Ideas of Nikolay Turgenev and his participation in the Decembrist movement
Table of contents
Share
Metrics
Ideas of Nikolay Turgenev and his participation in the Decembrist movement
Annotation
PII
S258770110009979-8-1
DOI
10.18254/S258770110009979-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Margarita Pilyugina 
Occupation: Research Fellow of Human Interdisciplinary Research Methodology Department
Affiliation: Institute of Philosophy of RAS
Address: 12/1 Goncharnaya Str., Moscow, 109240
Edition
Abstract

The article analyzes a number of aspects of Nikolay Turgenev in the Decembrist movement. It is shown that the liberation of the peasants was determined by Turgenev as the main condition for the further progress of Russia, and was considered by him as the main goal of his life. Based on Turgenev’s works and personal notes, the article discusses some ways of spreading the value and necessity of this idea. It is concluded that participation in the "Union of Welfare" was subordinate to it and was not connected with his political motives.

Keywords
Nikolay Turgenev, Decembrists, Russia, reforms, society, experience, history, person
Received
05.03.2020
Date of publication
24.06.2020
Number of purchasers
24
Views
790
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2020
1 Николай Иванович Тургенев (1789–1871) – дипломат, русский интеллектуал, известный обсуждением юридических, социально-правовых, экономических вопросов в Российской империи. В процессе обучения и работы в Европе он получил обширные знания и не только был знаком с передовыми теориями того времени, но и мог наблюдать, как они реализуются на различных землях. Деятельность его была главным образом связана с экономическими и дипломатическими службами. Желая улучшить положение дел в России, он разрабатывал своё видение необходимых реформ с учётом европейского опыта.
2

Наиболее трагическая часть биографии Н.И.Тургенева связана с вопросом о его участии в движении декабристов. После восстания 1825г., он был обвинён как один из активных членов его Петербургского отделения и приговорён к смертной казни. В связи с тем, что Н.И.Тургенев находился в Европе, приговор был заменён на пожизненную каторгу с лишением чинов и дворянского титула. Помилован и амнистирован он был только при Александре II. Однако последующее изучение его работ, писем, дневников и исследований по этой теме, ставит вопрос о действительной роли Н.И.Тургенева в движении декабристов, в связи с идеями и целями, которые он предлагал.

3 Н.И.Тургенев является автором работ, содержащих обсуждение положения дел, проблем и рекомендации по осуществлению реформ в правовой, судебной, экономической, социальной, образовательной областях. Один из ключевых вопросов, волновавших его как мыслителя и гражданина, находился на пересечении этих сфер. Уже в 1808 г. 7 мая он оставляет запись в дневнике о неоправданно жестоком отношении и притеснениях простого народа в России1. 30 октября 1810 г., размышляя о России, он связывает воедино необходимость просвещения, уничтожения рабства и службу во благо Отечества: «рабство, должно, кажется, быть первейшею целью внутреннего Правительства. Уничтожение его есть первый, важнейший шаг к достижению всех целей Государственных вообще. Но тут Правительство, кажется, не столько может успеть, сколько частные люди, а сии должны видеть свою пользу Следственно судьба рабства тесно соединена с судьбой просвещения дворян, которым должно вбить в голову благородные, человеческие понятия»2. Понимая, что процесс подготовки и осуществления реформ не может быть простым и быстрым, он предлагает последовательные меры, постепенно подготавливающие его, как, например, изложенные в записке 1819 г. «Нечто о крепостном состоянии в России»3.
1. Архив братьев Тургеневых. Выпуск 1-й. Дневники и письма Николая Ивановича Тургенева за 1806-1811 годы (I том). Петербург. Типография императорской академии наук. 1911. С. 109-110.

2. Там же. С. 279-280.

3. См. Иконников В.С. Граф Н. С. Мордвинов. Историческая монография, составленная по печатным трудам и рукописным источникам профессором Университета св. Владимира. СПб.: типография и дитография А.Траншеля. С. 242.
4 В 1816 г. Н.И.Тургенев возвращается в Россию после службы в Центральном административном департаменте союзных правительств, в частности в Ликвидационной комиссии4. Оценив европейский политический, экономический и исторической опыт, он приходит к выводу о несостоятельности насильственных и революционных мер: «постепенные и мирные происшествия имеют действие более благодательное, нежели сильные, мгновенные перевороты»5.
4. См. Пискунова А.В. Н. И. Тургенев как дипломат в период послевоенного переустройства Европы в 1813-1816 гг. // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 1 (62). С. 90–99.

