Digital government as a conceptual development of e-government
Digital government as a conceptual development of e-government
Annotation
PII
S258770110015808-0-1
DOI
10.18254/S258770110015808-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anastasia Bedenkova 
Occupation: Student of the Faculty of Political Science
Affiliation: Moscow State University named after M.V. Lomonosov
Address: 1 Leninskye Gory, Moscow, Russian Federation, 119992
Edition
Abstract

Today, under the influence of rapidly developing information and communication technologies, the public administration system is being transformed. The concept of e-government is being replaced by the trend of forming a new model of digital government. It is necessary to have a precise understanding of the essence of the digital government concept for its implementation.The article presents an analysis of the main characteristics and stages of the formation of e-government, as well as the basic principles of digital government. Comparing the two concepts, the author comes to the conclusion that the digital government model is an independent concept based on the achievements of e-government.

Keywords
E-government, digitalization, digital government, information and communication technologies, digital technologies
Received
29.08.2021
Date of publication
31.10.2021
Number of purchasers
0
Views
209
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение
2 В XXI в. мировое сообщество вступило в новую информационную эпоху, которая характеризуется развитием мгновенной коммуникации, всеобщим проникновением интернета и ростом влияния медиаплатформ. Началась информационно-коммуникационная революция, в основе которой лежит принцип повсеместного внедрения ИКТ. Особое давление этот процесс оказывает на государственный сектор.
3 В начале 2000-х главной тенденцией использования ИКТ в государственном управлении стала концепция электронного правительства. Активный этап становления данной концепции в большинстве стран начался после подписания Окинавской хартии, провозглашавшей приоритет развития использования возможностей ИКТ для ликвидации международных разрывов в области знаний и информации1. В основе реализации электронного правительства был заложен мотив использования ИКТ в практике государственных органов с целью повышения эффективности и результативности их работы, а также улучшения качества предоставляемых населению услуг. Ведущие государства с самого начала видели перспективы в области развития этого направления и уделяли значительное внимание данной концепции, о чем свидетельствует пристальное внимание правительств к значению индекса развития электронного правительства ООН.
1. Окинавская хартия Глобального информационного общества от 21.07.2000 // Администрация Президента России [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 12.02.2021).
4 На протяжении долгого времени электронное правительство было передовым и высокоэффективным решением множества государственно-управленческих проблем. Однако стремительное развитие цифровых технологий и растущие запросы информационного общества вскрывают ограничения и противоречия данной концепции, которая перестает вписываться в общемировой тренд развития.
5 В последнее время все чаще можно услышать о структурных изменениях существующей политической системы и системы государственного управления. Это вызвано экспоненциальным развитием цифровых технологий и их внедрением в государственные практики. Одним из основных элементов данного процесса является цифровая трансформация государственного управления, итогом которой видится переход от электронного правительства к цифровому.
6 Одной из приоритетных задач государства является гибкое реагирование на новые цифровые тренды, умелое и продуктивное использование инноваций. Политические лидеры и специалисты в области цифровых технологий говорят о том, что лидирующие позиции в цифровой гонке будут являться гарантом политической стабильности и экономического развития. Цифровизация органов государственной власти позволит значительно усовершенствовать модели государственного управления и вывести государственный сектор на новый уровень.
7 Электронное правительство и цифровое правительство – это две качественно разные модели цифрового управления, отличающиеся технологически, структурно и концептуально2. Модель цифрового правительства является не стадией электронного правительства, а концептуальным развитием этой модели. Иными словами, переход от электронного правительства к цифровому представляет собой кардинальную трансформацию и приведение всей структуры органов власти в соответствие с закономерностями существования постинформационного общества на основе ряда специфических характеристик новой концепции.
2. Василенко И.А. Особенности формирования концепции «цифрового правительства» в политической науке и перспективы ее реализации в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 82. С. 218–244.
8 Необходимость теоретического осмысления всеобъемлющей цифровизации государственного управления обусловлена целым рядом теоретических и практических вопросов воплощения концепции цифрового правительства.
9 Без четкого понимания сущности новой модели функционирования государственных органов и ее принципиальных отличий от уже реализованной концепции электронного правительства переход к цифровому правительству представляется крайне трудным. На сегодняшний день менее 20 % всех проектов реализации цифрового правительства являются успешными3. Главный фактор, определяющий высокий процент неудачных попыток реализации цифрового правительства, – это отсутствие четкого представления о сущности реализуемой концепции.
3. Болдырева Л.Б. Коммуникация правительства и предпринимательских структур и проблемы создания «цифрового правительства» // E-Management. 2020. № 1. С. 75–85.
10 В настоящий момент проблематика соотношения и различий электронного и цифрового правительства является крайне востребованной и активно обсуждаемой в научном сообществе. Интерес к проблематике электронного и цифрового правительства нашел свое отражение в значительном количестве работ зарубежных ученых, таких как Дж.Х. Александер и Дж.В. Граббс, Г. Браунинг, К. Бвалия, А. Кларк, Р.К. Гир и Б.А. Янг, М. Йилдис, С.А. Маклин, Т.Б. Райли, Д. Холмс, А. Бинэй и др. Имеется определенное количество работ, посвященных цифровому правительству, где сделан акцент на переход к данной модели от электронного правительства. В данной области следует выделить труды В. Эггерса, С. Фолка и М. Сильвермана и др.
11 Изучением электронного и цифрового правительства также занимаются и международные организации, исследовательские центры, государственные структуры различных стран. Значительный вклад в разработку данной темы внесли исследования и обзоры ООН, аналитические доклады Европейской комиссии и Всемирного банка, проекты аналитической компании «Гартнер» и т. д.
12 Данная проблематика является популярной и в российском научном сообществе. Однако стоит отметить, что отечественные ученые больше внимания уделяют проблемам архитектуры и сетевого присутствия электронного правительства. Определенный вклад в разработку данной проблематики внесли И.Р. Агамирзян, А.П. Голубуцкий и О.Б. Шевчук, А.С. Гладышев и Н.Г. Новикова, О.С. Грунистая, Е.Р. Зиндера, Г.Г. Данюк, Д.С. Зарецкая, Е.Г. Иншакова, Ю.В. Ирхина, С.Ю. Кабашова, А.А. Сидорова.
13 Учитывая огромный массив научных работ по проблематике электронного правительства, можно с уверенностью констатировать тот факт, что данная тема в российском научном сообществе изучена довольно подробно. Работ, рассматривающих область цифрового правительства, значительно меньше. Разработка проблематики перехода от электронного правительства к цифровому правительству представлена в работах З.В. Архиповой, И.А. Василенко, В.И. Дрожжинова, В.П. Куприятновской, С.Н. Евтушенко, Д.Е. Намиота и др.
14 Несмотря на определенную научную разработанность концепции электронного правительства и высокий интерес к концепции цифрового правительства, в отечественном научном сообществе до сих пор не сложилось единого мнения относительно сущности и отличительных черт цифрового правительства. Крайне часто происходит либо отождествление этих двух моделей4, либо представление цифрового правительства как части электронного5.
4. Красильников О.Ю. Становление цифрового правительства в современной России // Гуманитарный научный журнал. 2018. № 1. С. 27–31.

5. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство vs цифровое правительство в контексте цифровой трансформации // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 120–135.
15 Цель данной статьи – показать преимущества и перспективы реализации цифрового правительства в условиях цифровизации общественно-политических отношений.
16 Сущность и основные характеристики электронного правительства
17 Подписание странами «Большой восьмерки» Окинавской хартии стало отправной точкой для внедрения концепции электронного правительства в большинстве стран мира, которое происходило практически одновременно, несмотря на разный уровень их развития.
18 Среди основных предпосылок реализации электронного правительства выделяют6:
  1. необходимость сокращения времени предоставления государственных услуг населению;
  2. развитие и активное внедрение ИКТ в государственном секторе;
  3. рост запроса со стороны населения на получение услуг в электронном формате7.
6. Париссон Н., Мэннинг Н. Реформа государственного управления: Международный опыт. М.: Весь мир, 2003. 495 с.

7. Там же.
19 Внедрение технологий электронного правительства в каждодневные государственные практики связывали с повышением эффективности, качества и результативности работы государственных органов. Использование ИКТ в государственном секторе было призвано обеспечить прозрачность и открытость деятельности органов власти, упростить процедуру и сократить сроки получения государственных услуг, ввести единый стандарт обслуживания граждан, а также значительно сократить расходы на содержание государственного сектора. Внедрение ИКТ также должно было способствовать расширению возможностей для участия большего количества граждан в процессе принятия решений.
20 Становление электронного правительство представляется как длительный процесс, который можно разделить на несколько этапов8.
8. Veit D., Huntgeburth J. Foundations of digital government: Leading and Managing in the Digital Era. Springer Verlag. 2014. 158 p.
21 На начальном этапе (2000–2005 гг.) реализации электронного правительства главным направлением стало присутствие государства в сети. Первым шагом на пути вхождения государства в онлайн-пространство было предоставление базовой справочной информации о государственных органах с помощью интернета. На данном этапе происходит разработка веб-сайтов власти, на которых размещается вся необходимая информация для граждан. Предоставление услуг все еще происходит в офлайне с минимальным процентом использования ИКТ.
22 Постепенно государство начинает приспосабливаться к новой форме, происходит плавный переход ко второй стадии (2005–2010 гг.), на которой главной целью является взаимодействие граждан и органов власти в онлайн-формате. Происходит расширение используемых ИКТ, они становятся все более быстрыми и адресными9. Интеракции происходят посредством электронной почты, специализированных государственных сайтов. Используются электронные формы для загрузки и получения документов. Развивается вектор на перенос большинства услуг в полностью онлайновый формат без использования других каналов, но пока предоставление государственных услуг происходит в основном по старой модели, что обусловлено необходимостью не исключать граждан, которые только начинают осваивать новые технологии.
9. Ibid.
23 Третий этап развития (2010–2012 гг.) электронного правительства связан с более масштабным переходом в сеть. Расширяется перечень государственных услуг, которые могут быть предоставлены полностью онлайн, появляется электронная аутентификация.
24 На четвертом этапе (2012–2015 гг.) происходит трансформация сложившейся системы, появляется так называемое всеохватывающее правительство, которое представляет собой модель предоставления услуг населению из нескольких департаментов при помощи единого сайта10. Начиная с этого момента можно говорить о создании основы для перехода к цифровому правительству. Впервые о необходимости такого перехода было отмечено в докладе ООН в 2012 г. Была зафиксирована отправная точка перехода от электронного правительства к всеохватывающему правительству и созданию политической основы для цифровизации11. Правительства стали постепенно трансформироваться согласно сетевому принципу, где главная роль отводится взаимодействию с гражданами, а предоставление государственных услуг в электронной форме происходит в соответствии с принципами унифицированности, многоканальности и проактивности12.
10. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство vs цифровое правительство… С. 120–135.

