The political culture evolution of the Republic of Cuba from 1990 to 2020
Table of contents
Share
Metrics
The political culture evolution of the Republic of Cuba from 1990 to 2020
Annotation
PII
S258770110013783-3-1
DOI
10.18254/S258770110013783-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Polina Igoshina 
Occupation: Student at the Faculty of Political Science
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow, 119992, Leninskye Gory, 1
Edition
Abstract

The article is devoted to the study of the political culture development of the Republic of Cuba, beginning with the last years of the Fidel Castro's leadership and ending with the early years of the leadership of Miguel Díaz-Canel. Very little is known about Cuban political culture and its development so far, which increases the importance of the issue. In addition, a special interest is caused by the recent major sociopolitical changes in the country. In the course of research, methods, such as analysis and generalization of sources (including official documents, electronic resources, foreign and domestic literature), logical analogy, and comparison (mainly refers to the matching of the analyzed stages), were used. It is concluded that the Cuban political culture has not undergone any fundamental transformations during the period under review, although new features are gradually beginning to manifest themselves.

Keywords
political culture, Cuban Revolution, Christian Liberation Movement, "Varela Project", Communist Party of Cuba, "Special Period", COVID-19
Received
29.01.2021
Date of publication
10.07.2021
Number of purchasers
4
Views
308
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 “La Patria es ara y no pedestal”1, – знаменитое выражение «Апостола независимости» Кубы, писателя, революционера Хосе Марти уже давно стало настоящей молитвой, характеризующей все то, во что верят кубинский народ и его руководители. Родина не есть перманентное ожидание «наград» и всяческих благ. Родина есть жертва – все, что человек готов отдать ради своей родной земли, ради семьи и традиций. Данное понимание вырастило не одно поколение кубинцев, укрепившись и в политической культуре страны. При этом на сегодняшний день можно задаться вопросами: «так ли нерушима эта истина?», «способны ли перемены, происходящие на Кубе, создать новое положение, оставив все привычное на полках с исторической литературой?», «поступится ли кубинский народ тем, что им выстраивалось на протяжении долгих лет, увлекшись заманчивыми процессами либерализации?».
1. «Родина – это алтарь, а не пьедестал» в пер. с исп.
2 По сей день о кубинской политической культуре и развитии таковой известно крайне мало, однако социальные, экономические и политические процессы страны всегда представляли особенный интерес. Мир был буквально потрясен, когда 19 апреля 2018 года после покинувшего пост председателя Совета министров Кубы и пост председателя Государственного совета Рауля Кастро во главе государства встает человек, не имеющий отношения к семье Кастро и не участвовавший в Кубинской революции2, а спустя год, 10 апреля 2019 года, принимается новая Конституция, положения которой способствуют серьезным изменениям в политическом строе страны. С целью прогнозирования основополагающим становится понимание составляющих и политической культуры Кубы в целом как факторов, оказывающих непосредственное влияние на имеющие место процессы и дальнейшее развитие таковых. Помимо всего прочего, политическая культура является крайне непростым для изучения феноменом в силу многосоставности такового. Изучение политической культуры Республики Куба способно внести ясность в понимание феномена и его составляющих.
2. Бовдунов А. Первый после Кастро: к чему может привести смена руководства на Кубе. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
3 Политическая культура выстраивается на протяжении продолжительного срока, в связи с чем автором работы была предпринята попытка рассмотрения эволюции феномена, начиная с последних лет руководства Фиделя Кастро, в частности с «особого периода», продемонстрировавшего необходимость в определенных шагах по либерализации жизни общества, и завершая современностью, «реформаторским этапом», своего рода.
4 Политическая культура представляется феноменом, включающим в себя множество различных критериев и характеристик, в связи с чем нами было принято решение взять за основу при проведении анализа измерения политической культуры нидерландского социолога Герта Хофстеде. Г. Хофстеде явился одним из основателей сравнительных межкультурных исследований. Выделенные им показатели/измерения позволили охарактеризовать и сравнить между собой политические культуры более 95 стран, дополнив тем самым уже имеющиеся знания о феномене и развитии такового в разных частях света. Измерения Г. Хофстеде, на наш взгляд, продемонстрировали то, что они универсальны во многом и «удобны» для сравнения как отдельных исторических этапов в ходе развития одной страны, так и сложившихся ситуаций в нескольких разных государствах.
5 Основной целью исследования является обнаружение претерпевающих изменения составляющих кубинской политической культуры и новых, ранее не свойственных тенденций, позволяющих говорить об эволюции феномена на Острове Свободы за последние годы. В этой связи было целесообразным выполнить следующие задачи:
6
  • рассмотреть особенности и основные характеристики феномена «политической культуры»;
  • исследовать отдельные составляющие кубинской политической культуры периода с 1959 по 1989 гг.;
  • изучить ключевые составляющие политической культуры Республики Куба в период с 1990-х по 2008 гг.;
  • изучить ключевые составляющие политической культуры Республики Куба в период с 2008 по 2018 гг.;
  • проанализировать ключевые составляющие политической культуры Республики Куба периода с 2018 года по наши дни;
  • посредством анализа всего вышеизложенного сделать заключение о произошедших трансформациях каждой составляющей за последние 30 лет и об эволюции политической культуры страны в целом.
7 Среди методов, применяемых в данной работе, необходимо выделить анализ и обобщение источников (в том числе официальных документов, электронных ресурсов, зарубежной и отечественной литературы), историко-политологический анализ, абстрагирование с целью выявления ключевых закономерностей в общем контексте рассматриваемых событий, логическую аналогию и сравнение (преимущественно касается сопоставления анализируемых этапов).
8 «Политическая культура». Измерения Г. Хофстеде
9

Особую популярность у исследователей термин «политическая культура», введенный в несколько отличном от привычного значении немецким философом-просветителем Иоганном Гердером еще в XVIII в.3, приобрел в 70–80-е гг. прошлого века, что было во многом обусловлено поиском причин несостоятельности попыток перенятия в 60-е гг. развивающимися странами опыта государств Западной Европы во всем, что касается выстраивания политико-экономических систем таковых4, а также проблемами возникновения кризисов в странах с демократическими режимами5 (к примеру, волнений молодежи во Франции, экологических и феминистских движений и др.) и «третьей волной»6 демократизации в 1970–1990-х гг. Ожидалось, что феномен способен определить предрасположенность той или иной страны к установлению в таковой определенного политического режима.

3. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 339 с.

4. Алмонд Г., Верба С., Пай Л., Липсет С. Культура имеет значение. М.: МШПИ, 2002. С. 8.