5. Н.И. Тургенев. Опыт теории налогов. Санкт-Петербург. В типографии Греча. 1818г. С. 6.
5 Бесспорно, что, занимая активную позицию, он стремился найти единомышленников для обсуждения состояния Отечества и поиска способов для его укрепления. Поддержку для развития своих социально-политических идей он связывал с интеллектуальными и образованными представителями общества: «Надобно всем благоразумным людям поспешествовать правительству в сем добром деле и мыслью, и словом, и делом. Цель добрая; надобно, чтобы средства были сколь можно безвредные. Споспешествование не для Правительства, а для самой вещи»6. Поддержки он искал среди членов литературного общества «Арзамас»7, в редакции журнала8. Привлечение соратников должно было способствовать распространению идей о необходимости изменений в обществе, для привлечения внимания к проблеме крепостного права. По этой причине Н.И.Тургенев оправдывает существование тайных сообществ, действующих в интересах общественного блага, но из-за ценуры, трудностей в выражении идей и опасений в непонимании намерений, действующих «без помощи и без ведома императора»9. Таким образом, тайный характер сообщества, принимающего лишь избранных участников, является возможностью для свободного и безопасного обсуждения волнующих проблем в Отечестве.
6. Архив братьев Тургеневых. Выпуск 5-й. Дневники и письма Николая Ивановича Тургенева за 1816-1824 годы (III том). Петроград. Академическая двенадцатая государственная типография. 1921. книга одиннадцатая. С. 94

7. О чем свидетельствует запись в дневнике Н.И.Тургенева от 29 сентября 1817г.: см. там же. Упоминания о литературном обществе «Арзамас» (1815-1818гг.) встречаются в его записях и письмах с 1816 по 1818гг.

8. Упоминания о работе для журнала встречаются с 31 декабря 1818г. по 23 октября 1819г. См.: Архив братьев Тургеневых. Выпуск 5-й. Дневники и письма Николая Ивановича Тургенева за 1816-1824 годы (III том). Петроград. Академическая двенадцатая государственная типография. 1921.

9. Тургенев Н.И. Россия и русские. [Электронный ресурс] URL >>>>
6 В работе «Россия и русские»10 (1847г.) Н.И. Тургенев описывает и своё участие в обществе декабристов, когда в конце 181911 г. он был приглашен войти в «Союз благоденствия» (1818-1821). В качестве его недостатков он сразу отмечает отсутствие повестки о крестьянском вопросе, недостаток опыта и политического образования у составителей устава общества, отсутствие организации (кроме как в уставе, т.е. на бумаге) и необходимость участия серьезных и влиятельных людей, сильных как в теоретических, так и в практических вопросах. Однако, не увидев, идей и призывов к действиям, тем более по изменению государственного строя, при общей положительной направленности идей во благо страны, содержащихся в уставе, Н.И.Тургенев соглашается. Обращение внимания и обсуждение состояния крепостных он указывает в качестве основной своей задачи в данном обществе, которое он оценивал крайне низко – как имеющее «безобидный и несерьезный характер»12 и не способное достичь поставленных целей. Таким образом, можно предположить, что свою роль он видел скорее, как просветительскую, гуманистическую, а не политическую. Собрания характеризуются им как обсуждения состояния дел в стране и в мире и «оплакивания» бессилия для принятия каких-либо мер.
10. Там же.

11. Но, если соотнести даты работы над журналом, который упоминается в дневниках с информацией о идее создания журнала в «России и русские», вероятно, Н.И.Тургенева пригласили в общество в 1818г. Об этом же пишет и А.Шебунин. См. А.Шебунин. Братья Тургеневы и дворянское общество александровской эпохи / Декабрист Н.И.Тургенев. Письма к брату С.И.Тургеневу (отв. ред. Н.Г.Свирин). Москва,Ленинград: Издательство академии наук СССР. 1936. С. 66.

12. Там же.
7

Пример Н.И.Тургенева и его предложение и  о личной ответственности и возможности дать волю своим крепостным в качестве первых практических шагов по их освобождению, «было принято без труда; но результат далеко не отвечал моим желаниям»13. Ещё одно его предложение – о создании журнала по обсуждению судебного права и суда присяжных, было воспринято положительно и даже обсуждалось, но не было реализовано14. Более того, он указывает, что собрания были редкими, нерезультативными и сам он присутствовал не более трёх-четырех раз. После возвращения из Москвы15, где было принято решение о роспуске «Союза», Н.И.Тургенев пишет, что «не считал себя более принадлежащим каким бы то ни было образом к какому-либо тайному обществу»16, лично распространяя и реализуя по возможности идей общества, которые считал справедливыми.

13. Там же.

14. См. там же.

15. Подтверждение поездки в Москву в указанные сроки имеется в дневнике Н.И.Тургенева: см. Архив братьев Тургеневых. Выпуск 5-й. Дневники и письма Николая Ивановича Тургенева за 1816-1824 годы (III том). Петроград. Академическая двенадцатая государственная типография. 1921. С. 257-258.; а так же в письмах к С.И. Тургеневу № 167 и 168: См.: Декабрист Н.И.Тургенев. Письма к брату С.И.Тургеневу (отв. ред. Н.Г.Свирин). Москва,Ленинград: Издательство академии наук СССР. 1936. С. 324-326.