11. Там же.

12. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство как вектор инновационных государственных преобразований в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: политология. 2016. С. 121–128.
25 Развитие концепции электронного правительства в России происходило по такому же сценарию. Одним из первых актов, в которых был намечен курс внедрения ИКТ, стала Федеральная целевая программа «Электронная Россия», утвержденная Правительством РФ в 2002 г.13. Следует обратить особое внимание на тот факт, что данная ФЦП разрабатывалась не только на основе Окинавской хартии. К моменту ее утверждения в России активно стали развивать ИКТ. Уже в начале 2000-х был накоплен определенный опыт внедрения ИТ в отдельных министерствах и структурах власти, а также имелись необходимые кадры для дальнейшего развития данного направления. Иными словами, была сформирована как технологическая, так и кадровая база для реализации ФЦП «Электронная Россия». Началом создания электронного правительство можно считать Указ Президента, утвердивший «Стратегию развития Информационного общества в Российской Федерации»14 и одобренную Правительством РФ «Концепцию формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»15.
13. ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 10.08.2020).

14. Указ Президента РФ от 7 февраля 2008 года № Пр-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 10.06.2021).

15. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р «О Концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 года» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 10.08.2020).
26 Дальнейший процесс внедрения технологий и механизмов электронного правительства был отражен в государственных программах «Информационное общество» (2010–2020 гг.)16 и «Информационное общество» (2017–2030)17.
16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы РФ “Информационное общество”»// КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 10.06.2021).

17. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Администрация Президента России. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 10.06.2021).
27 В ходе реализации концепции электронного правительства были созданы информационные системы федеральных (ФОИС) и региональных (РОИС) органов власти, межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), межведомственного электронного документооборота (МЭД), межведомственного электронного документооборота органов власти (МЭДО), идентификации и аутентификации (ЕСИА), нормативно-справочной информации (ЕСНСИ), федеральные, региональные и муниципальные реестры и порталы государственных услуг18.
18. Слоботчиков О.Н., Козлов С.Д., Шатохин М.В., Попов С.А., Гончаренко А.Н. Цифра и власть: цифровые технологии в государственном управлении. М.: НАНО ВО «ИМЦ», 2020. 320 с.
28 Объективно оценивая уровень развития цифровых технологий в России, можно сказать, что данный процесс является довольно успешным и имеет определенные перспективы. Индекс развития электронного правительства (EGDI), рассчитываемый ООН, в 2020 году показал, что Россия имеет высокие показатели и занимает 36 место из 19319.
19. Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI). [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения 22.02.2021).
29 В процессе становления электронного правительства были разработаны и внедрены механизмы и технологии, которые в настоящий момент являются базой для цифровизации государственного управления. Среди технологий электронного правительства следует выделить несколько особо важных механизмов.
30 Во-первых, это создание электронных форм бумажных документов, то есть документоориентированные технологии. Благодаря этому была создана система управления электронными документами – IDM (Integrated Document Management).
31 Во-вторых, создание единой системы аутентификации и авторизации, предоставление прав всем участникам электронного правительства.
32 В-третьих, создание платформ и стимулирование развития гражданских инициатив и гражданского участия как в процессе разработки, так и исполнения государственных решений. Технологии краудсорсинга являются наиболее ярким примером20.
20. Соловьев А.И. Гражданский сектор государственного управления. М.: АРГАМАК-МЕДИА. 2018. 440 с.
33 И, в-четвертых, формирование всеохватывающего правительства с единым окном предоставления услуг. Данный портал является одним из ключевых достижений проекта электронного правительства. Портал представляет собой единую точку доступа ко всем ссылкам на государственные и муниципальные услуги через интернет и реализует возможность получать эти услуги в электронном виде.
34 Безусловно, долгое время электронное правительство было передовой концепцией, способствующей повышению качества предоставления государственных услуг, а также упрощению большинства процедур. Однако многие направления остались нереализованными. Основные положения, реализованные на практике, сводились к предоставлению информации о государственных услугах в электронной форме, организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна на базе многофункциональных центров, регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг21.
21. Петрович В.В. Электронное правительство в цифровой реальности // Информационное общество. 2019. № 6. С. 4–11.
35 По мере развития технологий и роста запросов и потребностей современного общества данная модель стала устаревать. Все это обусловило необходимость качественного перехода на новую технологическую основу, соответствующую новым требованиям.
36 Цифровое правительство: структурные элементы и принципы построения
37 Стремительное развитие цифровых технологий и рост их использования приводит к значительным модификациям в государственном секторе. Страны ощущают необходимость освоения новых технологий и осуществления процесса полномасштабной цифровизации механизмов функционирования органов государственной власти. На смену электронному правительству приходит концепция цифрового правительства.
38 Официально это зафиксировано в докладе ООН в 2014 г., что и стало отправной точкой разработки архитектуры цифрового правительства.
39 На сегодняшний день среди основных принципов цифрового правительства выделяют22:
22. Цифровое правительство 2020. Перспективы для России. 2016. С. 73. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 22.02.2021).
40
  1. Предоставление всех услуг в онлайн-формате. Услуги являются полностью цифровыми, начиная с момента обращения гражданина в соответствующий орган, включая процесс предоставления услуги и итог. Весь административный процесс является полностью оцифрованным, коммуникация в офлайне отсутствует. Главным преимуществом полностью оцифрованного процесса является возможность применения технологий, основанных на использовании данных23.
  2. Цифровая форма предоставления услуг происходит по умолчанию. Услуга в цифровом формате является безальтернативной, другие аналоги исключены. В процессе работы акцент делается на данные, а не на документы, что значительно упрощает весь процесс предоставления услуг и избавляет население от непосредственного взаимодействия с чиновниками.
  3. Правительство как платформа. Данный принцип предполагает участие третьей доверенной стороны в процессе предоставления услуг, что обусловлено тенденцией к увеличению процента вовлеченных граждан. Теперь они могут инициировать инновации, способствующие усовершенствованию государственного управления. Государство воспринимается в качестве организатора и систематизатора гражданской активности24. Такой подход должен способствовать снижению нагрузки на государственные органы, а также сокращению расходов при повышении уровня обслуживания населения.
  4. Платформонезависимость и ориентация на мобильные устройства подразумевают наличие постоянного доступа вне зависимости от используемых информационно-коммуникационных каналов к быстрому и упрощенному процессу запроса и получения государственных услуг. Доступ к государственным услугам через различные средства коммуникации должен осуществляться с предоставлением «бесшовного» перехода пользователя с одного устройства на другое25.
  5. Проактивное управление. Государство нацелено на предоставление необходимых услуг населению еще до их запроса. Особое внимание уделяется каналам обратной связи, необходимой для дальнейшей модификации системы в соответствии с требованиями населения. Для повышения уровня взаимодействия государственные органы предоставляют широкий доступ гражданам к процессу предоставления услуг, включая раскрытие необходимых данных и возможность просмотра информации о предоставлении услуг в режиме реального времени26.
  6. Проектирование услуг, ориентированное на потребности и запросы пользователей, а не на государственные структуры. Услуги должны отражать запросы и нужды широкого круга граждан, но с высокой степенью персонализации. Разработка услуг происходит с помощью учета индивидуальных потребностей, выявленных с помощью большого количества собранных данных о гражданине, условиях окружающей среды, а также аналитических инструментов. Такой подход сделает цифровые государственные услуги более легкими в использовании и привлекательными для большего количества граждан27.
  7. Инклюзивность, доступность и открытость процесса предоставления услуг.
  8. Ориентированность государственных органов на активное взаимодействие как с гражданами, так и внутри государственных структур.
23. Там же.