5. Инглхарт Р.Ф., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. 176 с.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2016. 196 с.
10 Современное толкование термин «политическая культура» получает в работе американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах»7. Помимо них, подобную проблематику в своих исследованиях развивали Р. Патнэм, Р. Инглхарт, К. Вельцель, Л. Даймонд, Л. Пай, П. Эстер, Л. Холман, В. Рукавишников, Э.Я. Баталов, Р. Такер, С. Уайт и др.
7. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014. 314 с.
11 В середине 1970-х гг. нидерландский социолог Герт Хофстеде выделил на основе проведенного в 1960-х – начале 1970-х гг. крупного анализа и опросов ряд показателей, способных охарактеризовать и сравнить политическую культуру различных народов. Хофстеде распределил ценности по шести измерениям культур: «дистанция власти», «индивидуализм/коллективизм», «маскулинность/фемининность», «избегание неопределенности», «стратегическое мышление», «снисходительность» (или «допущение»)8.
8. Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Thousand Oaks CA: Sage Publications, 2001. 279 p.
12 Первое измерение, «дистанция власти»9, показывает, в какой степени ожидаемо и приемлемо для людей неравенство в распределении властных полномочий. Следующее измерение, «индивидуализм/коллективизм», описывает степень автономности человека, представление о том, какую роль играет личность в группе10.
9. Ibid. P. 406.

10. Ibid. P. 415.
13 «Маскулинность/фемининность»11 демонстрирует факторы мотивации в обществе. «Маскулинность», или мужественность, свойственна народам с характерными, как считается, мужскими качествами: стремлением к успеху, наличием постоянной конкуренции, желанием стать лучшим и пр. «Фемининность», «женственность», показывают общества с выраженными «заботой о других», стремлением к гармонии во взаимоотношениях, обеспокоенностью по поводу уровня жизни и сознательным избеганием конфликтов.
11. Ibid. P. 430.
14 Измерение «избегание неопределенности» различает общества на принимающие неопределенность, но при этом всегда стремящиеся к деятельности, и на всячески избегающие риска до поры, пока он не станет минимальным12. «Стратегическое мышление» указывает, на какое время вперед люди в том или ином обществе планируют свою жизнь13. Измерение «снисходительность», или «допущение», – это та степень, в которой люди контролируют собственные желания, эмоции и порывы, либо наоборот – потворствуют им, готовы самовыражаться и в целом позволять себе делать то, что им хочется14.
12. Ibid. P. 442.

13. Ibid. P. 455.

14. Ibid. P. 478.
15 С целью изучения политической культуры Республики Куба возьмем за некую основу обозначенные измерения Г. Хофстеде, а также рассмотрим:
16
  • каким образом кубинцы оценивали/оценивают место в политике и значимость каждой из трех руководивших страной в указанный период фигур (Фидель Кастро, Рауль Кастро, Мигель Диас-Канель),
  • место в политике Коммунистической партии Кубы,
  • роль оппозиции в кубинских политических процессах.
17 Политико-культурные традиции Республики Куба (на примере 1959–1989 гг.)
18 Фидель Кастро отмечал в своем знаменитом интервью Фрею Бетто: «Ты видел этот страдающий народ, он страдал от бедности, от унижений, от неравноправия... Я не проповедовал социализм как ближайшую цель. Я вел кампанию против несправедливости, которую видел повсюду»15. Фидель вырос в обеспеченной семье, получил блестящее образование, и, как можно предположить, такому человеку было совсем не обязательно подвергать свою жизнь опасности в попытке сместить господствовавший политический строй. Это было сделано ради людей, ради Кубы. Фидель тонко чувствовал мировоззрение кубинцев, традиции, что отразилось, в частности, в решении о сохранении Церкви и религии в стране после свершения революции: «В нашей борьбе широко участвовал весь народ, и также участвовали верующие. Революция не должна была представать перед народом как враг религии»16. Все это понимали как те, кто последовал за Фиделем в 1950-е гг., так и поколения кубинцев 1960–70-х гг.17 Об этом не забывают и сегодня, называя команданте «верховным лидером, центром единения миллионов» (пер. с исп. мой. – П.И.)18.
15. Бетто Ф. Фидель и религия. М.: АО «Си-Мар», 1995. 56 с.

16. Данненберг А.Н. Религия на Кубе. Философско-религиоведческий анализ. М.: «Дело» РАНХиГС, 2014. 260 с.

17. Давыдов В.М. Куба: от адаптации к переменам? М.: Норма, 2017. 54 с.

18. Rodríguez E.R., Navarro Agüero E.M. Alma de la nación cubana. Havana: Casa Editorial Verde Olivo, 2014. 77 p.
19 После прихода к власти революционного правительства стала увеличиваться «дистанция власти». Коммунистическая партия трансформировалась в некий инструмент, используемый Фиделем для реализации принимаемых преимущественно им решений: «Он никогда и ни с кем не советовался – ни при размещении на Кубе советских ракет, ни в 1970-е, когда начинал затяжные войны в Африке…»19. Как итог, правящая партия стала восприниматься кубинцами где-то даже формально и не пользовалась авторитетом. Кроме того, Фиделем стал заметно сужаться «круг лиц, которые могли знать о его здоровье и личной жизни»20.
19. Монтанер К.А. Куба Фиделя Кастро: последняя глава. [Электронный ресурс]. 2006. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

20. Макарычев М. Фидель Кастро. М.: Молодая гвардия, 2008. 436 с.
20

Трудно усомниться в достаточно высоком уровне «коллективизма» в кубинском обществе того времени. Революция привнесла отчасти новое более конкретное, но в действительности характерное для Кубы видение идеального процесса принятия решений. В телевизионном выступлении 26 марта 1962 года Фидель обозначал: «…Я верю в коллективное руководство, я верю в то, что массы делают историю, я верю, что, когда лучшие мнения, мнения наиболее компетентных, наиболее способных людей обсуждаются коллективно, они очищаются от пороков, ошибок, пробелов и недостатков» (пер. с исп. мой. – П.И.)21. Данная политика отражалась, в частности, в проводимых манифестациях, шествиях: «Сотни тысяч, а иногда и миллионы людей срывались с мест учебы или работы и шли в колоннах, размахивая флажками, выкрикивая лозунги, демонстрируя неистовый революционный энтузиазм»22. Главенствовала убежденность в том, что индивидуализм – один из пагубных следствий капитализма, сеющий соперничество, эгоизм, войны, бандитизм и отсутствие каких-либо этических и моральных ценностей23.

21. Rodríguez E.R., Navarro Agüero E.M. Alma de la nación cubana. Havana: Casa Editorial Verde Olivo, 2014. 124 p.

22. Монтанер К.А. Куба Фиделя Кастро: последняя глава. [Электронный ресурс]. 2006. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

23. «Человечество жаждет справедливости»: как смотрел на мир Фидель Кастро. [Электронный ресурс]. 2016. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
21

Уровень такого измерения, как «стратегическое мышление», был с первых дней руководства Фиделя достаточно высоким. В 1961 г. Кубой был официально взят курс на построение социализма24. Преобразования были рассчитаны на долгий срок. На II съезде Коммунистической партии Кубы в декабре 1980 г. Фидель заявил: «Мы не отступили, не отказались ни от одной из наших идей, ни от одного из наших революционных принципов… Революция – это продолжительная битва между будущим и прошлым»25.