16. Тургенев Н.И. Россия и русские. [Электронный ресурс] URL >>>>
8 На основании этой информации, отсутствия Н.И.Тургенева в России с 1822 г. (по состоянию здоровья находился в Европе), и известных данных о показаниях против него в связи с событиями на Сенной площади17, вывод о его активном участии в декабристском движении кажется недостаточно обоснованным и состоятельным.
17. См. Пискунова А.В. Политические взгляды Н.И. Тургенева в кругу декабристов // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 4 (53). С. 31-43.
9 Изменения в России, усиление страны он связывал, прежде всего, с решением крестьянского вопроса, которое должно повлечь улучшение состояния во всех сферах, которые он затрагивает (экономика, право, просвещение). Так, в письме П.Я. Чаадаеву от 27 марта 1820 г. он пишет: «Единственная мысль одушевляет меня, единую цель предполагаю себе в жизни, одна надежда еще не умерла в моем сердце: освобождение крестьян»18. Несмотря на то, что это значимое событие для развития страны произошло только в 1861 г., Н.И.Тургенев на протяжении долгих десятилетий, даже не имея возможности вернуться на Родину, продолжал разрабатывать и распространять эту идею, следить за ходом её реализации19. Опыт его работы и жизни показывает, что изменения возможно и необходимо производить ненасильственными методами, при этом, важно участие, внимание и пример даже одного человека. При успехе лично претворяемых улучшений, они распространяются, проникают в сознание и становятся необходимыми благими идеями и понятиями.
18. Письма разных лиц к П. Я. Чаадаеву / П. Я. Чаадаев. Полное собрание сочинений и избранные письма. Том 2. Письма П. Я. Чаадаева и комментарии к ним. Письма разных лиц к П. Я. Чаадаеву. Архивные документы. Именной указатель к 1 и 2 томам. М., "Наука", 1991. С. 413.

19. См.: Голованова Т. Н. И. Тургенев о крестьянской реформе // Русская литература, N 4, 1961. С. 134-142.

References

1. Arhiv brat'ev Turgenevyh. Vypusk 1-j. Dnevniki i pis'ma Nikolaya Ivanovicha Turgeneva za 1806-1811 gody (I tom). Peterburg. Tipografiya imperatorskoj akademii nauk. 1911. 512 s.

2. Ikonnikov V.S. Graf N. S. Mordvinov. Istoricheskaya monografiya, sostavlennaya po pechatnym trudam i rukopisnym istochnikam professorom Universiteta sv. Vladimira. SPb.: tipografiya i litografiya A.Transhelya. 570 s.

3. Piskunova A.V. N. I. Turgenev kak diplomat v period poslevoennogo pereustrojstva Evropy v 1813-1816 gg. // Vestnik PSTGU II: Istoriya. Istoriya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. 2015. Vyp. 1 (62). S. 90–99.

4. Turgenev N.I. Opyt teorii nalogov. Sankt-Peterburg. V tipografii Grecha. 1818. 368 s.

5. Arhiv brat'ev Turgenevyh. Vypusk 5-j. Dnevniki i pis'ma Nikolaya Ivanovicha Turgeneva za 1816-1824 gody (III tom). Petrograd. Akademicheskaya dvenadcataya gosudarstvennaya tipografiya. 1921. 528 s.

6. Turgenev N.I. Rossiya i russkie. [Elektronnyj resurs] URL http://d1825.ru/viewtopic.php?id=1445

7. Dekabrist N.I.Turgenev. Pis'ma k bratu S.I.Turgenevu (otv. red. N.G.Svirin). Moskva, Leningrad: Izdatel'stvo akademii nauk SSSR. 1936. 587 s.

8. Piskunova A.V. Politicheskie vzglyady N.I. Turgeneva v krugu dekabristov // Vestnik PSTGU II: Istoriya. Istoriya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. 2013. Vyp. 4 (53). S. 31-43.

9. CHaadaev P. YA. Polnoe sobranie sochinenij i izbrannye pis'ma. Tom 2. Pis'ma P. YA. CHaadaeva i kommentarii k nim. Pis'ma raznyh lic k P. YA. CHaadaevu. Arhivnye dokumenty. Imennoj ukazatel' k 1 i 2 tomam. M., "Nauka", 1991. 672 s.

10. Golovanova T. N. I. Turgenev o krest'yanskoj reforme // Russkaya literatura, N 4, 1961. S. 134-142.

Comments

No posts found

Write a review
Translate