24. O’Reilly T. Government as a Platform // Innovations: Technology, Governance, Globalization. 2011. No. 1. P. 13–40.

25. Цифровое правительство 2020. Перспективы для России.

26. Тлисов А.Б., Саркисов С.С. Цифровое правительство: современная призма интеграции государственного сектора // Вестник экспертного совета. 2002. № 1. С. 11–16.

27. Цифровое правительство 2020. Перспективы для России.
41 Данные принципы являются основой для формирования структуры цифрового правительства. В качестве основных структурных элементов архитектуры новой концепции можно выделить28:
28. Там же.
42
  1. единый портал. Это веб-сайт, содержащий необходимые данные для предоставления услуг без перенаправления на другие правительственные сайты. Основная характеристика нового поколения порталов – это транзакционная интеграция29;
  2. единая база данных для совместного использования государственными органами разных уровней. В новой концепции базы данных рассматриваются в качестве главных активов органов власти, которые позволят значительно ускорить работу государственных органов в процессе предоставления услуг благодаря быстрой адаптации под нужды каждого государственного органа, а также поспособствуют интеграции и взаимодействию государственных органов на разных уровнях30;
  3. гибкая инфраструктура, включающая общие межведомственные сервисы для совместного пользования;
  4. унифицированная система анализа поступающих данных и персонифицированные идентификаторы для формирования индивидуального подхода к гражданам с целью максимального удовлетворения запросов.
29. Там же.