24. Бородаев В. Путь Фиделя. [Электронный ресурс]. 2009. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

25. Там же.
22 Измерение «избегание неопределенности» представляется здесь крайне интересным. Опираясь на опыт истории, вряд ли возможно утверждать, что кубинский народ отличался «взрывоопасностью», перманентными восстаниями, высказыванием недовольства, хотя с 1940-х по 1990-е гг. порой переживал очень тяжелые этапы (даже в период репрессий Ф. Батисты серьезных и частых восстаний до взятия ситуации в свои руки Фиделем и его сподвижниками не наблюдалось26). Имевшие место народные выступления диктовались не просто необходимостью, но отчаянием и в большинстве своем руководились авторитетными личностями, которым зачастую было характерно, наоборот, неугасаемое стремление к действиям в условиях высокой неопределенности.
26. Shapiro S. Invisible Latin America. Massachusetts, Boston: Beacon Press, 1980. 104 p.
23

Подобным качеством характеризовался и Фидель Кастро. Известнейший колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес отмечал: «Фидель – это настоящая сила природы и никогда не знаешь, чего от него ждать. Главный стимул в его жизни – это риск… Человек, не способный замыслить идею, которая не была бы колоссальной»27. Вся описываемая страсть в личности Фиделя, стремление к риску как вечный двигатель в большинстве случаев оборачивались благом для кубинского руководителя, однако далеко не всегда – для кубинского народа28. В качестве примера можно привести разразивший в октябре 1962 г. Карибский кризис. На момент наступления острой фазы кризиса от Фиделя Кастро Н.С. Хрущеву поступило опасное предложение – совершить превентивный ядерный удар по Соединенным Штатам Америки: «Кубинский народ готов принести себя в жертву делу победы над американским империализмом»29. Однако вряд ли можно утверждать, что население Кубы в действительности было готово даже к подобной возможности. Когда в полную боевую готовность приводились ядерные убежища Кубы, системы гражданской обороны, кубинцами овладевала паника – они стремительно закупали товары первой необходимости, продовольствие и пр.30.

27. Макарычев М. Материалы о Фиделе. [Электронный ресурс]. 2013. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

28. Дни, которые потрясли мир. [Электронный ресурс]. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

29. Там же.

30. Каримов О. «Ближайшие 24 часа считают решающими…». 2017. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
24

Обозначим, что выступлений против действовавшей власти или политического строя «Остров свободы не видел около тридцати лет»31 до так называемого «особого периода». Но при этом в 1988 г. кубинский политический активист Освальдо Пайя и его сподвижники создали по сей день существующую оппозиционную организацию “Movimiento Cristiano Liberación”32, выступавшую за установление и проведение открытых и свободных выборов, способных гарантировать «участие в политической жизни и человеческое достоинство самым различным слоям кубинского общества»33. Другими словами, на Кубе стали проявлять себя те, кто считал текущий политический режим далеко не лучшим для развития страны, однако значимость личности Фиделя под сомнение не ставилась34.

31. Бавырин Д. Поражение «цветной революции» на Кубе стало уроком для Венесуэлы. [Электронный ресурс]. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

32. «Христианское Освободительное Движение» в пер. с исп.

33. Монтанер К.А. Куба Фиделя Кастро: последняя глава. [Электронный ресурс]. 2006. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

34. Президент Кубы: история лидерства на острове свободы. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
25 Особенности политической культуры Республики Куба в период с 1990-х по 2008 гг.
26

Ключевое значение как для оценки личности Фиделя Кастро, так и для дальнейшего развития страны имел распад Советского Союза 26 декабря 1991 г. Куба лишилась финансового субсидирования и внешней поддержки. В 1990-1993 гг. ВВП государства снизился на 33 %35, «особенно тяжелое положение сложилось в энергетике и продовольственном снабжении… Недоедание перерастало в голод»36. На тот момент в обществе было неспокойно, некоторые исследователи прогнозировали падение «кастровского» режима37. Правительство было вынуждено пойти на не характерные текущему политическому строю шаги, в частности «разрешить свободное хождение доллара и рынки с нефиксированными ценами»38.

35. Brundenius C. Revolutionary Cuba at 50: Growth with Equity Revisited // Latin American Perspectives. 2009. № 2. P. 31–48.

36. Pérez L.A. Cuba's Special Period. [Электронный ресурс]. 2006. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

37. Осипов А. Кто такой Мигель Диас-Канель. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

38. Там же.
27 После официального отхождения от дел Фиделя Кастро и относительной стабилизации происходящего в государстве отношение населения к его фигуре вновь стало обретать более конкретные черты. Оппозиция была убеждена в том, что уход команданте поспособствует растворению преданности39 как его окружения, так и кубинского населения в целом, однако в своих предположениях они ошиблись. «Кубинская революция проводилась во имя великих идеалов. Фидель – ее символ, ее идеолог. Куба – свет, направивший Латинскую Америку тогда и способный сделать это снова», – так отзывались некоторые граждане страны в 2008 году. Примечательно то, что данное положение признают и оппозиционно настроенные кубинцы40. Иными словами, верность Фиделю, революции и заслугам таковых остается незыблемой, но Куба желает двигаться дальше.
39. Уго А. Президент Венесуэлы взял знамя борьбы с империализмом из рук слабеющего Фиделя Кастро // Коммерсантъ. 2006. № 135. С. 5–10.

40. Movimiento Cristiano Liberación. Todos cubanos, todos hermanos y ahora la libertad. [Электронный ресурс]. 2013. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
28

Принятие среди кубинцев смерти Фиделя Кастро в 2016 г. явилось очень показательным. Многочисленные траурные мероприятия завершал митинг памяти, «в котором приняли участие более миллиона человек»41. Со слов граждан: «Это трудное время. Мы не были психологически готовы к этой ситуации… Он навсегда останется в наших сердцах, и мы будем передавать его имя новым поколениям» (пер. с исп. мой. – П.И.)42. И в действительно, в наши дни кубинцы могут говорить о легендарном команданте часами, и каждый назовет Фиделя президентом, в то время как такой должности он в своей жизни все же не занимал: «В этом случае должность ему подарил народ острова, и до сих пор он является настоящим народным “президентом”»43.

41. Zamorano A. “Para nosotros no está muerto, para nosotros sigue vivo”: recorriendo Cuba camino del funeral de Fidel Castro. [Электронный ресурс]. 2016. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

42. Ibid.

43. Леонов Н.С., Бородаев В.А. Фидель Кастро. М.: Норма, 2017. 58 с.
29 Несмотря на все тяготы, привнесенные распадом СССР, «особый период» и некоторые «не позволительные» для политического строя уступки в экономической сфере, «дистанция власти» была все так же высока44, никакие разногласия внутри правительства не были заметны, если вообще имели место. Коммунистическая партия все так же не обладала у населения достаточным авторитетом, особенно если учитывать, что после 1997 года Фиделем не было созвано ни одного ее съезда45. Кроме того, летом 2006 года информация, касаемая состояния здоровья команданте, стала уже, скорее, государственной тайной, при разглашении которой человек мог попасть в тюрьму46.
44. Там же.

