенства во многом отвечало их феминистическим взглядам и требованиям расширения женских прав.
43 В-третьих, Французская революция в работах всех писательниц сравнивалась с Английской, произошедшей на полтора столетия ранее, а французская государственная система в целом сравнивалась с английской. Тот факт, что несмотря на серьезные политические противоречия между странами, их примеры использовали для анализа наилучшего пути развития не только Французской революции, но и государства в целом, еще раз доказывает обоснованность выбора писательниц из разных стран.
44 В-четвертых, аспект, который поднимался во многих работах эпохи Великой французской революции, но ставший ключевым в работах писательниц, – вопрос женских прав. Все отмечают роль женщин в обществе и их потенциал, а также несоответствие фактического и официально разрешенного участия женщин в управлении обществом. Активное участие женщин в событиях революции, а также в общественно-политической жизни в целом стало еще одним аргументом для усиления борьбы в этом направлении.

References

1. Berk E. Razmyshleniya o revolyucii vo Francii i zasedaniyah nekotoryh soobshchestv v Londone, otnosyashchihsya k etomu sobytiyu. M.: Rudomino, 1993. 142 s.

2. Goloveshkina E.V., Zaharova O.V. Politicheskie vozzreniya Olimpii de Guzh i ee vklad v razvitie idej rannego feminizma // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Esenina. 2018. № 2. S. 57–63.

3. ZHores ZH. Socialisticheskaya istoriya francuzskoj revolyucii: V 6 t. / Per. s fr. Vstup. stat'ya i red. d-ra ist. nauk A.Z. Manfreda. M.: Progress, 1976–1983. T. 1: Uchreditel'noe sobranie (1789–1791): Kn. 1. 1976. 519 s.

4. Isaeva E.V. Obshchestvenno-politicheskie vozzreniya Meri Uollstonkraft: dis. ... kand. ist. nauk: 07.00.03. Tyumen', 2012. 196 s.

5. Karlejl' T. Istoriya Francuzskoj revolyucii // Per. s angl. YU.V. Dubrovina i E.A. Mel'nikovoj (ch. I). M.: Mysl', 1991. 674 s.

6. Olar A. Politicheskaya istoriya francuzskoj revolyucii. M.: Izdanie S. Skirmunta, 1902. 984 s.

7. Potemkin. F.V. Promyshlennaya revolyuciya vo Francii. T. I. M.: Nauka, 1971. 454 s.

8. Rukshina K.S. Tvorchestvo Meri Uolstonkraft: dis. ... kand. filol. nauk. Gor'kij, 1967. 320 s.

9. Rukshina K.S. Meri Uolstonkraft o Velikoj francuzskoj revolyucii // Francuzskij ezhegodnik. 1968. M.: Nauka, 1970. S. 300–311.

10. Sorel' A., Vajnshtejn S. Madam de Stal'. M.: Knizhnyj Klub Knigovek, 2018. 496 s.

11. Stal' ZH. Desyat' let v izgnanii // ZHermena de Stal'; per. s fr., st., komment. V.A. Mil'chinoj. SPb.: Kriga; Izdatel'stvo Sergeya Hodova, 2017. 472 s.

12. Tokvil' A. Staryj poryadok i revolyuciya: [Per. s fr.] // Aleksis de Tokvil'. M.: Mosk. filos. fond, 1997. 251 s.

13. T'er A. Istoriya Francuzskoj revolyucii. M.: Zaharov, 2015. 832 s.

14. Uspenskaya V.I. ZHenskie salony v Evrope v XVII–XVIII vv. // ZHenshchiny. Istoriya. Obshchestvo. Tver': Tverskoe oblastnoe knizhno-zhurnal'noe izdatel'stvo, 2002. Vypusk 2. C. 171–199.

15. CHudinov A.V. Razmyshleniya anglichan o Francuzskoj revolyucii: E. Byork, Dzh. Makintosh, U. Godvin. M.: Pamyatniki istoricheskoj mysli, 1996. 301 s.

16. Biard M., Bourdin P. Révolution, Consulat, Empire: 1789-1815. Paris: Histoire de France, 2009. 715 p.

17. Blanc O. Marie-Olympe de Gouges. Une humaniste à la fin du XVIII-e siècle. Cahors, 2003. 272 p.

18. Faucheux M. Olympe de Gouges. Paris: Gallimard, 2018. 275 p.

19. Flexner E. Mary Wollstonecraft: A Biography. NY: Coward, McCann & Geoghegan, 1972. 307 p.

20. Gouges O. de. Grand eclipse du soliel jacobin et de la lune feuillante, pour la fin d’Avril, ou dans le courant du mois de Mai; par la liberté l’an IVe de son nom; Dédiée à la terre. Paris, 1793. 16 p.

21. Gouges O. de. Les fantômes de l'opinion publique. Paris, 1792. 8 p.

22. Gouges O. de. Les Trois Urnes, ou Le salut de la patrie. Paris, 1793. 4 r.

23. Gouges O. de. L'esprit françois, ou, Problême a résoudre sur le labyrinthe de divers complots. Paris, 1792. 40 p.

24. Gouges O. de. Lettre a Monseigneur le duc d'Orleans, premier prince du sang. Paris, 1789. 10 p.

25. Gouges O. de. Lettre au peuple, ou projet d’une caisse patriotique, par une citoyenne. Paris, 1788. 34 p.

26. Gouges O. de. Remarques patriotiques, par la citoyenne, auteur de la Lettre au Peuple. Paris, 1788. 50 p.

27. Gouges O. de. Réponse à la justification de Maximilien Robespierre, adressée à Jérome Pétion. Paris, 1793. 16 p.

28. Gouges O. de. Sera-t-il roi, ne le sera-t-il pas? Paris, 1791. 16 r.

29. Michelet J. History of the French revolution // Tr. by C. Cocks. Oxford, 1847. 311 p.

30. Stayol G. Considerations on the principal events of the French Revolution Indianapolis: Liberty Fund, 2008. 840 p.

31. Stayol G. Lettres sur les ouvrages et le caractère de J.-J. Rousseau. 1788. 137 p.

32. Wollstonecraft M. A short residence in Sweden, Norway, and Denmark. N.Y.: Penguin Books, 1984. 324 p.

33. Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Woman: with Strictures on Political and Moral Subjects. London, 1792. 335 p.

34. Wollstonecraft M. An Historical and Moral View of the Origin and Progress of the French Revolution and the Effect it Has Produced in Europe. London: Printed for J. Johnson, 1794. 545 p.

35. Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Men. London, 2016. 56 p.

36. Wollstonecraft M. Letter on the Present Character of the French Nation // Posthumous Works of the Author of A Vindication of the Rights of Woman / Ed. William Godwin. Vol. III. London: J. Johnson, 1798. P. 39–55.

37. Deklaraciya prav zhenshchiny i grazhdanki (yazyk dokumenta – francuzskij). 1971. [Elektronnyj resurs]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k426138/f5 (data obrashcheniya: 13.11.2019).

Comments

No posts found

Write a review
Translate