30. Там же.
43 Цифровые технологии создаются и изменяются с невероятной скоростью, что необходимо учитывать в ходе разработки любой модели государственного управления. Именно поэтому процесс построения цифрового правительства базируется на универсальности, систематизации и унификации принципов работы и взаимосвязанных показателей, что позволяет вносить изменения в любое время, обеспечивая непрерывную эволюцию модели в соответствии с развитием технологий.
44 На сегодняшний день в качестве технологической базы построения цифрового правительство можно выделить:
45
  1. облачные технологии, которые помогут правительству повысить гибкость и оперативность использования ИТ-инфраструктур, а также обеспечить эластичную стабильную производительность с целью интеграции услуги с минимальными затратами31;
  2. технологии «Больших данных» и аналитика позволит правительству собирать и обрабатывать структурированные и неструктурированные данные огромных объемов из различных источников, подверженных постоянным обновлениям для выявления закономерности с целью проактивного предоставления услуг;
  3. технологии искусственного интеллекта позволят выполнять рутинные функции гораздо быстрее, сохраняя высокий уровень предоставления услуг;
  4. технология блокчейн поможет провести распределение функций и ответственности, разгружая вертикаль власти, то есть активизировать процесс децентрализации и улучшить межведомственное взаимодействие;
  5. интернет вещей, передавая данные между связанными физическими объектами, поможет исключить из части действий необходимость участия человека. Правительство будет получать весь массив данных о состоянии объектов без необходимости проведения контрольных мероприятий.
Цифровое правительство как новая самостоятельная концепция делает акцент на информацию и данные, что детерминирует определенные особенности в подходе и способе реализации.
31. Там же.
46 В среднем исследователи выделяют от 3 до 4 стадий развития и создания цифрового правительства. Начинается данный процесс с оцифровки (digitization). Оцифровка – это создание цифрового представления физических объектов. Это начальная стадия внедрения цифровых сетей в государственные практики предоставления услуг, но еще с сохранением значительной части бумажных операций. Для успешного перехода к следующему этапу необходимо создание и развитие инфраструктуры доступа к цифровым технологиям и готовность населения и государственных служащих использовать эти цифровые технологии в повседневной жизни. После этого начинается этап стратегической цифровизации, где намечаются дальнейшие векторы использования цифровых технологий.
47 Это переходный этап, который готовит систему к бифуркации, вследствие которой происходит трансформация и создание механизмов работы электронного правительства.
48 Концепцию электронного правительства можно рассматривать и как промежуточный результат, и как часть процесса. Технологии, выработанные и оптимизированные на данном этапе, являются базой для дальнейшей цифровизации государственного управления. Этот этап позволяет отрегулировать работу госструктур на основе инновационных технологий, а также упростить определенную долю предоставления услуг. Начинается процесс сотрудничества и согласования технологических подходов между структурами.
49 Следующий этап является промежуточным перед конечной целью. Начинается масштабная трансформация технологий электронного правительства. Глобально преобразовываются отношения внутри государственных структур и между правительством и гражданами, неправительственным структурами. Использование цифровых технологий охватывает все большее количество интеракций внутри системы. Изменения направлены на расширение доступа, удобство и эффективность систем предоставления государственных услуг при помощи данных технологий. Акцентируется внимание на вовлечение граждан в этот процесс. Внедрение инновационных цифровых технологий поможет переформатировать сами подходы к государственному и муниципальному управлению, а также будет способствовать активному включению государства в данный процесс наравне с другими сферами.
50 Завершающий этап представлен созданием цифрового правительства.
51 Уместным представляется упомянуть трехэтапную периодизацию, представленную экспертами ОЭСР32: – оцифровка процессов; – электронное правительство; – цифровое правительство, при котором цифровые технологии последнего поколения позволяют учитывать предпочтения пользователей при формировании состава предоставляемых услуг и процедур, связанных с их получением.
32. The OECD Open Government Data Report “Increasing Policy Maturity for Sustainable Impact”. 2018. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 29.12.2020).
52 Переход к цифровому правительству представляется как многоэтапный и длительный процесс. Однако реалии последних лет внесли значительные коррективы. До пандемии коронавируса цель развития ИКТ была фоновой. Несмотря на наличие стратегий развития и внедрения цифрового правительства с четким планом реализации, до 2019 г. темп и круг действий были крайне ограничены. Новые условия существования с ограничением контактов в реальной жизни и переносом большей части интеракций в онлайн-пространство показали необходимость активной разработки данного направления, создав условия формированной или вынужденной цифровизации. Правительства были вынуждены в кратчайшие сроки перевести большую часть государственных услуг в полностью онлайновый формат. Гораздо более интенсивно, чем до пандемии, в цифровой форме были созданы новые виды услуг. Согласно последним исследованиям McKinsey, пандемия коронавируса ускорила внедрение цифровых технологий на несколько лет33.
33. McKinsey Digital. [Сайт]. URL: >>>> (дата обращения: 30.06.2021).
53 Практикой реализации технологий цифрового правительства в сфере государственного управления занимается и правительство РФ совместно с Минцифры. Стратегия и принципы внедрения модели цифрового правительства закреплены в федеральном проекте «Цифровое государственное управление», включенном в национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации»34, в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.»35, «Стратегии развития информационного общества» на 2017–2030 гг36.
34. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 10.06.2021).

35. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Администрация Президента России. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 10.06.2021).

36. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Администрация Президента России. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 10.06.2021).
54 Начиная с 2020 г. правительство РФ стало уделять особое внимание вопросу реализации концепции цифрового правительства. Особое влияние на этот процесс оказала пандемия, ускорив темпы цифровой трансформации и наглядно показав плюсы перевода услуг в цифровой формат, а также стремление не отставать от мировых лидеров цифровизации. В Указе № 474 от 21.07.2020 Президента Российской Федерации «О национальных целях развития России до 2030» цифровая трансформация является одной из основополагающих целей37.
37. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения 10.06.2021).
55 На сегодняшний день правительство РФ установило и запустило новый порядок цифровизации федеральных органов власти, началась разработка рейтинга цифровизации исполнительных органов власти и федерального рейтинга цифровизации регионов, появилась новая должность заместителя руководителя по цифровой трансформации в каждом органе федеральной власти, началась работа над единым регистром населения38. Оказание услуг населению должно осуществляться в соответствии с концепцией 0-0-0: нулевой вход – нулевое ожидание – ноль бумажных документов39.
38. Постановление Правительства от 10 октября 2020 года №1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 10.06.2021).

39. Правительственная комиссия по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. [Сайт]. URL: >>>> (дата обращения 01.07.2021).
56 Согласно Digital Economy and Society Index 2019, Россия занимает 23 место в рейтинге стран по цифровому развитию общества40. По рейтингу Harvard Business Review «Самые цифровые страны мира» Россия входит в зону «перспективных» стран41. В рейтинге цифровой трансформации городов Services Globalization Index международного консалтингового агентства Tholons Москва занимает 18 место, а в рейтинге цифровых наций Россия расположилась на 7 строчке42.
40. Digital Economy and Society Index 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 22.02.2021).