45. Губина М.А., Коваль А.Г. Эволюция и перспективы здравоохранения на Кубе // Латинская Америка. – 2015. № 5. С. 32–45.

46. Fidel Castro: las muertes, desapariciones y detenciones que se le atribuyen al líder de la Revolución Cubana. [Электронный ресурс]. 2016. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
30 Фиделю Кастро пришлось, как уже отмечалось, временно «приоткрыть доступ частному предпринимательству, позволить эмигрантам направлять денежные переводы своим родственникам, разрешить свободное хождение в стране доллара, массовый туризм»47. Другими словами, Фидель позволил зародиться некоей почве для развития индивидуализма в стране, за что позднее «ухватилось» «Христианское Освободительное Движение»48 и о чем стали задумываться так или иначе граждане. Результатом позднее явятся преобразования Рауля Кастро.
47. Монтанер К.А. Куба Фиделя Кастро: последняя глава. [Электронный ресурс]. 2006. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

48. Movimiento Cristiano Liberación. Todos cubanos, todos hermanos y ahora la libertad. [Электронный ресурс]. 2013. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
31 Нельзя однозначно оценить в данном случае такое измерение, как «маскулинность/фемининность». Неоднозначность связана с тем фактом, что населению свойственна фемининность, а Фиделю – маскулинность, скорее. Для кубинского лидера не является ключевым избегание конфликта – это вопрос стратегии и необходимости для Кастро. При этом характерными для команданте представляются желание бороться и побеждать, наличие конкуренции и перманентное стремление к успеху49. Кубинскому населению, как демонстрирует история, не настолько свойственно стремление к лидерству. Кубинцы – народ очень терпеливый, что чувствовалось даже в «особый период». Следует отметить, что Конституция Республики Куба в статье 3 главы 1 предусматривает, что «граждане имеют право бороться всеми средствами, включая вооруженную борьбу, против любого (выделено мной. – П.И.), кто пытается разрушить политический, социальный и экономический порядок, установленный настоящей Конституцией» (пер. с исп. мой. – П.И.)50. То есть юридически у населения страны было право восстать даже против власти, если та, по их мнению, способствует разрушению спокойствия и блага в государстве. Однако люди этого не делали, даже в наиболее трудные этапы. Стоит отметить, что кубинская оппозиция так же в большей степени направлена именно на мирный характер в «борьбе» за преобразования51.
49. Макарычев М. Материалы о Фиделе. [Электронный ресурс]. 2013. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

50. Constitución de la República de Cuba. [Электронный ресурс]. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

51. Movimiento Cristiano Liberación. Todos cubanos, todos hermanos y ahora la libertad. [Электронный ресурс]. 2013. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
32 Затрагивая измерение «допущение» на этапе после 1990-х гг., укажем еще раз на сдержанность кубинцев и веру в своих руководителей, хотя в отдельных ситуациях и на недоверие текущему строю. В «особый период» кубинские власти стремились успокоить население и объяснить, что каждый обязан довольствоваться малым, так как «скромность на грани нищеты является символом революционной добродетели, а стремление к более обеспеченной жизни на тот момент объявлялось преступлением против человечности»52. В тот период главным был вопрос именно всеобщего выживания, в том числе путем «добровольного отказа от излишнего потребления»53. И большинство кубинцев в действительности принимали данный порядок, несмотря на лишения.
52. Shapiro S. Invisible Latin America. Massachusetts, Boston: Beacon Press, 1980. 120 p.

53. Ibid.
33

При этом свойственная, казалось бы, сдержанность в 1994 г. на мгновение пошатнулась – впервые за 35 лет в Гаване случились массовые беспорядки: «Сам факт антикоммунистических уличных протестов на Кубе продемонстрировал широкое недовольство в стране, потенциал оппозиционных настроений, готовность многих кубинцев к противостоянию властям»54. Тем не менее для подавления волнений Фиделю потребовались сутки, что демонстрирует грамотность лидера как политика и не до высокой степени радикальный настрой жителей.

54. Murphy P. Cuba: Life After Oil. [Электронный ресурс]. 2004. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
34

«Особый период» явился достаточно удачным для активизации деятельности оппозиционной организации «Христианское Освободительное Движение». В 1998 году членами организации был основан «Проект Варела»55, документ с предложениями преобразований текущего политического строя. Организации удалось собрать более 10 тыс. подписей для представления правительству просьбы о проведении национального референдума с целью принять или отвергнуть предложения. Если бы подобные изменения были приняты правительством и одобрены всенародным голосованием, то в стране были бы введены свобода ассоциации, свобода слова, печати, свободные выборы, свобода предпринимательства и проведена амнистия для политических заключенных. Но проект был отвергнут. Оппозиция пыталась в дальнейшем еще дважды его продвинуть, собрав в 2002 году 11 тыс. подписей, а в 2004 – 14 тыс. Когда идеи все равно не были приняты, члены организации возмутились, указывая на положения Конституции. Конституция страны действительно предусматривала возможность внесения преобразований гражданами в законодательство, однако петиция должна быть подписана «как минимум 50 тыс. человек» (статья 227)56. Это почему-то учтено не было. Вероятно, организация опиралась на статью 16457, указывающую на право гражданской инициативы в разработке закона, однако на деле была произведена попытка внесения преобразований в Конституцию – таким образом, сложно обвинить правительство в игнорировании инициативы, так как оно действовало в рамках закона.

55. Movimiento Cristiano Liberación. Proyecto Varela. [Электронный ресурс]. 2009. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

56. Constitución de la República de Cuba. [Электронный ресурс]. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

57. Ibid.
35 Тем не менее важно обратить внимание на весомое количество подписей – 14 тыс. кубинцев чувствовали необходимость в подобных, достаточно радикальных для политического строя Кубы переменах.
36 Особенности политической культуры Республики Куба в период с 2008 по 2018 гг.
37 Выдвижение кандидатуры Рауля Кастро на важнейшие посты не вызывало сомнений уже с конца 1990-х гг. Кубинцы всегда относились к фигуре Рауля положительным образом, характеризуя его как эффективного администратора, грамотного военного (долгое время являлся Главнокомандующий вооруженными силами Кубы, на протяжении 50 лет занимал пост министра Революционных вооруженных сил), стремящегося к коллегиальному принятию решений58. Рауля считали в чем-то даже «реформатором», инициировавшим экономические перемены в «особый период»59. В 1997 году на V съезде Компартии Фидель Кастро обозначил брата преемником со словами: «В лице Рауля мы имеем человека, способного заменить любого из нас, и особенно меня. Рауль лучше всех подготовлен и обладает наибольшим опытом»60.
58. Леонов Н.С. Рауль Кастро. М.: Молодая гвардия, 2015. 103 с.