41. Harvard Business Review. [Сайт]. URL: >>>> (дата обращения: 22.02.2021).

42. Tholons Services Index 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 30.06.2021).
57 При всех технологических успехах реализация цифрового правительства в государственных органах пока имеет догоняющий характер и пока редко воспринимается в качестве инструмента решения стратегических задач.
58 Цифровое правительство как самостоятельная концепция
59 Несмотря на тот факт, что разработка концепции цифрового правительства началась уже в 2014 г., до сих пор в научном сообществе существует путаница относительно данной модели. Как отмечает профессор И.А. Василенко, в отечественном политическом дискурсе пока не произошло дифференциации между двумя концепциями43. Ряд исследователей воспринимает цифровое правительство как очередную ступень развития электронного правительства44, некоторые отождествляют две эти концепции45, игнорируя принципиальные различия в характеристиках и методах построения. Пока четкого понимания в разграничении двух моделей не сложилось и у государственных служащих. Все это затрудняет процесс перехода к новой модели государственного управления.
43. Кочетков А.П., Василенко И.А., Володенков С.В., Гаджиев К.С., Коваленко В.С., Соловьев А.А., Кирсанова Е.Г. Концепция цифрового правительства как политический проект для России: перспективы реализации в условиях вызовов и рисков цифровизации общества // Власть. 2021. № 1. С. 318–331.

44. 44 Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство vs цифровое правительство…

45. Красильников О.Ю. Становление цифрового правительства в современной России // Гуманитарный научный журнал. 2018. № 1. С. 27–31.
60
Электронное правительство Цифровое правительство
Предоставление услуг происходит в электронной форме параллельно другим каналам с опорой на документы. Предоставление услуг происходит полностью онлайн с опорой на данные, коммуникации в офлайне исключаются. Услуги имеют исключительно цифровую форму.
Перевод уже существующих государственных услуг в электронный формат. Проектирование новых видов государственных услуг с ориентацией на потребности пользователя.
Унификация предоставления государственных услуг. Предоставление индивидуализированных услуг с высокой степенью персонализации и подстраиванием под реальные нужды пользователя.
Ориентация предоставления и получения услуг через веб-браузер ПК. Платформонезависимость в процессе обращения и предоставления государственных услуг. Обеспечение бесшовного перехода с одного устройства на другое.
Ориентация на предоставление альтернативного способа получения государственной услуги через онлайн-сервисы с сохранением традиционной формы. Ориентация на развитие инноваций во всех сферах жизнедеятельности, активное вовлечение различных акторов, аккумуляция общественных инициатив. Изменения в организации управления.
Таблица 1. Сравнительная таблица характеристик электронного и цифрового правительства.
61 Сравнивая принципы реализации, внутреннюю архитектуру и конечные цели, можно выделить ряд принципов, которые подтверждают отличия цифрового правительства от электронного и преимущества первого.
62 Во-первых, характер направленности и разработки самой модели. Концепция электронного правительства изначально была более социально-гуманитарной, в отличие от чисто технического проекта цифрового правительства. В концепции цифрового правительства главное внимание отводится созданию и внедрению цифровых технологий46. Данную характеристику новой модели отмечают многие современные исследователи47. Соглашаясь с Е.Г. Кирсановой, отметим, что цифровое правительство – это не только центр принятия решений, но и двигатель инновационных процессов. Данную точку зрения поддерживает и профессор А.П. Кочетков, выделяя стимулирование инноваций во всех сферах в качестве приоритета реализации новой модели48. И.А. Василенко акцентирует особое внимание на принципе формирования цифрового правительства как инновационной лаборатории, которая в дальнейшем должна стать центром развития инновационной системы государства49.
46. UN reviews on the development of e-government (2001–2020). [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 07.02.2021).

47. Brown A., Fishenden J., Thompson M. Digitizing Government: Understanding and Implementing New Digital Business Models (Business in the Digital Economy). London: Palgrave Macmillan, 2014.

48. Кочетков А.П., Василенко И.А., Володенков С.В., Гаджиев К.С., Коваленко В.С., Соловьев А.А., Кирсанова Е.Г. Концепция цифрового правительства как политический проект для России…

49. Василенко И.А. Особенности формирования концепции «цифрового правительства» в политической науке и перспективы ее реализации в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 82. С. 218–244.
63 Во-вторых, принципы работы цифрового правительства сводятся к тому, чтобы при оптимизации, трансформации и создании государственных услуг использовались преимущества цифровых данных. Новая концепция подразумевает полный перевод услуг в цифровой формат с опорой на данные, а не на документы50. Данную позицию поддерживают и специалисты аналитической компании «Гартнер», подчеркивая, что информация и данные являются ключевым элементом функционирования цифрового правительства51. Акцент в этой модели делается на данные и инновации, в отличие от электронного правительства, где в центре внимания были процессы и услуги52.
50. Цифровое правительство 2020. Перспективы для России.

51. Там же.

52. Архипова З.В. Трансформация «электронного правительства» в «цифровое правительство» // Известия Байкальского государственного университета. 2016. № 5. С. 818–824.
64 В-третьих, модель взаимодействия граждан и государственных структур в процессе предоставления услуг. Концепция электронного правительства предусматривала использование ИКТ в процессе взаимодействия пользователей с государственными органами, однако личный контакт в реальной жизни и доступ к сервисам по иным каналам не исключался. Технологии в основном использовались гражданами для получения информации, а не для получения услуг. Концепция цифрового правительства кардинальным способом меняет такую модель. Государственные сайты должны осуществлять предоставление услуг полностью в онлайн-формате. Непосредственный контакт с государственными служащими исключен.
65 В-четвертых, различия в подходах и способах реализации двух моделей53. Цифровое правительство позволит перейти от использования технологий для поддержания процессов в государственных органах к полномасштабному формированию результатов государственного управления54. Появляется возможность создания системы с множеством акторов, где правительство выступит в качестве связующего звена, предоставив всем участникам возможности для инициатив.
53. The OECD Open Government Data Report “Increasing Policy Maturity for Sustainable Impact”. 2018. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 29.12.2020).

54. Добролюбова Е.И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 70–93.
66 В-пятых, технологическая база архитектуры цифрового правительства и электронного имеет значительные отличия. Реализация концепции цифрового правительства происходит с опорой на новые цифровые технологии, которые ранее не были использованы в государственном секторе и не включались в модель электронного правительства.
67 Итак, цифровое правительство, имея в своей основе специфические черты, не может быть ни отождествлено, ни охарактеризовано как часть электронного правительства. Цифровое правительство является самостоятельной концепцией, которая строится на базе достижений электронного правительства, но отличается от него по ряду технологических, структурных и концептуальных признаков. Две представленные концепции ориентированы на разные модели управления. Цифровое правительство рассматривается как средство повышения эффективности государства в целом, включая как оказание услуг, так и процесс принятия решений. Имея высокий уровень гибкости и долгосрочный потенциал, цифровое правительство способно в корне изменить существующую систему, подняв государственное управление на качественно новый уровень.

References

1. Arhipova Z.V. Transformaciya «elektronnogo pravitel'stva» v «cifrovoe pravitel'stvo» // Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 5. S. 818–824.

2. Benay A. Government Digital: The Quest to Regain Public Trust. Canada: Dundurn Press, 2018. 216 p.

3. Boldyreva L.B. Kommunikaciya pravitel'stva i predprinimatel'skih struktur i problemy sozdaniya «cifrovogo pravitel'stva» // E-Management. 2020. № 1. S. 75–85.

4. Bronnikov I.A., Karpova V.V. Cifrovoe grazhdanstvo v Rossijskoj Federacii: politicheskie riski i perspektivy // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2021. № 3. S. 123–133.

5. Bronnikov I.A., Gorbachev M.V., Kononenko O.S., Timirchev I.K. Mediaaktivizm i grazhdanskaya mobilizaciya: genezis i tendencii // Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2021. № 1. S. 44–60.

6. Brown A., Fishenden J., Thompson M. Digitizing Government: Understanding and Implementing New Digital Business Models (Business in the Digital Economy). London: Palgrave Macmillan, 2014.

7. Vasilenko I.A. Osobennosti formirovaniya koncepcii «cifrovogo pravitel'stva» v politicheskoj nauke i perspektivy ee realizacii v Rossii // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. 2020. № 82. S. 218–244.

8. Veit, D., Huntgeburth, J. Foundations of digital government: Leading and Managing in the Digital Era. Springer Verlag, 2014. 158 p.

9. Harvard Business Review. [Sajt]. URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/853688 (data obrashcheniya: 22.02.2021).

10. Dvinskih D.YU., Dmitrieva N.E., ZHulin A.B. i dr. Pod obshch. red. Dmitrievoĭ N.E. Cifrovaya transformaciya gosudarstvennogo upravleniya: mify i real'nost'. M.: Izd. dom Vyssheĭ shkoly ekonomiki, 2019. 43 s.

11. Delcambre L., Giuliano G. Digital Government Research in Academia. Computer. 2005. Vol. 38. No. 12. P. 33–39.

12. Digital Economy and Society Index 2019. [Elektronnyj resurs]. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/digital-economy-and-society-index-desi-2019 (data obrashcheniya: 22.02.2021).

13. Dobrolyubova E.I. Gosudarstvennoe upravlenie po rezul'tatam v epohu cifrovoj transformacii: obzor zarubezhnogo opyta i perspektivy dlya Rossii // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2018. № 4. S. 70–93.

14. Indeks razvitiya elektronnogo pravitel'stva (E-Government Development Index, EGDI). [Elektronnyj resurs]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Data-Center (data obrashcheniya 22.02.2021).

15. Clarke A. Digital Government Units: What Are They, and What Do They Mean for Digital Era Public Management Renewal? // International Public Management Journal. Vol. 23. No. 3. P. 358–379.

16. Kosorukov A.A. Cifrovoe pravitel'stvo v praktike sovremennogo gosudarstvennogo upravleniya (na primere Rossijskoj Federacii) // Trendy i upravlenie. 2017. № 4. S. 81–96.

17. Kochetkov A.P., Vasilenko I.A., Volodenkov S.V., Gadzhiev K.S., Kovalenko V.S., Solov'ev A.A., Kirsanova E.G. Koncepciya cifrovogo pravitel'stva kak politicheskij proekt dlya Rossii: perspektivy realizacii v usloviyah vyzovov i riskov cifrovizacii obshchestva // Vlast'. 2021. № 1. S. 318–331.

18. Krasil'nikov O.YU. Stanovlenie cifrovogo pravitel'stva v sovremennoj Rossii // Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal. 2018. № 1. S. 27–31.