59. Лазарев В.В. Влияние политики реформ Рауля Кастро на американо-кубинские отношения // Наука, техника и образование. 2014. № 2. С. 137–142.

60. Временно исполняющий обязанности главы Кубы. [Электронный ресурс]. 2008. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
38 В обществе существовали опасения, связанные с заявлением Рауля в самом начале своего руководства о том, что «правительство Кубы и в дальнейшем будет консультироваться по важнейшим вопросам с бывшим политическим лидером Острова Свободы»61. Иными словами, управлять страной все еще будет Фидель в лице собственного брата. Однако, как продемонстрирует практика, в определенном числе вопросов Рауль действовал явно не под воздействием Фиделя. В частности, подобная ситуация сложилась в связи с имевшей место «оттепелью» между Кубой и США. Несмотря на то что Фидель Кастро не раз отмечал свое несогласие с подобным шагом и нежелание попыток перемирия, 17 декабря 2014 года от обоих лидеров стран – Рауля Кастро и Барака Обамы – последовали заявления о том, что государства «помирились» после более чем полувековой «холодной войны»62. Рауль явился, во многом, главным идеологом преобразований на Кубе, на которые долгие годы не хотел решаться его старший брат, опасаясь ликвидации достижений революции. Рауль осознавал необходимость как в шагах к либерализации жизни в государстве, так и в сохранении уникального кубинского социалистического пути: «Проводимая политика преследует целью не кардинальные изменения в политической модели Кубы, а лишь реформирование тех сфер и направлений, которые перестали отвечать современным условиям»63.
61. Семенов С. Куба обрела нового лидера. [Электронный ресурс]. 2008. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

62. Enoa A.J. 8 cosas que Raúl Castro hizo en sus 12 años como presidente de Cuba y a las que su hermano Fidel se negó durante casi medio siglo. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

63. Vivanco P. Trump’s ‘Imperial Arrogance’ Hampers Reforms in Cuba // The Progressive. 2019. № 3. P. 8–10.
39 Преобразования вызвали благодарную реакцию со стороны кубинцев64. Среди таковых: получение доступа к мобильной связи и Интернету, отмена специальных разрешений для приобретения средств мобильной связи, отмена запретов, ограничивающих право кубинцев на отдых. С 2008 года кубинцы могут останавливаться в тех же гостиницах, что и иностранные граждане. С 2016 года расширились возможности для приобретения туристических путевок. В 2010 году самозанятые были признаны отдельным видом трудовой деятельности (моментально было зарегистрировано более 500 тыс. самозанятых, что позднее стало основой частного сектора экономики). В 2011–2014 гг. граждане получили разрешение свободной продажи недвижимости и приобретения автомобилей. В этот же период была проведена масштабная амнистия заключенных. В 2013 году также были отменены выездные визы для кубинского населения, увеличился до 24 месяцев максимальный срок пребывания за рубежом. Происходят изменения в законодательстве об иностранных инвестициях: «Иностранный капитал признается важным источником развития страны, значимым для сохранения суверенитета и рационализации в использовании природных ресурсов»65 (имело место создание специальной экономической зоны – проекта «Мариэль»66).
64. Enoa A.J. 8 cosas que Raúl Castro hizo en sus 12 años como presidente de Cuba y a las que su hermano Fidel se negó durante casi medio siglo. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

65. Гарсия Р.К. VII Съезд Коммунистической партии Кубы: перспективы социально-экономического развития в ближайшие годы / Левая альтернатива в Латинской Америке (под ред. А.А. Щелчкова). М.: Аквилон, 2016. 199 с.

66. Первая специальная зона развития открывается на Кубе. [Электронный ресурс]. 2014. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
40 Съезды Компартии при Рауле проводились гораздо чаще, что понемногу способствовало повышению авторитета Коммунистической партии и ее роли. К тому же важнейшие решения, в том числе первые вносимые предложения по реформам Рауля, не принимались им единолично: «Делегаты VI съезда Компартии Кубы в процессе дебатов сумели откорректировать предложения по процессу адаптации социалистической системы хозяйствования к рыночным изменениям, которые будут вноситься в модель»67. «Дистанция власти» заметно сократилась за период руководства Рауля Кастро. Были введены ограничения на пребывание одного лица у власти (максимум 10 лет), а также ограничения по возрасту (на момент занятия должности главе государства не должно быть больше 60 лет, главе Коммунистической партии – 70 лет).
67. Леонов Н.С. Рауль Кастро. М.: Молодая гвардия, 2015. 134 с.
41 Заметно стало проявляться у кубинского населения, особенно у молодого поколения, стремление к индивидуализму. Среди студентов все чаще можно было услышать нечто подобное: «С каждым разом все больше людей хотят иметь свое, свою прибыль, не зависеть от правительства» (пер. с исп. мой. – П.И.)68.
68. Enoa A.J. 8 cosas que Raúl Castro hizo en sus 12 años como presidente de Cuba y a las que su hermano Fidel se negó durante casi medio siglo. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
42

Кубинскому населению на описываемом этапе все так же была характерна в большей степени фемининность. Разница была преимущественно в отношении лидера. Рауль действовал осмотрительнее как в своих высказываниях, так и при проведении реформ. Многие считали, что «Рауль Кастро не так многословен, как Фидель, и не очень-то любит длинные, пламенные речи. Став президентом в 2008 г., он объявил, что не будет цепляться за власть и уступит место лидеру нового поколения в будущем»69.

69. Макарычев М. Материалы о Фиделе. [Электронный ресурс]. 2013. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
43 Уровень «избегания неопределенности» значительно повысился, в первую очередь – со стороны руководства. Преобразования проводились крайне осторожно, поступательно: «В борьбе нового со старым происходят перемены, медленно, но поступательно меняющие характер социально-экономического развития Кубы. Рыночные отношения все больше проникают в производственную и торговую сферы»70.
70. Grabendorff W. Cuba: reforming the economy and opening society // SSRN Electronic Journal. 2015. № 4. P. 112–115.
44 Реформы изначально были рассчитаны на продолжительный срок, что в полной мере позволяет говорить о сохранении тенденции повышенного «стратегического мышления». На VII съезде Коммунистической партии Кубы в 2016 году был одобрен проект, нацеленный на проведение преобразований в социально-экономической сфере для достижения общественной консолидации и «обновления» не соответствующих времени элементов экономической модели и рассчитанный на 14 лет – до 2030 года71.
71. Бородаев В.А., Леонов Н.С., Лепешкин А.А. Рауль Кастро: «Меня избрали для того, чтобы я защищал дело социализма». М.: МАКС Пресс, 2017. С. 6.
45 Степень «допущения» можно было все еще охарактеризовать как низкую. Не все реформы позволяли полномерно воспользоваться приобретенными правами (например, появилась возможность приобретать автомобили, но цены на машины остались недосягаемыми для большинства кубинцев72; появилось право размещения в отелях, принимающих туристов, однако неконвертируемые кубинские песо отнимали возможность пользования многими услугами отеля73), но при этом граждане «не бунтовали» и работали с тем, что имелось, скажем так.
72. Enoa A.J. 8 cosas que Raúl Castro hizo en sus 12 años como presidente de Cuba y a las que su hermano Fidel se negó durante casi medio siglo. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

73. Ibid.
46 Со стороны оппозиции звучали лишь заявления о декоративном характере преобразований, что справедливым отнюдь не являлось, в особенности если учитывать, что таковые создали почву для принятия новой Конституции страны74.
74. Legón E.D. La nueva Constitución cubana, proceso democrático y participativo / E.D. Legón // Havana Times. 2018. № 3. P. 3–4.
47 Особенности политической культуры Республики Куба периода с 2018 года по настоящее время
48 «Человек Рауля», сторонник коммунистических идей, надежный, последовательный, «не выскочка, не [кандидат-] импровизация»75, но привыкший в основном оставаться за кулисами – вот то, что было известно и часто произносилось на момент вступления Мигеля Диас-Канеля в высшую государственную должность. Бывший чиновник Государственного департамента США Д. Эриксон высказывался: «Он – некто, у кого было очень мало контактов с американскими политиками или культурными деятелями. Он просто неизвестная фигура в США и, честно говоря, не очень известен в остальной Латинской Америке»76. Когда Диас-Канель пришел к власти, он перманентно указывал на верность наследию революции и братьев Кастро и обозначал собственное намерение «продолжать курс на актуализацию социально-экономической модели развития страны… Для тех, кто хочет возврата к капитализму, места не будет. Куба не поступится своим суверенитетом и независимостью»77. Звучит весьма продуманно, однако у многих на тот момент оставались вопросы, принадлежит ли данная позиция самому Диас-Канелю или же это лишь часть «предвыборной кампании».
75. Президент Республики Куба. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

76. Осипов А. Кто такой Мигель Диас-Канель. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

77. Куба без Кастро. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
49

Показательной явилась ситуация с разразившейся пандемией COVID-19. Мигель Диас-Канель теперь начинает восприниматься как грамотный руководитель. На сегодняшний день из 29 529 заболевших 23 694 выздоровели (летальных исходов за весь период распространения коронавирусной инфекции – 220 человек. После выявления первых случаев вируса были моментально закрыты границы для иностранных туристов, «власти последовательно вводили ограничительные меры, пытаясь свести к минимуму перемещения кубинцев и запретить общественные мероприятия… школьники и студенты были отправлены по домам, работа многих предприятий и учреждений, не связанных с жизненно-важными сферами, была приостановлена»78. Следует обозначить, что жесткий карантин введен не был.

78. Новиков С. Как властям Кубы удается держать коронавирус под контролем. [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://rg.ru/2020/05/01/kak-vlastiam-kuby-udaetsia-derzhat-koronavirus-pod-kontrolem.html (дата обращения: 27.12.2020).
50 С момента закрытия границ каждый день президентом во Дворце Революции в столице проводились заседания правительства. На одном из них Мигель Диас-Канель произнес главную формулу, которой, по его мнению, необходимо руководствоваться в такой сложный период: «Не может быть паники, и не может быть самоуверенности»79 (пер. с исп. мой. – П.И.). Он также указывал на вопрос об информированности граждан и отмечал, что некоторые меры могли вызвать сомнение у населения, в связи с чем «необходимо предоставить дополнительную более детализированную информацию относительно каждой принятой меры»80 (пер. с исп. мой. – П.И.), чтобы у людей не оставалось неразрешенных вопросов, в частности о том, каких шагов важно придерживаться им самим. Также президент обозначил, что следует привлекать к работе студентов-медиков и население в целом к помощи в сложившихся обстоятельствах: «Людям нужно поставить ценные и четкие при этом задачи. Существуют тысячи креативных способов использовать весь мир, не выходя из дома и не нарушая социальную изоляцию»81 (пер. с исп. мой. – П.И.). Залогом успеха в противостоянии пандемии на Кубе также является своевременное, раннее выявление симптомов и вызывающих подозрение случаев82. И, несомненно, высокий уровень кубинской медицины играет здесь свою роль.
79. Proenza D. COVID-19 en Cuba. [Электронный ресурс]. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

80. Presidente de la República de Cuba Miguel Díaz-Canel Bermúdez sobre la implementación de las decisiones del Gobierno contra Coronavirus. [Электронный ресурс]. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

81. Ibid.

82. Новиков С. Как властям Кубы удается держать коронавирус под контролем. [Электронный ресурс]. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
51 «Дистанция власти» на данном этапе представляется более низкой, чем это было при Рауле. Вероятно, это обуславливается неким «делением власти» между Мигелем Диас-Канелем и Раулем Кастро, все еще занимающим пост председателя Компартии и являющимся наиболее влиятельным человеком на Кубе, а также пока недолгим пребыванием первого на высших постах83.
83. Лебедев И. После Кастро. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
52 Можно сразу обозначить, что новому кубинскому лидеру свойственны качества именно «фемининности»: не раз как его знакомые, так и он сам отмечали его стремление к заботе о других, гармонии во взаимоотношениях, а также к избеганию конфликтов84. Кроме того, он часто упоминал, что жесткие меры по сдерживанию пандемии не близки его характеру, но являются необходимыми. «Избегание неопределенности» и «фемининность» высоки и у кубинского народа в данные мгновения – показателем является собранность в ситуации пандемии. В связи со всем этим есть возможность спрогнозировать положительные тенденции в вопросах взаимного понимания между президентом и населением. Следует отметить, что на данном этапе большинство кубинцев в действительности прислушиваются к руководителю и доверяют ему85.
84. Дэвис А. Куба готовится к исторической передаче власти. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

85. Presidente de la República de Cuba Miguel Díaz-Canel Bermúdez sobre la implementación de las decisiones del Gobierno contra Coronavirus. [Электронный ресурс]. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
53 Нельзя не отметить долгосрочную направленность, что в первую очередь связано с принятой Конституцией, вступление в силу которой ознаменовало старт для изменений как в законодательстве, так и в ключевых сферах развития государства. Мигель Диас-Канель неоднократно указывал, что на запущенные процессы потребуется время86.
86. Куба без Кастро. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
54 Принятая Конституция и курс, взятый еще при Рауле и воплощаемый также и при Мигеле, способствовали дальнейшему развитию тенденций «индивидуализма» в стране, хотя и достаточно размеренных. Степень «допущения» в кубинском обществе все еще остается низкой, однако, как показывает действительность, это серьезно помогает обществу сплотиться в борьбе с вирусом и соблюдать все меры предосторожности: «Опустевшие улицы кубинских городов наглядно демонстрируют, что задумка властей в целом выполнена»87.
87. Новиков С. Как властям Кубы удается держать коронавирус под контролем. [Электронный ресурс]. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
55 Кубинская оппозиция все еще присматривается к новому руководителю, высказывает недоверие за неимением ответов на закономерно возникающие при смене власти вопросы: «Искренен ли Диас-Канель, когда отстаивает идеологию революции, или вынужден следовать правилам игры, остается загадкой»88. При этом, в защиту преданности кубинцев и низкого уровня «допущения», сомнений не вызывает один момент – население не пойдет на «самоличное» смещение правительства: «Не думаю, что Диас-Канель начнет проводить новую политику, которая приведет к смене режима. Это может произойти только в случае кризиса, но не думаю, что такая вероятность высока»89.
88. Осипов А. Кто такой Мигель Диас-Канель. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).