19. McKinsey Digital [Sajt]. URL: https://www.mckinsey.com (data obrashcheniya: 30.06.2021).

20. The OECD Open Government Data Report “Increasing Policy Maturity for Sustainable Impact”. 2018. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/governance/open-government-data-report_9789264305847-en (data obrashcheniya: 29.12.2020).

21. Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» // Pravitel'stvo Rossii. [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (data obrashcheniya: 10.06.2021).

22. Okinavskaya hartiya Global'nogo informacionnogo obshchestva ot 21.07.2000 // Administraciya Prezidenta Rossii. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3170 (data obrashcheniya: 12.02.2021).

23. O’Reilly T. Government as a Platform // Innovations: Technology, Governance, Globalization. 2011. No. 1. P. 13 –40.

24. Pavlyutenkova M.YU. Elektronnoe pravitel'stvo kak vektor innovacionnyh gosudarstvennyh preobrazovanij v Rossii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: politologiya. 2016. № 4. S. 121–128.

25. Pavlyutenkova M.YU. Elektronnoe pravitel'stvo vs cifrovoe pravitel'stvo v kontekste cifrovoj transformacii // Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2019. № 5. S. 120–135.

26. Parisson N., Menning N. Reforma gosudarstvennogo upravleniya: Mezhdunarodnyj opyt. M.: Ves' mir, 2003. 495 s.

27. Petrovich V.V. Elektronnoe pravitel'stvo v cifrovoj real'nosti // Informacionnoe obshchestvo. 2019. № 6. S. 4–11.

28. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 313 (red. ot 31.03.2017) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy RF “Informacionnoe obshchestvo”»// Konsul'tantPlyus. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/ (data obrashcheniya: 10.06.2021).

29. Postanovlenie Pravitel'stva ot 10 oktyabrya 2020 goda №1646 “O merah po obespecheniyu effektivnosti meropriyatij po ispol'zovaniyu informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v deyatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i organov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami” // Konsul'tantPlyus. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364874/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (data obrashcheniya: 10.06.2021).

30. Pravitel'stvennaya komissiya po cifrovomu razvitiyu, ispol'zovaniyu informacionnyh tekhnologij dlya uluchsheniya kachestva zhizni i uslovij vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti. [Sajt]. URL: http://government.ru/department/492/events/ (data obrashcheniya 01.07.2021).

31. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 06.05.2008 № 632-r (red. ot 10.03.2010) «O Koncepcii formirovaniya v RF elektronnogo pravitel'stva do 2010 goda» // Konsul'tantPlyus. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76942/ (data obrashcheniya: 10.08.2020).

32. Rudenko A.I. Cifrovoe pravitel'stvo v praktike sovremennogo gosudarstvennogo upravleniya (Na primere Rossijskoj Federacii) // Osnovnye tendencii razvitiya ekonomiki i upravleniya v usloviyah cifrovizacii obshchestva. 2019. S. 87–91.

33. Slobotchikov O.N., Kozlov S.D., SHatohin M.V., Popov S.A., Goncharenko A.N. Cifra i vlast': cifrovye tekhnologii v gosudarstvennom upravlenii. M.: NANO VO «IMC», 2020. 320 s.

34. Smotrickaya I.I., CHernyh S.I. Sovremennye tendencii cifrovoj transformacii gosudarstvennogo upravleniya // Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk. 2018. № 5. S. 22–36.

35. Solov'ev A.I. Grazhdanskij sektor gosudarstvennogo upravleniya. M.: ARGAMAK-MEDIA, 2018. 440 s.

36. Tlisov A.B., Sarkisov S.S. Cifrovoe pravitel'stvo: sovremennaya prizma integracii gosudarstvennogo sektora // Vestnik ekspertnogo soveta. 2002. № 1. S. 11–16.

37. Tholons Services Index 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://ict.moscow/en/research/services-globalization-index-2020/ (data obrashcheniya: 30.06.2021).

38. Ukaz Prezidenta RF ot 7 fevralya 2008 goda № Pr-212 «Strategiya razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossiĭskoĭ Federacii» // Konsul'tantPlyus. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92004/ (data obrashcheniya: 10.06.2021).

39. Ukaz Prezidenta Rossiĭskoĭ Federacii ot 9 maya 2017 goda № 203 «O strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossiĭskoĭ Federacii na 2017–2030 gody» // Administraciya Prezidenta Rossii. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (data obrashcheniya: 10.06.2021).

40. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // Administraciya Prezidenta Rossii. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashcheniya: 10.06.2021).

41. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossii do 2030» // Konsul'tantPlyus. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63714.html/ (data obrashcheniya 10.06.2021).

42. Falk S., Römmele A., Silverman M. Digital Government Leveraging Innovation to Improve Public Sector Performance and Outcomes for Citizens. Switzerland: Springer International Publishing, 2017. 189 p.

43. FCP «Elektronnaya Rossiya (2002–2010 gody)» // Ministerstvo cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/ (data obrashcheniya: 10.08.2020).

44. Cifrovoe pravitel'stvo 2020. Perspektivy dlya Rossii. 2016. S. 73. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.iis.ru/docs/DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf (data obrashcheniya: 22.02.2021).

45. UN reviews on the development of e-government (2001–2020). [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.un.org/en/desa/products/publications (data obrashcheniya: 07.02.2021).

Comments

Write a review

(additional_1.png) [Link]

Translate