89. Дэвис А. Куба готовится к исторической передаче власти. [Электронный ресурс]. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2020).
56 Заключение
57 Исходя из проведенного исследования, становится заметной тенденция снижения уровня «дистанции власти». Если к последним годам руководства Фиделя Кастро «дистанция власти» достигла достаточно высокой отметки, Коммунистическая партия перестала пользоваться авторитетом у населения, то с приходом к власти Мигеля Диас-Канеля «разрыв» явным образом снизился, демонстрируя коллегиальность в процессе принятия решений.
58 Множество моментов из истории продемонстрировали, что кубинскому населению в большей степени характерен «коллективизм». Однако в течение последних десяти лет стали набирать популярность черты «индивидуализма», укрепляющиеся одновременно, у молодого поколения в особенности, с проводимыми правительством шагами по либерализации жизни на Кубе.
59 Кубинцам свойственна «фемининность», что просматривалось неизменно на каждом из анализируемых этапов при разных руководителях. Но при этом не все руководители из рассматриваемых по данному критерию совпадали с населением. В данном случае прогнозы на Мигеля Диас-Канеля могут являться весьма утешительными.
60 На каждом из проанализированных этапов как правительству, так и населению было присуще долгосрочное планирование. Степень «стратегического мышления» высока и в вопросах выстраивания социализма на Кубе, и в отношении проводимых преобразований – все рассчитано на продолжительный срок.
61 В измерении «избегание неопределенности» лидеры также расходились со степенью, характерной для населения. У кубинцев в большинстве своем данная степень высока, тогда как у таких руководителей, как Фидель и Рауль, она значительно ниже – Фидель Кастро нередко стремился к риску, как было выявлено. Мигель Диас-Канель здесь также ближе «располагается» к населению. Уровень «допущения» на Кубе низок, что проявлялось и в «особый период», и заметно в нынешних условиях пандемии.
62 Кубинское население оценивало каждую из трех важнейших политических фигур по-разному, однако глубокое уважение питало/питает ко всем. Ибо каждый из них жил/живет Кубой. Фидель явился символом, стремлением, мифом. Рауль – реформатором, блестящим военным и достойным дипломатом. Мигель – открытием, надеждой, но пока еще не разгаданной загадкой.
63 При всей строгости социалистического строя на Кубе еще в 1980-е гг. официально зародилась и по сей день организовывает свою деятельность оппозиция. Она не так многочисленна, раздроблена, однако всегда стремится к высказыванию и достаточно смелому порой продвижению собственных позиций, но мирными средствами, что важно.
64 Для наглядности предлагается обратить внимание на Таблицу 1.
65 Таблица 1
66 Эволюция основных показателей политической культуры Республики Куба в период с 1990 по 2020 гг.
67
СРАВНИВАЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРИОД С 1990 ПО 2020 ГГ.
Последние годы руководства Фиделя Кастро (1990-е – 2008 гг.) Период руководства Рауля Кастро (2008 – 2018 гг.) Первые годы руководства Мигеля Диас-Канеля (2018 – наши дни)
«Дистанция власти» (по Г. Хофстеде) Высокая Заметное сокращение Дальнейшее незначительное снижение
«Индивидуализм/коллективизм» (по Г. Хофстеде) Высокая степень «коллективизма» Заметное повышение степени «индивидуализма» Значительное повышение степени «индивидуализма»
«Маскулинность/фемининность» (по Г. Хофстеде) «Конфликт» между повышенной «фемининностью» населения и повышенной «маскулинностью» Фиделя Кастро Повышенная «фемининность» населения («конфликта» нет – Рауль действовал осмотрительнее) Повышенная «фемининность» населения и повышенная «фемининность» Мигеля Диас-Канеля
«Избегание неопределенности» (по Г. Хофстеде) «Конфликт» между повышенным «избеганием рисков» у населения и пониженным у Фиделя Кастро Высокое у населения и повышенное у правительства Высокое
«Стратегическое мышление» (по Г. Хофстеде) Высокое Высокое Высокое
«Допущение» (по Г. Хофстеде) Пониженное Низкое Низкое
«Оценка» населением роли руководящей страной личности Уважение, «Фидель как символ, бренд, легенда, “народный президент”, но противоречивая фигура» Уважение, «человек грамотный, достойный, “реформатор”» Уважение, интерес, надежды, пока еще неуверенность
«Оценка» роли Коммунистической партии Кубы Незначительная Повышение роли Значительная
Роль оппозиции в кубинских политических процессах Относительно значительная Незначительная Незначительная
68 Из всего этого следует, что политическая культура Республики Куба в период с 1990-х гг. по настоящее время сумела сохранить в себе традиционно, исторически характерные ей черты. При этом новые, ранее не свойственные таковой элементы также проявляются, будучи необходимыми в вопросе адаптации к текущим условиям в мире, однако внедрение происходит крайне размеренным образом.

References

1. Constitución de la República de Cuba. [Elektronnyj resurs]. URL: http://media.cubadebate.cu/wp-content/uploads/2019/01/Constitucion-Cuba-2019.pdf.

2. Almond G., Verba S. Grazhdanskaya kul'tura. Politicheskie ustanovki i demokratiya v pyati stranah. M.: Mysl', 2014. 499 s.

3. Almond G., Verba S., Paj L., Lipset S. Kul'tura imeet znachenie. M.: MSHPI, 2002. 320 s.

4. Betto F. Fidel' i religiya. M.: AO «Si-Mar», 1995. 382 s.

5. Borodaev V.A., Leonov N.S., Lepeshkin A.A. Raul' Kastro: «Menya izbrali dlya togo, chtoby ya zashchishchal delo socializma». M.: MAKS Press, 2017. 264 s.

6. Garsiya R.K. VII S"ezd Kommunisticheskoj partii Kuby: perspektivy social'no-ekonomicheskogo razvitiya v blizhajshie gody / Levaya al'ternativa v Latinskoj Amerike (pod red. A.A. SHCHelchkova). M.: Akvilon, 2016.

7. Gerder I.G. Idei k filosofii istorii chelovechestva. M.: Nauka, 1977. 703 s.

8. Gubina M.A., Koval' A.G. Evolyuciya i perspektivy zdravoohraneniya na Kube // Latinskaya Amerika. 2015. № 5.

9. Davydov V.M. Kuba: ot adaptacii k peremenam? M.: Norma, 2017. 115 s.

10. Dannenberg A.N. Religiya na Kube. Filosofsko-religiovedcheskij analiz. M.: «Delo» RANHiGS, 2014. 390 s.

11. Inglhart R.F., Vel'cel' K. Modernizaciya, kul'turnye izmeneniya i demokratiya. Posledovatel'nost' chelovecheskogo razvitiya. M.: Novoe izdatel'stvo, 2011. 464 s.

12. Lazarev V.V. Vliyanie politiki reform Raulya Kastro na amerikano-kubinskie otnosheniya // Nauka, tekhnika i obrazovanie. 2014. № 2. S. 137–142.

13. Leonov N.S., Borodaev V.A. Fidel' Kastro. M.: Norma, 2017. 447 s.

14. Leonov N.S. Raul' Kastro. M.: Molodaya gvardiya, 2015. 252 s.

15. Makarychev M. Fidel' Kastro. M.: Molodaya gvardiya, 2008. 631 s.

16. Ugo A. Prezident Venesuely vzyal znamya bor'by s imperializmom iz ruk slabeyushchego Fidelya Kastro // Kommersant". 2006. № 135. S. 6–10.

17. Hantington S. Stolknovenie civilizacij. M.: AST, 2016. 603 s.

18. Brundenius C. Revolutionary Cuba at 50: Growth with Equity Revisited // Latin American Perspectives. 2009. № 2. R. 31–48.

19. Grabendorff W. Cuba: reforming the economy and opening society // SSRN Electronic Journal. 2015. № 4. P. 112–115.

20. Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Thousand Oaks CA: Sage Publications, 2001.

21. Legón E.D. La nueva Constitución cubana, proceso democrático y participativo / E.D. Legón // Havana Times. 2018. № 3. S. 3–4.

22. Rodríguez E.R., Navarro Agüero E.M. Alma de la nación cubana. Havana: Casa Editorial Verde Olivo, 2014.

23. Shapiro S. Invisible Latin America. Massachusetts, Boston: Beacon Press, 1980.

24. Verba S. Comparative Political Culture. Princeton: Princeton University Press, 1965.

25. Bavyrin D. Porazhenie «cvetnoj revolyucii» na Kube stalo urokom dlya Venesuely. [Elektronnyj resurs]. URL: https://vz.ru/world/2019/8/6/990909.html.

26. Bovdunov A. Pervyj posle Kastro: k chemu mozhet privesti smena rukovodstva na Kube. [Elektronnyj resurs]. URL: https://russian.rt.com/world/article/504548-kuba-raul-kastro-smena-vlasti.

27. Borodaev V. Put' Fidelya. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.library.fa.ru/files/Kastro5.pdf.

28. Dni, kotorye potryasli mir. [Elektronnyj resurs]. URL: https://mir24.tv/articles/16274002/karibskii-krizis-ili-dni-kotorye-potryasli-mir.

29. Devis A. Kuba gotovitsya k istoricheskoj peredache vlasti. [Elektronnyj resurs]. URL: https://inosmi.ru/politic/20180419/242032505.html.

30. Karimov O. «Blizhajshie 24 chasa schitayut reshayushchimi…». [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2017/09/09/rodina-karibskij-krizis-razviazka.html.

31. Kuba bez Kastro. [Elektronnyj resurs]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5143003.

32. Lebedev I. Posle Kastro. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3598649.

33. Makarychev M. Materialy o Fidele. [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2013/08/13/fidel-site.html.

34. Montaner K.A. Kuba Fidelya Kastro: poslednyaya glava. [Elektronnyj resurs]. URL: https://globalaffairs.ru/articles/kuba-fidelya-kastro-poslednyaya-glava/.

35. Na Kube zapretili kul't lichnosti Fidelya Kastro. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.bbc.com/russian/news-38447476.

36. Novikov S. Kak vlastyam Kuby udaetsya derzhat' koronavirus pod kontrolem. [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2020/05/01/kak-vlastiam-kuby-udaetsia-derzhat-koronavirus-pod-kontrolem.html.

37. Osipov A. Kto takoj Migel' Dias-Kanel'. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/04/21/767393-migel-dias-kanel.

38. Pervaya special'naya zona razvitiya otkryvaetsya na Kube. [Elektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/20140101/987558287.html.

39. Prezident Kuby: istoriya liderstva na ostrove svobody. [Elektronnyj resurs]. URL: https://dubki-nk.ru/drugoe/prezident-kuby-istoriya-liderstva-na-ostrove-svobody.html.

40. Prezident Respubliki Kuba. [Elektronnyj resurs]. URL: https://tass.ru/encyclopedia/person/dias-kanel-migel.

41. Semenov S. Kuba obrela novogo lidera. [Elektronnyj resurs]. URL: https://utro.ru/articles/2008/02/25/718884.shtml.

42. «CHelovechestvo zhazhdet spravedlivosti»: kak smotrel na mir Fidel' Kastro. [Elektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/20161126/1482228739.html.

43. Enoa A.J. 8 cosas que Raúl Castro hizo en sus 12 años como presidente de Cuba y a las que su hermano Fidel se negó durante casi medio siglo. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-43592601.

44. Fidel Castro: las muertes, desapariciones y detenciones que se le atribuyen al líder de la Revolución Cubana. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-38153673.

45. Movimiento Cristiano Liberación. Todos cubanos, todos hermanos y ahora la libertad. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oswaldopaya.org/es/movimeinto-cristiano-liberacion/.

46. Murphy P. Cuba: Life After Oil. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.resilience.org/stories/2004-04-30/cubalife-after-oil/.

47. Pérez L.A. Cuba's Special Period. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.historyofcuba.com/history/havana/lperez2.htm.

48. Presidente de la República de Cuba Miguel Díaz-Canel Bermúdez sobre la implementación de las decisiones del Gobierno contra Coronavirus. [Elektronnyj resurs]. URL: http://misiones.minrex.gob.cu/es/articulo/presidente-de-la-republica-de-cuba-miguel-diaz-canel-bermudez-sobre-la-implementacion-de.

49. Proenza D. COVID-19 en Cuba. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.escambray.cu/2020/covid-19-en-cuba-ni-panico-ni-exceso-de-confianza/.

50. Vivanco P. Trump’s ‘Imperial Arrogance’ Hampers Reforms in Cuba // The Progressive. 2019. № 3. 8–10 p.

51. Zamorano A. “Para nosotros no está muerto, para nosotros sigue vivo”: recorriendo Cuba camino del funeral de Fidel Castro. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-38189963.

Comments

No posts found

Write a review
Translate